Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 11:14, курсовая работа
Цель данной работы: изучение классификаций методов психологических исследований.
Задачи исследования: определить сущность понятия "метод исследования", выявить методы психологических исследований, дать классификацию методов психолого-педагогических исследований.
Введение…………………………………………………………………………………...3
1.История развития методов психолого-педагогических исследований……...............6
1.2.Краткая история развития методов психолого-педагогических исследований…..6
2. Основные методы и методики психолого-педагогических исследований………....9
2.1. Основы учения о методах исследования………………………………………......9
2.2. Исследовательские методы и методики……………………………………….......10
3. Классификация основных методов психолого-педагогических исследований......12
3.1. Методы психолого-педагогических исследований………………………….........12
Заключение………………………………………………………………………………20
Глоссарий…………………………………………………………………………...........23
Список использованных источников…………………………………………………..25
Список сокращений………………………………………………..................................26
Приложения……………………………………………………………………………...27
Исследование – необходимый элемент любой деятельности, но в зависимости от вида деятельности реализуется в той или иной мере.
Многообразие видов человеческой деятельности обусловливает многообразный спектр методов, которые могут быть классифицированы по самым различным основаниям (критериям). Прежде всего, следует выделить методы духовной, идеальной (в том числе научной) и методы материальной (практической) деятельности. В настоящее время стало очевидным, что система методов, методология не может быть ограничена лишь сферой научного познания, она должна выходить за ее пределы и непременно включать в свою орбиту и сферу практики. При этом необходимо иметь в виду тесное взаимодействие этих двух сфер деятельности человека. Что касается методов науки, то оснований их деления на группы может быть несколько. Так, в зависимости от роли и места в процессе научного познания можно выделить методы формальные и содержательные, эмпирические и теоретические, фундаментальные и прикладные, методы исследования и изложения и т. П. Содержание изучаемых наукой объектов служит критерием для различия методов естествознания и методов социально-гуманитарных наук. В свою очередь методы естественных наук могут быть подразделены на методы изучения неживой природы и методы изучения живой природы и т. П. Выделяют также качественные и количественные методы, однозначно-детерминистские и вероятностные, методы непосредственного и опосредованного познания, оригинальные и производные и т. Д. К числу характерных признаков научного метода (к какому бы типу он ни относился) чаще всего относят: объективность, воспроизводимость, эвристичность, необходимость, конкретность и др. Так, например, рассуждая о методе, крупный британский философ и математик XX в. А. Уайтхед считал, что любой метод задает «способ действий» с данными, с фактами, значимость которых определяется теорией, которая и «навязывает» конкретный метод, применимый только к теориям соответствующего вида.
Естественно, что выбор методов во многом определяется уровнем, на котором ведется работа (эмпирический или теоретический) характером исследования (методологическое, теоретическое прикладное) содержанием его конечных и промежуточных задач.
Можно указать на ряд характерных ошибок при выборе методов:
Любой метод сам по себе представляет полуфабрикат, заготовку, которую нужно модифицировать, конкретизировать применительно к задачам, предмету и конкретно к условиям поисковой работы.
Наконец, нужно подумать
о таком сочетании
Сказанное позволяет сформулировать некоторые критерии правильности выбора метода исследования:
1. Адекватность объекту, предмету, общим задачам исследования. Накопленному материалу.
2. Соответствие современным
принципам научного
З. Научная перспективность, т. Е. обоснованное предположение о том, что выбранный метод даст новые и надежные результаты.
4. Соответствие логической структуре (этапу) исследования.
5. Возможно более полная направленность на всестороннее и гармоническое развитие личности обучаемых, потому что исследовательский метод во многих случаях становится методом образования и воспитания, т. Е. «инструментом прикосновения к личности».
6. Гармоническая взаимосвязь с другими методами в единой методической системе.
Все составные элементы методики и методику в целом нужно проверить на соответствие задачам исследования, достаточную доказательность, полное соответствие принципам педагогического исследования.
№ п/п |
Понятие |
Определение |
1 |
Валидность (от англ,valid- действительный, пригодный, имеющий силу) |
один из критериев качества теста, означающий пригодность теста, для измерения того, что он по замыслу должен измерять. Мерой валидности служит коэффициент корреляции теста с другими критериями измеряемого свойства |
22 |
Исследование |
поиск информации по какой-либо проблеме,
за которым следует ее обобщение
(написание исследовательской |
33 |
Классификация (от лат. classis — разряд, класс и facio — делаю, раскладываю) |
система соподчинённых понятий (классов объектов) к.-л. области знания или деятельности человека, часто представляемая в виде различных по форме схем (таблиц) и используемая как средство для установления связей между этими понятиями или классами объектов, а также для ориентировки в многообразии понятий или соответствующих объектов. |
44 |
Критерии |
признак, по которому производится оценка, определение, классификация чего-либо, мерило оценки |
45 |
Методология ( от греч. «метод» дословно «учение о методах» ) |
алгоритм поиска цели, набор приемов, методов, средств, способов, принципов достижения цели |
56 |
Методика |
система правил, изложение методов обучения чему-нибудь или выполнения какой-нибудь работы. |
67 |
Метод |
путь, способ, прием теоретического исследования или практического осуществления чего-нибудь |
78 |
Наблюдение |
целенаправленное восприятие, обусловленное задачей деятельности; выделяют научное наблюдение, восприятие информации на приборах, наблюдение как часть процесса художественного творчества и т.п. Основное условие научного наблюдения - объективность, т.е. возможность контроля путем либо повторного наблюдения, либо применения иных методов исследования (например, эксперимента). |
89 |
Объект |
явление, предмет, на который направлена чья-нибудь деятельность, чьё-нибудь внимание |
910 |
Тенденция |
направление развития, склонность, стремление к росту |
111 |
Тест |
Испытание, проверка, которые психологи используют для определения тех или иных качеств, свойств личности |
112 |
Этап |
остановка, период, стадия, ступень, фаза, шаг; раунд, точка, эон, фазис, веха, отрезок, страница, путь, пункт, исторический момент, знаменательный момент, момент, ступенька, тур, полоса, партия |
113 |
Эксперимент |
метод исследования некоторого явления в управляемых условиях |
114 |
Экспериментатор |
тот, кто производит эксперимент |
1. |
Загвязинский В.И., Атаханов Р.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования; М., 2001г. |
2. |
История психологии ХХ век. Под ред. П.Я. Гальперина, А.Н. Ждан. 4-е изд. – М.; Академический проспект; Екатеринбург. Деловая книга, 2002г. |
3. |
Краевский В.В. Методология педагогического исследования. – Самара; СамГПИ, 1994г. |
4. |
Крысанова О.А. Методология и методы психолого-педагогических исследований. Учебное пособие. Самара. Издательство «Самарский Университет» 2006г. |
5. |
Марцинковская Т .Д. История психологии: Учеб. Пособие для студ. Высших учеб. Заведений.- М.; Издательский центр «Академия», 2001г. |
6. |
Немов Р.С. Общие основы психологии. Книга 1.- М.-2003 |
7. |
Образцов П.И. Методология
и методы психолого-педагогического иссл |
А. |
|
Б. |
|
Информация о работе Классификация методов психолого-педагогических исследований