Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 20:35, реферат
Целью работы является обобщить результаты научных исследований по проблеме коммуникативной культуры преподавателя. Объект исследования: коммуникативная культура преподавателя. Предмет исследования: совершенствование коммуникативной культуры педагога.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были определены следующие задачи:
1. Выявить сущность, структуру, содержание коммуникативной культуры преподавателя, критерии и уровни ее сформированности;
2. Исследовать состояние проблемы совершенствования коммуникативной культуры педагога.
Введение 3
Глава 1. Коммуникативная культура педагога: сущность, структура, функции 6
Глава 2. Совершенствование коммуникативной культуры педагога 23
Заключение 32
Список использованной литературы 34
Подводя итоги вышеизложенному,
необходимо отметить, что, так как
феномен коммуникативной
коммуникативный культура педагогический преподаватель
В современных условиях важными характеристиками личности и деятельности преподавателя являются не только владение информацией, основные технологии обучения и воспитания, но и общая и коммуникативная культура, обеспечивающие выход за пределы нормативной деятельности, способность создавать и передавать ценности, обусловливать личностное развитие.
Анализ современных исследований позволяет определить сущность и содержание коммуникативной культуры, основные направления ее формирования в процессе профессионального становления, структуру и компоненты; обозначить коммуникативную культуру преподавателя как часть педагогической культуры. Однако, несмотря на всестороннюю изученность проблемы коммуникативной культуры представителей педагогического труда, такое направление как совершенствование коммуникативной культуры преподавателя представлен фрагментарно.
Коммуникативная культура педагога является одним из важнейших компонентов педагогической культуры. Необходимость ее совершенствования обусловлена тем, что преподаватель постоянно включен в процесс общения, предусматривающий разнообразные и многоплановые отношения с теми, кто становится партнером по контакту: с обучающимися, коллегами. Эти отношения возникают и развиваются в процессе совместной деятельности, важнейшим условием осуществления которой является общение.
Исследование сущности и содержания коммуникативной культуры позволяет квалифицировать ее как интегральное качество личности педагога-профессионала, как условие и предпосылку эффективной педагогической деятельности, как обобщенный показатель профессиональной компетентности и как цель профессионального самосовершенствования.
В нашей работе мы рассматриваем коммуникативную культуру преподавателя как интегративное, динамическое, структурно-уровневое образование, представленное совокупностью мотивационного компонента профессиональной деятельности и педагогического общения, коммуникативных знаний, коммуникативных умений и навыков, коммуникативно-значимых качеств личности, обеспечивающих в своем взаимодействии продуктивную профессиональную коммуникативную деятельность.
В решении проблемы совершенствования коммуникативной культуры педагога важен не только факт овладения культурно-педагогическим наследием, но и включение педагога как субъекта культуры как носителя рефлексивно – сознательного отношения к миру ценностей в процесс коммуникативной деятельности. Самореализация личности в педагогической деятельности, постоянное стремление к педагогическому поиску и самосовершенствованию являются основными условиями процесса совершенствования коммуникативной культуры преподавателя, который предполагает применение таких методов, при котором возможно межличностное взаимодействие. В связи с этим тренинг педагогического общения, социально-психологический тренинг, интерактивный семинар, методика коммуникативного корректива, коммуникативного креатива и коммуникативного философствования в наибольшей степени соответствуют специфике феномена коммуникативной культуры и способствуют совершенствованию коммуникативной культуры преподавателя.
Размещено на Allbest.ru