Эстетическое воспитание детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 10:10, реферат

Описание

Эстетическое воспитание - понятие ёмкое, широкое. Оно включает воспитание эстетического, т.е. эмоционально-образного, отношения к произведениям искусства, природе, общественной жизни, труду, быту. Необходимой составной частью эстетического воспитания является художественное воспитание, оно осуществляется средствами искусства.

Содержание

1. Эстетическое воспитание. 3 стр.
2. Воспитание эстетического отношения к окружающему. 7 стр.
3. Художественно-речевая деятельность. 11 стр.
4. Музыкальная деятельность. 23 стр.

5. Изобразительная деятельность. 25 стр.
6. Литература. 26 стр.

Работа состоит из  1 файл

эст.воспитание.doc

— 175.00 Кб (Скачать документ)

       Наблюдения и впечатления детей отражаются в их играх, в повседневной деятельности. Они по собственной инициативе придумывают содержание игры, учитывая выразительность внешнего облика игрушек. Дома они могут организовать игровой уголок и уголок природы, соблюдая определенный порядок и красоту в расположении игрушек, предметов, материалов. Если детей систематически приучать, то они накрывают на стол, красиво расставляя посуду, приборы. Они могут принять участие в украшении детского сада к празднику, в уборке и украшении участка.

       Художественная самостоятельная деятельность, развлечения, праздники, применение художественных произведений в быту детского сада в сочетании с художественными занятиями направлены на воспитание у ребенка эстетического отношения к окружающему, на всестороннее развитие его личности.

 

3. Художественно-речевая деятельность.

       В содержание работы по развитию художественно-речевой деятельности дошкольников в детском саду входят ознакомление их с произведениями художественной литературы, обучение пересказыванию сказок и рассказов, выразительному чтению стихотворении и басен, развитие образной, выразительной речи (и на этой основе начальных форм словесного творчества).

       Художественно-речевое воспитание, и прежде всего ознакомление детей с произведениями художественной литературы и фольклора, являясь необходимой частью эстетического воспитания детей, вместе с тем играет важную роль в решении общих задач нравственного развития ребенка, формирования его личности. В. Г. Белинский, говоря о книгах для детей, подчеркивал, что они «должны входить в план воспитания как одна из важнейших его сторон».

       Ознакомление с художественной литературой расширяет кругозор ребенка, эмоционально обогащает его познавательную деятельность, развивает способность отзываться на яркую, образную речь. Язык художественной литературы и произведений фольклора отличается образностью, выразительностью, он воздействует не только на мысли, но и на чувства слушателей. Ввести ребенка в богатый мир художественных образов, отражающих явления природы, жизнь и взаимоотношения людей, развивать эмоциональное отношение к ним, научить различать прекрасное, доброе и жестокое, злое -  важные задачи художественно-речевого обучения и воспитания.

       Детей знакомят с различными жанрами художественной литературы — с рассказом, сказкой, стихотворением, басне. Во всех возрастных группах педагог использует рассказывание, чтение по книге, чтение наизусть. Соотношение этих методов зависит от возраста детей и от жанра художественных произведений. В младших группах преобладающими являются рассказывание детям и чтение наизусть. Воспитатель, рассказывая малышам содержание произведения, непосредственно общается с ними и показывает иллюстрации, игрушки. В старшем дошкольном возрасте чаще применяется чтение по книге, так как дети уже приобрели некоторые навыки активного слушания.

       Дети учатся рассказывать сказку, рассказ, выразительно читать стихотворение, короткий прозаический текст, басню, потешку, ритмично проговаривать веселый игровой стишок-шутку.

       Исполнение художественного произведения побуждает ребенка ещё раз почувствовать его, глубже понять, вновь пережить с героями все события и найти художественно-речевые средства для выражения этого соучастия. Рассказывая, ребенок должен передать произведение полно, понятно, последовательно, используя различные средства образности и выразительности речи.

       В рассказывании, в пересказе, в выразительном исполнении стихотворений, басен, произведений фольклора происходит обогащение речи детей образцами языка художественной литературы.

       Рассказывание и выразительное чтение — наиболее активные формы такого обогащения. Художественный язык становится достоянием самого ребенка. Нормы языка художественной литературы и должны определять нормы его речи, воспитывая не только ее правильность, но и образность, выразительность.

       В процессе художественно-речевых занятий развиваются творческие проявления детей, самостоятельность их действий, воспитывается интерес к художественному слову. Педагог, используя на занятиях лучшие образцы художественной литературы, развивает у детей эстетическое восприятие произведения в единстве содержания и формы, учит мотивированно оценивать произведение, различать жанры, формирует способности чувствовать художественный образ, улавливать звучность, музыкальность, ритмичность поэтической речи, интонационную выразительность художественного чтения.

       Таким образом, художественная литература уже в дошкольном детстве выполняет важные задачи эстетического воспитания и воспитания в целом. Она углубляет познание действительности, расширяя жизненный опыт детей, выводя его за границы личных наблюдений, обогащает новыми представлениями. Художественная литература учит быть гражданином, давая в образной, эмоциональной форме первые уроки патриотизма, развивает эстетическое восприятие, эстетические представления и чувства, приобщает детей к активной художественно-речевой деятельности,  развивает художественно-речевые творческие способности,  воспитывает эстетический вкус, выражающийся в оценке доступных ребенку произведений детской литературы, явлений действительности. Эти общие задачи художественно-речевого воспитания определяю содержание   художественно-речевой деятельности,  репертуар произведений детской литературы и фольклора, уровни художественно-речевого развития и конкретные задачи на каждом возрастном этапе.

       Младший дошкольный возраст (1-я и 2-я младшие группы). Знакомство ребенка с литературными произведениями начинается с первой младшей группы. В этом возрасте происходят существенные изменения в развитии речи: значительно увеличивается запас слов, появляются элементарные виды суждений об окружающем, которые выражаются в достаточно развернутых высказываниях, начинает формироваться умение воспринимать рассказ воспитателя, слушать сказки. У детей повышается восприимчивость к художественным произведениям, к некоторым элементам художественной формы произведений, например ритму, рифме. Становятся более разнообразными эмоциональные реакции на содержание произведения в   целом и на действия отдельных персонажей. Дети различают поэтический и прозаический тексты, у них растет интерес к слушанию сказок, потешек, стихотворений, усиливается стремление подражать речевым интонациям взрослого.

       В программном репертуаре литературных произведений для младших детей не случайно преобладают потешки и сказки. Потешки содержат в себе игровое начало («Чики-чики-кички», «Кисонька-Мурысенька». «Ладушки» и др.). Они привлекают внимание детей своим игровым содержанием, ритмичностью, напевностью.  Устроенные на диалоге, они воспринимаются как разговор с воспитателем, интересный и забавный.

       Сказки, рекомендуемые для рассказывания детям 3-го года жизни («Репка», «Теремок», «Колобок». «Козлята и волк» и др.), вполне соответствуют особенностям их мышления, отличающегося конкретностью, образностью. Сказка с ее динамичным сюжетом, сменой наглядных фактов, событий понятна и интересна ребенку.

       Со второй младшей группы репертуар расширяется и последовательно усложняется.

        С первой младшей группы, вводятся начальные формы учебной деятельности - занятия, которые проводятся поочередно с двумя подгруппами, что дает возможность воспитателю больше уделять внимания каждому ребенку. На одном из занятий по ознакомлению с окружающим и развитию речи детей знакомят со сказками, потешками, стихотворениями. Групповые занятия сочетаются с индивидуальными. Возможности ознакомления малышей с художественными произведениями увеличиваются благодаря включению  этой работы в содержание других занятий.

       Ознакомление  с художественным произведениями. Занятия с малышами носят игровой характер — это занятия-игры. В них широко используются средства наглядности: предметы окружающей обстановки, картины, игрушки. Всё это создает эмоциональную настроенность, способствует лучшему пониманию и запоминанию программного материала. Очень важны также игровые действия, движения детей.        Преобладающими методами ознакомления с художественными произведениями являются рассказывание и чтение наизусть, так  как малыши лучше воспринимают  сказки, потешки, четверостишия в том случае, когда воспитатель непосредственно общается с ними.   Внимание детей  очень неустойчиво, они быстро отвлекаются, устают, поэтому рассказывание сказки также следует сопровождать показом игрушек, игровых действий, иллюстраций, плоскостных фигурок или теневого театра.   Например,   знакомя детей со сказкой «Колобок», воспитатель в начале занятия показывает детям плоскостные изображения персонажей вне связи с текстом и просит назвать их («домик», «бабушка», «дедушка», «кособок», «медведь» и т. д.). После этого в сопровождении показа фигурок персонажей рассказывается сказка.

Из поэтических произведений детям доступны короткие, звучные, напевные, образные по языку стихотворения. Такие стихотворения близки к детской игре, в них говорится о том, что ребенок знает из своей повседневной жизни. Ознакомление со стихотворениями осуществляется в игровой форме. В игре двухлетние дети легко запоминают тексты стихотворений. Воспитатель вносит в группу «чудесный мешочек» с игрушками, предлагает ребенку взять одну, какую он хочет, затем спрашивает, знает ли он про эту игрушку стихотворение. Если ребенок знает, то рассказывает. Далее воспитатель сам берет из мешочка игрушку, предусмотренную для проведения занятия, и читает о ней стихотворение. Если нужно познакомить детей со стихотворением, игрушку к которому трудно подобрать, рассматривается картина, иллюстрация к данному стихотворению, проводится сопоставление с событиями и явлениями, известными детям, с их игрой. При рассматривании картин, игрушек следует задавать вопросы, которые помогают заметить связь между явлениями, развивают мышление, речь, эмоции детей.

       Во второй младшей груше возможно применение фланелеграфа, так как малыши становятся более активными в своих действиях и охотно расставляют фигурки персонажей сказки по указанию воспитателя. Дети могут прослушивать грамзаписи коротких сказок, стихотворений и исполнении мастеров художественного слова и просматривать диапозитивы и короткие диафильмы.

       Для лучшего усвоения и запоминания художественных произведений  одно и то же программное содержание следует повторять на занятиях разных видов.

       Воспитатель показывает игрушки — двух медведей и маленького медвежонка, спрашивает, кто может рассказать стихотворение про медведя. Дети вспоминают стихотворения «Мишка косолапый», «Мой мишка». Затем показывают  иллюстрации к  сказке «Три медведя». Иллюстрации рассматриваются с большим интересом. Воспитатель эмоционально,   выразительно рассказывает сказку, она производит большое впечатление. Далее проводится небольшая беседа по содержанию сказки, задаются вопросы, выявляющие отношение детей к прочитанному. Задаются также вопросы, направляющие внимание детей на поэтичность; образность сказки, на особенности ее построения.

       На следующем занятии просматривается диафильм по этой сказке. Далее с помощью воспитателя дети расставляют фигурки плоскостного театра и пересказывают сказку. Выразительность и яркость преподнесения программного содержания: активизируют детей. Так в младшем дошкольном возрасте педагог подводит детей к пересказу.

       Внимание детей еще малоустойчиво, и для того чтобы обеспечить эффективность восприятия художественного произведения, важно привлекать разнообразные дидактические игры. Например, знакомя детей со стихотворением С. Маршака «Перчатки», можно использовать дидактическую игру «Котятки и перчатки». Детям предлагается посмотреть на картинку, обратить внимание на бантики котят, надеть котяткам перчатки такого же цвета, как и бантики. Дети берут перчатки соответствующего цвета и накладывают на картинку. Затем задается вопрос, хотят ли дети узнать о том, как котятки потеряли перчатки. Такое начало занятия возбуждает большой интерес детей к стихотворению, и они слушают его увлеченно, внимательно.

Заучивание стихотворений. Заучивание, чередуясь с ознакомлением со сказкой, осуществляется путем многократного повторения в игровой форме. При заучивании хорошо помогают также картины, иллюстрации к книгам. Картины могут быть представлены в виде лото или подобраны тематически к различным стихотворениям. Можно выставит перед детьми несколько картин, проситать  стихотворение и попросить их найти картину, которая соответствует содержанию прочитанного. Полезно также рассмотреть картину до чтения стихотворения, спросить, что изображено, что понравилось, задать вопрос, связывающий  содержание картины и стихотворения, которое будет позже прочитано, с жизнью детей.

       Разучивать стихотворения с детьми возможно в разных условиях, учитывая, конечно, необходимость связывать содержание стихотворения с окружающей обстановкой. 

       Знакомые детям стихотворения, потешки, сказки и течение года следует повторять. Повторение должно находиться в прямой зависимости от степени усвоения текста, от проявления интереса к нему, от конкретных повседневных интересов детей.

       У младших дошкольников речь еще несовершенна: пропадают окончания слов, неправильно произносятся или выпадают отдельные звуки, нередко речь торопливая, невнятная. Необходимо следить, чтобы дети произносили стихотворения осмысленно, не спеша, четко выговаривая звуки, правильно дышали, соблюдали смысловые ударения, сочетая их с ритмичностью чтения, читали без напряжения, просто и свободно. 

       В конце года важно проверить, насколько были эффективны занятия по ознакомлению со сказкой, с потешками, с четверостишиями, что дали они для развития восприятия литературного произведения и формирования художественно – речевые действий.  Педагог выясняет, различают ли дети стихотворную и прозаическую речь, могут ли ответить на вопросы но содержанию произведения, умеют ли (самостоятельно или с некоторой помощью воспитателя) прочитать потешку, короткое стихотворение  научились ли  читать не торопясь, внятно. Навыки художественно-речевых действий можно проверить в индивидуальной беседе по содержанию сказки, при пересказе ее (к которому подводится ребенок с помощью вопросов),  а также при чтении любимого стихотворения о какой-либо игрушке или знакомом событии.

       Средняя группа. Дети  5-го года жизни более глубоко чувствуют яркую, образную речь, поэтичность и образность сказок, рассказов, стихотворений,  высказывают свое отношение к персонажам, различают прозаическую и поэтическую речь, пытаются передать выразительные интонации при чтении наизусть в рассказывании. Более дифференцированным становится восприятие художественной формы. Дети начинают различать особенности художественной речи, замечать эпитеты, сравнения.

       На 5-м году  дети  знают много потешек, четверостиший, с которыми знакомятся не только на занятиях,  но и вне их. Активизируется исполнительская деятельность. Дети с удовольствием выполняют задания воспитателя,  требующие активных действий: расставляют фигурки  персонажей сказок на фланеграфе, пересказывают сказку, сопровождая изложение сюжета показом плоскостных фигурок, драматизируют известные им сказки, стремясь передать выразительные интонации, характерные особенности изображаемых персонажей, свое отношение к ним.

       Ознакомление с произведениями художественной литературы. Дети знакомятся с произведениями, более сложными по содержанию и форме, чем в предыдущей группе.

Информация о работе Эстетическое воспитание детей