Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 10:10, реферат
Эстетическое воспитание - понятие ёмкое, широкое. Оно включает воспитание эстетического, т.е. эмоционально-образного, отношения к произведениям искусства, природе, общественной жизни, труду, быту. Необходимой составной частью эстетического воспитания является художественное воспитание, оно осуществляется средствами искусства.
1. Эстетическое воспитание. 3 стр.
2. Воспитание эстетического отношения к окружающему. 7 стр.
3. Художественно-речевая деятельность. 11 стр.
4. Музыкальная деятельность. 23 стр.
5. Изобразительная деятельность. 25 стр.
6. Литература. 26 стр.
Воспитатель может иногда подсказать ребенку, чем ему заняться («Собери из кубиков картинку к сказке «Лиса и волк» и расскажи сказку Тане»), обращает внимание детей на новые игры, картины, книги.
В книжном уголке должны лежать не только книги, прочитанные детям на занятиях в данной группе, но и те, которые им уже известны. Дети снова, уже самостоятельно, обращаются к ним, рассматривают иллюстрации, напоминают друг другу отдельные эпизоды, рассказывают по картинкам. Обращение к знакомым художественным текстам закрепляет их в памяти детей, рассказывание но картинкам развивает и обогащает речь. Книги могут служить источником игр - драматизации. Для того чтобы поддерживать постоянный интерес к книгам, не следует на долгое время оставлять в книжном уголке один и те же книги.
Время от времени полезно организовывать тематические выставки хорошо иллюстрированных, знакомых детям книг. Приурочив их к историческим датам, праздникам. Воспитатель предлагает тему, все остальное дети выполняют самостоятельно: называют любимые книги по данной теме, выбирают их из библиотечки детского сада, выставляют на заранее подготовленный стенд. Дети рассматривают книги, читают наизусть стихотворения, пересказывают сказки и рассказы. Выставка может вызвать у детей желание играть в музей, в библиотеку. Они выбирают ведущего, экскурсовода или ответственного библиотекаря, который рассказывает о книгах и показывает их посетителям.
Продуманная, целенаправленная работа воспитателя с книгой активно способствует эстетическому и речевому развитию ребенка.
Подготовительная группа. На 7-м году жизни ребенок более сосредоточенно, внимательно, чем раньше, слушает литературное произведение, более эмоционально воспринимает его, умеет сопереживать, сочувствовать положительному, доброму и осуждать злое. У ребенка развивается поэтический слух, он не только замечает изобразительно-выразительные средства в сказках, рассказах, стихотворениях, но и умеет объяснить их необходимость в данном жанре, понимает и объясняет жанровое своеобразие. У детей появляются устойчивые предпочтения жанра литературных произведений, конкретного вида художественно-речевой деятельности: слушания стихотворений, рассказывания сказок и т. д. Развиваются художественно-творческие способности: дети сами придумывают загадки, сочиняют сказки по аналогии с известными сюжетами, придумывают стихотворения. Появляется оценочное отношение к творческим проявлениям и исполнительской деятельности сверстников: дети отмечают, кто лучше придумал, рассказал, прочитал наизусть.
Основными формами организации художественной деятельности являются занятия, самостоятельная деятельность, развлечения. но характер их" изменяется, они усложняются.
Ознакомление с художественными произведениями. Методические приемы по ознакомлению с художественными произведениями (рассказывание, чтение наизусть и по книге, использование наглядных и технических средств) усложняются но содержанию. Более серьезной становится беседа, углубляются вопросы. Они выявляют интерес детей к сюжету, к персонажам, к тем или иным поэтическим образам, вызывают мотивированные оценки, способствуют формированию эстетического восприятия, т. е. восприятия произведения в единстве содержания и формы.
Следует также поставить вопрос, выясняющий различение детьми прозаической и стихотворной речи, сопоставить рассказ со знакомым стихотворением на ту же тему.
В вопросах по сказке наряду со смысловой и художественно - стилистической стороной следует оттенить специфику народного повествования.
Первые вопросы должны выявить интерес ребенка к произведению в целом и умение вычленить из всего текста наиболее запомнившийся и понравившийся эпизод, объяснить свой выбор. Далее воспитатель спрашивает о конкретных персонажах и эпизодах сказки, о том, какие черты характера героя и какими словами описаны. Этот вопрос выявляет внимание детей к слову, они начинают вдумываться в его смысл, подмечают точность меткость характеристики героя. Следующий вопрос — о названии сказки. Он заставляет детей сопоставлять и связывать воедино отдельные эпизоды, концентрировать их вокруг главного и подмечать отражение сущности повествования в названии. Затем воспитатель ставит вопросы, выясняющие, как дети поняли сказку и усвоили типичность сказочного повествования.
При ознакомлении с произведениями художественной литературы воспитатель может использовать сопоставление их с произведениями изобразительного искусства. Так дети сравниваю стихотворение Ф. И. Тютчева «Вешние воды» и картину И. И. Левитана «Большая вода» и т.д.
Заучивание стихотворений и басен. Методические приемы в работа с детьми по заучиванию стихотворений остаются в основном теми же, что и в старшей группе. Некоторые видоизменения обусловливаются новизной и усложнением репертуарного материала.
В число произведений для заучивания наизусть в подготовительной группе включены басни И. А. Крылова «Лебедь, Рак и Щука», «Ворона и Лисица», «Стрекоза и Муравей». Ознакомление с басней имеет свои особенности, так как басня — наиболее трудный для ребенка жанр.
Аллегорию, авторские сентенции ребенок не может понять, ему недоступна символика басен. Он не имеет достаточного жизненного опыта, чтобы действия животных соотнести с поступками человека, поэтому не следует начинать анализ басни с раскрытия ее аллегорического смысла. Дети легко воспринимают фабулу басен, тем более что в них идет речь о знакомых персонажах — о Вороне, Лисице, Стрекозе. Муравье. Сюжетно-логическая сторона, раскрытая занимательно, просто, вызывает у детей большой интерес.
Предварительная беседа воспитателя должна быть более развернутой, чем при ознакомлении с другими жанрами. Ее цель - воздействовать на воображение детей, указать на то, что их; познакомят с новым видом художественного произведения — басней. Это не сказка и не стихотворение, а особый маленький стихотворный рассказ, в котором так же, как в сказке, говорят, действуют герои.
Басня даёт благодатный материал для чтения по ролям, так как всегда содержит в себе драматическую сценку. Это необходимо использовать при работе над выразительностью чтения.
Развитие выразительности и образности речи. Воспитатель учит детей слышать художественную речь, развивает у них восприимчивость к слову, а также обучает технике речи: формирует правильное дыхание, чёткую дикцию, умение управлять голосом.
Для развития выразительности речи педагог даёт детям специальные задания. Возможны также задания на определение настроения, выраженного в отдельной фразе. Для развития умения определять смысл логических ударений педагог читает четверостишие и спрашивает, почему нужно выделить то или иное слово. Подобные задания помогают совершенствованию умений пользоваться смысловыми ударениями, выразительными интонациями.
Образность речи детей обогащается и развивается как при слушании художественных текстов, заучивания наизусть, так и в процессе выполнения специальных творческих заданий: вспомнить синоним заданного слова, найти антоним, придумать сравнение. Выполняя такие задания, дети задумываются над смыслом слов, стремятся употребить их так, чтобы точно охарактеризовать тот или иной признак, предмет, явление.
В конце года проверяются знания, умения и навыки детей в художественно-речевой деятельности. При проверке умений выразительного чтения выявляются интонационная логичность, осмысленность, разнообразие интонаций в зависимости от текста, умение передать прямую речь, регулирование дыхания, тембра, чёткость произношения звуков и слов.
Самостоятельная художественно-речевая деятельность. На 7-м году жизни у детей возникает потребность в самостоятельности действий. Самостоятельная художественно-речевая деятельность носит уже не столько воспроизводящий, сколько творческий характер.
Она проявляется в чтении любимых стихотворений, пересказе сказок, сочинении стихотворений, рассказов, сказок, в словесных играх, в инсценировках и сюжетно-ролевых играх, возникающих под влиянием литературных произведений. В играх проявляются навыки и умения, полученные на занятиях.
Самостоятельная деятельность возникает и под влиянием впечатлений, полученных в семье.
Воспитатель, косвенно руководя самостоятельно-речевой деятельностью, предлагает, чтобы дети загадывали и отгадывали загадки, читали друг другу стихотворения и оценивали исполнение, поддерживает начатую игру или рассказ ребёнка вопросом, поощрением. Иногда он организует игру, а затем передаёт инициативу детям.
В развитии художественно-речевой деятельности большое значение имеют праздники и развлечения.
4. Музыкальная деятельность.
Содержание музыкального воспитания дошкольников строится на основе общих целей эстетического воспитания в детском саду, с учетом специфики музыкального искусства и возрастных особенностей детей.
Музыкальное воспитание, формирование музыкальной деятельности включает, прежде всего, воспитание восприимчивости и интереса к музыке, важность этой задачи определяется тем, что развитие музыкальной восприимчивости у детей дает им возможность полюбить музыку, сопереживая чувства, которые в ней выражены. При этих условиях музыка способна оказать воспитательное воздействие. Восприимчивость к музыке развивается постепенно, проходя путь от первоначальных, простых проявлений слухового внимания к выразительной интонации, к изобразительным средствам, до формирования устойчивого интереса и любви к музыкальному искусству.
Обогащение музыкальных впечатлении, ознакомление детей с разнообразными музыкальными произведениями, организованное в определенной системе, дает им возможность получить достаточный опыт первых ярких переживаний, связанных с музыкой. Младшие дети слушают музыку, выражающую близкое их непосредственному опыту и понятное содержание, контрастную по характеру. Затем содержание и форма музыкальных произведений становятся более разнообразными и сложными, все большее место начинает занимать общественная тематика, старшие дети могут воспринимать более тонкие различия между произведениями одного жанра.
Развитие музыкальных способностей детей — эмоциональной отзывчивости (наиболее общей способности) и мелодического слуха, ладового чувства, чувства ритма (специальных способностей) — происходит начиная с раннего возраста. Безотчетный и нерасчлененный эмоциональный отклик на звучание музыки, появляющийся в первые годы жизни ребенка, постепенно дифференцируется, в нем всё более ясно выступают оттенки разнообразных чувств и настроений, вызванных разными по характеру .музыкальными произведениями. Специальные способности также развиваются в направлении более тонкой дифференцировки звуковысотных, ритмических и других соотношений в музыке.
Музыкальное воспитание и развитие наиболее полно, разносторонне и систематично может быть осуществлено в условиях специально организованного обучения — на занятиях. Детей знакомят с простейшими понятиями и формируют навыки в области пения и музыкально-ритмических движений. Последовательно расширяющийся объем навыков в разных видах музыкальной деятельности способствует появлению выразительности в исполнении. Развитие здесь идет от действий по показу, по подражанию к возникновению поисков выразительных средств, к творческой инициативе и попыткам самостоятельно применить в повседневной жизни усвоенное на занятиях.
На основе полученных впечатлений и представлений о музыке у детей формируется сначала избирательное, а затем оценочное отношение к музыкальным произведениям. Последнее, в свою очередь, служит основой возникновения (у старших дошкольники) первоначальных проявлений музыкального вкуса.
Педагог развивает у дошкольников активное, творческое отношение к музыке самостоятельность инициативность. Они проявляются, прежде всего, в такой доступной для детей деятельности, как передача игровых образов в музыкальных играх, хороводах, а также в новых сочетаниях танцевальных движений. Выученные на занятиях песни, хороводы дети стремятся применять в повседневной жизни. Это более характерно для детей среднего и старших дошкольных возрастов.
5. Изобразительная деятельность.
Овладевая различными видами изобразительной деятельности – рисованием, лепкой, аппликацией, дети получают возможность создавать изображения предметов и явлений действительности. Это позволяет им активно, творчески выражать жизненные впечатления, своё понимание предметов, явлений, событий, эмоциональное отношение к ним.
Формируя и совершенствуя изобразительную деятельность детей, педагог осуществляет различные стороны воспитания – сенсорное, умственное, эстетическое, нравственное, трудовое. Основное значение эта деятельность имеет, конечно, для эстетического воспитания.
Задачи художественного воспитания применительно к изобразительной деятельности заключаются в том, чтобы педагогически организовывать её, руководить всеми процессами, связанными с созданием выразительного образа: развивать эстетическое восприятие предмета, обогащать представления об общем облике и свойствах предмета, формировать способность воображения на основе имеющихся представлений, способность воплощения выразительных свойств красок, линий, форм, ритма.
В рисовании основными средствами создания выразительного образа являются колорит, форма, композиция.
Выразительность образов в лепке – пластической форме изображения – определяется их динамичностью, гармонической пропорциональностью, чёткостью силуэта. Благодаря пластичности материала (глины, пластилина) ребёнок в процессе лепки может исправить сделанное, что облегчает процесс обучения.
Аппликация – декоративная и силуэтная формы изображения. В том виде, в каком она используется в детском саду, это процесс вырезания из бумаги и наклеивания вырезанных частей или целых фигур. Дети раскладывают и наклеивают как изображения предметов, так и несложные узоры. Основными художественными средствами в аппликации являются цвет, его сочетания, композиция, выразительность силуэта.