Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 23:21, реферат
С течением времени, благодаря исследованиям и научным трудам великих ученых XIX-XX века методика пунктуации стала самостоятельной областью методики преподавания русского языка в школе. Сегодня она устанавливает принципы методики пунктуации и дает возможность правильно выстраивать учебные программы с использованием эффективных методов обучения школьников в этом важнейшем разделе курса русского языка.
Введение………………………………………………………………………...…3
Глава 1. Теоретические основы обучения пунктуации………………………...4
1.1 Цели обучения пунктуации и ее место в школьном курсе
русского языка………………….……………………………………………..4
1.2 Этапы обучения пунктуации …………………………………………….…..6
1.3 Принципы и свойства русской пунктуации…………………………………7
Глава 2. Работа по совершенствованию пунктуационных навыков...............10
2.1 Методы обучения пунктуации…………………………………..………….11
2.2 Методика работы над пунктуационным правилом……………………..…14
Глава 3. Формирование у учащихся пунктуационных умений………………16
3.1 Списывание как вид пунктуационного упражнения………………………17
3.2 Диктант как вид пунктуационного упражнения…………………………..19
Заключение…………………….……………………………………………..…..21
Библиография……………………………….…
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
СОЧИНСКИЙ ИНСТИТУТ
ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
РОССИЙСКОГО
УНИВЕРСИТЕТА ДРУЖБЫ
НАРОДОВ
ИСТОРИКО-ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ
ФАКУЛЬТЕТ
НАПРАВЛЕНИЕ: ФИЛОЛОГИЯ
КАФЕДРА: РУССКОГО ЯЗЫКА И МЕТОДИКИ ЕГО ПРЕПОДАВАНИЯ
ДИСЦИПЛИНА: МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА В ШКОЛЕ
ТЕМА: «Эффективные способы
обучения пунктуации»
РЕФЕРАТ
Выполнил: студентка 2-ого курса
историко-филологического
факультета
группы Ф-О9
-
Проверил: доцент
-
Сочи 2010
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Теоретические основы обучения пунктуации………………………...4
1.1 Цели обучения пунктуации и ее место в школьном курсе
русского языка………………….……………………
1.2 Этапы обучения пунктуации …………………………………………….…..6
1.3 Принципы и свойства русской пунктуации…………………………………7
Глава 2. Работа по совершенствованию пунктуационных навыков...............10
2.1 Методы обучения
пунктуации…………………………………..………….
2.2 Методика работы над пунктуационным правилом……………………..…14
Глава 3. Формирование у учащихся пунктуационных умений………………16
3.1 Списывание как вид пунктуационного упражнения………………………17
3.2 Диктант как вид пунктуационного упражнения…………………………..19
Заключение…………………….……………………………
Библиография……………………………….……………
Введение
Система пунктуации является одной из важнейших систем языка. Пунктуация — это раздел языкознания, в котором изучаются знаки препинания и правила их использования на письме. Знаки препинания вместе с буквами служат графическим средством передачи на письме устной речи.
Владение пунктуационной грамотностью имеет большое общекультурное значение, является показателем уровня речевого развития человека, поэтому поиск эффективных способов обучения пунктуации является важной задачей. Школа призвана научить детей свободному пользованию знаками препинания в своих письменных высказываниях. Для этого учитель русского языка должен владеть методикой обучения пунктуационным умениям, а этому учит методика пунктуации — раздел методики преподавания русского языка, в котором описывается процесс формирования у учащихся пунктуационных умений и навыков.
С
течением времени, благодаря исследованиям
и научным трудам великих ученых
XIX-XX века методика пунктуации стала самостоятельной
областью методики преподавания русского
языка в школе. Сегодня она устанавливает
принципы методики пунктуации и дает возможность
правильно выстраивать учебные программы
с использованием эффективных методов
обучения школьников в этом важнейшем
разделе курса русского языка.
1.1 Цели обучения пунктуации и ее место в школьном курсе
русского языка
Конечная цель обучения детей пунктуации в школе — сформировать у них пунктуационную грамотность, под которой понимается умение пишущего правильно употреблять знаки препинания для членения предложений и текста на смысловые отрезки, а читающего — адекватно с пишущим понимать написанное.
Существуют два уровня овладения пунктуационной грамотностью: абсолютная и относительная. Абсолютная пунктуационная грамотность предполагает безукоризненное владение всеми пунктуационными нормами и умение адекватно использовать знаки препинания в авторских целях. Относительная пунктуационная грамотность отражает владение только частью пунктуационных правил. «Абсолютно грамотными и в орфографии, и в пунктуации являются немногие исключительно опытные корректоры и тоже немногие знающие учителя русского языка. Все остальные пишущие люди, считающие себя грамотными, грамотны лишь относительно» (Л.В. Щерба).
Школа ставит цель — достижение относительной пунктуационной грамотности, для достижения которых реализуются специальные цели работы по пунктуации в школе, которые делят на две группы:
1) Познавательные цели. Для овладения пунктуационными нормами необходимы знания по пунктуации, на основе которых формируются пунктуационные умения. Этот факт определяет постановку познавательных целей работы по пунктуации в школе:
Все
перечисленные частные
2) Практические цели. Это цели, направленные на формирование пунктуационных умений, т.е. интеллектуальных действий по определению места для знака препинания, выбора необходимого знака на основе семантико-грамматического анализа коммуникативных единиц. Перед школой стоят следующие практические цели:
Пунктуация в курсе русского языка — один из важнейших разделов, который изучается, как и орфография, на протяжении всех лет обучения в школе, начиная с начальных классов. Пунктуация, являясь средством членения предложения и текста на смысловые отрезки, тесно связана с синтаксисом, поэтому знакомству с пунктуационной нормой должно предшествовать изучение синтаксической категории. Таким образом, параллельно с синтаксисом ведется работа над пунктуационными правилами.
М.Т. Баранов выделяет некоторые пунктуационные понятия и умения, которые желательно было бы компактно преподнести учащимся как своеобразную базу перед изучением конкретных пунктуационных норм: понятия пунктуация, знаки препинания, функции знаков препинания, пунктуационно-смысловой отрезок, условия выбора знака (знаков) препинания, опознавательный признак применения пунктуационного правила, пунктуационное правило, а также умение находить пунктуационно-смысловой отрезок.
1.2 Этапы обучения пунктуации
При изучении курса русского языка в школе достаточно четко выделяются три этапа обучения нормам пунктуации. Так, в начальной школе большое внимание уделяется формальным внешним признакам и условиям постановки пунктуационных знаков: учащиеся при постановке запятых ориентируются на присутствие в тексте союзов и союзных слов (что, где, когда, который и т.п.). Устойчивость этого навыка приводит к тому, что и в старших классах учащиеся при пунктуационном оформлении предложения продолжают ориентироваться не на синтаксическую структуру предложения, а на те же формальные признаки, что приводит к частым ошибкам.
Следующий
этап изучения пунктуации характеризуется
вниманием к
Систематическая
работа по пунктуации реализуется в
VIII-IX классах. При этом в VIII классе ведется
работа над пунктуацией простого
предложения и предложений с
прямой речью. Сочетается повторение пройденных
в V и VII классах пунктуационных норм
с новыми вариантами этих норм, а
также вводятся новые смысловые
единицы — обособленные члены
предложения и вводные слова, словосочетания
и предложения. В IX классе изучаются правила
разделения знаками препинания простых
предложений в сложном.
1.3 Принципы и свойства русской пунктуации
Устойчивость
русской пунктуационной системы
объясняется в первую очередь
тем, что определяющие ее принципы позволяют
передавать на письме и смысловую, и
синтаксическую, и в значительной
степени интонационную
Принципы, на которых основана вся система правил пунктуации, осмыслялись постепенно. Так, В. К. Тредиаковский считал, что «препинание есть слов, членов и целые речи разделение, определенными знаками изображаемое, во чтении к понятию содержания и к отдохновение служащее, также и порядок сочинения указывающее». Иными словами, В. К. Тредиаковский видел назначение пунктуации («препинания») в смысловом, интонационном и синтаксическом расчленение речи. М. В. Ломоносов подчеркнул смысловые и синтаксические функции знаков препинания: «Строчные знаки ставятся по силе разума и по его расположения к союзам».
В русском языкознании различают три основных направления в понимании принципов пунктуации: логическое (смысловое), синтаксическое (или грамматическое) и интонационное.
Смысловой (или логический) принцип выдвинут Ф.И. Буслаевым, который писал, что «знаки препинания имеют двоякое назначение: 1) способствуют ясности в изложении мыслей, отделяя одно предложение от другого или одну часть его от другой, и 2) выражают ощущения мира говорящего и его отношение к слушающему» (О преподавании отечественного языка. — М., 1992). Этот принцип развивали С.И. Абакумов, А.Б. Шапиро, А.Ф. Ломизов и другие.
Синтаксический (или грамматический) принцип развил Я. К. Грот, писавший о том, что с помощью знаков препинания устанавливается «большая или меньшая связь между предложениями, а отчасти и между членами предложений», создаются условия для облегчения читателю понимания писаной речи. Данный принцип поддерживал А.И. Гвоздев, а в настоящее время Г.И. Блинов, Н.С. Валгина и другие.
Интонационный принцип выдвинул Л.В. Щерба, писавший, что знаки препинания обозначают фразовую интонацию. Этот принцип развивали А.М. Пешковский, Л.А. Булаховский, Г.П. Фирсов и другие.
В 70-е гг. нашего века ученые пришли к выводу, что «современная пунктуация строится не на одном только каком-либо принципе, а на ряде принципов... в их совокупности, причем эти принципы часто перекрещиваются между собою» (Текучев А.В. Методика преподавания русского языка. — М., 1980). По наблюдениям Г.И.Блинова, эта совокупность отражается в формулировках пунктуационных правил.
В практике письма пишущему приходится одновременно решать две взаимосвязанные пунктуационные задачи: определить место для знака (знаков) препинания и выбрать необходимый знак препинания. Ни интонационный, ни смысловой принципы достоверно не могут определить место знака (знаков) препинания. Эту задачу уверенно решает синтаксический (грамматический) принцип, потому что «знаки препинания, — пишет А.И.Гвоздев, — обозначают такие обобщенные значения, которые получают выражение в синтаксических конструкциях» (Современный русский литературный язык. — Ч. II. — М., 1963). Смысловой и интонационный принципы дают возможность решать задачи выбора знака (знаков) препинания. Например, восклицательный знак выбирается исключительно по интонационному принципу и в конце предложения, и после обращения. В процессе обучения детей необходимо учитывать указанные сферы действия принципов у школьников синтаксического и интонационно-смыслового анализа предложений.