Классификация методов психолого-педагогических исследований

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 11:14, курсовая работа

Описание

Цель данной работы: изучение классификаций методов психологических исследований.
Задачи исследования: определить сущность понятия "метод исследования", выявить методы психологических исследований, дать классификацию методов психолого-педагогических исследований.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………...3
1.История развития методов психолого-педагогических исследований……...............6
1.2.Краткая история развития методов психолого-педагогических исследований…..6
2. Основные методы и методики психолого-педагогических исследований………....9
2.1. Основы учения о методах исследования………………………………………......9
2.2. Исследовательские методы и методики……………………………………….......10
3. Классификация основных методов психолого-педагогических исследований......12
3.1. Методы психолого-педагогических исследований………………………….........12
Заключение………………………………………………………………………………20
Глоссарий…………………………………………………………………………...........23
Список использованных источников…………………………………………………..25
Список сокращений………………………………………………..................................26
Приложения……………………………………………………………………………...27

Работа состоит из  1 файл

Сапожникова И.А., КР. Методолигия и методы психолого- педагогических исследований.doc

— 148.00 Кб (Скачать документ)

Основные данные о работе

Версия шаблона

1.1

Филиал

Улан – Удэ 

Вид работы

Курсовая работа

Название дисциплины

Методология и методы психолого-педагогических исследований

Тема

Классификация методов психолого-педагогических исследований

Фамилия студента

Сапожникова

Имя студента

Ирина

Отчество студента

Александровна

№ контракта

06103081101001


 

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………...3

1.История развития методов психолого-педагогических  исследований……...............6

1.2.Краткая история развития методов психолого-педагогических исследований…..6

2. Основные методы и методики  психолого-педагогических исследований………....9

2.1. Основы учения  о методах  исследования………………………………………......9

2.2. Исследовательские  методы и методики……………………………………….......10

3. Классификация основных  методов психолого-педагогических  исследований......12

3.1. Методы психолого-педагогических  исследований………………………….........12

Заключение………………………………………………………………………………20

Глоссарий…………………………………………………………………………...........23

Список использованных источников…………………………………………………..25

Список сокращений………………………………………………..................................26

Приложения……………………………………………………………………………...27

 

 

Введение

 

В последние годы наступил новый период инновационного развития образования в нашей стране – период упорядочения, проверки на  общественную востребованность, эффективность родившихся инновационных начинаний, их гармоничного сочетания друг с другом в образовательном пространстве территории. Это означает, что требования к обоснованности, корректности, практической отдаче исследований становятся еще более высокими.

В практике современной  школы перед психологической  службой возникает множество  практических задач. Это задачи выяснения  уровня готовности ребенка к школе, выявления особо одаренных и отстающих в развитии, выяснения причин школьной дезадаптации, задачи раннего предупреждения противоправных тенденций в развитии личности, задачи управления классным коллективом с учетом индивидуальных особенностей учеников и межличностных отношений между ними, задачи углубленной профориентации.

Условно все задачи, возникающие  во взаимодействии педагога и психолога  в школе, можно разделить на: психолого-педагогические и психологические.

Для ведения психолого-педагогических исследований применяются особые научные методы, знание которых необходимо всем участвующим в индивидуальном и коллективном научном поиске.

Методы исследований – это приемы и средства, или  инструментарий, с помощью которого собираются факты, используемые для  доказательства положений, из которых складывается научная теория.

Сила теории зависит  от разработанности методов исследования, от того, насколько быстро и эффективно она способна воспринять все самое  новое, что появляется в методах  других наук. Там, где это удается  сделать, наблюдается и прорыв в познании.

Общая тенденция, которая проявилась в улучшении методов исследования в разных науках за последнее время, заключается в их математизации и компьютеризации, то есть во все более широком использовании математики для получения точных, достоверных знаний и техники для ускорения исследований, а также для проникновения за пределы непосредственно воспринимаемого органами чувств. Эта тенденция проявилась в психологии, начиная со второй половины XIX столетия, придав современной психологии статус самостоятельной, достаточно точной экспериментальной науки.

Психологические знания получали в основном путем непосредственного  наблюдения за другими людьми и самонаблюдения.

Таким образом, изучение основных методов и процедур в  практической психологии формирует понимание и практическое овладение научными и прикладными исследованиями, применяемыми учеными и практическими психологами.

Актуальность обусловлена  использованием системы частных  методов и методик в психологических  исследованиях. Наука — это, прежде всего исследование. Поэтому характеристика науки не исчерпывается определением ее предмета; она включает и определение ее метода. Методы, т. е. пути познания, — это способы, посредством которых познается предмет науки. Психология, как каждая наука, употребляет не один, а целую систему частных методов, или методик. Под методом науки — в единственном числе — можно разуметь систему ее методов в их единстве. Основные методы науки — не внешние по отношению к ее содержанию операции, не извне привносимые формальные приемы. Служа раскрытию закономерностей, они сами опираются на основные закономерности предмета науки; поэтому метод психологии сознания был иной, чем метод психологии как науки о душе: недаром первую обычно называют эмпирической психологией, а вторую — рациональной, характеризуя, таким образом, предмет науки по тому методу, которым он познается; и метод поведенческой психологии отличен от метода психологии сознания, которую часто по ее методу называют интроспективной психологией. Осознает ли это исследователь или нет, его научная работа объективно в своей методике всегда реализует ту или иную методологию. Для последовательной и плодотворной реализации в психологии нашей методологии весьма существенно, чтобы она была осознана и, будучи осознанной, не превращалась в форму, извне механически накладываемую на конкретное содержание науки, чтобы она раскрывалась внутри содержания науки в закономерностях его собственного развития.

Объект исследования: методы исследования.

Предмет исследования: классификация методов психолого-педагогических исследований.

Цель данной работы: изучение классификаций методов психологических  исследований.

Задачи исследования: определить сущность понятия "метод исследования", выявить методы психологических исследований, дать классификацию методов психолого-педагогических исследований.

Основная часть

 1. История развития методов психологических исследований

1.1. Краткая история развития методов психологических исследований

Методы научных исследований — это те приемы и средства, с помощью которых ученые получают достоверные сведения, используемые далее для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций. Сила науки во многом зависит от совершенства методов исследования, от того, насколько они валидны и надежны, как быстро и эффективно данная отрасль знаний способна воспринять и использовать у себя все самое новое, передовое, что появляется в методах других наук. Там, где это удается сделать, обычно наблюдается заметный прорыв вперед в познании мира.

Все сказанное относится и к психологии. Ее явления настолько сложны и своеобразны, настолько труднодоступны для изучения, что на протяжении всей истории этой науки ее успехи непосредственно зависели от совершенства применяемых методов исследования. Со временем в ней оказались интегрированными методы самых разных наук. Это — методы философии и социологии, математики и физики, информатики и кибернетики, физиологии и медицины, биологии и истории, ряда других наук.

Благодаря применению методов  естественных и точных наук, психология, начиная со второй половины прошлого века, выделилась в самостоятельную науку и стала активно развиваться. До этого момента психологические знания получали в основном путем самонаблюдения умозрительных рассуждений, наблюдения за поведением других людей. Анализ и разумное обобщение подобного рода жизненных фактов сыграли свою положительную роль в истории психологии. Они послужили основой для построения первых научных теорий, объясняющих сущность психологических феноменов и человеческого поведения. Однако субъективизм этих методов, их недостаточная надежность и сложность явились причиной того, что психология долгое время оставалась философствующей, неэкспериментальной наукой, способной предполагать, но не доказывать причинно-следственные связи, существующие между психическими и другими явлениями. Вместе с тем из-за чрезмерно выраженного теоретизирования она была фактически оторвана от практики.

Намерение сделать ее настоящей, более или менее точной, практически полезной наукой, не только описывающей, но и объясняющей явления было связано с внедрением в нее лабораторного эксперимента и измерения. Попытки количественной оценки психологических явлений предпринимаются, начиная со второй половины XIX в. Одной из первых таких попыток было открытие и формулировка серии законов, связывающих силу ощущений человека с выраженными в физических величинах стимулами, воздействующими на организм. К ним относятся законы Бугера—Вебера, Вебера—Фехнера, Стивенса, представляющие собой математические формулы, при помощи которых определяется связь между физическими стимулами и ощущениями человека, а также абсолютный и относительный пороги ощущений.

Сюда же следует отнести  и начальный этап развития дифференциально-психологических  исследований (конец XIX в.), когда для  выявления общих психологических свойств и способностей, отличающих людей друг от друга, стали использовать методы математической статистики.

Впоследствии, уже в XX в., тенденция использования математических моделей и расчетов получила широкое  распространение в самых разных отраслях психологии. Без них сейчас не обходится ни одно серьезное научное психологическое исследование.

С конца 80-х годов XIX в. в психологии стали создаваться  и применяться специальные технические  приборы и устройства для проведения лабораторных экспериментальных научных исследований. Пионером в этом отношении явился немецкий ученый В. Вундт, который в Лейпциге организовал работу первой психологической лаборатории. Технические приборы и устройства позволяли исследователю ставить и проводить контролируемый и управляемый научный эксперимент, дозировать воздействия физических стимулов, на которые должен реагировать человек, измерять его реакции. Сначала это были довольно простые технические устройства, в основном механические. В начале XX в. к ним присоединились электрические приборы, а в наше время в психологических лабораторных исследованиях используются многие виды современной аппаратуры, в том числе радио-, видео- и электронной, включая ЭВМ.

Наряду с математизацией и технизацией исследований в  психологии до сих пор не утратили своего значения традиционные методы сбора научной информации, в том числе такие, как наблюдение, самонаблюдение и опрос. Причин сохранения их значения несколько. Первая состоит в том, что явления, изучаемые в психологии, сложны и уникальны, их не всегда можно изучить с помощью методов, заимствованных из других наук. Для исследования таких тонких явлений, которыми занимается психология, методы естественных и точных наук во многих случаях не годятся. Наблюдение и самонаблюдение позволяют уловить многое из того, что практически недоступно приборам, неописуемо с помощью точных математических формул. Самонаблюдение нередко применяется в тех случаях, когда исследователь хочет непосредственно сам, а не со слов других лиц или по показаниям бездушных приборов получить сведения об ощущениях, эмоциональных переживаниях, образах, представлениях, мыслях, сопровождающих тот или иной поведенческий акт.

Однако данные наблюдения, и особенно самонаблюдения, почти  всегда требуют проверки на достоверность и надежность. Там, где это возможно, эти данные необходимо контролировать при помощи иных, более объективных методов, в частности математических расчетов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   2. Основные методы и методики психолого-педагогического исследования

   2.1. Основы учения о методах исследования

   Методология в узком смысле слова есть учение о методах, и хотя мы не сводим ее к такому пониманию, учение о методах играет в методологии чрезвычайно важную роль. Теория методов исследования призвана вскрыть их сущность, назначение, место в общей системе научного поиска, дать научные основы выбора методов и их сочетания, выявить условия их эффективного использования, дать рекомендации по конструированию оптимальных систем исследовательских приемов и процедур, т. е. методики исследования. Методологические положения и принципы именно в методах получают свое действенное, инструментальное выражение.

Широко употребляемое понятие  «метод научного исследования» —  в значительной мере условная категория, объединяющая и формы научного мышления, и общие модели исследовательских процедур, и способы выполнения исследовательских действий. Ошибочно подходить к методам как к самостоятельной категории. Они во многом определяются характером проблемы, теоретическим уровнем и содержанием гипотезы. Система методов, или методика, поиска — это часть исследовательской системы, закономерно ее выражающая и позволяющая осуществлять исследовательскую деятельность. Конечно, связи методов в исследовательской системе сложны и многообразны, и методы, являясь своеобразной подсистемой исследовательского комплекса, обслуживают все его «узлы». В целом же методы зависят от содержания тех этапов научного поиска, которые логически предшествуют этапам подбора и использования процедур, необходимых для проверки гипотезы. В свою очередь, все компоненты исследования, и методы в том числе, детерминированы содержанием изучаемого, хотя и сами определяют возможности постижения сущности того или иного содержания, возможности решения определенных научных задач.

Методы и методика исследования во многом определяются исходной концепцией исследователя, его общими представлениями о сущности и структуре изучаемого. Системное использование методов требует выбора «системы отсчета», способов их классификации. Рассмотрим в связи с этим предлагаемые в литературе классификации методов педагогических исследований. (Приложение А).                                     2.2.Исследовательские методы и методики                                                                                                                          Для решения     конкретных задач изучения психики и поведения человека, их формирования в педагогическом процессе применяется множество исследовательских методов. Исследовательские методы группируют по различным признакам. По назначению различают в одном случае методы сбора фактического материала, его теоретической интерпретации, направленного преобразования. В другом случае выделяют методы диагностики, объяснения, прогнозирования, коррекции, статистической обработки материала и др. по уровню проникновения в сущность выделяют группу методов эмпирического исследования, основанного на опыте, практике, эксперименте,  методы обработки материалов и методы теоретического исследования, связанного с абстрагированием от чувственной реальности, построением моделей, проникновением в сущность изучаемого.  Основными исследовательскими методами являются наблюдение и эксперимент. Наблюдение и эксперимент применяются во многих других науках, и поэтому их можно считать общенаучными. Кроме этих методов используются и другие методы, которые специфичны для социальных наук, в том числе для психологии и педагогики, и позволяют конкретизировать и реализовать в соответствии  с задачами исследования требования методологических положений. Это следующие исследовательские методы: метод беседы, метод изучения процесса и продуктов деятельности, метод анкетирования, метод тестирования, метод оценивания и др.  При  использовании исследовательских методов в зависимости  от того, какие задачи необходимо решать, приходится выявлять и фиксировать условия возникновения и особенности протекания изучаемых психических явлений, определить процедуру проведения исследования, снятия данных экспериментов, из анализа и интерпретации. Для решения подобных задач используются конкретные методики психологического исследования. Их арсенал достаточно широк, все они выступают как способы  конкретизации и воплощения исследовательского метода. Например, если тестирование есть исследовательский метод, то  в качестве методик, конкретизирующих  и реализующих этот метод, выступают конкретные тесты (методики).

Информация о работе Классификация методов психолого-педагогических исследований