Коммуникативная культура педагога

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 20:35, реферат

Описание

Целью работы является обобщить результаты научных исследований по проблеме коммуникативной культуры преподавателя. Объект исследования: коммуникативная культура преподавателя. Предмет исследования: совершенствование коммуникативной культуры педагога.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были определены следующие задачи:
1. Выявить сущность, структуру, содержание коммуникативной культуры преподавателя, критерии и уровни ее сформированности;
2. Исследовать состояние проблемы совершенствования коммуникативной культуры педагога.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Коммуникативная культура педагога: сущность, структура, функции 6
Глава 2. Совершенствование коммуникативной культуры педагога 23
Заключение 32
Список использованной литературы 34

Работа состоит из  1 файл

Коммуникативная культура педагога.doc

— 183.00 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Совершенствование коммуникативной культуры педагога

 

Сфера педагогической деятельности, также как и другие области профессионального труда, в эпоху интенсивного развития научно-технической цивилизации стала настолько динамичной, что знания и практические умения преподавателя нуждаются в постоянном пополнении и совершенствовании.

Коммуникативная культура является необходимым социально-психологическим условием достижения педагогического мастерства и успешной профессиональной деятельности педагога. Развитие навыков общения представляет собой процесс овладения культурными инструментами общения и нравственными нормами поведения, которые выработаны в ходе общественно-исторической практики и приняты в той социокультурной группе, к которой принадлежит тот или иной человек. В настоящее время в условиях информационно-коммуникационной трансформации общества и сферы образования с неизбежностью возрастают требования к коммуникативной стороне педагогической деятельности. В этой связи актуальной проблемой является развитие и совершенствование коммуникативной культуры преподавателя.

Необходимость развития коммуникативной культуры педагога обуславливается тем, что объектом труда данной профессиональной группы является не какой-либо объект, а человеческая индивидуальность во всей ее неповторимости. Педагог постоянно включен в процесс общения, предусматривающий разнообразные и многоплановые отношения со студентами, коллегами. В связи с этим, существует реальная потребность современного общества в специалистах, способных к постоянному развитию своих личностных качеств, духовного мира, профессионализма, умеющих с максимальным эффектом использовать свои природные возможности, развивать общую и коммуникативную культуру. Поэтому педагог как специалист системы «человек-человек» должен обладать высокой коммуникативной культурой, что подразумевает наличие коммуникативных знаний, умений, способностей, так как они развивают важные психологические качества, которые являются составляющими компетентности преподавателя высшей школы.

Целенаправленное совершенствование  коммуникативной аспекта педагогической культуры педагога в значительной степени обеспечит его подготовку к практической реализации задач личностно-ориентированного образования, к построению гуманистического педагогического общения.

Изучение психолого-педагогической литературы показал, что в настоящее  время большее внимание исследователями уделяется вопросам формирования и развития коммуникативной культуры и коммуникативных умений и навыков такой категории представителей педагогического труда как студенты педагогических вузов в системе профессиональной подготовки, учителя в системе повышения квалификации. Однако целый ряд вопросов, касающихся коммуникативной культуры и ее развития и совершенствования у преподавателей вуза, в научной литературе встречается весьма редко и фрагментарно и не имеет системного характера.

Среди предлагаемых исследователями путей повышения коммуникативной культуры педагога доминирующее место определяется тренингу педагогического общения и социально-психологическому тренингу, в рамках которого включаются рефлексивные задания, процедуры рефлепрактики, групповые дискуссии, обсуждение педагогических ситуаций, ситуационно-ролевые игры, психогимнастические упражнения; коммуникативный корректив, коммуникативный креатив, коммуникативное философствование, отработка техники общения.

Культура в общении  представляется в знаниях, умениях, навыках, реализованных через социальные установки и опыт личности в ситуациях межличностного общения. Поэтому для развития коммуникативной культуры преподавателей вузов необходима практика психологического воздействия, названная коммуникативным тренингом, или тренингом педагогического общения.

Теоретические основы влияния тренинговых  занятий на развитие коммуникативной  компетентности появились в исследованиях  западных психологов [19]. Позднее и  отечественные исследователи обратились к данной проблеме, рассматривая возможные формы социально-психологического тренинга, классифицируя по разным основаниям [4, 17,18].

В группе с помощью  специальной системы психологических  упражнений и игр у участника  появляется возможность примерить  множество новых ролей, приобрести необходимые навыки и умения общения. Групповой процесс охватывает три основных аспекта личности - когнитивный, эмоциональный и поведенческий. Когнитивный аспект тренинга связан с получением новой информации о процессе общения в целом, анализе ситуации о себе. Эмоциональный аспект тренинга касается переживания полученной информации, новых знаний о себе и других. Когнитивный, или поведенческий аспект проявляется в расширении поведенческого репертуара.

В процессе тренинга педагог  овладевает несколькими видами социальных механизмов отражения: коммуникативного действия в реальных условиях общения; эмоциональной регуляции на всех этапах его развертывания; процесса отражения, который задает ориентировку человеку в ситуации общения. С точки зрения уровневой организации общения механизмы отражения выступают в виде процессов ощущения, восприятия, мышления, непосредственного переживания эмоций, коммуникативного действия.

Целями и задачами тренинговых занятий является развитие навыка рефлексивного слушания; развитие уверенности в себе; стрессоустойчивости, психологической защиты; овладение вербализацией; развитие умения слушать партнёров; жанровое формулирование вопросов, ведение своей линии; контролирование эмоций, выслушивание критики своих предложений; расширение лексикона и тезауруса; развитие аудиального канала; отработка приёмов преодоления коммуникативных барьеров.

Таким образом, коммуникативный  тренинг – эффективное средство психологического воздействия, позволяющее  решить широкий круг задач в области развития коммуникативной культуры.

Следующим направлением, способствующим совершенствованию  коммуникативной культуры личности педагога, является социально-психологический тренинг. Социально-психологическим тренингом называют область групповой практической психологии, ориентированную на развитие социально-психологической компетентности. Впервые этот термин введен в научный обиход в ГДР М. Форвергом. В литературе, кроме этого, существует ряд других названий (группы открытого общения, активное социальное общение, группы интенсивного общения и т. д.). Ключевые способы повышения коммуникативной компетентности, отмечает Ю.Н. Емельянов, нужно искать не в шлифовке поведенческих умений и не в рискованных попытках личностной реконструкции, а на путях активного осознания индивидом естественных, межличностных ситуаций и самого себя как участника этих действительных ситуаций, на путях развития социально-психологического воображения, позволяющего видеть мир с точки зрения других людей [6].

В отечественной практике социально-психологический тренинг используется в первую очередь как составная часть подготовки руководителей коллективов и разного профиля специалистов, в силу специфики своей деятельности органически включенных в общение – учителей, врачей, психологов. Социально-психологический тренинг включает в себя ныне широкий спектр методических форм: видео-тренинг, ролевое обучение, групповой анализ оценок и самооценок, невербальные методики. Под социально-психологическим тренингом понимается активная групповая подготовка с использованием методов групповой дискуссии, деловой и ролевой игры, с целью развития коммуникативной компетентности и культуры [15].

Социально-психологический  тренинг оказывает конструктивное влияние на развитие личности в трех направлениях: познавательном, поскольку получение новой информации происходит посредством постановки исследовательских задач, направленных на повышение информативности общения; эмоциональном, так как вся информация интерпретируется через личностную значимость; поведенческом, предполагающем расширение его репертуара за счет осознания неэффективности привычных способов поведения.

Социально-психологический тренинг  общения является одним из методов  организационно – психологического воздействия на основе соответствующей подготовки педагога. Однако при его проведении следует учитывать следующие моменты. Во-первых, социально-психологический тренинг имеет свою, строго очерченную предметную область, свой диапазон применения и ограничения. В этом контексте можно сказать, что он имеет целью развить у преподавателей максимально использовать возможности общения для решения возникающих воспитательных и образовательных задач, способствующих их профессиональному росту. В то же время это невозможно без осуществления личностного роста. Во-вторых, социально-психологический тренинг эффективен только в рамках системной социально-психологической подготовки. [13].

Как обучающая система тренинг  выполняет ряд функций: дидактическую, воспитательную, развивающую, профессиональную. В процессе тренинга человек получает знания, умения, навыки межличностного взаимодействия. В нем реализуется ярко выраженная направленность на формирование у участников как субъектов групповой сплоченности, ответственности, т. е. определенных качеств личности. Развивающий эффект тренинга проявляется в качественных изменениях личности. Деловые качества личности совершенствуются благодаря тому, что в тренинге создаются условия для корректировки и совершенствования разнообразных профессиональных знаний и умений. Тренинг усиливает контекст обучения в трех сферах: знаний и способов их использования; умений, делающих процесс взаимодействия с другими людьми более эффективным; ценностей и взглядов. Обучение в тренинге носит творческий характер, потому что человеку не задают определенный стереотип, а предлагают самому найти наилучший способ решения проблемы, который отвечает его представлениям, ценностным ориентациям, интересам, потребностям.

В социально-психологическом тренинге развитие коммуникативной культуры преподавателя происходит не естественным путем, а с помощью специальных приемов, заключающихся в создании особых ситуаций воздействия. Все активные методы направлены на социально-психологическое воздействие на личность, способствующее развитию и совершенствованию ее коммуникативной культуры.

Л.Г. Антропова реализует  в рамках социально-психологического тренинга рефлексивный подход к совершенствованию  коммуникативной компетентности педагога, в основе которого лежит рефлексивно-инновационная  деятельность педагога, связанная с  самопознанием, осмыслением и творческим преобразованием собственной профессиональной деятельности. [1] На основе рефлексивного подхода исследователем предлагается совершенствование коммуникативной культуры учителя путем интеграции теоретического, деятельностно-творческого и личностного компонентов коммуникативной культуры. Комплекс рефлексивных заданий предполагает культивирование неразрушительных, конструктивных способов взаимодействия, формирование у педагогов мотивации совершенствования коммуникативного аспекта педагогической деятельности, включение его в самодиагностику для познания себя как организатора и субъекта педагогического общения. По мнению исследователя, творческая рефлексия, обеспечивая осмысление педагогом индивидуального «я», реализующегося в педагогическом общении, осознание проблемных сторон собственной коммуникативной деятельности, поиск и определение конструктивных способов преодоления возникающих противоречий, может служить индивидуально-психологической основой совершенствования коммуникативной компетентности учителя. Л.Г.Антропова рассматривает совершенствование коммуникативной компетентности как процесс развития профессионально-значимых личностных качеств педагога в результате его осознанной целенаправленной активности, который обеспечивает повышение эффективности педагогического общения. Социально-психологический тренинг, включающий выполнение рефлексивных заданий, процедуры рефлексивного практикума, позволяет эффективно совершенствовать коммуникативный аспект профессиональной культуры педагога. Творческая рефлексия обеспечивает осознание педагогом себя как организатора и субъекта педагогического общения, выявление главных трудностей в коммуникативной деятельности, преодоление их путем переосмысления собственного опыта, освоение эффективных средств педагогической коммуникации, инициацию новых способов разрешения коммуникативных задач.

И.И. Губаревич предлагает рассматривать интерактивный семинар  как одно из условий развития коммуникативных  умений педагога, складывающейся на основе опыта, обучения и работы над собой, поиска нестандартных решений, постоянного экспериментирования [16]. Форма проведения семинара является нетрадиционной и представляет собой достаточно сложную технологическую структуру, при осуществлении которой тренером создаются условия для многосторонней коммуникации между всеми участниками, для поиска приемов эффективного взаимодействия, а также учитываются два аспекта: социально-психологический и деловой.

Основой организации  интерактивного семинара является схема  цикла обучения посредством опыта, которая включает в себя четыре стадии: конкретный опыт, рефлексивное наблюдение, абстрактную концептуализацию и активное экспериментирование.

Эти этапы взаимосвязаны  друг с другом и предполагают развитие коммуникативных, рефлексивных и интерактивных способностей и умений участников семинара в ходе образовательного процесса.

Важной характеристикой  интерактивного семинара также является многосторонняя коммуникация, с помощью  которой происходит свободный обмен  мнениями, идеями, информацией не только между тренером и участником, но и между самими участниками.

Интерактивные методы являются формой деятельности участников в условных ситуациях, направленных на воссоздание  и усвоение общественного опыта, в которых они распределяют, берут  на себя и исполняют различные социальные роли.

Таким образом, интерактивный семинар создает условия для «самостоятельного выращивания себя». Которое включает самопознание педагога, его идентификацию, развитие коммуникативных, рефлексивных и интерактивных умений, постоянное самосовершенствование, развитие социальной компетентности.

В своих исследованиях  Сморчкова В.П. с целью снятия и профилактики коммуникативных  барьеров, коммуникативного просвещения; овладения репродуктивными коммуникативными умениями и собственно процесса коммуникативного корректирования предлагает использовать методику коммуникативного корректива, для развития коммуникативного потенциала и способности к коммуникативному творчеству, выработки индивидуального стиля коммуникативного взаимодействия – методику коммуникативного креатива [22]. Метод коммуникативного философствования исследуется ученым как метод постижения коммуникативной встречи субъектов с позиций личностных смыслов, социальных смыслов, морально-этических, пространственно-временных, национально-культурных измерений.

Информация о работе Коммуникативная культура педагога