Эстетическое воспитание школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2013 в 19:02, курсовая работа

Описание

Актуальность работы. Этическое воспитание младших школьников является сегодня неоспоримой и важнейшей целью всякого общества. Недостатки и упущения в воспитании наносят обществу такой невозвратимый и невосполнимый ущерб, что при недостатках другого характера большего вреда обществу нанести невозможно.
Изменения в молодёжной субкультуре – игнорирование опыта предыдущих поколений, мнения взрослых, недоверие к идеалам, приоритет материальных ценностей над духовными, эгоизм и индивидуализм – существенно повлияли на содержание и структуру воспитательной деятельности современной школы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические часть этического воспитания младших школьников 5
1.1 Этическое воспитание младших школьников 5
1.2 Внеурочная деятельность с этической направленностью 7
1. 3 Этический курс как предмет воспитания 7
Последующие занятия позволят закрепить и углубить нравственные основы отношений детей. 18
Глава 2. Эстетическое воспитание школьников 19
2.1 Этическое занятие с детьми по теме «Доброта и солнце» 19
2.2 Этическое занятие с детьми по теме «Поспешай делать добро» 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 31

Работа состоит из  1 файл

44444.doc

— 151.00 Кб (Скачать документ)

Из приведённого примера  видно, насколько технология занятия ориентирована на возрастной подход к воспитанникам и субъектную основу их нравственного развития. Особенность её - в конструировании эмоционального и интеллектуального диалогового взаимодействия с детьми соответственно их возрасту.

В работе с младшими детьми занятия строятся как сюжетный рисунок сказки, приключения, путешествия, открытия тайны. Как мы старались показать на примере, в канву сюжета вплетаются разнообразные методики, которые позволяют ненавязчиво и незаметно корректировать поведение ребят, их взаимоотношения в коллективе и в то же время изучать особенности детей, динамику их нравственного развития.

Таким образом, этика  как предмет воспитания строится на диалоговом взаимодействии с детьми, ориентированном на специфику их возрастных особенностей. В подростковом возрасте урок этики может стать своеобразным аккумулятором накопленных нравственных представлений в жизненном опыте подростков в соотнесении этого опыта с этически выверенными нормами образа жизни в вековом опыте человечества. Это соотнесение, сопоставление и личностное осмысление учащихся и должно стать основой канвы диалога с растущей личностью. Здесь необходимы те психолого-педагогические механизмы, которые позволяют выстроить действенный воспитывающий диалог с подростками на уровне их возраста, будоражащий их мысли и чувства, вызывающий сомнения и стремления к поиску истины, пробуждающий желание самосовершенствоваться.

В соответствии с этим, особенна технология этического занятия  в подростковом возрасте. Оно как  бы вытекает из повседневной жизнедеятельности детей, актуальных для ребят вопросов бытия, которые их волнуют и с которыми они сталкиваются, и в соответствии с этим строится как непрерывный развивающийся диалог подростка с окружающим миром. Эти занятия важно сориентировать на эмоциональное проживание и обогащение нравственного опыта подростков. В методическом разнообразии их построения приоритетным должен стать поиск воспитанниками нравственного решения в ситуациях морального выбора, приёмы стимулирования нравственной самооценки, осознания своего Я.

2.2 Этическое занятие с детьми по теме «Поспешай делать добро»

 

Вдумаемся в канву  такого диалога на примере занятия  с подростками "Поспешай делать добро".

Занятие начинается с  двух маленьких экспериментов.

В первом детям предлагается в течение одной минуты записать на листочке любые слова. Когда они написаны, педагог предлагает подчеркнуть те, которые имеют отношение к этике, нравственности. По окончании работы желающие читают свой набор слов, отражающих моральный контекст.

  • Какой вывод мы можем сделать?
  • Да, наша жизнь и наши мысли обязательно соприкасаются с этическими проблемами. Как вы думаете, почему?

Вот та завязка, с которой  начинается диалог. И на нравственные проблемы подростки вышли сами, анализируя свой опыт, свои мысли. Педагог не морализировал, а опосредованным способом, используя эксперимент, вывел детскую мысль на них. Эту мысль он активизирует с помощью другого эксперимента, предлагая участникам написать 10 прилагательных, и, действуя аналогичным способом, ведёт диалог со школьниками о закономерности полученных ими результатов эксперимента. Эта интригующая подростков завязка позволяет включить детей в своеобразное исследование собственных результатов, причинно следственных связей своей мысли в её сравнении с другими.

  • Какой вывод вы можете сделать из результатов эксперимента?
  • Верно, в арсенале человеческой мысли значимое место занимают проблемы морали, нравственные оценки, этика отношений. В чём вы сейчас убедились. А как это воплощается в опыте поведения?
  • Необходимость в своих действиях нести добро окружающим точно выражает русская народная пословица: "Поспешай делать добро". Можете ли вы эту пословицу применить к своему поведению?

Педагог предлагает детям  обратиться к их личному опыту  и выбрать наиболее свойственный им вариант поведения в следующих типичных жизненных ситуациях (ПРИЛОЖЕНИЕ 2)

Выбор вариантов ребята делают письменно, чтобы педагог  мог проанализировать направленность их решения.

Углубление подростков в нравственный выбор даёт возможность  им соотнести различные варианты поведения с собой и собственным опытом, а анализ своего выбора, его комментарий - задуматься о нравственной ценности мысленно совершённого поступка. И здесь очень важно дать ориентиры для данной оценки, опять же опосредованно подводя ребёнка к осознанию и осмыслению нравственных критериев собственного поведения.

Такое осознание заостряет  процесс думания учеников, становясь  кульминацией занятия.

  • А теперь, ребята, попробуйте разнести выбранные вами решения по следующим колонкам: для себя, для других, для коллектива или семьи.
  • Подумайте над тем, что у вас получилось. В чью пользу вы принимали решения? Как они соотносятся с народной мудростью: "Поспешай делать добро".
  • А теперь проанализируем, какой вариант поступка в каждой ситуации говорит о доброте в отношениях к другому.

Этот анализ очень  важен, так как в процессе активного  диалога подростки осмысливают, что же считать добрым, и, главное, тонкость и сложность принятия наиболее чуткого и тактичного решения. И  здесь в процессе диалога уместно обсудить с подростками, всегда ли справедливое решение соответствует доброму. Пусть ребята подумают, поспорят. Ведь бросить жребий, например, значит поставить всех в ту одинаковую ситуацию, когда никому не обидно. Но равные условия для всех - это не обязательно доброе решение. Может быть, именно во имя доброты по отношению к кому-то следует отказаться от формальной справедливости, когда всем поровну.

Такой поворот, ведя к  развязке сюжета, позволяет углубить диалог, затронуть важные для подросткового возраста проблемы, ибо для них особенно характерно стремление к справедливости.

  • Что же такое справедливость?
  • Стремление соответствовать истине в решениях и поступках, быть беспристрастным. А можно ли быть беспристрастным, стремясь к добру?

Следовательно, доброта, добро требует от человека проявления чувств. Вспомните слова А.С.Пушкина: " И долго буду тем любезен я народу, что чувства добрые я лирой пробуждал". Поразмыслим в связи с этим над следующими изречениями и пословицами, в которых отражён нравственный опыт поколений (ПРИЛОЖЕНИЕ 3).

  • Вы обратили внимание на то, что рядом с добром соседствует зло. Как вы думаете, почему?
  • Добро всегда противодействует злу, борется с ним. Известный врач и философ Альберт Швейцер очень образно определил сущность добра и зла: "Добро - то, что служит сохранению и развитию жизни, зло есть то, что уничтожает жизнь или препятствует ей". Следовательно, основное назначение человека - творить добро. Вы согласны с этим?
  • Может быть, именно поэтому ещё в старой азбуке, когда буквы алфавита обозначались самыми близкими человеку словами: З -земля, Л - люди, М - мыслите, буква Д обозначалась словом Добро. Азбука как бы призывала: Люди Земли, мыслите, думайте и творите Добро!

Особое место отводится  этическому диалогу, ориентированному на более старший возраст подростков. Это многоплановый диалог, ориентированный на нравственную рефлексию, в процессе которой подросток получает опосредованно выраженную помощь в самоопределении, осознании своих отношений с окружающим миром, осмыслении себя как личности, как гражданина, как нравственно воспитанного человека.

И тут важно, чтобы  взрослеющий человек убедился, что  всё высокое лежит в наших  повседневных поступках, и потому важно  осмысливать себя именно в них.

Очертите круг собственной  добродетели, заменив многоточие определением доступным вам поступков и деяний:

  • простить......................................................
  • поделиться....................................................
  • уступить......................................................
  • пожертвовать..................................................
  • помочь........................................................
  • заменить......................................................
  • сказать.......................................................
  • утешить.......................................................

(Слова записаны. Если  подростки испытывают затруднения,  можно к словам поставить вопросы:  что?, чем?, как?, для кого?, о чём?  и т.д.).

Результаты записей  много скажут педагогу при последующем анализе. На самом же занятии такой анализ не нужен. Подросток сам осмысливает столь наглядно получившийся результат. Педагог ограничивается лишь двумя вопросами:

  • Нравятся ли вам результаты ваших усилий?
  • Кто готов мысленно похвалить себя?
  • А кто порицает?
  • Задумайтесь над результатами собственных жизненных усилий. И пусть напутствием в дальнейшем вам послужат слова французского философа-мыслителя 16 века Мишеля Монтеня: "Добродетель требует, чтобы её соблюдали ради неё самой; и если иной раз ею прикрываются для иных целей, она тотчас же срывает маску с нашего лица. Если она однажды проникла нам в душу, то она подобна яркой и несмываемой краске, которая сходит только вместе с тканью".

Подобным образом в  соответствии с возрастными особенностями строятся этические диалоги с подростками и ребятами старшего возраста. Они отличаются лишь приёмами и способами логического построения на уровне возраста, насыщенностью методических форм, педагогической стратегией, расширением и углублением этических понятий и проблем.

Такие диалоги, как показал  опыт, позволяют синтезировать имеющиеся  и получаемые воспитанниками из всех социальных институтов воспитания знания о человеке, человеческих отношениях в обществе, а также включать суммарные  знания, необходимые развивающемуся человеку, об общечеловеческих ценностях, правилах культуры поведения, психологии общения.

В соответствии со спецификой возрастных категорий воспитанников  этический диалог доводит до разума подростков не только содержательную сторону этических понятий, но и историю возникновения и развития этической мысли, закономерность отобранных человечеством норм морали. Одновременно этические занятия способствуют естественному проникновению педагога в мир отношений и общения детей конкретного коллектива, что делает их инструментом опосредованного влияния на коллектив и на индивидуальный мир развивающейся личности.

Сами дети так оценивают  значимость уроков этики:

"Уроки этики помогают  понять жизнь, разобраться в  сложных проблемах", "этическая  грамматика помогла мне понять себя, увидеть хорошее в других", "Уроки этики важны так же как математика, история, физика. Они даже важнее этих уроков, потому что это уроки жизни"...

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Учебно-воспитательный процесс  школы – системообразующий фактор организации жизнедеятельности детей, и этическое воспитание должно стать одним из обязательных компонентов данного процесса. Ведь школа как социальный организм может и должна стать для ребёнка в этот кризисный период той адаптивной средой, нравственная атмосфера которой обусловит его ценностные ориентации. Поэтому важно, чтобы воспитательная этическая система не только взаимодействовала со всеми составными компонентами школьной жизни: уроком, переменой как продуманной организацией межурочного пространства, внеурочной деятельностью,- но и обеспечивала их этическим содержанием. 
Эти позиции лежат в основе разработанной нами и широко апробированной в педагогической практике системы воспитания основ этической культуры школьников.

Она основана на логической взаимосвязи следующих структурных компонентов:

- этический урок как  специализированный учебный предмет,  построенный по инновационной  методике с сюжетно-игровой основой;

- повседневная педагогически  инструментированная методика «этического  заряда», действующая в системе свободного общения детей на перемене и в послеурочное время. Методика предполагает сочетание этической установки на доброжелательность и уважение в отношениях с другими с формами предупреждения конфликтных ситуаций и достойного выхода из них;

Информация о работе Эстетическое воспитание школьников