Управлять
ученическим коллективом - это значит
управлять процессом его функционирования,
использовать коллектив в качестве
инструмента воспитания школьников
с учетом той стадии развития, на
которой он находится. Управление будет
тем эффективнее, чем полнее учитываются
особенности коллектива и его возможности
самоуправления. Управление ученическим
коллективом осуществляется как два взаимосвязанных
и взаимообусловленных процесса:
1)
сбора информации об ученическом
коллективе и входящих в него
школьниках;
2)
организации адекватных его состоянию
воздействий, имеющих целью совершенствовать
сам коллектив и оптимизировать
влияние его на личность каждого
отдельного ученика.
Оптимизация
управления ученическим коллективом
связана с вычленением параметров
и разработкой критериев, характеризующих
уровень развития коллектива и положение
школьника в системе коллективных отношений;
разработкой методик изучения коллектива,
форм и методов использования полученной
информации. Важнейшее условие оптимизации
- интеграция оказываемых на коллектив
воспитательных воздействий в единую
систему, обеспечивающую непрерывность
этих процессов. Такая интеграция достигается
путем:
1)
использования комплекса педагогических
воздействий на коллектив;
2)
постоянной и многосторонней заботы
членов коллектива друг о друге в повседневной
жизни;
3)
создания таких ситуаций в
жизни коллектива, которые способствуют
его положительному влиянию на
отдельных членов;
4)
расширения функций ученического
самоуправления;
5)
объединения усилий всех тех, кто
участвует в работе с коллективом.
В
практике педагогического управления
коллективом школьников необходимо
соблюдать следующие важные правила:
- Разумно сочетать
педагогическое руководство с естественным
стремлением учеников к самостоятельности,
независимости, желанием проявить свою
инициативу и самодеятельность. Не подавлять,
а умело направлять активность ребят,
не командовать, а сотрудничать с ними.
Строго дозировать педагогическое воздействие,
внимательно следя за ответной реакцией
школьников. При отрицательном восприятии
надо немедленно изменить тактику, искать
другие пути. Необходимо добиваться, чтобы
цели, задачи, которые нужно решить, ставили
сами ребята, и к этому их надо готовить.
Выбирайте посильные цели, видимые и понятные
каждому члену коллектива.
- Коллектив
- динамическая система, он постоянно изменяется,
развивается, крепнет. Поэтому педагогическое
руководство им также не может оставаться
неизменным. Начиная как единоличный организатор
коллектива на первой стадии его развития,
педагог по мере развития коллектива постепенно
меняет тактику управления, развивает
демократию, самоуправление, общественное
мнение и на высших стадиях развития коллектива
вступает в отношения сотрудничества
с воспитанниками.
- Высокой эффективности
коллективного воспитания классный руководитель
добивается лишь тогда, когда он опирается
на коллектив учителей, работающих в этом
классе, включает коллектив класса в общешкольную
деятельность и сотрудничество с другими
коллективами, держит тесную и постоянную
связь с семьей. Организация и координация
воспитательных влияний - важнейшая обязанность
классного руководителя.
- Формализм
- злейший враг воспитания. Перестройка
управления коллективом заключается не
только в пересмотре целей и содержания
коллективистского воспитания, которые
обретают личностную направленность,
но также и в смене объекта педагогического
управления. Им становится требующая квалифицированной
педагогической помощи развивающаяся
личность. Не надо забывать, что приоритет
ценностей формирует учитель: какие образцы
он предлагает своим воспитанникам, такие
качества у тех формируются.
- Показатель
правильного руководства - наличие в коллективе
общего мнения по важнейшим вопросам жизни
класса. Коллектив усиливает и ускоряет
формирование необходимых качеств: пережить
все ситуации каждый воспитанник не может,
опыт товарища, коллективное мнение должны
убедить его и выработать необходимую
линию общественного поведения.
- Демократизация
воспитания не означает упразднения контроля
за выполнением членами коллектива своих
обязанностей. Оправдывает себя испытанная
в учебных заведениях вертикально-горизонтальная
структура контроля и коррекции. Сущность
ее в том, что система контроля направляется
на все более высокий уровень развития
коллектива и каждого ученика (по вертикали),
а конкретно осуществляют контроль и самоконтроль
в первичном коллективе (по горизонтали).
- Психологические
исследования показали, что межличностные
отношения в коллективе имеют многоуровневую
структуру. Первый уровень образует совокупность
межличностных отношений непосредственной
зависимости (персональных отношений).
Они проявляются в эмоциональной привлекательности
или антипатичности, совместности, затруднительности
или легкости контактов, совпадении или
несовпадении вкусов, большей или меньшей
внушаемости. Второй уровень образует
совокупность межличностных отношений,
опосредованных содержанием коллективной
деятельности и ценностями коллектива
(партнерские отношения). На этом уровне
отношения между членами коллектива проявляются
как отношения между участниками совместной
деятельности, товарищами по учебе, спорту,
труду, отдыху. Третий уровень образует
систему связей, выражающих отношение
к предмету коллективной деятельности
(мотивационные отношения): мотивы, цели
коллективной деятельности, отношение
к объекту деятельности, социальный смысл
коллективной деятельности. К чему это
обязывает воспитателя? К такой организации
коллективного взаимодействия, при котором
персональные, партнерские и мотивационные
отношения между членами коллектива сливаются
в процессе дружеского единения, общения,
сотрудничества. Добиться этого очень
непросто: избирательное отношение членов
коллектива друг к другу будет существовать
всегда. Мудрый воспитатель будет учить
терпеливо относиться к недостаткам других,
прощать неразумные действия, нанесенные
обиды.
- Одна из причин
неблагоприятного положения учеников
в системе коллективных отношений - неадекватность
выполняемых ими ролей реальным возможностям.
Если постоянные или временные поручения
не способствуют их интересам или возможностям,
то они выполняются формально либо совсем
не выполняются. В этом случае ребята фактически
выпадают из системы коллективных отношений.
Вот почему в разработке индивидуальных
поручений следует идти не только от потребностей
коллектива, но и от возможностей и интересов
самих школьников. Тогда положение каждого
в системе коллективных отношений окажется
наиболее благоприятным.
- Исследования
показали, что благоприятное или неблагоприятное
положение в коллективе школьники занимают
уже в начальный период своего пребывания
в коллективе, и в дальнейшем оно оказывается
для большинства стабильным. Естественно,
эти выводы немедленно ставят перед педагогом
вопрос о необходимости активного вмешательства
в систему стихийно складывающихся в коллективе
отношений. Для того чтобы руководство
этим процессом было эффективным, необходимо
контролировать факторы, влияющие на положение
ученика в системе стихийно складывающихся
внутриколлективных отношений. К таким
факторам относятся: особенности самого
школьника (сдержанность, эмоциональность,
общительность, оптимизм, внешняя привлекательность
и т. д.); черты, характеризующие его нравственный
облик (внимательное отношение к товарищам,
справедливость и т. д.); физические данные
(сила, красота, ловкость и т. п.).
- Положение
ученика и коллективе зависит также от
норм и стандартов принятых в коллективе
отношений, коллективных ценностных ориентации.
Один и тот же ученик в одном коллективе
может оказаться в. благоприятном, а в
другом - в неблагоприятном положении.
Поэтому надо создавать временные коллективы,
переводить неблагополучных учеников
в тот коллектив, где они могут получить
более высокий статус.
- На положение
школьника весьма ощутимо влияет изменение
характера деятельности в коллективе.
Вдумчивый классный руководитель постоянно
заботится об изменении характера и видов
коллективной деятельности, позволяющей
вводить школьников в новые отношения.
Формирование
сплоченности ученического коллектива
является одной из задач в работе
педагога.
Сплоченность
понимается как устойчивость структуры
группы, ее способность оказывать сопротивление
силам, направленным на ослабление или
разрыв межличностных связей, трактуется
как такое состояние группы, к которому
она приходит в результате возрастания
взаимодействия между членами группы,
причем, чем больше частота взаимодействий
между членами группы, тем больше степень
их симпатий друг к другу, выше уровень
сплоченности, и наоборот.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Данная работа посвящена изучению
роли коллектива в формировании
личности.
Коллектив представляет собой
емкое и сложное понятие. Так, коллективом
называется группа, совокупность людей,
объединенных совместной деятельностью
в рамках какой-либо организации[6, С.48].
В наиболее широком смысле коллективом
называют группу людей, объединенных общими
целями и задачами, достигших в процессе
социально ценной совместной деятельности
высокого уровня развития. В коллективе
формируется особый тип межличностных
отношений, опосредованных не только совместной
деятельностью, но также и ценностными
ориентациями.
Актуальность
данной темы обусловлена, прежде всего,
изменением в современной педагогической
науке и практике отношения к ней.
Рассмотрев
формы работы работы педагога в
школе по сплочению ученического
коллектива, в работе предложены рекомендации
для педагога, направленные на
сплочение ученического коллектива.
В
заключении, можно сделать вывод,
что поставленные в начале работы
цели и задачи, выполнены. Таким образом
становление личности невозможно вне
коллектива, поскольку её стержневым образованием
является самооценка, основанная в значительной
степени на оценках, которые дают человеку
другие люди. Согласно теории отечественных
педагогов, полноценное формирование
личности может происходить только в коллективе.
Поэтому он является основой для воспитания
и обучения.
Изучив
исторический аспект проблемы, проследив
ее развитие в истории педагогической
мысли, можно сказать, что Развитие теории
коллектива в отечественной науке восходит
к рубежу XIX-XX веков. В это время появляются
первые работы, обосновывающие данный
подход в педагогике.
Периодом наиболее активного
изучения коллективизма является
советский период отечественной
истории, который характеризуется
не только теоретическими исследованиями,
но и проведением экспериментов.
В это же время развивается
гуманистическое направление в воспитании
и обучении.
Опыт отечественных педагогов,
развивавших теорию коллективизма,
неоднократно обобщался, изучался
и систематизировался.
Изучив
формы работы педагога по сплочению
ученического коллектива, можно сделать
вывод, что сплоченность коллектива
создается и проявляется в процессе общения
и главная роль в создании, сплочении
и всей жизнедеятельности коллектива
принадлежит педагогу. Руководствуясь
общей теорией коллектива , сплочение
учащихся он начинает с организации их
деятельности. Педагог ставит перед классом
общественно значимую и привлекательную
для учащихся цель, открывает для них перспективу
интересной и содержательной совместной
жизни.
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ
- Воспитание
детей в школе: Новые подходы и новые технологии.
/ Под ред. Н.Е. Щурковой. М.: Новая школа,
1998. -208 с. 63.
- Гиппенрейтер
Ю.Б. Общаться с ребенком, КАК ? Ю.Б. Гиппенрейтер
- М., 1997, с.261
- Зуева И.В.
Теория воспитательного коллектива в
отечественной педагогике 1946-1991 гг.: Дис.
... канд. пед. наук: 13.00.01 . – М.: РГБ, 2004. Новикова
Л.И. Педагогика детского коллектива.
- Ильин Е.Н.
Путь к ученику /Е.Н. Ильин. - М.: Просвещение,
1988. - 224 с.
- Казакина
М.Г. Взаимосвязь процесса развития коллектива
и нравственного формирования личности.
Л. – 1983. С. 19.
- Капотов В.М.
Введение в общую теорию развития личности./В.
М.Капотов - М., 1991.
- Макаренко
А.С. Коллектив и воспитание личности.
– М.: Педагогика, 1972.
- Петровский
А.В. Личность, деятельность, коллектив.
- М., 1982.
- Подласый
И. П. Педагогика. — М.: «Просвещение», 1996.
- Подласый
И.П. Педагогика. – М.: Владос, 2007.
- Смирнов
В.И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях,
иллюстрациях. М., 2000.
- Филонов
Г. Н. Воспитание личности школьника. -
М.: Педагогика, 1985.
- Шевандрин
Н.И. Социальная психология в образовании:
Учеб. пособие. Ч.1. - М.: ВЛАДОС, 1995. 4.2. Социализация
и развитие личности.
- http://www.bestreferat.ru/referat-137989.html
- http://kpip.kbsu.ru/pd/did_lec_8.html
- http://revolution.allbest.ru/pedagogics/00009638_0.html
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение
1.
Вопросы
для класса.
Каким,
по твоему мнению должен быть дружный
класс?
Как
сделать так, чтобы класс стал дружным?
Какие
традиции есть в нашем классе?
Назови
твои "можно" и "нельзя" в
классе.
Какие
мероприятия в классе, по твоему
мнению, должны стать традиционными?
Приложение
2.
"Ящик
пожеланий".
В
конце каждой четверти и в конце
года дети пишут записки, где могут задать
вопрос, написать что-то наболевшее, поделиться
своими пожеланиями ,которые не могут
сказать вслух.
Приложение
3.
Работа
в группах.
На
уроках можно организовать работу по
подгруппам, причем в каждой должны
быть как "сильные", так и "слабые"
ученики. Группа должна придерживаться
принципа взаимопомощи и поддержки, должна
быть мотивация на достижение, а между
группами необходим момент соперничества.
Приложение
4.
Распределение
между учащимися поручений.
Для
этого ученики на доске пишут слова,
которые являются знаковыми для определения
будущих поручений. Затем ребята определяют,
какое постоянное поручение в классе они
хотели бы выполнять.
дежурные
по классу, по школе, по этажу;
медицинская
служба класса - фиксируют пропуски
занятий, сдают медицинские справки в
мед кабинет, организуют посещение больных
ребят;
библиотечная
служба класса - помощь в подборе
литературы для сценариев классных
дел, анализ читательских интересов
класса;
дежурные
по столовой и гардеробу;
хозяйственная
служба класса;
служба
озеленения;
сценарная
группа и т.д.