Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2013 в 19:02, курсовая работа
Актуальность работы. Этическое воспитание младших школьников является сегодня неоспоримой и важнейшей целью всякого общества. Недостатки и упущения в воспитании наносят обществу такой невозвратимый и невосполнимый ущерб, что при недостатках другого характера большего вреда обществу нанести невозможно.
Изменения в молодёжной субкультуре – игнорирование опыта предыдущих поколений, мнения взрослых, недоверие к идеалам, приоритет материальных ценностей над духовными, эгоизм и индивидуализм – существенно повлияли на содержание и структуру воспитательной деятельности современной школы.
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические часть этического воспитания младших школьников 5
1.1 Этическое воспитание младших школьников 5
1.2 Внеурочная деятельность с этической направленностью 7
1. 3 Этический курс как предмет воспитания 7
Последующие занятия позволят закрепить и углубить нравственные основы отношений детей. 18
Глава 2. Эстетическое воспитание школьников 19
2.1 Этическое занятие с детьми по теме «Доброта и солнце» 19
2.2 Этическое занятие с детьми по теме «Поспешай делать добро» 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 31
Из приведённого примера видно, насколько технология занятия ориентирована на возрастной подход к воспитанникам и субъектную основу их нравственного развития. Особенность её - в конструировании эмоционального и интеллектуального диалогового взаимодействия с детьми соответственно их возрасту.
В работе с младшими детьми занятия строятся как сюжетный рисунок сказки, приключения, путешествия, открытия тайны. Как мы старались показать на примере, в канву сюжета вплетаются разнообразные методики, которые позволяют ненавязчиво и незаметно корректировать поведение ребят, их взаимоотношения в коллективе и в то же время изучать особенности детей, динамику их нравственного развития.
Таким образом, этика как предмет воспитания строится на диалоговом взаимодействии с детьми, ориентированном на специфику их возрастных особенностей. В подростковом возрасте урок этики может стать своеобразным аккумулятором накопленных нравственных представлений в жизненном опыте подростков в соотнесении этого опыта с этически выверенными нормами образа жизни в вековом опыте человечества. Это соотнесение, сопоставление и личностное осмысление учащихся и должно стать основой канвы диалога с растущей личностью. Здесь необходимы те психолого-педагогические механизмы, которые позволяют выстроить действенный воспитывающий диалог с подростками на уровне их возраста, будоражащий их мысли и чувства, вызывающий сомнения и стремления к поиску истины, пробуждающий желание самосовершенствоваться.
В соответствии с этим, особенна технология этического занятия в подростковом возрасте. Оно как бы вытекает из повседневной жизнедеятельности детей, актуальных для ребят вопросов бытия, которые их волнуют и с которыми они сталкиваются, и в соответствии с этим строится как непрерывный развивающийся диалог подростка с окружающим миром. Эти занятия важно сориентировать на эмоциональное проживание и обогащение нравственного опыта подростков. В методическом разнообразии их построения приоритетным должен стать поиск воспитанниками нравственного решения в ситуациях морального выбора, приёмы стимулирования нравственной самооценки, осознания своего Я.
Вдумаемся в канву такого диалога на примере занятия с подростками "Поспешай делать добро".
Занятие начинается с двух маленьких экспериментов.
В первом детям предлагается в течение одной минуты записать на листочке любые слова. Когда они написаны, педагог предлагает подчеркнуть те, которые имеют отношение к этике, нравственности. По окончании работы желающие читают свой набор слов, отражающих моральный контекст.
Вот та завязка, с которой начинается диалог. И на нравственные проблемы подростки вышли сами, анализируя свой опыт, свои мысли. Педагог не морализировал, а опосредованным способом, используя эксперимент, вывел детскую мысль на них. Эту мысль он активизирует с помощью другого эксперимента, предлагая участникам написать 10 прилагательных, и, действуя аналогичным способом, ведёт диалог со школьниками о закономерности полученных ими результатов эксперимента. Эта интригующая подростков завязка позволяет включить детей в своеобразное исследование собственных результатов, причинно следственных связей своей мысли в её сравнении с другими.
Педагог предлагает детям обратиться к их личному опыту и выбрать наиболее свойственный им вариант поведения в следующих типичных жизненных ситуациях (ПРИЛОЖЕНИЕ 2)
Выбор вариантов ребята делают письменно, чтобы педагог мог проанализировать направленность их решения.
Углубление подростков в нравственный выбор даёт возможность им соотнести различные варианты поведения с собой и собственным опытом, а анализ своего выбора, его комментарий - задуматься о нравственной ценности мысленно совершённого поступка. И здесь очень важно дать ориентиры для данной оценки, опять же опосредованно подводя ребёнка к осознанию и осмыслению нравственных критериев собственного поведения.
Такое осознание заостряет процесс думания учеников, становясь кульминацией занятия.
Этот анализ очень важен, так как в процессе активного диалога подростки осмысливают, что же считать добрым, и, главное, тонкость и сложность принятия наиболее чуткого и тактичного решения. И здесь в процессе диалога уместно обсудить с подростками, всегда ли справедливое решение соответствует доброму. Пусть ребята подумают, поспорят. Ведь бросить жребий, например, значит поставить всех в ту одинаковую ситуацию, когда никому не обидно. Но равные условия для всех - это не обязательно доброе решение. Может быть, именно во имя доброты по отношению к кому-то следует отказаться от формальной справедливости, когда всем поровну.
Такой поворот, ведя к развязке сюжета, позволяет углубить диалог, затронуть важные для подросткового возраста проблемы, ибо для них особенно характерно стремление к справедливости.
Следовательно, доброта, добро требует от человека проявления чувств. Вспомните слова А.С.Пушкина: " И долго буду тем любезен я народу, что чувства добрые я лирой пробуждал". Поразмыслим в связи с этим над следующими изречениями и пословицами, в которых отражён нравственный опыт поколений (ПРИЛОЖЕНИЕ 3).
Особое место отводится этическому диалогу, ориентированному на более старший возраст подростков. Это многоплановый диалог, ориентированный на нравственную рефлексию, в процессе которой подросток получает опосредованно выраженную помощь в самоопределении, осознании своих отношений с окружающим миром, осмыслении себя как личности, как гражданина, как нравственно воспитанного человека.
И тут важно, чтобы взрослеющий человек убедился, что всё высокое лежит в наших повседневных поступках, и потому важно осмысливать себя именно в них.
Очертите круг собственной добродетели, заменив многоточие определением доступным вам поступков и деяний:
(Слова записаны. Если
подростки испытывают
Результаты записей много скажут педагогу при последующем анализе. На самом же занятии такой анализ не нужен. Подросток сам осмысливает столь наглядно получившийся результат. Педагог ограничивается лишь двумя вопросами:
Подобным образом в соответствии с возрастными особенностями строятся этические диалоги с подростками и ребятами старшего возраста. Они отличаются лишь приёмами и способами логического построения на уровне возраста, насыщенностью методических форм, педагогической стратегией, расширением и углублением этических понятий и проблем.
Такие диалоги, как показал
опыт, позволяют синтезировать
В соответствии со спецификой возрастных категорий воспитанников этический диалог доводит до разума подростков не только содержательную сторону этических понятий, но и историю возникновения и развития этической мысли, закономерность отобранных человечеством норм морали. Одновременно этические занятия способствуют естественному проникновению педагога в мир отношений и общения детей конкретного коллектива, что делает их инструментом опосредованного влияния на коллектив и на индивидуальный мир развивающейся личности.
Сами дети так оценивают значимость уроков этики:
"Уроки этики помогают понять жизнь, разобраться в сложных проблемах", "этическая грамматика помогла мне понять себя, увидеть хорошее в других", "Уроки этики важны так же как математика, история, физика. Они даже важнее этих уроков, потому что это уроки жизни"...
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Учебно-воспитательный процесс
школы – системообразующий
Эти позиции лежат в основе разработанной
нами и широко апробированной в педагогической
практике системы воспитания основ этической
культуры школьников.
Она основана на логической взаимосвязи следующих структурных компонентов:
- этический урок как
специализированный учебный
- повседневная педагогически
инструментированная методика «