Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 13:12, курсовая работа
Воспитание как развитие природных и духовных сил человека является важнейшим видом социальной деятельности, проводимой в интересах личности и общества. Очевидно, что деятельность этого рода должна пронизывать весь процесс общения педагога с учащимися. Воспитание средствами прекрасного осуществлялось всегда. От поколения к поколению, словно священный сосуд жизненной силы, бережно хранит человечество завоевания эстетической культуры. Наша эпоха характеризуется важнейшими преобразованиями в политической, экономической и духовной сферах жизни. Место, роль эстетического наследия в условиях научно-технического прогресса и современных
ВВЕДЕНИЕ..........................................................................................................3
ГЛАВА I. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО – ПОТЕНЦИАЛ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ………......................................5
1.1. Сущность эстетического воспитания.......................................................5
1.2. Особенности эстетического воспитания в младшем школьном возрасте………………………………………………………………………...12
ГЛАВА II. ИСКУССТВО КАК СРЕДСТВО ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ………………………………………………………………………..15
2.1. Разнообразие средств, форм и методов изобразительного искусства при обучении детей………………………..…………………………………15
2.2. Восприятие искусства младшими школьниками (по Б.Т. Лихачеву).................................................................................................................18
2.3. Реализация эстетического воспитания средствами искусства на уроках художественного цикла (литературы, музыки, изобразительного искусства).....................................................................................................................22
ГЛАВА III. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ЭСТЕТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ИСКУССТВА.................................................................................................................26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.................................................................................................34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ................................................................................35
ПРИЛОЖЕНИЕ..................................
Классный час "ПУТЕШЕСТВИЕ В МИР ПРЕКРАСНОГО"
Цель: формирование эстетического вкуса через искусство: танцы, поэзию, романсы; воспитание стремления совершать красивые поступки; учить детей осмысливать и воспринимать текст песен, стихотворение, усовершенствовать технику выразительного чтения.
Оборудование: плакаты, фонограммы песен, выставка книг.
Ход занятия
Ведущий: Добрый день, дорогие ребята. Мне приятно видеть ваши лица и улыбки. Я с удовольствием приглашаю вас стать участниками нашего путешествия в Страну Прекрасного. Мы часто задаем себе вопрос: что такое прекрасное? Прекрасное всегда рядом с нами, только его надо уметь видеть. Прекрасен крепкий запах свежевспаханной земли, первый голубой цветок подснежника, поток осеннего листопада, сказочный зимний лес. Прекрасное - это искусство, без которого нельзя представить свою жизнь. Творить прекрасное, наслаждаться им - неутомимая жажда, потребность человека. Танцы - это тоже искусство, которое доставляет и исполнителям и зрителям такое же удовольствие, как хорошая книга, картина, песня. Вальс, вальс, вальс. Всегда юный и блистательный. Нет человека, который бы не любил этот вечный молодой танец Вальс. Вальс возник на основе народных танцев Австрии, Чехии и Германии еще в 13 веке. Вначале 19 века он широко распространился по всей Европе. Вальс долго отвергался высшим обществом, считавшим его грубым. Но к концу века его танцуют все. Вальс не знает границ, конкурентов он не подвержен капризам моды. Дойдя до наших дней, вальс сохранил свои черты: сочетание широты и динамики с необычной плавностью и легкостью. Вальс - один из самых распространенных бальных танцев. Начинать и заканчивать вечера и балы Вальсом стала традицией. Мы тоже не будем отступать от традиции. Итак, вальс. (Звучит вальс)
Ведущий: Я вас любил, любовь, еще быть может, В душе моей угасла не совсем…. Разве это не прекрасно любить, быть любимой. Человек который любит и хочет заслужить ответную любовь, живет богатой духовной жизнью. Любовь - это сильное, глубокое и устойчивое чувство, красивое и благородное. Любовь окрыляет, возвышает влюбленного, делает его духовно богаче, чище, пробуждает в нем творческую энергию. Он становиться более требовательным к себе, стремиться освободиться от своих недостатков, быть добрым. Любовь обостряет человеке чувства ответственности за свои действия и поступки. Она влияет на личность в целом, на мысли и воли, отношения, окрашивает всю его жизнь. Любовь всегда индивидуальна, неповторима, особенна.
Чтец 1: Я вас любил, любовь еще быть может.
В душе моей угасло не совсем.
Но пусть она вас больше не тревожит
Я не хочу печалить вас нечем.
Я вас любил безмолвно, безнадежно
То робостью, то ревностью томим,
Я вас любил так искренне, так нежно,
Как дай вам бог любимой другим.
Ведущий: Послушайте еще стихотворение в котором выражено уважение к любимой женщине, ее чувства. Эти строки - воплощение глубокой человечности, высшего благородства. Стихотворение А. Фатьянова "О любви".
Чтец 2: Она пришла негаданно,
Разрушив все
И все построив вновь,
Преображая капли в океан,
Всепобеждающая первая любовь.
Неясное все стало несомненным,
Стал штормом девяти бальный - ветерком,
Любое море стало по колено
И расстояние любое -пустяком
Ведущий: Каждый молодой человек должен готовить себя к настоящей, большой любви. Только такая любовь способна доставить радость и счастье. Надо уметь любить. Беречь любовь. Стихотворение "любовью дорожить умейте" С. Щипачева.
Чтец 3: Любовью дорожить умейте,
С годами - дорожить вдвойне:
Любовь не вздохи на скамейке
И не прогулки при луне
Все будет: слякоть и пороша,
Но вместе надо жизнь прожить.
Любовь с хорошей песней схоже,
А песню нелегко сложить.
Ведущий: Какой бы ни была любовь, надо ценить ее как величайший подарок судьбы. Вас, сегодняшних воспитанников, в будущем ждут встречи, а некоторых и расставание с любимыми, разлуки с ними на всегда. И очень важно, чтобы в сложных жизненных ситуациях вы всегда оставались хорошими, порядочными, вежливыми людьми. "Звуки" М. Лермонтов.
Чтец 4: Что за звуки! Неподвижен, внемлю
Сладким звуком я;
Забываю вечность, небо, землю,
Самого себя.
Всемогущий! Что за звуки! Жадно
Сердце ловит их,
Как в пустыне путник безотрадной
Капли вод живых!
И в душе опять они рождают
Сны селенных лет.
И в одежду жизни одевают
Все, чего уж нет.
Принимают образ эти звуки
Образ, милый мне;
Мнится, слышу тихий плач разлуки,
И душа в огне.
И опять я в мыслях полагаюсь
На слова людей.
(Стихотворение
читается на фоне романса "
Ведущий: У
нас в гостях романс. Существует много
определений романса, но когда романс
звучит, вы узнаете его из тысячи других
песен. Звучит отрывок из романса. Рассеявшись
по свету, романс принял форму сильной
песни. Русский романс не просто новелла
о любви, это гимн прекрасному полу. Это
о том как он прекрасен. Любимая, к которой
обращен романс, соткана из недоступной
мечты. В ней воплощается лучшее из всего,
что когда-либо оживало под солнцем: "Я
помня чудное мгновенье, пере домной явилась
ты; "Я вас люблю, я думаю о вас и повторяю
в мыслях ваше имя; Необыкновенное своеобразие
русского романса призвано во всем мире,
и он посей день остается одной из самых
поэтических страниц в истории русской
культуры. Он уникален и всегда отличался
от всех одним свойством: доступностью.
Музыкальный романс объединяет музыкальные
вкусы всех поколений. Романс театрален.
Звучи романс "Белой акации гроздья
душистые". Музыка народная слова А.
Пугачева. Вот и закончилось наше путешествие.
И если это путешествие в мир прекрасного
задело хотя бы одну струнку вашей души,
я бесконечно рада. Пусть все то, что вы
сегодня услышали и увидели послужит стартом
для новых перемен, для лучших перемен
вашей души.
Конспект урока внеклассного чтения.
Тема « Весёлые книжки Эдуарда Успенского».
Цели: - способствовать развитию читательского интереса, читательской самостоятельности, формирование умений и навыков самостоятельной работы с книгой,
- способствовать
развитию творческого
- способствовать
воспитанию потребности в
Оборудование: Биография Э. Успенского в уголке чтения, выставка книг, дисков с м/ф, фотографии Э. Успенского, фонограмма «Голубой вагон», название станций, карточки с вопросами, кроссворды, карточки – качества, портрет дяди Фёдора, сочинения – письма, книжки – раскладушки с сочинениями «Моя любимая книга Э. Успенского», рисунки – вопросы «Про Веру и Анфису», жетоны – хендрики, награды – раскраски.
Ход урока: Ребята, я очень рада видеть вас. А теперь посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Вам сегодня предстоит работать вместе. Я надеюсь, что вы будете дружными и доброжелательными. А сейчас улыбнитесь мне, я надеюсь, что вы поможете мне провести этот урок, будете внимательными и активными. Сегодня урок внеклассного чтения у нас не совсем обычный. Мы готовились, прочитали много книг, рисовали, сочиняли. Сформулируйте тему нашего урока. (Весёлые книжки Э. Успенского) Мы совершим путешествие в прекрасный мир творчества Эдуарда Успенского. Какие задачи вы бы поставили сегодня на урок? (Проверить себя, как я понял прочитанное, познакомиться с новыми произведениями Э. Успенского, больше узнать о нём самом, убедить других ребят, кто ещё не прочитал эти книги обязательно их прочесть.)Хорошо, я надеюсь, что мы справимся с поставленными задачами. Итак, мы отправляемся в путешествие. Как вы думаете на чём? Вспомните, на чём путешествовали крокодил Гена и Чебурашка, отправляясь в отпуск? (На поезде, электричке) Правильно, у нас с вами сформировано два вагона – две команды. Отправляемся. (Фонограмма «Голубой вагон».)
1 станция «Биографическая».
Давайте вспомним и расскажем себе и нашим гостям о детском писателе Эдуарде Николаевиче Успенском. Что вы запомнили о нём, прочитав в уголке чтения статью.
- Когда и где родился Э. Успенский?
- Что
он рассказывал о своём
- Где учился писатель, кем стал?
- Как получилось, что он стал писателем?
- Каким
ещё творчеством занимался
- Чем сейчас он занимается?
( ответы детей по статье из уголка чтения.) (жетоны за активность).
Молодцы, ребята. Вы хорошо подготовились и поработали на этой станции и мы можем с вами двигаться дальше. (фонограмма «Голубой вагон»).
2
станция «Библиографическая».
- Вспомните, что такое
- Какие
книги о Крокодиле Гене и
Чебурашке вы знаете? («Крокодил
Гена и его друзья», «Бизнес
крокодила Гены», «Отпуск
- Какие истории про
Назовите, какие ещё книги Э. Успенского вы ещё прочитали? (Назвать ещё книги Э. Успенского из библиографии.)
- Хорошо, с таким багажом прочитанных книг можно продолжать наше путешествие. (фонограмма)
3 станция «Гена + Чебурашка».
- А сейчас мы увидим какие вы внимательные читатели. Представитель каждой команды – вагончика будет вытаскивать вопрос и отвечать. Если он будет затрудняться, то команда вправе ему помочь. Угадай героя книжки, ответь на вопрос:
- Неизвестное
науке апельсинопитающееся
- Преданная соратница одной очень вредной старухи, характер зубастый и кусастый. Хотя и мала, довольно известная личность. (Крыса Лариска).
- Носит во рту гаечки, винтики, коробочки, ключики, пуговицы и прочие нужные и интересные предметы. Главное достоинство – молчит. Рот постоянно занят другим. ( обезьянка Мария Францевна).
- Очень
болтливая особа, которая
- Какую
экологическую проблему
- За что были наказаны туристы – гитаристы? (за браконьерство и загрязнение окружающей среды). (жетоны за ответы)
Кроссворд.
По горизонтали:
По вертикали:
Информация о работе Эстетическое воспитание детей средствами искусства