Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2013 в 19:02, курсовая работа
Актуальность работы. Этическое воспитание младших школьников является сегодня неоспоримой и важнейшей целью всякого общества. Недостатки и упущения в воспитании наносят обществу такой невозвратимый и невосполнимый ущерб, что при недостатках другого характера большего вреда обществу нанести невозможно.
Изменения в молодёжной субкультуре – игнорирование опыта предыдущих поколений, мнения взрослых, недоверие к идеалам, приоритет материальных ценностей над духовными, эгоизм и индивидуализм – существенно повлияли на содержание и структуру воспитательной деятельности современной школы.
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические часть этического воспитания младших школьников 5
1.1 Этическое воспитание младших школьников 5
1.2 Внеурочная деятельность с этической направленностью 7
1. 3 Этический курс как предмет воспитания 7
Последующие занятия позволят закрепить и углубить нравственные основы отношений детей. 18
Глава 2. Эстетическое воспитание школьников 19
2.1 Этическое занятие с детьми по теме «Доброта и солнце» 19
2.2 Этическое занятие с детьми по теме «Поспешай делать добро» 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 31
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность работы.
Этическое воспитание младших школьников
является сегодня неоспоримой и
важнейшей целью всякого
Изменения
в молодёжной субкультуре –
игнорирование опыта
Психолог А.З.Рахимов
считает, что после школы все
школьные науки забудутся,
Современная
школа может существенно
Сегодня особенно нужна активная работа разума школьника, его души. Нужны особо выделенное время и специальные усилия, чтобы процесс освоения нравственных принципов не стал кратковременным и поверхностным, а был глубоким, осмысленным и долговременным.
Сегодня практически в каждой школе есть психолог, который способен решать подобные задачи. Однако, мы с вами прекрасно понимаем, что насколько бы талантлив не был данный человек, сколь не было бы огромным его желание, "один в поле не воин». Поэтому усилия для решения нравственных задач должны быть совместными.
Цель исследования - изучить основные особенности этического воспитания детей школе.
Задачи исследования:
- изучить сущность этического воспитания младших школьников;
- провести методическую работу с младшими младших школьниками.
Предмет исследования – особенности этического воспитания детей в школах.
Объект исследования - этическое воспитание младших школьников.
Методологическую основу исследования составляют положения ведущих ученых - философов, психологов, педагогов, искусствоведов по проблеме формирования этических, духовно-нравственных ценностных ориентации личности, определяющих основу этического постижения окружающей действительности.
Практическая значимость исследования заключается в целенаправленной организации и использовании возможностей предметно-пространственной среды в этическом развитии детей и разработке основных требований к содержанию, формам и методам воспитательной работы с детьми младшего школьного возраста [1,c.58].
Материалы данной работы могут использоваться в воспитательной работе общеобразовательных школ, методических пособиях учителей начальных классов.
Глава 1. Теоретические часть этического воспитания младших школьников
1.1 Этическое воспитание младших школьников
Осмысливая проблему
нравственно-этического воспита
Приобщение ребёнка с раннего детства к этической культуре должно вылиться в процесс активного познания и усвоения ребёнком общечеловеческих ценностей. Который построен на тесной взаимосвязи знания, чувства, поведения, приоритетности подхода к ребёнку, как субъекту воспитания. Во главу воспитательного процесса мы ставим личность. Именно личности в нашей системе духовно-нравственного воспитания отводится значимая роль в нравственном совершенствовании общества.
Нормы общечеловеческой
морали призваны регулировать
поведение людей. Они не
Система воспитания
этической культуры школьников
построена на логической взаимосвязи
следующих структурных
Каждый из этих
компонентов призван
С 1-го по 8-й класс предмет этики называется «Этическая грамматики» и выполняет функцию постепенного погружения детей в мир этических понятий и категорий. Он рассчитан на регулярную работу с детьми в процессе этических занятий по предлагаемой для каждого возраста программе.
Курс этической
грамматики включает 4 раздела, углубляющие
и расширяющие знания, представления
и опыт нравственного
Курс 9-го класса назван «Этика». Он построен на принципах диалогового взаимодействия уже подготовленных школьников к изучению предмета этики со сложным миром категорий и понятий.
«Этический заряд»
- это эмоциональный импульс
Учитель с
оптимистических позиций
1.2 Внеурочная деятельность с этической направленностью
Главное здесь – организация разностороннего общения, взаимодействия, взаимовлияния школьников. Композиционно такая деятельность строиться по-разному. В начальных классах в качестве «Школы вежливости» («Доброе слово, что ясный день», «Ежели вы вежливы» и т.д.). В средней школе как этические диалоги («Золотое слово народной мудрости», «Как наше слово отзовётся»), как дискуссионный клуб общения («Ищи себя, пока не встретишь», «Судьба и Родина едины»). В старших классах как вечера этических размышлений, романтические беседы «при свечах», разговоры «у костра», встречи в литературно-музыкальной гостиной («Живу я в мире только раз», «Интеллигент – это русское понятие», «Волшебное слово любви» и т.д.). В младшей и средней школе дети стали меньше конфликтовать между собой, драться, чаще реально оценивают собственные поступки. Улучшаются отношения между мальчиками и девочками, между детьми и родителями. Позитивное настроение стало значительно выше. Поступки детей осознанны. Мы понимаем, что говорить о глобальных результатах ещё очень рано, но тот факт, что в тех классах, где ведётся этическая грамматика, нет детей, стоящих на учёте в ИДН нет, хотя в начале нашей работы претенденты были [3;73].
1. 3 Этический курс как предмет воспитания
Педагогическая практика свидетельствует, что динамика и характер происходящих социальных процессов не соответствуют программным целям и установкам общества. Наблюдается конфликтообразующее начало в социальной жизни людей. Данное явление требует глубокого анализа и осмысления направлений и форм воспитания в образовательных учреждениях. Опыт показывает, что позитивные ростки, творческие воспитательные технологии и находки востребованы школой, развивающей и совершенствующей собственный поиск в актуализации нравственного становления учащихся.
Такой поиск приводит к неизбежности включения в учебно-воспитательный процесс школы особого предмета воспитательного характера, основой которого являются диалоги с учащимися о главном в жизнедеятельности человека. И этика здесь является востребованной и необходимой в соответствии с тем, что является наукой о ценностях человеческого бытия, о добре и зле в жизни людей. Её воспитательный потенциал трудно переоценить.
Этика позволяет погрузить школьника в общечеловеческий опыт рождения и сохранения нравственности как основы и условия сохранения жизни. Она даёт возможность построить с подрастающим человеком живой диалог о живой жизни, о вечных вопросах бытия, на протяжении веков остро стоящих перед человеком и так не просто решаемых им [4;119].
Именно этика способна помочь развивающейся личности разобраться в природе моральных ценностей, образующих стержень духовности и культуры, понять этическую основу и нормы человеческого общения. В этом её воспитательная основа, которая кристаллизовалась на протяжении всей истории развития этической мысли, поиска человеком смысла жизни и нравственной истины.
Концентрируя в себе моральный опыт поколений и выработанные человечеством на протяжении всей истории развития этической мысли нравственные законы жизни людей, этика делает их достоянием каждого нового поколения. Это позволяет школьнику в процессе её изучения преобразовывать этические знания в личностные смыслы собственной жизнедеятельности, а педагогу стимулировать усилия личности в нравственном самоопределении и самовоспитании.
Воспитательные задачи этики достаточно чётко в своё время определил П.А.Кропоткин:
- действовать в нравственном направлении, взывая к лучшим потребностям человека;
- определять и пояснять
основные начала, без которых
люди не могли бы жить общество
- взывать к высшему: любви, мужеству, братству, самоуважению, к жизни, согласной с идеалом;
- не допускать мысли, что возможно жить, не считаясь с потребностями и желаниями других.
Поэтому в нравственном воспитании школьников необходим сквозной этический курс для учащихся, способствующий систематизации их нравственных представлений и ценностных ориентаций, достижению моральной осознанности в выборе способов и форм поведения, а также ориентирующий на этический контекст взаимодействия учеников со взрослыми и сверстниками в сфере их жизнедеятельности в школе, социуме, окружающем мире.
В упомянутой выше системе воспитания этической культуры школьников такой курс широко апробирован в педагогической практике, разработаны и опубликованы его поурочные разработки для каждого класса всех возрастных групп. Он предполагает последовательную логику погружения учащихся в сферу этики, начиная с этической грамматики (1-8 класс), последовательно переходя к этике (9 класс) и курсам истории развития этической мысли (10 класс), истории развития русской этической мысли (11 класс). Практика показала, что в совокупности это как раз тот предмет, который поможет подрастающему человеку погрузиться в мир истинных ценностей человеческой жизни, эмоционально прочувствовать их значение в собственной жизнедеятельности, поставить перед собой непростые вопросы о смысле и назначении бытия, осуществить в диалогическом взаимодействии с другими нравственный поиск ответа на данный вопрос, проявить душевные усилия в нравственном выборе и сделать важную попытку самооценки и самоопределения.
Данный предмет имеет
общее название – «Основы этической
культуры» и может стать
Данный курс, построенный по принципам диалоговой педагогики с сюжетно-игровой и личностно-ориентированной субъектной основой, аккумулирует богатую воспитательную палитру педагогических приёмов и методов и обеспечивает непрерывность нравственно-этического воспитания детей как по горизонтали (учебный процесс, внеурочная воспитательная деятельность, перемена как сфера межурочного пространства), так и по вертикали (от этической грамматики до истории развития этической мысли). Включение его в учебно-воспитательный процесс школы с обозначением статуса воспитательного предмета стимулирует нравственное взросление учеников от класса к классу как развитием содержания по мере его расширения, усложнения, углубления, так и многоаспектной педагогической технологией, ориентированной на процесс становления ценностно значимых ориентаций учащихся и их нравственного развития [24;11].