Эффективные способы обучения пунктуации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 23:21, реферат

Описание

С течением времени, благодаря исследованиям и научным трудам великих ученых XIX-XX века методика пунктуации стала самостоятельной областью методики преподавания русского языка в школе. Сегодня она устанавливает принципы методики пунктуации и дает возможность правильно выстраивать учебные программы с использованием эффективных методов обучения школьников в этом важнейшем разделе курса русского языка.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...…3
Глава 1. Теоретические основы обучения пунктуации………………………...4
1.1 Цели обучения пунктуации и ее место в школьном курсе
русского языка………………….……………………………………………..4
1.2 Этапы обучения пунктуации …………………………………………….…..6
1.3 Принципы и свойства русской пунктуации…………………………………7
Глава 2. Работа по совершенствованию пунктуационных навыков...............10
2.1 Методы обучения пунктуации…………………………………..………….11
2.2 Методика работы над пунктуационным правилом……………………..…14
Глава 3. Формирование у учащихся пунктуационных умений………………16
3.1 Списывание как вид пунктуационного упражнения………………………17
3.2 Диктант как вид пунктуационного упражнения…………………………..19
Заключение…………………….……………………………………………..…..21
Библиография……………………………….…

Работа состоит из  1 файл

РЕФЕРАТ.docx

— 55.48 Кб (Скачать документ)

     Современная русская пунктуация строится на смысловой и структурно- грамматической основах, которые взаимосвязаны и обуславливают друг друга, поэтому можно говорить о единой семантико-грамматической основе русской пунктуации. Пунктуация отражает смысловое членение письменной речи, указывает на смысловые связи и отношения между отдельными словами и группами слов, на различные смысловые оттенки частей письменного текста. Но те или иные смысловые связи слов и частей текста находят своё выражение в определённой грамматической структуре. И не случайно формулировка большинства правил современной русской пунктуации опирается одновременно и на смысловые особенности предложения (на смысловую основу), и на особенности его структуры особенности построения предложения, его частей, наличие или отсутствие союзов, способы выражения членов предложения, порядок их расположения и т. п., что и составляет структурно-грамматическую основу пунктуации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Работа по совершенствованию пунктуационных  навыков

     Система работы по совершенствованию пунктуационных  навыков состоит из ряда компонентов, направленных на получение и усвоение учащимися знаний по пунктуации и обеспечивающих полноценное изучение школьной программы по синтаксису и пунктуации. Одним из важнейших компонентов обучения знакам препинания является дидактический материал.

     Именно  отсутствие высококачественно дидактического материала для совершенствования  пунктуационных навыков является одной  из причин низкой пунктуационной грамотности  выпускников средней школы. Дидактический  материал является решающим  звеном в обучении языку вообще и знакам препинания в частности.

     Основной  вид дидактического материала для  совершенствования пунктуационных  навыков словосочетания, предложения, связные тексты. Выбор вида дидактического материала зависит от форм, методов и приемов работы по пунктуации, от характера изучаемой темы, от этапа становления пунктуационного навыка.

     Неотъемлемой  частью работы является применение эффективных  методов обучения пунктуации, которые  в зависимости от задач и целей урока при изучении конкретной темы делятся на теоретические, практические и теоретико-практические. 
 
 
 
 
 
 

2.1 Методы обучения  пунктуации

     Методы  практического обучения пунктуации служат для подготовки учащихся к обобщениям. Эта задача решается с помощью таких методов обучения, как подбор предложений с изучаемыми пунктограммами, письменные работы с грамматико-пунктуационным заданием и др.

     1. Подбор предложений с изучаемыми пунктограммами. На уроках могут быть предложены такие задания:

составить по одному примеры на каждый случай употребления тире между подлежащим и сказуемым;

составить по два предложения со словами итак и так, к счастью, казалось, должно быть, кстати, видно так, чтобы в первом случае они были членами предложения, а во втором вводными словами;

составить два сложноподчиненных предложения с придаточными определительными, стоящими после главного предложения и в середине главного;

составить три сложноподчиненных предложения с союзным словом где, прикрепляющим придаточные изъяснительные, места и определительные.

     2. Письменные работы с грамматико-пунктуационным заданием. Учащиеся могут выполнять письменные работы упражнения из учебника и упражнения, предлагаемые преподавателем. Например, выписать из текста сложные предложения в следующем порядке: а) сложносочиненные, б) сложноподчиненные; в) бессоюзные.

     У учащихся старших классов накоплен достаточный запас наблюдений над  языком, чтобы иметь базу для анализа  и синтеза наблюдений этого материала, т.е. для перехода к теоретическому изучению языка. В этих целях применяются такие методы, как самостоятельное изучение материала по учебнику, анализ предложения, выведение обобщающего правила, ответы на вопросы, формулирование вывода по теме и др.

     1. Анализ предложения. Он необходим для уяснения изучаемого в данный момент материала по синтаксису и пунктуации и для выведения обобщающего правила. В процессе анализа предложения устанавливается его тип, определяется его состав, выясняется связь между членами предложения и обосновываются знаки препинания.

     2. Выведение обобщающего правила один из методов обобщения учебного материала. Обобщающее правило не является простой суммой «частных правил», а отражает самое главное в материале.

     3. Ответы на вопросы это метод проверки усвоения учащимися теории, обобщающие правила, на основе которых совершенствуются навыки. Например, для проверки усвоения теории по теме «Слова, грамматически не связанные с членами предложения» учащимся могут быть поставлены следующие вопросы:

      Как выделяются на письме вводные слова и предложения?

     Какими знаками препинания выделяются обращения?

      Как обособляются слова Да и Нет?

     4. Формирование учащимися вывода по теме. Ценность этого метода состоит в том, что, применяя его, учащиеся находят в материале главное и учатся оформлять мысли стройно, четко, ясно, логически и грамматически правильно, а также развивают навыки монологической речи.

     Факты, накопленные с помощью практических методов и осмысленные в результате теоретического изучения материала, должны быть усвоены учащимися. Эта задача решается с помощью методов теоретико-практического  изучения, т.к. упражнений. Это такие  методы, как пунктуационный разбор, комментированное письмо, составление сводных таблиц, конструирование предложений и др.

     1. Пунктуационный разбор вид языкового анализа. Он состоит в нахождении пунктограмм, их объяснении, в синтаксическом, смысловом и интонационном обосновании, в указании способов их проверки, наконец, в выполнении самого действия проверки и в выборе нужного знака. В практике используется полный пунктуационный разбор, когда рассматриваются все пунктограммы, и тематический, выборочный, когда исследуются пунктограммы лишь на определенные темы.

     2. Сопоставление сводных таблиц. Убедительным доказательством усвоения материала является умение изложить полученные знания в виде схемы или таблицы. При этом составление таблиц и схем одновременно служит и методом закрепления материала.

     3. К числу синтетических методов  обучения пунктуации также относится  конструирование предложений: в процессе конструирования учащиеся объединяют части в целое, строят из отдельных языковых форм предложения, фразы, связные тексты. Учащимся могут быть предложены такие, например, задания: из данных простых предложений построить сложные, по возможности разных типов, объяснить знаки препинания; перестроить предложения, изъяв из них обобщающие слова при однородных членах предложения; вставить в предложения вводные слова. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.2 Методика работы над пунктуационным правилом

     Пунктуационное  правило это особая инструкция, содержащая перечень условий выделения или невыделения знаками препинания пунктуационно-смыслового отрезка в предложении или тексте. Условия, заключенные в пунктуационном правиле, отражают постоянную зависимость выбора знака (знаков) препинания от сочетания ряда языковых особенностей предложения. Пунктуационное правило регулирует пунктуационную норму, соблюдение которой обязательно для пишущего. Основу пунктуационного правила составляет пунктуационно-смысловой отрывок; выделение его знаками препинания уточняет высказывание, делает его выразительным.

     В зависимости от того, определяет ли правило постановку знака (знаков) препинания или запрещает его (их) употребление, правила делятся на позитивные и негативные. Знание об этом свойстве пунктуационных правил необходимо для эффективной организации работы по обучению пунктуации.

     В работе над пунктуационным правилом выделяется два этапа: усвоение учащимися  условий постановки или непостановки знаков препинания при пунктуационно-смысловых  отрезках; обучение школьников применению на практике изученного пунктуационного  правила.

     Пунктуационная  норма описывается с помощью  перечисления условий постановки или  непостановки знака (или знаков) препинания. В их число входит название пунктуационно-смыслового отрезка, место его в коммуникативной  единице, наличие каких-либо грамматических особенностей (например, союзов), обладание каким-либо логико-предметным значением (например, причиной, противопоставлением). Ознакомить учащихся с пунктуационным правилом это значит разъяснить им, какие условия определяют постановку или непостановку знака (знаков) препинания, а также выбор нужного знака.

     В целях ознакомления школьников с  условиями постановки или непостановки, а также выбора знака (знаков) препинания используются все четыре познавательных метода обучения: сообщение учителя; самостоятельный анализ учащимися пунктуационного правила; беседа; самостоятельный анализ учащимися материала для наблюдения. Выбор учителем одного из них или их комбинации определяется степенью знакомства школьников с пунктуационной нормой, ее членимостью четкой или нечеткой на варианты, а также уровнем лингвистического и общего развития (способностью к самостоятельному анализу). При любом методе обучения, который выберет преподаватель, учащихся необходимо провести через все этапы осознания нового материала. Для восприятия детьми изучаемой пунктуационной нормы можно использовать запись соответствующего предложения с графическим выделением пунктуационно-смыслового отрезка либо на классной доске, либо спроецировать ее на экран с помощью кодоскопа, а также печатную таблицу, имеющую соответствующий материал.

     Завершается осознание новой пунктуационной нормы работой над пунктуационным правилом. В нее входят следующие  элементы: 1) название пунктуационно-смыслового отрезка, перечисление условий, которые должны войти в правило; 2) в слабом классе чтение правила по учебнику, в сильном самостоятельное его формулирование.

     В процессе запоминания учащиеся два-три  раза читают про себя формулировку нового пунктуационного правила, записывают по памяти перечень условий постановки или непостановки знака (или  знаков) препинания. Воспроизведение выученного правила осуществляется либо устно двумя-тремя учениками, либо всеми письменно.  
 
 
 

Глава 3. Формирование у учащихся пунктуационных умений

     Пунктуационное  умение это интеллектуально-мыслительное действие, заключающееся в постановке или непостановке знаков препинания в коммуникативных единицах в предложении и тексте. Оно отражает речемыслительную деятельность пишущего, связанную с поиском и реализацией средства языкового выражения, поэтому формирование пунктуационных умений учащихся необходимо тесно связывать с работой по развитию речи.

     В зависимости от мыслительных операций и конечного результата вычленяются  следующие виды пунктуационных умений:

  • видеть смысловые отрезки в готовых коммуникативных единицах, а также предвидеть их в создаваемых самим пишущим коммуникативных единицах;
  • пунктуационно правильно оформлять предложения и текст в соответствии с изученными пунктуационными правилами;
  • уметь обосновать место и выбор знака (знаков) препинания;
  • находить пунктуационные ошибки и исправлять их.

     Ученик  должен обладать умением видеть в готовом предложении смысловой отрезок, требующий выделения знаками препинания и предвидеть те или иные смысловые отрезки, необходимые для выражения определенного дополнительного значения. Не владея пунктуационной зоркостью, ученик не сможет правильно ставить знаки препинания в предложениях и в тексте. В развитии ее существенную роль играет работа над опознавательными признаками «точек» применения пунктуационных правил, другими словами, мест в предложении для постановки или непостановки знаков препинания. В процессе формирования у школьников пунктуационных умений на чужом материале, имеющемся в учебнике или привлекаемом учителем, применяются различные виды списывания и диктанта.

Информация о работе Эффективные способы обучения пунктуации