Изучение творчества В.В. Маяковского в школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 13:14, курсовая работа

Описание

Задачи:
Изучить работы по литературоведению, теории и методики обучения литературе, психологии, имеющие отношение к теме исследования
Проанализировать программы по литературе (11 класс)
Выбрать наиболее удачный и оптимальный школьный учебник по литературе для 11 класса, проанализировать как представлен в нем раздел, посвященный творчеству В.В. Маяковского
Предложить собственный план и разработать урок в 11 классе по изучению творчества В. В. Маяковского

Содержание

Введение ………………………………………………………………………… 3

Глава 1. Особенности лирики В.В. Маяковского …………………………….. 4

Глава 2. Методика изучения творчества В. Маяковского в школе ………….. 9

Глава 3. Анализ программ и учебников …………………………………...… 11
3.1 Программы по литературе с углубленным изучением литературы
(11 класс) …………...……………………………………………………. 12

Глава 4. Разработка собственного урока по изучению творчества
В. В. Маяковского ……………………………………………………………... 18
4.1 Урок 1.
Тема урока: «Жизнь и творчество Владимира Маяковского» …..…… 19

Заключение ……………………………………………………………………... 23

Список использованной литературы …………………………………………. 24

Работа состоит из  1 файл

Изучение творчества Маяковского в школе.doc

— 136.00 Кб (Скачать документ)

 

 

Практическая  часть:

Чтение  и анализ стихотворения «Нате!»

  • Каков конфликт этого произведения?
  • Как развивает В.Маяковский традиционное для поэзии противопоставление поэта и толпы? Охарактеризуйте обе стороны этого конфликта.

 

Анализ  стихотворения «Адище города»

  • Найдите «произвольные» слова в стихотворении «Адище города». Как они образованы? Какую художественную функцию выполняют?
  • Найдите примеры нарушения грамматических правил в стихотворениях «Адище города», объясните, какую роль играют эти нарушения.
  • Найдите примеры метафор в стихотворении, объясните их смысл.
  • Сделайте выводы, какова роль метафор в поэтическом мире Маяковского и что такое развернутая метафора.

 

Чтение  и анализ стихотворения «Послушайте!»

 

Чем необычно построение стихотворения «Послушайте!» ?

Каким средством пользуется поэт для выделения особенно важных слов?

 

Заключительные  слова учителя:

  • Оценивая творчество В.Маяковского, не следует отрицать влияние футуризма на эстетику автора. Именно это направление во многом сформировало будущего «лирика и трибуна». Пафос революционного обновления, поэзия индустриального города, вызов буржуазному быту, с одной стороны, и активный поиск новых художественных форм — с другой, — вот то, что унаследовал в своем творчестве поэт от идей и методов футуризма. Годы, на протяжении которых он был связан с этим направлением, стали для него годами учения, формирования поэтического мастерства, литературного кредо, по законам которого развивалось его дальнейшее творчество.

 

Домашнее  задание:

  • Прочитать поэму «Облако в штанах»
  • Выписать из словаря определение развернутой метафоры

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

     Литературный XX век без В.В.Маяковского неполон.  И каким бы спорным и противоречивым ни представлялось сегодня творчество В.Маяковского, он был и остается одним из величайших русских поэтов. Конечно, были у поэта и свои неудачи, и промахи и заблуждения, но он сам понимал, что не все, что он пишет, останется в истории.

Сегодня Маяковский не совсем актуален политически, но крайне актуален человечески  и эстетически, что позволяет  нам изучать его творчество более  объективно, не будучи зацикленными лишь на одной грани его поэзии. Любовь была для В.Маяковского "всем". И это "всё" было в полном смысле "всем": революцией, страной, миром, народом, друзьями, женщинами, которых любил поэт. И то, что для многих является сугубо личным, интимным, у Маяковского наполнено разноголосицей жизни и поднято до космических масштабов в утверждении и в отрицании.

Каким бы спорным и  противоречивым ни представлялось сегодня  творчество Маяковского, с высоты протекшего времени мы видим правоту тех, кто предрекал ему долгую жизнь в искусстве. Это были самые проницательные и чуткие его читатели-современники и самые авторитетные для нас судьи в поэзии.

В наше время задача учителя литературы средней школы приложить все усилия, чтобы сделать  творчество поэта понятным, доступным для восприятия.

     «Да, Маяковского  изучать ещё трудно, но уже  ясно, что изучать историю русской поэзии, минуя, опуская Маяковского, нельзя. Сейчас уже нет сомнений, что Маяковский “устоит”, несмотря на все обвинения и разоблачения».

 

 

 

Список использованной литературы:

 

  1. Жив ли Маяковский. Н. Миронова. - М.:  «Первое сентября «Литература» №1, 2001.
  2. Изучение лирики в школе. Книга для учителя. Медведев В. П. – М., 1985.
  3. Лирический герой ранней лирики В.В. Маяковского. Готовимся к сочинению. О. Ерёмина. - М.: «Первое сентября «Литература» N9, 2005.
  4. Маяковский В. Сплошное сердце: стихотворения и отрывки из поэм / сост. предислов. и примеч. Вл. Смирнова. – М.: Детская литература, 1983.
  5. Маяковский: Жизнь и творчество (1893—1917). Перцов В. — М.: Наука, 1969. — 366 с.
  6. Маяковский-лирик: книга для учителя. Карпов А. С. – М.: Просвещение, 1988. – 108 с.
  7. Программа курса «Русская литература» для школ и классов гуманитарного профиля (10-11 классы) / под ред. Г. А. Обернихиной. - М.: Дрофа, 2008. – 65 с.
  8. Программа по литературе ( 5-11 классы) для школ и классов с углублённым изучением литературы, гимназий и лицеев гуманитарного профиля / Под ред. М.Б.Ладыгина. - М.: Дрофа, 2006.
  9. Русская литература XX века. 11 класс. Учебник: В 2 частях / Под ред. В.В. Агеносова. - М.: Дрофа, 2002.
  10. Русская поэзия 20 века в выпускном классе. Книга для учителя. Страшнов С. Л. - М., Просвещение, 1999. – 114 с.

Информация о работе Изучение творчества В.В. Маяковского в школе