Коммуникативная культура педагога

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 20:35, реферат

Описание

Целью работы является обобщить результаты научных исследований по проблеме коммуникативной культуры преподавателя. Объект исследования: коммуникативная культура преподавателя. Предмет исследования: совершенствование коммуникативной культуры педагога.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были определены следующие задачи:
1. Выявить сущность, структуру, содержание коммуникативной культуры преподавателя, критерии и уровни ее сформированности;
2. Исследовать состояние проблемы совершенствования коммуникативной культуры педагога.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Коммуникативная культура педагога: сущность, структура, функции 6
Глава 2. Совершенствование коммуникативной культуры педагога 23
Заключение 32
Список использованной литературы 34

Работа состоит из  1 файл

Коммуникативная культура педагога.doc

— 183.00 Кб (Скачать документ)

- умения мотивировать других на деятельность и достижения в ней;

- конкретных коммуникативных  умений: приветствовать, общаться, задавать  вопросы, отвечать, активно слушать,  оценивать, просить, поддерживать, отказывать и т.д.;

- уважения к самому  себе, знания собственных сильных  сторон, умения использовать их в собственной деятельности;

- способности осуществлять  педагогическую поддержку организации  совместной деятельности и межличностного  общения учащихся;

- речевой культуры.

По определению И.А. Мазаевой в основе коммуникативной культуры лежит общая культура личности, которая представляет собой высокий уровень ее развития, выражающийся в системе потребностей, социальных качеств, в стиле деятельности и поведения. Поэтому, в максимальной степени коммуникативная культура включает сущностные личностные характеристики, а именно – способности, знания, умения, навыки, ценностные ориентации, установки, особенности характера, и является необходимым условием успешной реализации личности.

В.А. Сластенин анализирует  понятие коммуникативной культуры, делая акцент на методологии и технологии педагогического общения, уровень овладения которой предопределяет продуктивность педагогической деятельности. Для понимания сущности технологии педагогического общения он апеллирует понятием "коммуникативная задача", поскольку процесс профессионально-педагогического общения он представляет как систему коммуникативных задач [21]. Таким образом, в настоящее время существуют различные определения коммуникативной культуры, в которых описываются различные ее компоненты: ценностное отношение к общению, оценивание себя как субъекта взаимодействия, готовность к сотрудничеству с другими людьми, совокупность знаний, умений и навыков, коммуникативных способностей. Соответственно, при определении структуры коммуникативной культуры исследователи данного явления выделяют различные ее элементы.

Так, И.Ф. Комогорцева разработала модель культуры педагогического общения, определив три группы компонентов: профессиональные, психологические и социально-этические [9]. На рисунке 1.1 представлена модель культуры педагогического общения, предложенная И.Ф. Комогорцевой.

 


Рисунок 1.2 Сруктура культуры педагогического общения по И.Ф. Комогорцевой

 

Представляя структуру  педагогического общения, И.Ф. Комогорцева  исходит из целостного подхода к личности педагога и утверждает, что невозможно сформировать личность педагога без таких психологических свойств, как воображение, педагогическое мышление, внимание, наблюдательность, воля. Предложенные ею такие свойства психики, как эмпатия, рефлексия, обосновываются А.А. Лентьевым [11]. Социально-этические и профессиональные компоненты выдвинуты и обоснованы в работах Н.В. Кузьминой, В.А. Сластенина.[10, 21].

С.К.Беркимбаева предлагает содержательную структуру коммуникативной культуры, графическое изображение которой представлено на рисунке 1.3 [3] .

 

Рисунок 1.3 Структура педагогической культуры по С.К. Беркимбаевой

 

В работе Ю.В. Ушачевой коммуникативная  культура представляется как интегративное, динамическое, структурно-уровневое образование, представленное совокупностью мотивационного компонента профессиональной деятельности и педагогического общения, коммуникативных знаний, коммуникативных умений и навыков, коммуникативно-значимых качеств личности, обеспечивающих в своем взаимодействии продуктивную профессиональную коммуникативную деятельность [23] . Исследователь определяет содержание коммуникативной культуры преподавателя как ценностное отношение к другому человеку, к общению в целом, к профессиональному общению в частности, как достаточный уровень развития рефлексии, эмпатии, общительности, толерантности, как уровень коммуникативной компетентности, знание коммуникативных техник. Ю.В. Ушачева определяет коммуникативную культуру, с одной стороны, как специфический способ человеческой деятельности, способ деятельности педагога, с другой, как процесс самореализации личности педагога. В качестве основных компонентов коммуникативной культуры она рассматривает мотивационный, знаниевый, практико-действенный, личностный, которые представлены на рисунке 1.4.

 

Рисунок 1.4 – Структура коммуникативной культуры, критерии и показатели сформированности по Ю.В. Ушачевой

 

Раскрывая значение и роль каждых из предложенных Ю.В. Ушачевой компонентов коммуникативной культуры, необходимо отметить, что обязательным компонентом любой деятельности, в том числе и деятельности общения, является мотивационный компонент. Мотив – это своеобразный вектор деятельности, определяющий ее направление, а также величину усилий, развиваемых субъектом при ее выполнении. Это, с одной стороны, потребность личности в коммуникативной деятельности, устойчивость интереса к общению, стремление к нему. С другой стороны, это потребность в профессиональном, педагогическом общении, это, в целом, мотивация к выполнению профессиональной деятельности, направленность профессиональной деятельности, которая предполагает постоянное и длительное общение.

Знаниевый компонент  коммуникативной культуры включают коммуникативные знания. Они составляют теоретическую готовность специалиста к коммуникативной деятельности, суть и назначение которой – адекватно отражать действительность. Именно эта степень адекватности предопределяет способность знаний быть руководством к действию.

Практико-действенный  компонент состоит из коммуникативных  умений как комплекса осознанных коммуникативных действий, позволяющих использовать коммуникативные знания для полного и точного отражения и преобразования действительности, и коммуникативных навыков – автоматизированных компонентов сознательных действий, способствующих быстрому и точному отражению ситуаций и определяющих успешность восприятия, понимания объективного мира и адекватного воздействия на него в процессе общения.

Несомненно, комплекс коммуникативных  умений может быть сформирован только при наличии определенных коммуникативно-значимых качеств личности: эмпатии, толерантности, уравновешенности, искренности, ответственности, вежливости, доброжелательности и других. Наличие совокупности коммуникативно-значимых качеств личности составляет личностный компонент коммуникативной культуры и обеспечивает результативность и эффективность коммуникативной деятельности.

Эмпатия включает понимание  другого человека, опирающееся на анализ его личности; эмоциональное сопереживание другому человеку, отклик на чувства другого человека и выражение своих чувств; стремление содействовать, помогать другому человеку.

В тесной связи с эмпатией рассматривают педагогический такт.

Педагогический такт – есть чувство разумной меры на основе соотнесения задач, условий  и возможностей участников общения. Такт есть выбор и осуществление  такой меры педагогического воздействия, которая основана на отношении к  личности учащегося как главной ценности; это тонкая грань между отдельными воздействиями, это естественность, простота, обращения без фамильярности, искренность без фальши, доверие без попустительства, просьба без упрашивания, рекомендации и советы без навязчивости, воздействия в форме предупреждения, внушения и требования без подавления самостоятельности, серьезность без натянутости, юмор без насмешки, требовательность без придирки, настойчивость без упрямства, деловой тон без сухости. Педагогический такт есть одна из форм реализации педагогической этики.

Важнейший качество коммуникативной  культуры – толерантность (терпимость). Толерантность связана с осознанной невозможностью преодолеть немедленно многие слабости и несовершенства человеческого  рода. Это относится к случайным, порой неосознанным проявлениям высокомерия, к психологической несовместимости характеров, стрессам и т.п. Толерантность может быть отнесена и к форме поведения как на производстве, так и в быту. Везде она, как правило, рождает взаимное доверие, понимание, откровенность, помогает преодолевать конфликтные ситуации, способствует проявлению доброжелательности и глубокой человечности, помогает психологической «притирке» характеров.

Ю.В. Ушачевой предложена система критериев оценки уровня сформированности коммуникативной культуры преподавателя, представленные на рисунке 1.3. Сочетание четырех критериев и соответствующих им показателей образуют уровни сформированности коммуникативной культуры: репродуктивно-стихийный, пассивный, продуктивный, творческий.

Также заслуживает внимания исследования коммуникативной культуры социального педагога в работах В.П. Сморчковой. Ученый определяет в структуре коммуникативной культуры следующие подсистемы:

этико-аксиологическая (проявляется  в этико-коммуникативных ценностях  и коммуникативных отношениях);

процессуально-деятельностная (включает коммуникативные стратегии  и коммуникативные технологии);

информационно-семиотическая (представлена социальным интеллектом и семиотической компетентностью).

В.П.Сморчкова отмечает следующие стороны проявления коммуникативной культуры:

  • как интегральные профессионально-личностные качества социального педагога;
  • как основной профессиональный инструмент социально-педагогической деятельности;
  • как способ постижения коммуникативных смыслов социальной реальности и ее субъектов.

В таблице 1 отражена предложенная В.П.Сморчковой система критериально-показательных признаков коммуникативной культуры:

 

 

Таблица 1 – Система критериально-показательных  признаков коммуникативной культуры социального педагога

Критерии сформированности коммуникативной культуры

Показатели сформированности коммуникативной  культуры

профессионально-личностные коммуникативные  качества

осознанность, направленность коммуникативно-этических  ценностей и отношение к ним;

успешность их реализации в социально-педагогической деятельности;

стремление к профессионально-коммуникативному совершенствованию

прогностически-технологические умения коммуникативного взаимодействия

осознание и направленность коммуникативных  стратегий;

умение моделировать и прогнозировать коммуникативную встречу с субъектами социально-педагогической деятельности;

владение коммуникативными технологиями и техниками; способность выбирать оптимальную коммуникативную технологию для достижения педагогически значимого результата

семиотический потенциал

наличие системных междисциплинарных, общепрофессиональных и коммуникативных знаний;

степень развития социального интеллекта;

владение операциональными умениями смысловосприятия, смыслопонимания, смыслообразования  и смыслопередачи


 

Исследователь представляет компоненты коммуникативной культуры в виде преемственных уровней: интуитивно-эмпирический, репродуктивно-прагматический, продуктивно-ценностный, творчески-императивный [22]. Проанализировав и обобщив современные научные исследования по изучаемому нами вопросу, отметим, что коммуникативная культура педагога обладает следующими функциональными характеристиками:

гуманистическая функция проявляется в уникальном потенциале продуцировать элементы гуманности, человечности в других людях, превращать гуманность в содержательную действительность;

этическая функция требует практической реализации этических норм, их трансляции в общество, миссии специалиста быть человеческим образцом высшей нравственности;

воспитательная функция  состоит в непосредственном влиянии на поведение, мысли, чувства воспитанника, в способности «транслировать себя в воспитанника» через совместную коммуникативную деятельность;

интегративная функция  выступает важным условием интеграции культуры и нравственности, культуры личности и культуры деятельности;

регулятивная функция  отражает роль коммуникативной культуры как внутренней детерминанты профессиональной деятельности;

терапевтическая функция реализуется через фасилитаторские коммуникативные отношения, предполагающие сопереживание, сочувствие, понимание, терпимость;

когнитивная функция создает потенциалы интеллектуального развития воспитанника, обогащения его новыми знаниями;

эмоциональная функция находит отражение в общей психологической атмосфере, эмоциональном самочувствии субъектов взаимодействия; помогает найти адекватные коммуникативные средства для поддержания позитивных эмоций или, наоборот, преодоления негативных;

рефлексивная функция  связана с самопознанием коммуникативного “Я”, мотивов своих коммуникативных действий, осознанием необходимости саморазвития и самосовершенствования.

Подводя итог вышеизложенному, следует отметить, во-первых, что как следствие современных тенденций информационно-коммуникационной трансформации общества в целом и сферы образования в частности ведутся активные научные исследования по проблематике коммуникативной культуры личности педагога, студентов вузов – будущих педагогов.

Во-вторых, коммуникативная культура преподавателя характеризуется как условие и предпосылка эффективности профессиональной деятельности и как цель профессионального самосовершенствования.

В-третьих, проанализировав литературу по изучаемому вопросу, мы рассматриваем коммуникативную культуру педагога как профессионально значимое, интегративное качество личности, обеспечивающее эффективное педагогическое общение, включающее в себя следующие компоненты: коммуникативные знания, умения, навыки; коммуникативную направленность, гуманистическую позицию, коммуникативную креативность.

Информация о работе Коммуникативная культура педагога