Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2013 в 19:02, курсовая работа
Актуальность работы. Этическое воспитание младших школьников является сегодня неоспоримой и важнейшей целью всякого общества. Недостатки и упущения в воспитании наносят обществу такой невозвратимый и невосполнимый ущерб, что при недостатках другого характера большего вреда обществу нанести невозможно.
Изменения в молодёжной субкультуре – игнорирование опыта предыдущих поколений, мнения взрослых, недоверие к идеалам, приоритет материальных ценностей над духовными, эгоизм и индивидуализм – существенно повлияли на содержание и структуру воспитательной деятельности современной школы.
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические часть этического воспитания младших школьников 5
1.1 Этическое воспитание младших школьников 5
1.2 Внеурочная деятельность с этической направленностью 7
1. 3 Этический курс как предмет воспитания 7
Последующие занятия позволят закрепить и углубить нравственные основы отношений детей. 18
Глава 2. Эстетическое воспитание школьников 19
2.1 Этическое занятие с детьми по теме «Доброта и солнце» 19
2.2 Этическое занятие с детьми по теме «Поспешай делать добро» 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 31
Нравственные основы бытия понять современный школьник сможет при условии пробуждения бьющейся в поиске самостоятельной мысли, и начало этого поиска в школе может быть положено вхождением в диалог с другими о самых животрепещущих вопросах бытия на специальных уроках курса «Основ этической культуры». В логике его непрерывности как предмета воспитания происходит творческое личностное осмысление учеником нравственных проблем человеческой жизни. Это достигается путём создания многообразной сферы приёмов включения школьников в осмысление, осознание и практическое освоение нравственных аспектов жизни человека, а также способов стимулирования усилий личности в моральном самовыражении от самооценки в младшем школьном возрасте к самоопределению и самовоспитанию – в подростковом, самосовершенствованию – в старшем через активизацию личностных духовно-нравственных потребностей и природных интеллектуальных, эмоциональных ресурсов, организацию тонкой рефлексивной работы.
Процесс осознания школьником моральной основы поведения и отношений длителен и требует педагогически выверенных и личностно ориентированных подходов в соответствии с его возрастными особенностями. Этот процесс выстроен в последовательной логической канве от первоначального ознакомления детей и подростков с этическими знаниями, понятиями, их последовательным освоением в курсе этической грамматики через эмоциональное и интеллектуальное погружение учеников в мир этических норм бытия к постепенному накоплению в самосознании детей оценочных суждений и практических действий, требующих нравственного выбора, осознанно ориентированных представлений о смысложизненных ценностях человеческого бытия, реализуемых в формирующемся опыте нравственных отношений к окружающему миру и людям.
В содержательном основании курса заложено познание другого человека и самого себя, развитие средств такого познания: умение сравнивать, анализировать и обобщать поступки других и собственные, видеть их этическое содержание и оценивать его. Методическое выражение данной задачи подчиняется принципу: чем ярче и композиционно разнообразнее построено диалогическое взаимодействие с учениками и его деятельностное начало, чем существеннее влияние на эмоциональную сторону личности, тем эффективнее результат.
Существенно важен начальный этап
включения в процесс
1-ый раздел вводит ребёнка в богатую палитру норм человеческого общения, способствующих взаимодействию, взаимопониманию и взаимоуважению. Различные формы практического включения детей в упражнения, игру, творчество, эксперимент, деятельность приобщают растущего человека к нормам воспитанности.
2-ой раздел, развивая эти нормы,
знакомит школьников с
3-ий раздел – о нормах этики в отношении к широкому кругу окружающих нас людей и миру в целом. Его содержание и технология побуждают развитие эмоциональной отзывчивости детей на переживания другого человека, создают условия для воспитания самоуважения, чувства собственного достоинства, проявления чувства эмпатии.
4-ый раздел – об этике
Переход от этической грамматики в 9-ом классе к этике позволяет повзрослевшим и приобщившимся к основам этической культуры подросткам углубиться в процессе диалогового взаимодействия с педагогом и сверстниками в изучение этики как науки о ценностях и нравственной жизни человека с соответствующим ей миром категорий и понятий. Курсы 10-го класса – «История развития этической мысли», 11-го – «История развития русской этической мысли» расширяют круг диалогического взаимодействия, включая в него мыслителей вековой истории человечества, что позволяет утвердиться школьникам в значимости и жизненно важной незыблимости нравственных ценностей и норм и сформировать свои смыслозначимые воззрения на мир и самого себя.
Каждый возраст требует на этических занятиях с детьми своей палитры средств и методов построения этического диалога, психолого-педагогических приёмов организации взаимодействия.
С младшими школьниками акцент делается на желании быть хорошим, свойственное детям данного возраста, на характерное для них внимание к нравственной стороне поступка, желание дать ему моральную оценку, получить оценку окружающих. Учитывается конкретность их мышления, способность к яркой фантазии, творческая активность, игровая направленность. В соответствии с этим педагог строит диалог с детьми как сюжетный рисунок сказки, приключения, совершаемого путешествия, открытия тайны, проведения коллективной игры, общего размышления над проблемой [5;36].
В канву сюжета вплетаются разнообразные методики, которые позволяют ненавязчиво и незаметно корректировать поведение ребят, их взаимоотношения в коллективе и в то же время изучать индивидуальные особенности, динамику нравственного развития. Так, например, это могут быть сокровенные желания ребёнка, посланные Гудвину в Изумрудный город, опосредованные высказывания о себе и своих проблемах через введённых в диалог нарисованных человечков, через продолженные предложения или составление концовки сказочного сюжета. Нравственный выбор ребёнка может быть осуществлён в процессе игры, анализа ситуаций, решения педагогических задач. Своё самочувствие в коллективе маленький школьник может выразить в символизирующих настроение цветных квадратиках. Атмосфера в семье проявится для педагога в серии рисунков, самооценка – в специально введённых символических знаках.
Глава 2. Эстетическое воспитание школьников
Проследим технологию построения этического занятия с детьми на конкретном примере. Рассмотрим его в младшем школьном возрасте по теме: "Доброта что солнце".
Начиная занятие, педагог исходит из возрастных особенностей детей, для которых характерно конкретное мышление, способность к воображению, яркой фантазии, любовь к игре, склонность видеть в людях хорошее, доброе. Выстраивая сюжет, педагог отталкивается от того, что более близко и знакомо маленьким детям - от сказки:
Так дети выходят на понятие добра. Выходят они на него сами в логике выстроенного педагогом диалога. Это и является завязкой и началом логически выстроенной канвы диалога о доброте с маленькими детьми.
Дети включаются в процесс думания. Именно этот процесс должен лежать в основе этического занятия. И чтобы он был активным, важно вызвать эмоциональную реакцию детей, пробудить мир их чувств. С этой целью педагог предлагает детям вообразить красивую волшебную полянку, освещённую солнцем. Такая полянка может быть изображена на детских рисунках, на полотне, на доске, которую воспитатель открывает в этот момент. Она может быть создана творческим воображением детей (ПРИЛОЖЕНИЕ 1).
Важно, чтобы педагог не объяснял детям нравственные истины, а выводил к ним мысль детей в процессе совместного поиска. Именно поэтому этическое занятие - не беседа, а именно занятие, в основе которого лежит не просвещение, а деятельностная форма усвоения этических понятий.
Чтобы эти понятия были не только усвоены, но и присвоены ребёнком, т.е. стали личностно значимыми, необходимо включить их в сферу подсознательной деятельности, формирующей опыт поведения. И сделать это надо на самом этическом занятии.
С помощью разнообразных игровых и тренировочных методик, позволяющих вывести ребёнка на положительный опыт доброго отношения к другому и закрепить этот опыт в реальных детских взаимоотношениях.
В данном занятии это
можно сделать следующим
Педагог включает воображение детей, предлагая им своеобразную игру. Он как бы вручает лучик одному из воспитанников (можно такие лучики заготовить и вручать ребятам в процессе игры, поскольку маленькие дети любят "конкретику"), спрашивая, кому бы он подарил этот символ своего внимания, теплоты и заботы. Далее лучик "вручается" ещё нескольким. Данная игра в то же время является и методикой, определяющей приоритеты в отношениях детей к близким, окружающим и сверстникам.
Чтобы каждый ребёнок мог стать объектом чьего-то внимания, испытать положительные эмоции, ситуацию успеха и в то же время ощутить себя субъектом, действия которого дарят эти эмоции другому, педагог продолжает игровой процесс:
Дети (семь человек) становятся в круг, соединив руки в форме лепестка. Под хоровое повторение "заклинания": "лети, лети, лепесток"... они кружатся. Руководитель при словах "быть по-моему вели" "отрывает лепесток" и пускает его в "свободный полёт". В результате ребёнок подходит к кому-то по своему выбору и произносит доброе пожелание, радующее другого.
Игра также является методикой, позволяющей судить как об общей атмосфере в коллективе, так и об иерархии в системе детских взаимоотношений.
Таких "цветиков" может быть два или три, чтобы наибольшее количество детей стали участниками игры. Данная игра может фрагментарно входить как разминка перед началом деятельности детей в объединении, как пауза в процессе деятельности или концовка при её завершении. Она везде создаст необходимый настрой на доброжелательность к другим.
С этими словами педагог подходит к одному из ребят ( здесь удобнее организовать круг) и предлагает ребёнку потянуть клубочек за ниточку. Как только он возьмётся за ниточку и начнёт тянуть, руководитель произносит:
Конечно, ребёнок очень этого хочет, а у взрослого есть возможность повысить его авторитет, укрепить уверенность в себе при необходимости, а главное, в ценностных ориентациях детей повысить роль нравственных качеств личности.
Далее каждый ребёнок, разматывая "волшебную" ниточку, последующему называет его лучшие качества не зависимо от того, как строились их отношения до этого. И теперь необходимую долю положительных эмоций получает каждый. Педагог же, используя эту игру-методику, глубже и полнее проникает в суть детских взаимоотношений. Усиливая воспитательный акцент, он активизирует внимание детей на той атмосфере тепла, внимания и доброжелательности, которая воцарилась в объединении.