Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 23:21, реферат
С течением времени, благодаря исследованиям и научным трудам великих ученых XIX-XX века методика пунктуации стала самостоятельной областью методики преподавания русского языка в школе. Сегодня она устанавливает принципы методики пунктуации и дает возможность правильно выстраивать учебные программы с использованием эффективных методов обучения школьников в этом важнейшем разделе курса русского языка.
Введение………………………………………………………………………...…3
Глава 1. Теоретические основы обучения пунктуации………………………...4
1.1 Цели обучения пунктуации и ее место в школьном курсе
русского языка………………….……………………………………………..4
1.2 Этапы обучения пунктуации …………………………………………….…..6
1.3 Принципы и свойства русской пунктуации…………………………………7
Глава 2. Работа по совершенствованию пунктуационных навыков...............10
2.1 Методы обучения пунктуации…………………………………..………….11
2.2 Методика работы над пунктуационным правилом……………………..…14
Глава 3. Формирование у учащихся пунктуационных умений………………16
3.1 Списывание как вид пунктуационного упражнения………………………17
3.2 Диктант как вид пунктуационного упражнения…………………………..19
Заключение…………………….……………………………………………..…..21
Библиография……………………………….…
3.1 Списывание как вид пунктуационного упражнения
Это упражнение заключается в переписывании учащимися из учебника или из другого дидактического материала — в форме отдельных предложений или текста — с одновременным выполнением пунктуационных заданий. При списывании обучение опирается на зрительную память. Списывание существует в двух разновидностях: в неосложненной и в осложненной форме.
Неосложненное списывание состоит в переписывании дидактического материала в естественном виде, т.е. не имеющем каких-либо синтаксических или пунктуационных изменений. Обучающая пунктуационная сущность данного упражнения состоит в обнаружении смысловых отрезков и обосновании выбора знаков препинания. При списывании учащимся даются следующие пунктуационные задания:
Осложненное списывание — это переписывание учащимися дидактического материала, содержащего синтаксические или пунктуационные изменения. В дидактическом материале для данного упражнения имеются следующие виды осложнений: пропуски знаков препинания (всех или части) и переконструирование (вставка каких-либо смысловых отрезков или изменение структуры предложения). В обоих случаях учащимся приходится решать пунктуационные задачи: находить место (места) для знака (знаков) препинания и выбирать из возможных необходимый знак препинания.
При осложненном списывании выполняются следующие пунктуационные задания:
3.2 Диктант как вид пунктуационного упражнения
Данное упражнение заключается в записи по слуху дидактического материала — предложений или текста — с одновременной постановкой необходимых знаков препинания. Обучающая пунктуационная сущность диктанта состоит, во-первых, в сотворчестве ученика с автором диктуемого (школьник, осмысливая продиктованное, как бы сам выражает записываемую мысль), во-вторых, в предвидении необходимых знаков препинания.
Для формирования пунктуационных умений используются следующие виды пунктуационных диктантов: полный, выборочный, творческий.
Диктант полный заключается в записи диктуемого без каких-либо изменений. Учащийся в момент записи, опираясь на мысленно проводимый семантико-синтаксический анализ предложения, выявляет смысловые отрезки, требующие выделения знаками препинания, и предугадывает место знаков и необходимый знак.
Диктант выборочный состоит в неполной записи диктуемого. Учащийся записывает только те предложения, которые имеют смысловые отрезки, указываемые учителем.
Диктант творческий заключается в частичном изменении диктуемого предложения за счет включения какого-либо смыслового отрезка (например, причастного оборота и т.д.).
Диктуемое учащиеся могут записывать, как правило, в словесной форме или в графической, т.е. в виде синтаксической схемы, в которой графически обозначаются части сложного предложения и члены простого предложения. В ней учащиеся ставят необходимые знаки препинания. Такая форма записи называется графическим диктантом.
В целях предупреждения пунктуационных ошибок проводится зрительная и слуховая подготовка. Первая из них называется зрительным диктантом, а вторая — предупредительным диктантом и комментированием. Для зрительной подготовки используются специальные упражнения в учебнике, для работы над которыми имеются специальные памятки. Слуховая подготовка в виде предупредительного диктанта проводится после восприятия детьми предложения. Ее задача состоит в отыскании на слух смысловых отрезков, требующих пунктуационного выделения, определения мест знаков препинания и их выбора. Комментирование — такая же предварительная работа учащихся под руководством учителя, но проводимая ими в момент записи.
При написании любого из видов пунктуационных диктантов пишущие выполняют следующие пунктуационные задания: находят смысловые отрезки, требующие выделения знаками препинания, и выделяют их.
При
формировании пунктуационных умений,
осуществляемом в процессе создания
собственных высказываний, применяются
специальные пунктуационные упражнения,
направленные на составление отдельных
предложений и текстов.
Заключение
Без умения ставить знаки препинания невозможно овладеть письменной речью в целом, поэтому так важно знать пунктуацию — раздел науки о языке, в котором рассказывается об их употреблении.
Наша современная пунктуация в целом удовлетворительно обслуживает наиболее важные практические потребности пишущих, стремящихся выразить в тексте те или иные смысловые отношения и оттенки, равно как и интересы читателя, нуждающегося в наиболее верном и полном восприятии последних.
Для современной науки характерно логико-синтаксическое понимание основ пунктуации, которое находит отражение во всем большем числе научных, учебных и учебно-методических работ в этой области. Интонация не рассматривается как основа современной пунктуационной системы, так как знаки препинания не всегда имеют соответствие в интонации. Часто паузам устной речи на письме не соответствуют знаки препинания или знакам препинания не соответствуют паузы.
Именно в этих случаях учащиеся допускают наибольшее количество пунктуационных ошибок, поэтому учитель должен знать хотя бы наиболее типичные из них.
Принципы
пунктуации взаимосвязаны и в
одном и том же пунктуационном
факте мы можем найти совмещение разных
принципов, хотя ведущим является синтаксический
(структурный). Современная русская пунктуация
опирается и на смысл, и на структуру, и
на ритмико-интонационное членение предложения
в их взаимодействии. Поэтому русская
пунктуация достаточно гибкая и наряду
с обязательными правилами содержит указания,
допускающие пунктуационные варианты.
Библиография
3. Блинов Г.И. Методика изучения пунктуации в школе. — М.: Просвещение, 1990.
4. Валгина Н.С. Современная русская пунктуация. — М.: Высшая школа, 1989.
5. Граник Г.Г. и др. Речь, язык и секреты пунктуации. — М.: Просвещение, 1995.
6. Никеров А.И. Предупреждение пунктуационных ошибок учащихся: Пособие для учителя. — М.: Просвещение, 1985.
7. Сабаткоев Р. Б.Теория и практика обучения русскому языку. — М.: Академия, 2007.
8. Текучев А.В. Методика русского языка в средней школе. — М., 1980.
9. Шапиро А. Б. Современный
русский язык. Пунктуация. — М.: Просвещение, 1966.
3.Принципы методики пунктуации
Принципы методики пунктуации (частнометодические)опираются
на принципы русской пунктуации –
основные, исходные положения,определяющие
расстановку знаков препинания:
«В современной
русской пунктуации находят отражениевсе
принципы, действующие одновременно, но
главный тон задаёт всё-таки структура,
синтаксис. Твёрдость и стабильность русской
пунктуации определяетсяеё структурным
принципом, а возможности передавать богатство
и разнообразиесмысловых оттенков и эмоций
– принципами смысловым и интонационным.
С точкизрения основ пунктуации структурный
принцип признаётся ведущим, так как большаячасть
правил опирается на него. С точки зрения
назначения пунктуации ведущим,подчиняющим
себе другие является принцип смысловой,
поскольку смысл заключаетсяв определённую
синтаксическую форму, которому и соответствует
определённоеинтонационное оформление»
[Валгина Н.С. Активные процессы в современном
русском языке. М., 2003, с. 240 – 241].
6. Основные виды упражнений при обучении пунктуации.
Роль упражнений с использованием графических схем предложений
Пунктуационныеупражнения:
наблюдение знаковпрепинания в читаемых
текстах, интонирование предложений в
связи спунктуационным анализом, объяснение
смысловой роли знаков препинания;синтаксический
анализ предложений и целых компонентов
текста с объяснениемрасстановки знаков
препинания, пунктуационное комментирование
текста, указаниепринципов пунктуации,
выполнение действий по проверке знака
препинания; устныеи письменные упражнения
типа чтения или списывания со вставкой
пропущенныхзнаков препинания и с их объяснением;
составление собственных предложений
итекстов с употреблением знаков препинания
и с обоснованием их – в заданных инезаданных
условиях; обнаружение пунктуационных
ошибок в собственном и чужомтекстах,
исправление ошибок и обоснование исправлений.
Пунктуационныеупражнения комбинируются
с грамматическими и орфографическими
упражнениями.
Пунктуационныйразбор
– вид языкового анализа;состоит в нахождении
(в предложениях, компонентах текста) пунктограмм,
ихобъяснении, в синтаксическом, смысловом
и интонационном обосновании, в указанииспособов
их проверки, наконец, в выполнении самого
действия проверки и в выборенужного знака
препинания.
В практике используется полный
пунктуационный разбор, когда рассматриваются
всепунктограммы и выборочный, когда
разбираютсяпунктограммы лишь на определённые
темы. Может быть различная степень полнотыП.р.:
полное обоснование; сжатое обоснование;
указание лишь типа пунктограммы;указание
знака препинания с называнием темы. П.р.
чаще всего выполняется устно[Львов, 1997:
174].
В обучении пунктуации особенно важно
соблюдениепринципов преемственности
и перспективности. Необходимо систему
упражненийпо пунктуации строить таким
образом, чтобы выработать у учащихся
правильнуюпоследовательность умственных
действий: вдуматься в предложение, понять
егосмысл, осмыслить его структуру и только
потом писать и сразу же, в ходе письмаставить
знаки препинания.
Упражнения с использованием графических схемпредложений – эффективное средство формирования пунктуационных навыковучащихся.
Графическаясхема
предложения – упрощенныйчертёж, отражающий
общие существенные признаки предложений
определённого типа вотвлечении от их
конкретного смысла. Графическая схема
– это один из видовсимволической наглядности
(самый высокий уровень абстракции).
Упражнения с использованием графических
схем строятсяна основе сложности упражнений,
которая определяется 1) степенью участияучащихся
в создании дидактического материала,
на котором строится данноеупражнение;
2) характером заданий. Различают 4 основных
типа упражнений:
Упражнения с использованием графических
схемспособствуют более глубокому пониманию
специфики грамматической науки,оперирующей
абстрактными понятиями. В этом их лингвистическая
целесообразность.
Упражнения с использованием графических
схемспособствуют более успешному решению
одной из важных задач школы – развитиюабстрактного
мышления, и в этом их психологическая
целесообразность.
Упражнения с использованием графических
схем наглядноиллюстрируют многие пунктуационные
правила, дисциплинируют мысль учащихся,позволяют
более экономно расходовать время урока,
формируют правильнуюпоследовательность
действий. И в этом их методическая ценность.