При характеристике исследовательских
методов можно условно подразделять
их на методы эмпирического и методы
теоретического исследования.
Эмпирическое знание
есть знание об основных параметрах исследуемых объектов, о
функциональных связях между этими параметрами,
о поведении объекта. В качестве эмпирических
данных об изучаемом объекте выступают
такие свойства, связи и отношения вещей
и явлений, которые обнаруживаются в ходе
практической деятельности, наблюдений,
эксперимента.
Теоретическое знание и
используемые для его добывания
методы связаны с отвлечением
от опыта, фактов, т.е. от эмпирической
базы, и с мысленным проникновением
в сущность процессов, с выявлением
внутренних связей, структур, движущих сил и факторов,
тенденций и динамики развития.
К исследовательским
методам, позволяющим получить эмпирические
данные психолого-педагогического
процесса, следует отнести:
- изучение литературы и документов;
- изучение результатов деятельности;
- наблюдение;
- опрос;
- оценивание (метод независимых экспертов или компетентных судей);
- создание диагностических ситуаций и др.
По сути, в каждом из
видов обследования и поисковой
работы используется комплекс методов.
Применение каждого исследовательского метода реализуется путем использования
соответствующего арсенала методик (средств
и приемов).
3. Классификация
основных методов психолого-педагогического
исследования
3.1. Методы психолого-педагогического исследования
В
настоящее время определились некоторые подходы
к построению системы методов психологии.
В самом общем виде все они обычно подразделяются
по степени общности на три группы:
1.
Всеобщий метод научного исследования
– диалектический. В этом пункте
система методов психологии тождественна методологии и
методам любого научного познания. Диалектический
метод как основа всех других методов
исследования имманентно присутствует
в них.
2.
Методы исследования, применяемые
в психологии и являющиеся
общими для ряда наук. Эти методы
часто называют общенаучными
логическими методы познания.
3.
Частные методы психологии, присущие
только психологии.
К
основным методам психологических
исследований относят методы, которые
используются в современной психологии
для сбора так называемых первичных
данных, т.е. информации, подлежащей
дальнейшему уточнению и обработке.
Основные
методы психолого-педагогических
исследований и их варианты, применяемые
для сбора первичных данных (Приложение
Б).
Наблюдение
имеет несколько вариантов. Внешнее
наблюдение — это способ сбора данных о психологии
и поведении человека путем прямого наблюдения
за ним со стороны. Внутреннее наблюдение,
или самонаблюдение, применяется тогда,
когда психолог-исследователь ставит
перед собой задачу изучить интересующее
его явление в том виде, в каком оно непосредственно
представлено в его сознании. Внутренне
воспринимая соответствующее явление,
психолог как бы наблюдает за ним (например,
за своими образами, чувствами, мыслями,
переживаниями) или пользуется аналогичными
данными, сообщаемыми ему другими людьми,
которые сами ведут интроспектирование
по его заданию.
Свободное наблюдение
не имеет заранее установленных
рамок, программы, процедуры его
проведения. Оно может менять предмет
или объект наблюдения, его характер
в ходе самого наблюдения в зависимости
от пожелания наблюдателя. Стандартизированное
наблюдение, напротив, заранее определено
и четко ограничено в плане того, что наблюдается.
Оно ведется по определенной, предварительно
продуманной программе и строго следует
ей, независимо от того, что происходит
в процессе наблюдения с объектом или
самим наблюдателем.
При
включенном наблюдении (оно чаще всего
используется в общей, возрастной, педагогической
и социальной психологии) исследователь выступает
в качестве непосредственного участника
того процесса, за ходом которого он ведет
наблюдение. Например, психолог может
решать в уме какую-либо задачу, одновременно
наблюдая за собой. Другой вариант включенного
наблюдения: исследуя взаимоотношения
людей, экспериментатор может включиться
сам в общение с наблюдаемыми людьми, не
прекращая в то же время наблюдать за складывающимися
между ними и этими людьми взаимоотношениями.
Стороннее наблюдение в отличие от включенного
не предполагает личного участия наблюдателя
в том процессе, который он изучает.
Каждый
из названных видов наблюдения имеет
свои особенности и применяется
там, где он может дать наиболее достоверные
результаты. Внешнее наблюдение, например,
менее субъективно, чем самонаблюдение, и обычно применяется
там, где признаки, за которыми необходимо
наблюдать, легко могут быть выделены
и оценены извне. Внутреннее наблюдение
незаменимо и часто выступает как единственно
доступный метод сбора психологических
данных в тех случаях, когда отсутствуют
надежные внешние признаки интересующего
исследователя явления. Свободное наблюдение
целесообразно проводить в тех случаях,
когда невозможно точно определить, что
следует наблюдать, когда признаки изучаемого
явления и его вероятный ход заранее не
известны исследователю. Стандартизированное
наблюдение, напротив, лучше использовать
тогда, когда у исследователя имеется
точный и достаточно полный перечень признаков,
относимых к изучаемому феномену.
Включенное
наблюдение полезно в том случае,
когда психолог может дать
правильную оценку явлению, лишь прочувствовав
его на самом себе. Однако если под влиянием
личного участия исследователя его восприятие
и понимание события может быть искажено,
то лучше обращаться к стороннему наблюдению,
применение которого позволяет более
объективно судить о наблюдаемом.
Опрос
представляет собой метод, при использовании
которого человек отвечает на ряд
задаваемых ему вопросов. Есть несколько
вариантов опроса, и каждый из них
имеет свои достоинства и недостатки.
Рассмотрим их.
Устный
опрос применяется в тех случаях,
когда желательно вести наблюдение
за поведением и реакциями человека,
отвечающего на вопросы. Этот вид
опроса позволяет глубже, чем письменный,
проникнуть в психологию человека,
однако требует специальной подготовки, обучения и, как
правило, больших затрат времени на проведение
исследования. Ответы испытуемых, получаемые
при устном опросе, существенно зависят
и от личности того человека, который ведет
опрос, и от индивидуальных особенностей
того, кто отвечает на вопросы, и от поведения
обоих лиц в ситуации опроса.
Письменный
опрос позволяет охватить большее
количество людей. Наиболее распространенная
его форма — анкета. Но ее недостатком
является то, что, применяя анкету, нельзя
заранее учесть реакции отвечающего
на содержание ее вопросов
и, исходя из этого, изменить их.
Свободный
опрос — разновидность устного
или письменного опроса, при которой
перечень задаваемых вопросов и возможных
ответов на них заранее не ограничен
определенными рамками. Опрос данного
типа позволяет достаточно
гибко менять тактику исследования, содержание
задаваемых вопросов, получать на них
нестандартные ответы. В свою очередь
стандартизированный опрос, при котором
вопросы и характер возможных ответов
на них определены заранее и обычно ограничены
достаточно узкими рамками, более экономичен
во времени и в материальных затратах,
чем свободный опрос.
Тесты
являются специализированными методами
психодиагностического обследования,
применяя которые можно получить
точную количественную или качественную
характеристику
изучаемого явления. От других методов
исследования тесты отличаются тем, что
предполагают четкую процедуру сбора
и обработки первичных данных, а также
своеобразие их последующей интерпретации.
С помощью тестов можно изучать и сравнивать
между собой психологию разных людей,
давать дифференцированные и сопоставимые
оценки.
Варианты
теста: тест-опросник и тест-задание.
Тест-опросник основан на системе
заранее продуманных, тщательно
отобранных и проверенных с точки
зрения их валидности и надежности вопросов, по
ответам на которые можно судить о психологических
качествах испытуемых.
Тест-задание
предполагает оценку психологии и поведения
человека на базе того, что он делает.
В тестах этого типа испытуемому
предлагается серия специальных
заданий, по итогам, выполнения
которых судят о наличии или отсутствии
и степени развития у него изучаемого
качества.
Тест-опросник
и тест-задание применимы к
людям разного возраста, принадлежащим
к различным культурам, имеющим
разный уровень образования, разные
профессии и неодинаковый
жизненный опыт. Это — их положительная
сторона. А недостаток состоит в том, что
при использовании тестов испытуемый
по желанию может сознательно повлиять
на получаемые результаты, особенно если
он заранее знает, как устроен тест и каким
образом по его результатам будут оценивать
его психологию и поведение. Кроме того,
тест-опросник и тест-задание неприменимы
в тех случаях, когда изучению подлежат
психологические свойства и характеристики,
в существовании которых испытуемый не
может быть полностью уверен, не осознает
или сознательно не хочет признавать их
наличие у себя. Такими характеристиками
являются, например, многие отрицательные
личностные качества и мотивы поведения.
В
этих случаях обычно применяется третий тип тестов
— проективный. В основе таких тестов
лежит механизм проекции, согласно которому
неосознаваемые собственные качества,
особенно недостатки, человек, склонен
приписывать другим людям. Проективные
тесты предназначены для изучения психологических
и поведенческих особенностей людей, вызывающих
негативное отношение. Применяя тесты
подобного рода, о психологии испытуемого
судят на основании того, как он воспринимает
и оценивает ситуации, психологию и поведение
людей, какие личностные свойства, мотивы
положительного или отрицательного характера
он им приписывает.
Пользуясь
проективным тестом, психолог с его
помощью вводит испытуемого в
воображаемую, сюжетно неопределенную
ситуацию, подлежащую произвольной интерпретации.
Такой ситуацией может стать,
например, поиск определенного смысла в картинке,
где изображены неизвестно какие люди,
непонятно чем занятые. Нужно ответить
на вопросы, кто эти люди, чем они озабочены,
о чем думают и что произойдет дальше.
На основании содержательной интерпретации
ответов судят о собственной психологии
отвечающих.
Тесты
проективного типа предъявляют повышенные
требования к уровню образованности
и интеллектуальной зрелости испытуемых,
и в этом состоит основное практическое
ограничение их применимости. Кроме
того, такие тесты требуют большой
специальной подготовки и высокой
профессиональной квалификации со стороны
самого психолога.
Специфика
эксперимента как метода психологического
исследования заключается в том,
что в нем целенаправленно
и продуманно создается искусственная
ситуация, в которой изучаемое
свойство выделяется,
проявляется и оценивается лучше всего.
Основное достоинство эксперимента состоит
в том, что он позволяет надежнее, чем все
остальные методы, делать выводы о причинно-следственных
связях исследуемого явления с другими
феноменами, научно объяснять происхождение
явления и развитие. Однако организовать
и провести настоящий, отвечающий всем
требованиям психологический эксперимент
на практике бывает нелегко, поэтому в
научных исследованиях он встречается
реже, чем другие методы.
Имеются
две основные разновидности
эксперимента: естественный и лабораторный.
Друг от друга они отличаются тем, что
позволяют изучать психологию и поведение
людей в условиях, отдаленных или приближенных
к действительности. Естественный эксперимент
организуется и проводится в обычных жизненных
условиях, где экспериментатор практически
не вмешивается в ход происходящих событий,
фиксируя их в том виде, как они разворачиваются
сами по себе. Лабораторный эксперимент
предполагает создание некоторой искусственной
ситуации, в которой изучаемое свойство
можно лучше всего изучить.
Данные,
получаемые в естественном эксперименте,
лучше всего соответствуют типичному
жизненному поведению индивида, реальной
психологии людей, но не всегда точны
из-за отсутствия у экспериментатора
возможности строго контролировать
влияние всевозможных факторов на изучаемое
свойство. Результаты лабораторного эксперимента,
напротив, выигрывают в точности, но зато
уступают в степени естественности —
соответствия жизни.
Моделирование
как метод применяется в том случае, когда
исследование интересующего ученого явления
путем простого наблюдения, опроса, теста
или эксперимента затруднено или невозможно
в силу сложности или труднодоступности.
Тогда прибегают к созданию искусственной
модели изучаемого феномена, повторяющей
его основные параметры и предполагаемые
свойства. На этой модели детально исследуют
данное явление и делают выводы о его природе.
Модели
могут быть техническими, логическими,
математическими, кибернетическими. Математическая
модель представляет собой выражение или
формулу, включающую переменные и отношения
между ними, воспроизводящие элементы
и отношения в изучаемом явлении. Техническое
моделирование предполагает создание
прибора или устройства, по своему действию
напоминающего то, что подлежит изучению.
Кибернетическое моделирование основано
на использовании в качестве элементов
модели понятий из области информатики
и кибернетики. Логическое моделирование
основано на идеях и символике, применяемой
в математической логике.