Эстетическое воспитание школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2013 в 19:02, курсовая работа

Описание

Актуальность работы. Этическое воспитание младших школьников является сегодня неоспоримой и важнейшей целью всякого общества. Недостатки и упущения в воспитании наносят обществу такой невозвратимый и невосполнимый ущерб, что при недостатках другого характера большего вреда обществу нанести невозможно.
Изменения в молодёжной субкультуре – игнорирование опыта предыдущих поколений, мнения взрослых, недоверие к идеалам, приоритет материальных ценностей над духовными, эгоизм и индивидуализм – существенно повлияли на содержание и структуру воспитательной деятельности современной школы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические часть этического воспитания младших школьников 5
1.1 Этическое воспитание младших школьников 5
1.2 Внеурочная деятельность с этической направленностью 7
1. 3 Этический курс как предмет воспитания 7
Последующие занятия позволят закрепить и углубить нравственные основы отношений детей. 18
Глава 2. Эстетическое воспитание школьников 19
2.1 Этическое занятие с детьми по теме «Доброта и солнце» 19
2.2 Этическое занятие с детьми по теме «Поспешай делать добро» 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 31

Работа состоит из  1 файл

44444.doc

— 151.00 Кб (Скачать документ)

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность работы. Этическое воспитание младших школьников является сегодня неоспоримой и  важнейшей целью всякого общества. Недостатки и упущения в  воспитании наносят обществу такой невозвратимый и невосполнимый ущерб, что при недостатках другого характера большего вреда обществу нанести невозможно.

     Изменения  в молодёжной субкультуре –  игнорирование опыта предыдущих  поколений, мнения взрослых, недоверие  к идеалам, приоритет материальных ценностей над духовными, эгоизм и индивидуализм – существенно повлияли на содержание и структуру воспитательной деятельности современной школы.

    Психолог А.З.Рахимов  считает, что после школы все  школьные науки забудутся, оставив  в памяти лишь общие представления. Другое дело – этические нормы, законы и правила.  Для дальнейшей жизни человек должен в совершенстве владеть законами нравственности.

    Современная  школа может существенно помочь  обществу, если решение данной  проблемы посчитает одной из важнейших задач. Учебно-воспитательный процесс - системообразующий фактор организации жизнедеятельности детей, и этическое воспитание должно стать его органичной составной частью.

    Сегодня особенно  нужна активная работа разума  школьника, его души. Нужны особо выделенное время и специальные усилия, чтобы процесс освоения нравственных принципов не стал кратковременным и поверхностным, а был глубоким, осмысленным и долговременным.

       Сегодня  практически в каждой школе  есть психолог, который способен решать подобные задачи. Однако, мы с вами прекрасно понимаем, что насколько бы талантлив не был данный человек, сколь не было бы огромным его желание, "один в поле не воин». Поэтому усилия для решения нравственных задач должны быть совместными.

 

Цель исследования -  изучить основные особенности этического воспитания детей школе.    

Задачи исследования:

- изучить сущность  этического воспитания младших  школьников;

- провести методическую работу с младшими младших школьниками.

 Предмет исследования – особенности этического воспитания детей в школах.

 Объект исследования - этическое воспитание младших  школьников.

 Методологическую основу исследования составляют положения ведущих ученых - философов, психологов, педагогов, искусствоведов по проблеме формирования этических, духовно-нравственных ценностных ориентации личности, определяющих основу этического постижения окружающей действительности.

Практическая значимость исследования заключается в целенаправленной организации и использовании возможностей предметно-пространственной среды в этическом развитии детей и разработке основных требований к содержанию, формам и методам воспитательной работы с детьми младшего школьного возраста [1,c.58].

Материалы данной работы могут использоваться в воспитательной работе общеобразовательных школ, методических пособиях учителей начальных классов.

 

Глава 1. Теоретические часть этического воспитания младших школьников

 

1.1 Этическое воспитание младших школьников

 

   Осмысливая проблему  нравственно-этического воспитания, мы опираемся на такие ключевые понятия как этика, мораль, нравственность, этическая культура, нравственная культура, общечеловеческие ценности, образ жизни, духовность. В нашей работе мы черпаем знания о человеке из трудов выдающихся мыслителей, из народной педагогики, вобравшей в себя этическое содержание народных традиций, праздников, фольклорного наследия. Из нравственного потенциала православия, на протяжении тысячелетий игравшего существенную роль в усвоении народом общечеловеческих ценностей. Мы опираемся на духовное богатство произведений искусства, в которых художники воплотили своё представление о должном, об идеале [8;46].

    Приобщение  ребёнка с раннего детства  к этической культуре должно  вылиться в процесс активного  познания и усвоения ребёнком общечеловеческих ценностей. Который построен на тесной взаимосвязи знания, чувства, поведения, приоритетности подхода к ребёнку, как субъекту воспитания. Во главу воспитательного процесса мы ставим личность. Именно личности в нашей системе духовно-нравственного воспитания отводится значимая роль в нравственном совершенствовании общества.

   Нормы общечеловеческой  морали призваны регулировать  поведение людей. Они не допускают  лживости, предательства, вероломства,  грубости, высокомерия, трусости, осуждая их как зло.

  Система воспитания  этической культуры школьников  построена на логической  взаимосвязи  следующих структурных компонентов:

  1. Этический курс факультативных занятий с сюжетно-игровой основой.
  2. «Этический заряд», построенный на сочетании этической установки на доброжелательность и уважение, предупреждение конфликтных ситуаций или достойный выход из них.
  3. Общеколлективная внеклассная деятельность с этической направленностью.

  Каждый из этих  компонентов призван осуществлять  определённую часть общей педагогической задачи, предусматривающей охват всей жизнедеятельности школьника.

   С 1-го по 8-й  класс предмет этики называется «Этическая грамматики» и выполняет функцию постепенного погружения детей в мир этических понятий и категорий. Он рассчитан на регулярную работу с детьми в процессе этических занятий по предлагаемой для каждого возраста программе.

    Курс этической  грамматики включает 4 раздела, углубляющие  и расширяющие знания, представления  и опыт нравственного поведения  по мере увеличения возраста учащихся: этика общения, этикет, этика человеческих отношений, этика отношений в коллективе.

   Курс 9-го класса назван «Этика». Он построен на принципах диалогового взаимодействия уже подготовленных школьников к изучению предмета этики со сложным миром категорий и понятий.

   «Этический заряд» - это эмоциональный импульс доброжелательно  начатого учебного дня младших  школьников, недели – для среднего  и старшего звена.

    Учитель с  оптимистических позиций прогнозирует  поведение ребят, их отношения  в коллективе. Это своеобразная психологическая установка, ориентирующая школьников на доброжелательность, уважение к окружающим и друг к другу, на добрый эмоциональный климат взаимоотношений. Это итоговая моральная пятиминутка в конце дня у малышей, недели в среднем и старшем звене. Это время посвящено анализу нравственных конфликтов с целью совместного поиска путей их предотвращения и определения достойного выхода из них [7;82].

 

1.2 Внеурочная деятельность с этической направленностью

 

Главное здесь – организация разностороннего общения, взаимодействия, взаимовлияния школьников.   Композиционно такая деятельность строиться по-разному. В начальных классах в качестве «Школы вежливости» («Доброе слово, что ясный день», «Ежели вы вежливы» и т.д.). В средней школе как этические диалоги («Золотое слово народной мудрости», «Как наше слово отзовётся»), как дискуссионный клуб общения («Ищи себя, пока не встретишь», «Судьба и Родина едины»).  В старших классах как вечера этических размышлений, романтические беседы «при свечах», разговоры «у костра», встречи в литературно-музыкальной гостиной («Живу я в мире только раз», «Интеллигент – это русское понятие», «Волшебное слово любви» и т.д.). В младшей и средней школе дети стали меньше конфликтовать между собой, драться, чаще реально оценивают собственные поступки. Улучшаются отношения между мальчиками и девочками, между детьми и родителями. Позитивное настроение стало значительно выше. Поступки детей осознанны. Мы понимаем, что говорить о глобальных результатах ещё очень рано, но тот факт, что в тех классах, где ведётся этическая грамматика, нет детей, стоящих на учёте в ИДН нет, хотя в начале нашей работы претенденты были [3;73].

 

1. 3 Этический курс как предмет воспитания

 

Педагогическая практика свидетельствует, что динамика и характер происходящих социальных процессов не соответствуют программным целям и установкам общества. Наблюдается конфликтообразующее начало в социальной жизни людей. Данное явление требует глубокого анализа и осмысления направлений и форм воспитания в образовательных учреждениях. Опыт показывает, что позитивные ростки, творческие воспитательные технологии и находки востребованы школой, развивающей и совершенствующей собственный поиск в актуализации нравственного становления учащихся.

Такой поиск приводит к неизбежности включения в учебно-воспитательный процесс школы особого предмета воспитательного характера, основой которого являются диалоги с учащимися о главном в жизнедеятельности человека. И этика здесь является востребованной и необходимой в соответствии с тем, что является наукой о ценностях человеческого бытия, о добре и зле в жизни людей. Её воспитательный потенциал трудно переоценить.

Этика позволяет погрузить  школьника в общечеловеческий опыт рождения и сохранения нравственности как основы и условия сохранения жизни. Она даёт возможность построить с подрастающим человеком живой диалог о живой жизни, о вечных вопросах бытия, на протяжении веков остро стоящих перед человеком и так не просто решаемых им [4;119].

Именно этика способна помочь развивающейся личности разобраться в природе моральных ценностей, образующих стержень духовности и культуры, понять этическую основу и нормы человеческого общения. В этом её воспитательная основа, которая кристаллизовалась на протяжении всей истории развития этической мысли, поиска человеком смысла жизни и нравственной истины.

Концентрируя в себе моральный опыт поколений и выработанные человечеством на протяжении всей истории  развития этической мысли нравственные законы жизни людей, этика делает их достоянием каждого нового поколения. Это позволяет школьнику в процессе её изучения преобразовывать этические знания в личностные смыслы собственной жизнедеятельности, а педагогу стимулировать усилия личности в нравственном самоопределении и самовоспитании.

Воспитательные задачи этики достаточно чётко в своё время определил П.А.Кропоткин:

- действовать в нравственном  направлении, взывая к лучшим  потребностям человека;

- определять и пояснять  основные начала, без которых  люди не могли бы жить обществом;

- взывать к высшему: любви, мужеству, братству, самоуважению, к жизни, согласной с идеалом;

- не допускать мысли,  что возможно жить, не считаясь  с потребностями и желаниями других.

Поэтому в нравственном воспитании школьников необходим сквозной этический курс для учащихся, способствующий систематизации их нравственных представлений и ценностных ориентаций, достижению моральной осознанности в выборе способов и форм поведения, а также ориентирующий на этический контекст взаимодействия учеников со взрослыми и сверстниками в сфере их жизнедеятельности в школе, социуме, окружающем мире.

В упомянутой выше системе воспитания этической культуры школьников такой  курс широко апробирован в педагогической практике, разработаны и опубликованы его поурочные разработки для каждого класса всех возрастных групп. Он предполагает последовательную логику погружения учащихся в сферу этики, начиная с этической грамматики (1-8 класс), последовательно переходя к этике (9 класс) и курсам истории развития этической мысли (10 класс), истории развития русской этической мысли (11 класс). Практика показала, что в совокупности это как раз тот предмет, который поможет подрастающему человеку погрузиться в мир истинных ценностей человеческой жизни, эмоционально прочувствовать их значение в собственной жизнедеятельности, поставить перед собой непростые вопросы о смысле и назначении бытия, осуществить в диалогическом взаимодействии с другими нравственный поиск ответа на данный вопрос, проявить душевные усилия в нравственном выборе и сделать важную попытку самооценки и самоопределения.

Данный предмет имеет  общее название – «Основы этической  культуры» и может стать специализированным учебным курсом воспитательной ориентации в школе. Ему может быть предназначена цементирующая роль в содержательной логике непрерывного нравственного воспитания школьников.

Данный курс, построенный по принципам  диалоговой педагогики с сюжетно-игровой и личностно-ориентированной субъектной основой, аккумулирует богатую воспитательную палитру педагогических приёмов и методов и обеспечивает непрерывность нравственно-этического воспитания детей как по горизонтали (учебный процесс, внеурочная воспитательная деятельность, перемена как сфера межурочного пространства), так и по вертикали (от этической грамматики до истории развития этической мысли). Включение его в учебно-воспитательный процесс школы с обозначением статуса воспитательного предмета стимулирует нравственное взросление учеников от класса к классу как развитием содержания по мере его расширения, усложнения, углубления, так и многоаспектной педагогической технологией, ориентированной на процесс становления ценностно значимых ориентаций учащихся и их нравственного развития [24;11].

Информация о работе Эстетическое воспитание школьников