Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 11:14, курсовая работа
Цель данной работы: изучение классификаций методов психологических исследований.
Задачи исследования: определить сущность понятия "метод исследования", выявить методы психологических исследований, дать классификацию методов психолого-педагогических исследований.
Введение…………………………………………………………………………………...3
1.История развития методов психолого-педагогических исследований……...............6
1.2.Краткая история развития методов психолого-педагогических исследований…..6
2. Основные методы и методики психолого-педагогических исследований………....9
2.1. Основы учения о методах исследования………………………………………......9
2.2. Исследовательские методы и методики……………………………………….......10
3. Классификация основных методов психолого-педагогических исследований......12
3.1. Методы психолого-педагогических исследований………………………….........12
Заключение………………………………………………………………………………20
Глоссарий…………………………………………………………………………...........23
Список использованных источников…………………………………………………..25
Список сокращений………………………………………………..................................26
Приложения……………………………………………………………………………...27
Версия шаблона |
1.1 |
Филиал |
Улан – Удэ |
Вид работы |
Курсовая работа |
Название дисциплины |
Методология и методы психолого-педагогических исследований |
Тема |
Классификация методов психолого- |
Фамилия студента |
Сапожникова |
Имя студента |
Ирина |
Отчество студента |
Александровна |
№ контракта |
06103081101001 |
Введение…………………………………………………………
1.История развития методов
1.2.Краткая история развития методов психолого-педагогических исследований…..6
2. Основные методы и методики
психолого-педагогических
2.1. Основы учения о методах
исследования………………………………………...
2.2. Исследовательские
методы и методики…………………………………
3. Классификация основных
методов психолого-
3.1. Методы психолого-
Заключение……………………………………………………
Глоссарий………………………………………………………
Список использованных источников………………………………………………….
Список сокращений…………………………………
Приложения……………………………………………………
В последние годы наступил новый период инновационного развития образования в нашей стране – период упорядочения, проверки на общественную востребованность, эффективность родившихся инновационных начинаний, их гармоничного сочетания друг с другом в образовательном пространстве территории. Это означает, что требования к обоснованности, корректности, практической отдаче исследований становятся еще более высокими.
В практике современной школы перед психологической службой возникает множество практических задач. Это задачи выяснения уровня готовности ребенка к школе, выявления особо одаренных и отстающих в развитии, выяснения причин школьной дезадаптации, задачи раннего предупреждения противоправных тенденций в развитии личности, задачи управления классным коллективом с учетом индивидуальных особенностей учеников и межличностных отношений между ними, задачи углубленной профориентации.
Условно все задачи, возникающие во взаимодействии педагога и психолога в школе, можно разделить на: психолого-педагогические и психологические.
Для ведения психолого-
Методы исследований – это приемы и средства, или инструментарий, с помощью которого собираются факты, используемые для доказательства положений, из которых складывается научная теория.
Сила теории зависит
от разработанности методов
Общая тенденция, которая проявилась в улучшении методов исследования в разных науках за последнее время, заключается в их математизации и компьютеризации, то есть во все более широком использовании математики для получения точных, достоверных знаний и техники для ускорения исследований, а также для проникновения за пределы непосредственно воспринимаемого органами чувств. Эта тенденция проявилась в психологии, начиная со второй половины XIX столетия, придав современной психологии статус самостоятельной, достаточно точной экспериментальной науки.
Психологические знания получали в основном путем непосредственного наблюдения за другими людьми и самонаблюдения.
Таким образом, изучение основных методов и процедур в практической психологии формирует понимание и практическое овладение научными и прикладными исследованиями, применяемыми учеными и практическими психологами.
Актуальность обусловлена
использованием системы частных
методов и методик в
Объект исследования: методы исследования.
Предмет исследования: классификация методов психолого-педагогических исследований.
Цель данной работы: изучение
классификаций методов
Задачи исследования: определить сущность понятия "метод исследования", выявить методы психологических исследований, дать классификацию методов психолого-педагогических исследований.
1. История развития методов психологических исследований
1.1. Краткая история развития методов психологических исследований
Методы научных исследований — это те приемы и средства, с помощью которых ученые получают достоверные сведения, используемые далее для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций. Сила науки во многом зависит от совершенства методов исследования, от того, насколько они валидны и надежны, как быстро и эффективно данная отрасль знаний способна воспринять и использовать у себя все самое новое, передовое, что появляется в методах других наук. Там, где это удается сделать, обычно наблюдается заметный прорыв вперед в познании мира.
Все сказанное относится и к психологии. Ее явления настолько сложны и своеобразны, настолько труднодоступны для изучения, что на протяжении всей истории этой науки ее успехи непосредственно зависели от совершенства применяемых методов исследования. Со временем в ней оказались интегрированными методы самых разных наук. Это — методы философии и социологии, математики и физики, информатики и кибернетики, физиологии и медицины, биологии и истории, ряда других наук.
Благодаря применению методов естественных и точных наук, психология, начиная со второй половины прошлого века, выделилась в самостоятельную науку и стала активно развиваться. До этого момента психологические знания получали в основном путем самонаблюдения умозрительных рассуждений, наблюдения за поведением других людей. Анализ и разумное обобщение подобного рода жизненных фактов сыграли свою положительную роль в истории психологии. Они послужили основой для построения первых научных теорий, объясняющих сущность психологических феноменов и человеческого поведения. Однако субъективизм этих методов, их недостаточная надежность и сложность явились причиной того, что психология долгое время оставалась философствующей, неэкспериментальной наукой, способной предполагать, но не доказывать причинно-следственные связи, существующие между психическими и другими явлениями. Вместе с тем из-за чрезмерно выраженного теоретизирования она была фактически оторвана от практики.
Намерение сделать ее настоящей, более или менее точной, практически полезной наукой, не только описывающей, но и объясняющей явления было связано с внедрением в нее лабораторного эксперимента и измерения. Попытки количественной оценки психологических явлений предпринимаются, начиная со второй половины XIX в. Одной из первых таких попыток было открытие и формулировка серии законов, связывающих силу ощущений человека с выраженными в физических величинах стимулами, воздействующими на организм. К ним относятся законы Бугера—Вебера, Вебера—Фехнера, Стивенса, представляющие собой математические формулы, при помощи которых определяется связь между физическими стимулами и ощущениями человека, а также абсолютный и относительный пороги ощущений.
Сюда же следует отнести
и начальный этап развития дифференциально-
Впоследствии, уже в XX
в., тенденция использования
С конца 80-х годов XIX в.
в психологии стали создаваться
и применяться специальные
Наряду с математизацией и технизацией исследований в психологии до сих пор не утратили своего значения традиционные методы сбора научной информации, в том числе такие, как наблюдение, самонаблюдение и опрос. Причин сохранения их значения несколько. Первая состоит в том, что явления, изучаемые в психологии, сложны и уникальны, их не всегда можно изучить с помощью методов, заимствованных из других наук. Для исследования таких тонких явлений, которыми занимается психология, методы естественных и точных наук во многих случаях не годятся. Наблюдение и самонаблюдение позволяют уловить многое из того, что практически недоступно приборам, неописуемо с помощью точных математических формул. Самонаблюдение нередко применяется в тех случаях, когда исследователь хочет непосредственно сам, а не со слов других лиц или по показаниям бездушных приборов получить сведения об ощущениях, эмоциональных переживаниях, образах, представлениях, мыслях, сопровождающих тот или иной поведенческий акт.
Однако данные наблюдения, и особенно самонаблюдения, почти всегда требуют проверки на достоверность и надежность. Там, где это возможно, эти данные необходимо контролировать при помощи иных, более объективных методов, в частности математических расчетов.
2. Основные методы и методики психолого-педагогического исследования
2.1. Основы учения о методах исследования
Методология в узком смысле слова есть учение о методах, и хотя мы не сводим ее к такому пониманию, учение о методах играет в методологии чрезвычайно важную роль. Теория методов исследования призвана вскрыть их сущность, назначение, место в общей системе научного поиска, дать научные основы выбора методов и их сочетания, выявить условия их эффективного использования, дать рекомендации по конструированию оптимальных систем исследовательских приемов и процедур, т. е. методики исследования. Методологические положения и принципы именно в методах получают свое действенное, инструментальное выражение.
Широко употребляемое понятие «метод научного исследования» — в значительной мере условная категория, объединяющая и формы научного мышления, и общие модели исследовательских процедур, и способы выполнения исследовательских действий. Ошибочно подходить к методам как к самостоятельной категории. Они во многом определяются характером проблемы, теоретическим уровнем и содержанием гипотезы. Система методов, или методика, поиска — это часть исследовательской системы, закономерно ее выражающая и позволяющая осуществлять исследовательскую деятельность. Конечно, связи методов в исследовательской системе сложны и многообразны, и методы, являясь своеобразной подсистемой исследовательского комплекса, обслуживают все его «узлы». В целом же методы зависят от содержания тех этапов научного поиска, которые логически предшествуют этапам подбора и использования процедур, необходимых для проверки гипотезы. В свою очередь, все компоненты исследования, и методы в том числе, детерминированы содержанием изучаемого, хотя и сами определяют возможности постижения сущности того или иного содержания, возможности решения определенных научных задач.
Методы и методика исследования во многом определяются
исходной концепцией исследователя, его
общими представлениями о сущности и структуре
изучаемого. Системное использование
методов требует выбора «системы отсчета»,
способов их классификации. Рассмотрим
в связи с этим предлагаемые в литературе
классификации методов педагогических
исследований. (Приложение А).
2.2.Исследовательские методы и методики
Информация о работе Классификация методов психолого-педагогических исследований