Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 11:42, курсовая работа
Целью исследования является определение роли коллектива в формировании личности в современных условиях.
Для ее доказательства поставлены следующие задачи:
Изучить исторический аспект проблемы, проследив ее развитие в истории педагогической мысли
Рассмотреть теоретический аспект вопроса, т.е. привести определения, раскрыть сущность и основное содержание роли коллектива в развитии личности.
Изучить формы работы педагога по сплочению ученического коллектива.
Министерство Образования и Науки РФ
Федеральное агентство по образованию
Нижнетагильская
государственная социально-
Курсовая работа по педагогике на тему:
«Коллектив
и личность»
Выполнила: студентка ФИЯ 31 НА группы
Иванова
Ольга
Руководитель: к.п.н., доцент кафедры педагогики
Петрова
С.С.
Нижний Тагил
2011
ВВЕДЕНИЕ
Изучением процесса формирования личности и факторов, влияющих на него, занимались представители разных наук - психологии, социологии, философии, педагогики. Одним из наиболее значимых достижений в этом направлении является разработка теории коллектива, которая утверждает, что развитие личности человека обусловлено развитием системы его взаимоотношений с другими людьми – коллектива.
На протяжении всего советского периода отечественной истории велось активное изучение роли коллектива в формировании личности, рассматривались различные аспекты этой теории. После распада СССР её популярность пошла на спад, изменилось отношение к коллективу как форме организации людей. Однако, несмотря на обилие новых подходов к определению факторов развития личности, роль коллектива в нем не отрицается. В настоящее время, изучение роли коллектива в формировании личности остается актуальным и в современных условиях.
Процессы развития личности и коллектива неразрывно связаны друг с другом. Развитие личности зависит от развития коллектива, его уровня развития, структуры сложившихся в нем деловых и межличностных отношений. С другой стороны, активность воспитанников, уровень их физического и умственного развития, их возможности и способности обусловливают воспитательную силу и воздействие коллектива. В конечном итоге коллективное отношение выражено тем ярче, чем более активны члены коллектива, чем полнее они используют свои индивидуальные возможности в жизни коллектива. Поэтому тема данной курсовой работы актуальна.
Объектом является процесс формирование и развитие личности в личности.
Предметом являются методы (способы) в коллективе, подходы формирования и развития личности.
Целью
исследования является определение роли
коллектива в формировании личности в
современных условиях.
В курсовой работе выдвигается гипотеза - воспитание и личностное развитие ребенка идет более эффективно в коллективе сверстников, если в нём происходит общение и совместная деятельность детей. Предполагается, что целесообразное и систематическое планирование различных видов деятельности детей успешно повлияет на процесс нравственного становления личности в коллективе.
Для ее доказательства поставлены следующие задачи:
Исследование
имеет теоретическую и
Поставленные
цели и задачи определили принцип построения
структуры работы. Она представлена введением,
двумя главами основной части, заключением
и списком литературы.
ГЛАВА
1. РОЛЬ КОЛЛЕКТИВА В
ФОРМИРОВАНИИ И РАЗВИТИИ
ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА
1.1.Разработка теории коллектива в трудах отечественных педагогов и психологов
Коллектив (от лат. collectifious — собирательный) представляет собой емкое и сложное понятие. Так, коллективом называется группа, совокупность людей, объединенных совместной деятельностью в рамках какой-либо организации[5, С.48]. В наиболее широком смысле коллективом называют группу людей, объединенных общими целями и задачами, достигших в процессе социально ценной совместной деятельности высокого уровня развития. В коллективе формируется особый тип межличностных отношений, опосредованных не только совместной деятельностью, но также и ценностными ориентациями.
Необходимость развития
Основной целью воспитания, считал А.В.Луначарский, должно быть всестороннее развитие такой личности, которая умеет жить в гармонии с другими, которая умеет содружествовать, которая связана с другими сочувствием и мыслью социально. «Мы хотим, — писал он, — воспитать человека, который был бы коллективистом нашего времени, жил бы общественной жизнью гораздо больше, чем личными интересами»[1, С.62]. В то же время он отмечал, что только на основе коллектива могут быть развиты наиболее полно особенности человеческой личности. Воспитывая индивидуальность на базе коллективизма, необходимо обеспечить единство личной и общественной направленности, считал А. В. Луначарский [1, С. С.64].
Н.К.Крупская дала всестороннее обоснование преимуществ коллективного воспитания детей и подростков. В своих многочисленных статьях и выступлениях она раскрыла теоретические основы и показала конкретные пути формирования детского коллектива. Н. К. Крупская рассматривала коллектив как среду развития ребенка и придавала большое значение организационному единству детей в условиях коллективной деятельности. Тщательную теоретическую проработку в ее трудах получили многие проблемы, имеющие большое практическое значение. К ним прежде всего относятся такие, как активная позиция ребенка в установлении коллективистских отношений; связь детского коллектива с широкой социальной средой; самоуправление в детском коллективе и методические основы в его организации и др. Теория коллективного воспитания получила практическое воплощение в опыте первых школ-коммун. Одной из таких школ в составе. Первой опытной станции по народному образованию руководил С. Т. Шацкий. Он на практике доказал возможность организации школьного коллектива и подтвердил действенность первичного школьного коллектива как эффективной формы организации воспитанников, открывающей широкие перспективы для всестороннего развития личности каждого ребенка. Опыт первых школ-коммун оказал большое влияние на становление коллективистической системы воспитания в масштабах всей страны. В современной педагогической литературе он рассматривается как эксперимент, намного опередивший в то время практику воспитания.
Виднейшим представителем отечественной педагогики, разрабатывавшим теорию коллектива, был А.С. Макаренко. Его перу принадлежат многочисленные педагогические и художественные сочинения, в которых детально разработана методика коллективистского воспитания. Учение А.С. Макаренко содержит подробную технологию поэтапного формирования коллектива. Он сформулировал закон жизни коллектива: движение - форма жизни коллектива, остановка - форма его смерти; определил принципы развития коллектива (гласности, ответственной зависимости, перспективных линий, параллельного действия); вычленил этапы (стадии) развития коллектива.
В традициях можно выделить
большие и малые. Большие
Большое значение А.С.
Многолетняя педагогическая деятельность В.А. Сухомлинского в качестве директора школы и учителя позволила ему сформулировать совокупность принципов, которые должны быть положены в основу формирования школьного коллектива: организационное единство школьного коллектива; руководящая роль школьного коллектива; руководящая роль педагога; богатство отношений между учениками и педагогами, между учениками, между педагогами; ярко выраженная гражданственность духовной жизни воспитанников и воспитателей; самодеятельность, творчество, инициатива; постоянное умножение духовных богатств; гармония высоких, благородных интересов, потребностей и желаний; создание и заботливое сохранение традиций, передача их от поколения к поколению как духовного достояния; интеллектуальное, эстетическое богатство взаимоотношений между школьным коллективом и другими коллективами нашего общества; эмоциональное богатство коллективной жизни; дисциплина и ответственность личности за свой труд и поведение.[4, С.50]
С начала 20-х до 60-х гг. XX в. проблема
коллектива считалась
В
настоящее время исследуются
такие вопросы теории коллектива,
как массовое, групповое и индивидуальное
в коллективе, проблема коллективного
целепологания ; формирование социальной
направленности личности и развитие творческой
индивидуальности членов коллектива;
идентификация и обособление в коллективе
в их единстве; единство педагогического
руководства, самоуправления и саморегуляции
; тенденции развития коллектива как
субъекта воспитания и др. В основе сплочения
детского коллектива может лежать не только
труд, но и общение, познание, игра и другие
виды деятельности, организации которых
необходимо уделять специальное внимание.
1.2.Виды, стадии и уровни развития коллектива
Чтобы стать коллективом,
Первая стадия - становление коллектива (стадия первоначального сплочения). В это время коллектив выступает прежде всего как цель воспитательных усилий педагога, стремящегося организационно оформленную группу (класс, кружок и т. д.) превратить в коллектив, т. е. такую социально-психологическую общность, где отношения учеников определяются содержанием их совместной деятельности, ее целями, задачами, ценностями. Организатор коллектива - педагог, от него исходят все требования. Первая стадия считается завершенной, когда в коллективе выделился и заработал актив, воспитанники сплотились на основе общей цели, общей деятельности и общей организации.