Эффективные способы обучения пунктуации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 23:21, реферат

Описание

С течением времени, благодаря исследованиям и научным трудам великих ученых XIX-XX века методика пунктуации стала самостоятельной областью методики преподавания русского языка в школе. Сегодня она устанавливает принципы методики пунктуации и дает возможность правильно выстраивать учебные программы с использованием эффективных методов обучения школьников в этом важнейшем разделе курса русского языка.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...…3
Глава 1. Теоретические основы обучения пунктуации………………………...4
1.1 Цели обучения пунктуации и ее место в школьном курсе
русского языка………………….……………………………………………..4
1.2 Этапы обучения пунктуации …………………………………………….…..6
1.3 Принципы и свойства русской пунктуации…………………………………7
Глава 2. Работа по совершенствованию пунктуационных навыков...............10
2.1 Методы обучения пунктуации…………………………………..………….11
2.2 Методика работы над пунктуационным правилом……………………..…14
Глава 3. Формирование у учащихся пунктуационных умений………………16
3.1 Списывание как вид пунктуационного упражнения………………………17
3.2 Диктант как вид пунктуационного упражнения…………………………..19
Заключение…………………….……………………………………………..…..21
Библиография……………………………….…

Работа состоит из  1 файл

РЕФЕРАТ.docx

— 55.48 Кб (Скачать документ)

3.1 Списывание как вид пунктуационного упражнения

 Это упражнение заключается в переписывании учащимися из учебника или из другого дидактического материала в форме отдельных предложений или текста с одновременным выполнением пунктуационных заданий. При списывании обучение опирается на зрительную память. Списывание существует в двух разновидностях: в неосложненной и в осложненной форме.

     Неосложненное списывание состоит в переписывании дидактического материала в естественном виде, т.е. не имеющем каких-либо синтаксических или пунктуационных изменений. Обучающая пунктуационная сущность данного упражнения состоит в обнаружении смысловых отрезков и обосновании выбора знаков препинания. При списывании учащимся даются следующие пунктуационные задания:

  • найти (указать, назвать, прочитать, подчеркнуть) смысловой отрезок и определить, какое смысловое значение он выражает;
  • перечислить условия выбора места для знака (знаков) препинания и самого знака препинания;
  • объяснить постановку или непостановку знаков препинания.

     Осложненное списывание это переписывание учащимися дидактического материала, содержащего синтаксические или пунктуационные изменения. В дидактическом материале для данного упражнения имеются следующие виды осложнений: пропуски знаков препинания (всех или части) и переконструирование (вставка каких-либо смысловых отрезков или изменение структуры предложения). В обоих случаях учащимся приходится решать пунктуационные задачи: находить место (места) для знака (знаков) препинания и выбирать из возможных необходимый знак препинания.

     При осложненном списывании выполняются  следующие пунктуационные задания:

  • вставить знаки препинания, пропущенные при ... (называется смысловой отрезок, например однородные члены);
  • вставить пропущенные знаки препинания;
  • переставить такой-то смысловой отрезок (например, придаточное предложение) на другое место и поставить необходимые знаки препинания;
  • включить в предложение такой-то смысловой отрезок (например, обращение) и поставить необходимые знаки препинания.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3.2 Диктант как вид пунктуационного упражнения

     Данное  упражнение заключается в записи по слуху дидактического материала  — предложений или текста — с одновременной постановкой необходимых знаков препинания. Обучающая пунктуационная сущность диктанта состоит, во-первых, в сотворчестве ученика с автором диктуемого (школьник, осмысливая продиктованное, как бы сам выражает записываемую мысль), во-вторых, в предвидении необходимых знаков препинания.

     Для формирования пунктуационных умений используются следующие виды пунктуационных диктантов: полный, выборочный, творческий.

     Диктант полный заключается в записи диктуемого без каких-либо изменений. Учащийся в момент записи, опираясь на мысленно проводимый семантико-синтаксический анализ предложения, выявляет смысловые отрезки, требующие выделения знаками препинания, и предугадывает место знаков и необходимый знак.

     Диктант выборочный состоит в неполной записи диктуемого. Учащийся записывает только те предложения, которые имеют смысловые отрезки, указываемые учителем.

     Диктант творческий заключается в частичном изменении диктуемого предложения за счет включения какого-либо смыслового отрезка (например, причастного оборота и т.д.).

     Диктуемое учащиеся могут записывать, как правило, в словесной форме или в  графической, т.е. в виде синтаксической схемы, в которой графически обозначаются части сложного предложения и  члены простого предложения. В ней  учащиеся ставят необходимые знаки  препинания. Такая форма записи называется графическим диктантом.

     В целях предупреждения пунктуационных ошибок проводится зрительная и слуховая подготовка. Первая из них называется зрительным диктантом, а вторая предупредительным диктантом и комментированием. Для зрительной подготовки используются специальные упражнения в учебнике, для работы над которыми имеются специальные памятки. Слуховая подготовка в виде предупредительного диктанта проводится после восприятия детьми предложения. Ее задача состоит в отыскании на слух смысловых отрезков, требующих пунктуационного выделения, определения мест знаков препинания и их выбора. Комментирование такая же предварительная работа учащихся под руководством учителя, но проводимая ими в момент записи.

     При написании любого из видов пунктуационных диктантов пишущие выполняют  следующие пунктуационные задания: находят смысловые отрезки, требующие  выделения знаками препинания, и  выделяют их.

     При формировании пунктуационных умений, осуществляемом в процессе создания собственных высказываний, применяются  специальные пунктуационные упражнения, направленные на составление отдельных  предложений и текстов.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

     Без умения ставить знаки препинания невозможно овладеть письменной речью  в целом, поэтому так важно  знать пунктуацию раздел науки о языке, в котором рассказывается об их употреблении.

         Наша современная пунктуация в целом удовлетворительно обслуживает наиболее важные практические потребности пишущих, стремящихся выразить в тексте те или иные смысловые отношения и оттенки, равно как и интересы читателя, нуждающегося в наиболее верном и полном восприятии последних.

     Для современной науки характерно логико-синтаксическое понимание основ пунктуации, которое находит отражение во всем большем числе научных, учебных и учебно-методических работ в этой области. Интонация не рассматривается как основа современной пунктуационной системы, так как  знаки препинания не всегда имеют соответствие в интонации. Часто паузам устной речи на письме не соответствуют знаки препинания или знакам препинания не соответствуют паузы.

     Именно  в этих случаях учащиеся допускают  наибольшее количество пунктуационных ошибок, поэтому учитель должен знать хотя бы наиболее типичные из них.

     Принципы  пунктуации взаимосвязаны и в  одном и том же пунктуационном факте мы можем найти совмещение разных принципов, хотя ведущим является синтаксический (структурный). Современная русская пунктуация опирается и на смысл, и на структуру, и на ритмико-интонационное членение предложения в их взаимодействии. Поэтому русская пунктуация достаточно гибкая и наряду с обязательными правилами содержит указания, допускающие пунктуационные варианты. 
 
 
 
 
 

Библиография

1.  Бабайцева В.В., Максимов Л.Ю. Синтаксис. Пунктуация: Учебное пособие. М.: Просвещение, 1991.  
2. Баранов М. Т. Методика преподавания русского языка в школе. М.: Академия, 2000.

3. Блинов Г.И. Методика изучения пунктуации в школе. М.: Просвещение, 1990.

4. Валгина Н.С. Современная русская пунктуация. М.: Высшая школа, 1989.

5. Граник Г.Г. и др. Речь, язык и секреты пунктуации. М.: Просвещение, 1995.

6. Никеров А.И. Предупреждение пунктуационных ошибок учащихся: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1985.

7. Сабаткоев Р. Б.Теория и практика обучения русскому языку. М.: Академия, 2007.

8. Текучев А.В. Методика русского языка в средней школе. М., 1980.

9. Шапиро А. Б. Современный русский язык. Пунктуация. М.: Просвещение, 1966. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3.Принципы  методики пунктуации

 
Принципы методики пунктуации (частнометодические)опираются  на принципы русской пунктуации –  основные, исходные положения,определяющие расстановку знаков препинания:  
 
«В современной русской пунктуации находят отражениевсе принципы, действующие одновременно, но главный тон задаёт всё-таки структура, синтаксис. Твёрдость и стабильность русской пунктуации определяетсяеё структурным принципом, а возможности передавать богатство и разнообразиесмысловых оттенков и эмоций – принципами смысловым и интонационным. С точкизрения основ пунктуации структурный принцип признаётся ведущим, так как большаячасть правил опирается на него. С точки зрения назначения пунктуации ведущим,подчиняющим себе другие является принцип смысловой, поскольку смысл заключаетсяв определённую синтаксическую форму, которому и соответствует определённоеинтонационное оформление» [Валгина Н.С. Активные процессы в современном русском языке. М., 2003, с. 240 – 241].  

6. Основные виды упражнений при обучении пунктуации.

Роль упражнений с использованием графических схем предложений

Пунктуационныеупражнения: наблюдение знаковпрепинания в читаемых текстах, интонирование предложений в связи спунктуационным анализом, объяснение смысловой роли знаков препинания;синтаксический анализ предложений и целых компонентов текста с объяснениемрасстановки знаков препинания, пунктуационное комментирование текста, указаниепринципов пунктуации, выполнение действий по проверке знака препинания; устныеи письменные упражнения типа чтения или списывания со вставкой пропущенныхзнаков препинания и с их объяснением; составление собственных предложений итекстов с употреблением знаков препинания и с обоснованием их – в заданных инезаданных условиях; обнаружение пунктуационных ошибок в собственном и чужомтекстах, исправление ошибок и обоснование исправлений. Пунктуационныеупражнения комбинируются с грамматическими и орфографическими упражнениями.  
Пунктуационныйразбор – вид языкового анализа;состоит в нахождении (в предложениях, компонентах текста) пунктограмм, ихобъяснении, в синтаксическом, смысловом и интонационном обосновании, в указанииспособов их проверки, наконец, в выполнении самого действия проверки и в выборенужного знака препинания.  
В практике используется полный пунктуационный разбор, когда рассматриваются всепунктограммы и выборочный, когда разбираютсяпунктограммы лишь на определённые темы. Может быть различная степень полнотыП.р.: полное обоснование; сжатое обоснование; указание лишь типа пунктограммы;указание знака препинания с называнием темы. П.р. чаще всего выполняется устно[Львов, 1997: 174].  
В обучении пунктуации особенно важно соблюдениепринципов преемственности и перспективности. Необходимо систему упражненийпо пунктуации строить таким образом, чтобы выработать у учащихся правильнуюпоследовательность умственных действий: вдуматься в предложение, понять егосмысл, осмыслить его структуру и только потом писать и сразу же, в ходе письмаставить знаки препинания.

Упражнения  с использованием графических схемпредложений  – эффективное  средство формирования пунктуационных навыковучащихся.

Графическаясхема  предложения – упрощенныйчертёж, отражающий общие существенные признаки предложений определённого типа вотвлечении от их конкретного смысла. Графическая схема – это один из видовсимволической наглядности (самый высокий уровень абстракции).  
Упражнения с использованием графических схем строятсяна основе сложности упражнений, которая определяется 1) степенью участияучащихся в создании дидактического материала, на котором строится данноеупражнение; 2) характером заданий. Различают 4 основных типа упражнений:  
 
Упражнения с использованием графических схемспособствуют более глубокому пониманию специфики грамматической науки,оперирующей абстрактными понятиями. В этом их лингвистическая целесообразность.  
Упражнения с использованием графических схемспособствуют более успешному решению одной из важных задач школы – развитиюабстрактного мышления, и в этом их психологическая целесообразность.  
Упражнения с использованием графических схем наглядноиллюстрируют многие пунктуационные правила, дисциплинируют мысль учащихся,позволяют более экономно расходовать время урока, формируют правильнуюпоследовательность действий. И в этом их методическая ценность.

Информация о работе Эффективные способы обучения пунктуации