Классификация методов психолого-педагогических исследований

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 11:14, курсовая работа

Описание

Цель данной работы: изучение классификаций методов психологических исследований.
Задачи исследования: определить сущность понятия "метод исследования", выявить методы психологических исследований, дать классификацию методов психолого-педагогических исследований.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………...3
1.История развития методов психолого-педагогических исследований……...............6
1.2.Краткая история развития методов психолого-педагогических исследований…..6
2. Основные методы и методики психолого-педагогических исследований………....9
2.1. Основы учения о методах исследования………………………………………......9
2.2. Исследовательские методы и методики……………………………………….......10
3. Классификация основных методов психолого-педагогических исследований......12
3.1. Методы психолого-педагогических исследований………………………….........12
Заключение………………………………………………………………………………20
Глоссарий…………………………………………………………………………...........23
Список использованных источников…………………………………………………..25
Список сокращений………………………………………………..................................26
Приложения……………………………………………………………………………...27

Работа состоит из  1 файл

Сапожникова И.А., КР. Методолигия и методы психолого- педагогических исследований.doc

— 148.00 Кб (Скачать документ)

Наиболее  известными примерами математического моделирования в психологии являются формулы, выражающие собой законы Бугера—Вебера, Вебера—Фехнера и Стивенса. Логическое моделирование широко используется при изучении мышления человека и его сравнении с решением задач вычислительной машиной. С множеством разнообразных примеров технического моделирования мы встречаемся в научных исследованиях, посвященных изучению восприятия и памяти человека. Это — попытки построения перцептронов — машин, способных наподобие человека воспринимать и перерабатывать сенсорную информацию, запоминать и воспроизводить ее.

Иллюстрацией  кибернетического моделирования является использование в психологии идей математического программирования на ЭВМ. Развитие программного обеспечения  работы ЭВМ за последние несколько десятков лет открыло для психологии новые перспективы изучения интересующих ее процессов и человеческого поведения, так как оказалось, что мыслительные операции, используемые людьми, логика их рассуждений при решении задач весьма близки к операциям и логике, на основе которых разрабатываются программы для ЭВМ. Это привело к попыткам представления и описания поведения человека, его психологии по аналогии с действием электронно-вычислительных устройств. Пионерами в этом отношении в психологии выступили известные американские ученые Д. Миллер, Ю. Галантер, К. Прибрам. Отметив наличие в организме такой же сложной, иерархически построенной системы регуляции поведения, какая характеризует структуру и функционирование программ для ЭВМ, они сделали вывод о том, что подобным же образом может быть описано и поведение человека.

Кроме перечисленных методов, предназначенных  для сбора первичной информации, в психологии широко применяются  различные способы и приемы обработки  этих данных, их логического и математического  анализа для получения вторичных результатов, т.е. фактов и выводов, вытекающих из интерпретации переработанной первичной информации. Для этой цели применяются, в частности, разнообразные методы математической статистики, без которых зачастую невозможно получить достоверную информацию об изучаемых явлениях, а также методы качественного анализа.

Заключение

Исследование – необходимый  элемент любой деятельности, но в  зависимости от вида деятельности реализуется  в той или иной мере.

Многообразие видов человеческой деятельности обусловливает многообразный спектр методов, которые могут быть классифицированы по самым различным основаниям (критериям). Прежде всего, следует выделить методы духовной, идеальной (в том числе научной) и методы материальной (практической) деятельности. В настоящее время стало очевидным, что система методов, методология не может быть ограничена лишь сферой научного познания, она должна выходить за ее пределы и непременно включать в свою орбиту и сферу практики. При этом необходимо иметь в виду тесное взаимодействие этих двух сфер деятельности человека. Что касается методов науки, то оснований их деления на группы может быть несколько. Так, в зависимости от роли и места в процессе научного познания можно выделить методы формальные и содержательные, эмпирические и теоретические, фундаментальные и прикладные, методы исследования и изложения и т. П. Содержание изучаемых наукой объектов служит критерием для различия методов естествознания и методов социально-гуманитарных наук. В свою очередь методы естественных наук могут быть подразделены на методы изучения неживой природы и методы изучения живой природы и т. П. Выделяют также качественные и количественные методы, однозначно-детерминистские и вероятностные, методы непосредственного и опосредованного познания, оригинальные и производные и т. Д. К числу характерных признаков научного метода (к какому бы типу он ни относился) чаще всего относят: объективность, воспроизводимость, эвристичность, необходимость, конкретность и др. Так, например, рассуждая о методе, крупный британский философ и математик XX в. А. Уайтхед считал, что любой метод задает «способ действий» с данными, с фактами, значимость которых определяется теорией, которая и «навязывает» конкретный метод, применимый только к теориям соответствующего вида.

 Естественно, что выбор методов во многом определяется уровнем, на котором ведется работа (эмпирический или теоретический) характером исследования (методологическое, теоретическое прикладное) содержанием его конечных и промежуточных задач.

Можно указать на ряд характерных ошибок при выборе методов:

  • шаблонный подход к выбору метода, трафаретное его использование без учета конкретных задач и условий исследования; универсализация отдельных методов или методик, например, анкетного опроса и социометрии;
  • игнорирование или недостаточное использование теоретических методов, особенно идеализации, восхождения от абстрактного к конкретному;
  • неумение из отдельных мётодов составить целостную методику, оптимальным образом обеспечивающую решение задач научного поиска.

Любой метод сам по себе представляет полуфабрикат, заготовку, которую нужно модифицировать, конкретизировать применительно к задачам, предмету и конкретно к условиям поисковой  работы.

Наконец, нужно подумать о таком сочетании исследовательских  методов, чтобы они удачно дополняли друг друга, раскрывая предмет исследования полнее и глубже, чтобы была возможность результаты, полученные одним методом, перепроверить, используя другой. Например, результаты предварительных наблюдений и бесед с учащимися полезно уточнить, углубить, проверить, анализируя результаты контрольных работ или поведение учащихся в специально созданных ситуациях.

Сказанное позволяет  сформулировать некоторые критерии правильности выбора метода исследования:

1. Адекватность объекту, предмету, общим задачам исследования. Накопленному материалу.

2. Соответствие современным  принципам научного исследования.

З. Научная перспективность, т. Е. обоснованное предположение о том, что выбранный метод даст новые и надежные результаты.

4. Соответствие логической структуре (этапу) исследования.

5. Возможно более полная направленность на всестороннее и гармоническое развитие личности обучаемых, потому что исследовательский метод во многих случаях становится методом образования и воспитания, т. Е. «инструментом прикосновения к личности».

6. Гармоническая взаимосвязь  с другими методами в единой  методической системе.

Все составные элементы методики и методику в целом нужно  проверить на соответствие задачам  исследования, достаточную доказательность, полное соответствие принципам педагогического исследования.

Глоссарий

№ п/п

Понятие

Определение

1

       Валидность (от англ,valid-    действительный, пригодный, имеющий силу)

один из критериев качества теста, означающий пригодность теста, для измерения того, что он по замыслу должен измерять. Мерой валидности служит коэффициент корреляции теста с другими критериями измеряемого свойства

22

 

Исследование 

поиск информации по какой-либо проблеме, за которым следует ее обобщение (написание исследовательской работы или заключения). Исследование предполагает работу с несколькими источниками информации и проведение собственных экспериментов.

33

 

Классификация (от лат. classis — разряд, класс и facio — делаю, раскладываю)

система соподчинённых понятий (классов  объектов) к.-л. области знания или деятельности человека, часто представляемая в виде различных по форме схем (таблиц) и используемая как средство для установления связей между этими понятиями или классами объектов, а также для ориентировки в многообразии понятий или соответствующих объектов.

44

Критерии 

признак, по которому производится оценка, определение, классификация чего-либо, мерило оценки

45

Методология ( от греч. «метод» дословно «учение о методах» )

алгоритм поиска цели, набор приемов, методов, средств, способов, принципов достижения цели

56

 

Методика 

система правил, изложение методов  обучения чему-нибудь или выполнения какой-нибудь работы.

67

 

Метод

путь, способ, прием теоретического исследования или практического  осуществления чего-нибудь

78

 

Наблюдение 

целенаправленное восприятие, обусловленное  задачей деятельности; выделяют научное  наблюдение, восприятие информации на приборах, наблюдение как часть процесса художественного творчества и т.п. Основное условие научного наблюдения - объективность, т.е. возможность контроля путем либо повторного наблюдения, либо применения иных методов исследования (например, эксперимента).

89

 

Объект

явление, предмет, на который направлена чья-нибудь деятельность, чьё-нибудь внимание

910

 

Тенденция

направление развития, склонность, стремление к росту

111

 

Тест 

Испытание, проверка, которые психологи  используют для определения тех  или иных качеств, свойств личности

112

 

Этап 

остановка, период, стадия, ступень, фаза, шаг; раунд, точка, эон, фазис, веха, отрезок, страница, путь, пункт, исторический момент, знаменательный момент, момент, ступенька, тур, полоса, партия

113

 

Эксперимент

метод исследования некоторого явления  в управляемых условиях

114

 

Экспериментатор

 

тот, кто производит эксперимент


 

Список использованных источников

1.

Загвязинский В.И., Атаханов Р.И. Методология и методы психолого-педагогического  исследования; М., 2001г.

2.

История психологии ХХ век. Под ред. П.Я. Гальперина, А.Н. Ждан. 4-е  изд. – М.; Академический проспект; Екатеринбург. Деловая книга, 2002г.

3.

Краевский В.В. Методология педагогического исследования. – Самара; СамГПИ, 1994г.

4.

Крысанова О.А. Методология  и методы психолого-педагогических исследований. Учебное пособие. Самара. Издательство «Самарский Университет» 2006г.

5.

Марцинковская Т .Д. История  психологии: Учеб. Пособие для студ. Высших учеб. Заведений.- М.; Издательский центр «Академия», 2001г.

6.

Немов Р.С. Общие основы психологии. Книга 1.- М.-2003

7.

Образцов П.И. Методология  и методы психолого-педагогического исследования: Курс лекций. – Орел. 2002г.


 

Список сокращений

  1. ЭВМ – электронно-вычислительная машина.

Приложения

А.

Б.


 




Информация о работе Классификация методов психолого-педагогических исследований