Эстетическое воспитание детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 10:10, реферат

Описание

Эстетическое воспитание - понятие ёмкое, широкое. Оно включает воспитание эстетического, т.е. эмоционально-образного, отношения к произведениям искусства, природе, общественной жизни, труду, быту. Необходимой составной частью эстетического воспитания является художественное воспитание, оно осуществляется средствами искусства.

Содержание

1. Эстетическое воспитание. 3 стр.
2. Воспитание эстетического отношения к окружающему. 7 стр.
3. Художественно-речевая деятельность. 11 стр.
4. Музыкальная деятельность. 23 стр.

5. Изобразительная деятельность. 25 стр.
6. Литература. 26 стр.

Работа состоит из  1 файл

эст.воспитание.doc

— 175.00 Кб (Скачать документ)

       Более часто используется метод беседы по содержанию произведения. Воспитатель, используя средства наглядности (иллюстрации, плоскостной театр и т.п.), прослушивание в грамзаписи  музыкально-литературной инсценировки, знакомит детей с произведением и задает ряд вопросов. Ответы детей, во-первых, выявляют новую оценку произведения (понравилась это  сказка или рассказ и чем именно), во-вторых, отражают понимание содержательной стороны текста (о чем рассказывается), умение уловить последовательность в развитии сюжета. Наряду с этим следует задавать вопросы, заставляющие размышлять над прослушанным. Педагог направляет внимание детей на образность повествования, на стилистику сказки, на повторность поэтических оборотов, эпитетов, на своеобразие зачина и концовки. Проведение беседы способствует развитию умения размышлять, сопоставлять, подмечать выразительную сторону произведений, осмысленно запоминать их.

       Заучивание стихотворений. Цель занятий заключается прежде всего в том, чтобы вызвать у детей эмоциональное отношение к изображаемому и стихотворении, дать возможность попять и почувствовать художественный текст. Для большой эффективности осмысленного запоминания дети должны быть подготовлены к восприятию стихотворения. Воспитатель проводит беседу, в которой устанавливаются связи содержания, стихотворения, события описанного в нем, с окружающей ребенка действительностью. Иногда беседа состоит из ответов детей на 2 - 3 вопроса, например, по поводу проведенной тематической экскурсии, иногда она развертывается на основе картины, связанной с темой стихотворения.

       Выразительно прочитав текст, воспитатель дает элементарный анализ стихотворения — проводит беседу по его содержанию. Воспитатель читает стихотворение еще 2 раза, после чего с помощью читаю  дети (индивидуально). Начинают читать те, кто быстрее запомнил. Не следует стремиться к тому, чтобы все дети обязательно запомнили разучиваемый текст на первом занятии. Педагог возвращается к нему вне занятий, спрашивая тех детей, кто еще не читал. На последующих  занятиях также уделяется некоторое время для повторного чтения.

       При повторном  чтении разучиваемого стихотворения воспитатель  обращает внимание детей на интонационную выразительность, спрашивает, где меняется интонация и почему. Эти вопросы способствуют формированию осмысленности чтения, естественности интонации. Важно поощрять детей следить за чтением своих товарищей и мотивированно оценивать его.

       Развитие выразительности и образности речи. Эти свойства речи развиваются в процессе чтения наизусть, при запоминании пословиц, загадывании загадок, в специальных упражнениях. Воспитатель, показывая образец выразительного чтения, вызывает у детей интерес к произведению, желание научиться читать выразительно.

       Дети запоминают поэтические обороты из художественных произведении, употребляют их в своей речи. Для развития образности речи многое дают загадки, которые можно загадывать, во время игры или на занятии. Педагог подбирает загадки  так, чтобы они тематически соответствовали занятию по ознакомлению с тем или иным художественным текстом.

       Необходимо применять специальные упражнения, развивающие четкое произношение звуков и вместе с тем способствующие выразительности речи. К числу таких упражнений относится чтение скороговорок. Начинать нужно с простых скороговорок. Ребенок должен научиться произносить слова медленно и четко; затем темп убыстряется. Постепенно усложняется текст скороговорок. Повторение одинаковых или близких по звучанию слогов развивает речевой аппарат ребенка, улучшает дикцию, а это необходимо для выразительности речи.

       В конце года педагог проверяет художественно-речевые умения, навыки и знания детей. Он выясняет, как его воспитанники воспринимают поэтические произведения, каких героев предпочитают, что им больше нравится в сказках, насколько эмоциональна их реакция на действия персонажей, на события, как воспринимают они художественную форму произведения, как чувствуют рифму, ритмичность, напевность стиха. Воспитатель выявляет, научились ли дети самостоятельно пересказывать сказки, соблюдая интонационную выразительность, правильно передавая прямую речь, умеют ли выразительно читать стихотворения, четко произносить все звуки в ловах, соблюдать смысловые ударения, паузы, разнообразить интонацию.

       Проверка осуществляется на занятиях. Воспитатель рассказывает сказку и проводит беседу, применяя ту методику, которой пользоваться в течение года. Навыки художественно - речевой детей деятельность  проверяются в процессе пересказа ребенком сказки с использованием плоскостного театра и чтения любимого стихотворения.

       Самостоятельная художественно – речевая деятельность. Дети по собственному желанию вне занятий читают стихи, загадывают загадки,  инсценируют известные им сказки. Самостоятельная художественно – речевая деятельность свидетельствует о том, что определенные навыки и умения, которые воспитатель формировал у детей  на занятиях, усвоены и они умеют пользоваться ими к новых ситуациях. Самостоятельная деятельность ребенка, имеющая большое значение для совершенствования художественной речи, может вызываться разными причинами: интересом к произведениям, стремлением научит рассказывать, выразительно читать, закреплять навык, приобретенный ранее.

              Большую роль в развитии самостоятельной деятельности играют оборудование и пособия. В группе должны быть настольно – печатные игры, такие, как «Любимые сказки», лото, кубики на мотив народных сказок, плоскостные фигурки – персонажи  из известных детям произведений, фланеграф, хорошо иллюстрированные книги, тематические альбомы. В такие игры дети играют небольшими группами. Один ребенок раскладывает лото или кубики и рассказывает, двое – трое других слушают, исправляют, помогают, оценивают.

       Старшая группа. В старшей группе дети уже умеют слушать художественные произведения, у них имеются первоначальные навыки выразительного чтения, речь их стала правильнее, богаче. Дети могут более мотивированно высказывать своё отношение к содержанию сказки, рассказа, к их героям. Они способны замечать связь между содержанием произведения и его изобразительно-выразительными средствами. У них появляются предпочтения к определённым произведениям, к определённым жанрам, возникает стремление сравнивать произведения, сопоставлять только что услышанное с тем, что они уже знают. Дети только отличают стихотворную речь от прозаической, но и  различают разные виды прозаического текста – рассказ и сказку. Они охотно читают наизусть,  драматизируют сказки.

       Ознакомление с художественными произведениями. Воспитатель, прежде всего, должен добиться полноценного эстетического восприятия художественного произведения.

       При ознакомлении со сказкой воспитатель стремится дать детям представления об особенностях жанра, раскрыть идейно - художественный смысл произведения, показать красоту, поэтичность образ, языка, словесных оборотов, своеобразие композиции.

       Прочитанная  сказка должна вызывать у детей сопереживание, мотивированную оценку действий героев. Педагог учит детей улавливать типичность сказочного стиля, выделять наиболее характерные средства, образные выражения,  пословицы, поговорки. Детей необходимо поднести к тому, чтобы они замечали особенности зачина, концовки, троекратных повторении, кумулятивности построения сюжета.

       Воспитатель выразительно рассказывает сказку, интонацией передает разнообразие описанных в ней ситуации. Анализируя сказку, необходимо обратить внимание на ее смысловую сторону, на художественную специфику: особенности композиции (зачин,  повторы, концовка), поэтичность, сказочность образов, своеобразие языка (его афористичность, употребление поговорок, типичных народных эпитетов).

       Осмыслению идейно-художественной сущности сказки, оценке персонажей способствует беседа, Воспитатель спрашивает, понравилась ли сказка и чем именно, почему у этой сказки такое название. Отвечая, дети дают оценку произведению, вычленяют из  общего то, что им больше всего понравилось, учатся соотносить название сказки с содержанием. Наряду с вопросами по содержанию сказки воспитатель задает вопросы, развивающие понимание художественной выразительности произведения: «Какие яркие, красочные выражения вы запомнили? Какие повторения в сказке заметили?» Нацеливают внимание детей на изобразительные средства также вопросы о том, какими словами говорится в сказке о тех или иных действиях героев, об их переживаниях и т. д.  В старшей группе по сравнению с предыдущей количество подобных вопросов увеличивается. Акцентирование внимания детей не только на смысловой, но и на художественной стороне произведения способствует тому, что они запоминают образные выражения, понимают их уместность в данном контексте.

       Цель ознакомления с рассказом — добиться образного восприятия идейного смысла, дать представление о соотношении его с художественной формой, подвести к осознанию жанрового своеобразия, пониманию отличия рассказа от сказки, к пониманию особенностей изображения событий (героическая, лирическая, юмористическая, фантастическая и т. п. направленность).

       При ознакомлении с поэтическими произведениями воспитатель добивается эмоционального отношения к тому, что изображено в стихотворении, поэме, выявляет отличие стихотворной речи от прозаической, обращает внимание детей на образность, песенность стихотворений, на специфику их формы (диалогическая форма повествования или песенная и т. п.). Следует доносить до детей жизненность и поэтичность картины, раскрытой автором, привлекать их внимание к характерам героев. При чтении педагог интонацией оттеняет поэтичность авторской речи или разговорную форму, передает ускоренный темп повествования при описании динамичных событий, использует музыкальные, мелодичные интонации при описании природы и т. п.

       Словесные методические приемы ознакомления с художественной литературой наиболее действенны в единстве с наглядными.  Они способствуют большей глубине художественного впечатления. Знакомя детей с произведениями писателей и поэтов, следует демонстрировать их портреты, давать краткую биографическую справку, показывать тематические иллюстрации.

       Ко многим произведениям, с которыми воспитатель знакомит детей, имеются диапозитивы и диафильмы.

       Педагог должен использовать также прослушивание грампластинок с записью исполнения литературных произведении мастерами  художественного слова, инсценировок по мотивам сказок («Волк и семеро козлят». «Красная Шапочка» и др.).

       Заучивание стихотворений. На занятиях воспитатель использует ряд методических приемов.

1.      Проведение предварительной беседы о событиях, явлениях,  связанных с темой стихотворения.

2.      Художественное чтение.

      3. Беседа по тексту стихотворения, в ходе которой вопросы воспитателя способствуют восприятию стихотворения в единстве содержания и формы, выявляют эмоциональное отношение детей к прочитанному.

     4. Показ картины по теме произведения для более глубокого осмысления текста детьми.

     5. Повторное чтение стихотворения воспитателем, чтение тремя- четырьмя детьми (теми, кто запомнил).

     6. Прослушивание грампластинок с записью стихотворения в исполнении мастеров художественного чтения.

       Развитие образности ч выразительности речи. Для развития образности речи, активизации поэтического слуха следует использовать творческие задания (дополнительно к тем приемам, которые применялись в предшествующих группах). Характер и содержание творческих заданий определяются конкретными задачами педагогического процесса. В старшей группе возможны следующие примерные типы заданий:

1. Загадывание, придумывание и отгадывание загадок. Эти задания развивают сообразительность, наблюдательность.

2. Чтение наизусть пословиц, поговорок. Задания развивают навык кратко, четко, ясно и образно выражать свои мысли и вместе с тем способность улавливать поэтичность, мелодичность, ритмичность речи, так как пословицы и поговорки построены на созвучиях. Па занятии эти задания легко связать с его основной темой.

3. Придумывание определений к заданному слову.

4. С помощью конкретных творческих заданий можно развить чувство рифмы, понимание особенностей стихотворной речи. В конце занятий по ознакомлению с художественным произведением детям предлагается словесная игра: придумать слова, которые звучат похоже.

       В конце года воспитатель проверяет полученные детьми художественно-речевые умения, навыки и знания. Он выясняет, как дети воспринимают художественные произведения, могут ли оценивать сюжет, действия героев (сочувствовать положительным, осуждать отрицательных), сопоставлять новые произведения с известными, различать изобразительно-выразительные средства — особенности сюжета, композиции, образные выражения (эпитеты, сравнения). Проверка проводится в индивидуальной беседе по  рассказанной ребенку сказке. Педагог выясняет также, какие сюжеты и жанры дети предпочитают, что им больше нравится (сказка, рассказ, стихотворение) и почему. Умение различать жанровые особенности  можно проверить, предложив детям игру,  которой жанры условно обозначают, например, тремя кружками разных цветов. Воспитатель читает произведение, а дети должны определить,  что прочитано, и взять соответствующий кружок.

       В индивидуальной проверке выявляются умения детей выразительно читать стихотворения, правильно, в соответствии с содержанием, использовать интонацию, логические ударения, темп.

       Самостоятельная художественно - речевая деятельность. Самостоятельная художественная деятельность становится более разнообразной. Дети читают стихи, потешки, поговорки, загадывают загадки, вносят в этот процесс элемент творчества, по аналогии с известными загадками  придумывают свои. Они активно рассматривают книги, рассказывают содержание, оценивают иллюстрации, сопоставляют их с текстом. Дети играют в занятия по родному языку, оценивают выразительность чтения своих товарищей, инсценируют сказки.

       Самостоятельная деятельность стимулируется на занятиях, где воспитатель дает яркий впечатляющий образец чтения наизусть, рассказывания сказок, создает такие ситуации, когда, детям предоставляется возможность (в частности, при выполнении творческих задании) проявить активность и самостоятельность. Усвоенные на занятиях навыки и умения ребенок применяет вне занятий, в игровых действиях.

Информация о работе Эстетическое воспитание детей