Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 23:21, реферат
С течением времени, благодаря исследованиям и научным трудам великих ученых XIX-XX века методика пунктуации стала самостоятельной областью методики преподавания русского языка в школе. Сегодня она устанавливает принципы методики пунктуации и дает возможность правильно выстраивать учебные программы с использованием эффективных методов обучения школьников в этом важнейшем разделе курса русского языка.
Введение………………………………………………………………………...…3
Глава 1. Теоретические основы обучения пунктуации………………………...4
1.1 Цели обучения пунктуации и ее место в школьном курсе
русского языка………………….……………………………………………..4
1.2 Этапы обучения пунктуации …………………………………………….…..6
1.3 Принципы и свойства русской пунктуации…………………………………7
Глава 2. Работа по совершенствованию пунктуационных навыков...............10
2.1 Методы обучения пунктуации…………………………………..………….11
2.2 Методика работы над пунктуационным правилом……………………..…14
Глава 3. Формирование у учащихся пунктуационных умений………………16
3.1 Списывание как вид пунктуационного упражнения………………………17
3.2 Диктант как вид пунктуационного упражнения…………………………..19
Заключение…………………….……………………………………………..…..21
Библиография……………………………….…
Современная
русская пунктуация строится на смысловой
и структурно- грамматической основах,
которые взаимосвязаны и обуславливают
друг друга, поэтому можно говорить о единой
семантико-грамматической основе русской
пунктуации. Пунктуация отражает смысловое
членение письменной речи, указывает на
смысловые связи и отношения между отдельными
словами и группами слов, на различные
смысловые оттенки частей письменного
текста. Но те или иные смысловые связи
слов и частей текста находят своё выражение
в определённой грамматической структуре.
И не случайно формулировка большинства
правил современной русской пунктуации
опирается одновременно и на смысловые
особенности предложения (на смысловую
основу), и на особенности его структуры —
особенности построения предложения,
его частей, наличие или отсутствие союзов,
способы выражения членов предложения,
порядок их расположения и т. п., что и составляет
структурно-грамматическую основу пунктуации.
Глава 2. Работа по совершенствованию пунктуационных навыков
Система работы по совершенствованию пунктуационных навыков состоит из ряда компонентов, направленных на получение и усвоение учащимися знаний по пунктуации и обеспечивающих полноценное изучение школьной программы по синтаксису и пунктуации. Одним из важнейших компонентов обучения знакам препинания является дидактический материал.
Именно
отсутствие высококачественно
Основной вид дидактического материала для совершенствования пунктуационных навыков — словосочетания, предложения, связные тексты. Выбор вида дидактического материала зависит от форм, методов и приемов работы по пунктуации, от характера изучаемой темы, от этапа становления пунктуационного навыка.
Неотъемлемой
частью работы является применение эффективных
методов обучения пунктуации, которые
в зависимости от задач и целей урока при
изучении конкретной темы делятся на теоретические,
практические и теоретико-практические.
2.1 Методы обучения пунктуации
Методы практического обучения пунктуации служат для подготовки учащихся к обобщениям. Эта задача решается с помощью таких методов обучения, как подбор предложений с изучаемыми пунктограммами, письменные работы с грамматико-пунктуационным заданием и др.
1. Подбор предложений с изучаемыми пунктограммами. На уроках могут быть предложены такие задания:
— составить по одному примеры на каждый случай употребления тире между подлежащим и сказуемым;
— составить по два предложения со словами итак — и так, к счастью, казалось, должно быть, кстати, видно так, чтобы в первом случае они были членами предложения, а во втором — вводными словами;
— составить два сложноподчиненных предложения с придаточными определительными, стоящими после главного предложения и в середине главного;
— составить три сложноподчиненных предложения с союзным словом где, прикрепляющим придаточные изъяснительные, места и определительные.
2. Письменные работы с грамматико-пунктуационным заданием. Учащиеся могут выполнять письменные работы — упражнения из учебника и упражнения, предлагаемые преподавателем. Например, выписать из текста сложные предложения в следующем порядке: а) сложносочиненные, б) сложноподчиненные; в) бессоюзные.
У учащихся старших классов накоплен достаточный запас наблюдений над языком, чтобы иметь базу для анализа и синтеза наблюдений этого материала, т.е. для перехода к теоретическому изучению языка. В этих целях применяются такие методы, как самостоятельное изучение материала по учебнику, анализ предложения, выведение обобщающего правила, ответы на вопросы, формулирование вывода по теме и др.
1. Анализ предложения. Он необходим для уяснения изучаемого в данный момент материала по синтаксису и пунктуации и для выведения обобщающего правила. В процессе анализа предложения устанавливается его тип, определяется его состав, выясняется связь между членами предложения и обосновываются знаки препинания.
2. Выведение обобщающего правила — один из методов обобщения учебного материала. Обобщающее правило не является простой суммой «частных правил», а отражает самое главное в материале.
3. Ответы на вопросы — это метод проверки усвоения учащимися теории, обобщающие правила, на основе которых совершенствуются навыки. Например, для проверки усвоения теории по теме «Слова, грамматически не связанные с членами предложения» учащимся могут быть поставлены следующие вопросы:
— Как выделяются на письме вводные слова и предложения?
— Какими знаками препинания выделяются обращения?
— Как обособляются слова Да и Нет?
4. Формирование учащимися вывода по теме. Ценность этого метода состоит в том, что, применяя его, учащиеся находят в материале главное и учатся оформлять мысли стройно, четко, ясно, логически и грамматически правильно, а также развивают навыки монологической речи.
Факты,
накопленные с помощью
1. Пунктуационный разбор — вид языкового анализа. Он состоит в нахождении пунктограмм, их объяснении, в синтаксическом, смысловом и интонационном обосновании, в указании способов их проверки, наконец, в выполнении самого действия проверки и в выборе нужного знака. В практике используется полный пунктуационный разбор, когда рассматриваются все пунктограммы, и тематический, выборочный, когда исследуются пунктограммы лишь на определенные темы.
2. Сопоставление сводных таблиц. Убедительным доказательством усвоения материала является умение изложить полученные знания в виде схемы или таблицы. При этом составление таблиц и схем одновременно служит и методом закрепления материала.
3.
К числу синтетических методов
обучения пунктуации также
2.2 Методика работы над пунктуационным правилом
Пунктуационное правило — это особая инструкция, содержащая перечень условий выделения или невыделения знаками препинания пунктуационно-смыслового отрезка в предложении или тексте. Условия, заключенные в пунктуационном правиле, отражают постоянную зависимость выбора знака (знаков) препинания от сочетания ряда языковых особенностей предложения. Пунктуационное правило регулирует пунктуационную норму, соблюдение которой обязательно для пишущего. Основу пунктуационного правила составляет пунктуационно-смысловой отрывок; выделение его знаками препинания уточняет высказывание, делает его выразительным.
В зависимости от того, определяет ли правило постановку знака (знаков) препинания или запрещает его (их) употребление, правила делятся на позитивные и негативные. Знание об этом свойстве пунктуационных правил необходимо для эффективной организации работы по обучению пунктуации.
В работе над пунктуационным правилом выделяется два этапа: усвоение учащимися условий постановки или непостановки знаков препинания при пунктуационно-смысловых отрезках; обучение школьников применению на практике изученного пунктуационного правила.
Пунктуационная норма описывается с помощью перечисления условий постановки или непостановки знака (или знаков) препинания. В их число входит название пунктуационно-смыслового отрезка, место его в коммуникативной единице, наличие каких-либо грамматических особенностей (например, союзов), обладание каким-либо логико-предметным значением (например, причиной, противопоставлением). Ознакомить учащихся с пунктуационным правилом — это значит разъяснить им, какие условия определяют постановку или непостановку знака (знаков) препинания, а также выбор нужного знака.
В целях ознакомления школьников с условиями постановки или непостановки, а также выбора знака (знаков) препинания используются все четыре познавательных метода обучения: сообщение учителя; самостоятельный анализ учащимися пунктуационного правила; беседа; самостоятельный анализ учащимися материала для наблюдения. Выбор учителем одного из них или их комбинации определяется степенью знакомства школьников с пунктуационной нормой, ее членимостью — четкой или нечеткой — на варианты, а также уровнем лингвистического и общего развития (способностью к самостоятельному анализу). При любом методе обучения, который выберет преподаватель, учащихся необходимо провести через все этапы осознания нового материала. Для восприятия детьми изучаемой пунктуационной нормы можно использовать запись соответствующего предложения с графическим выделением пунктуационно-смыслового отрезка либо на классной доске, либо спроецировать ее на экран с помощью кодоскопа, а также печатную таблицу, имеющую соответствующий материал.
Завершается
осознание новой пунктуационной
нормы работой над
В
процессе запоминания учащиеся два-три
раза читают про себя формулировку
нового пунктуационного правила, записывают
по памяти перечень условий постановки
или непостановки знака (или
знаков) препинания. Воспроизведение выученного
правила осуществляется либо устно двумя-тремя
учениками, либо всеми письменно.
Глава 3. Формирование у учащихся пунктуационных умений
Пунктуационное умение — это интеллектуально-мыслительное действие, заключающееся в постановке или непостановке знаков препинания в коммуникативных единицах — в предложении и тексте. Оно отражает речемыслительную деятельность пишущего, связанную с поиском и реализацией средства языкового выражения, поэтому формирование пунктуационных умений учащихся необходимо тесно связывать с работой по развитию речи.
В зависимости от мыслительных операций и конечного результата вычленяются следующие виды пунктуационных умений:
Ученик должен обладать умением видеть в готовом предложении смысловой отрезок, требующий выделения знаками препинания и предвидеть те или иные смысловые отрезки, необходимые для выражения определенного дополнительного значения. Не владея пунктуационной зоркостью, ученик не сможет правильно ставить знаки препинания в предложениях и в тексте. В развитии ее существенную роль играет работа над опознавательными признаками «точек» применения пунктуационных правил, другими словами, мест в предложении для постановки или непостановки знаков препинания. В процессе формирования у школьников пунктуационных умений на чужом материале, имеющемся в учебнике или привлекаемом учителем, применяются различные виды списывания и диктанта.