Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 11:57, реферат
Информационные и коммуникативные технологии успели прочно войти в повседневную жизнь: сегодня трудно представить себе рабочее место без компьютера и сопутствующей ему оргтехники, причем они могут быть связаны между собой не только в пределах какой-либо одной организации, но и с компьютерами, находящимися в любой точке земного шара (при наличии там интернета).
Институт специальной психологии и педагогики
Реферат на тему:
« Компьютерные технологии изучения иностранного языка»
Выполнила: Брежнева А.В.
Гр.506/с
Санкт-Петербург
2012
Информационные и коммуникативные технологии успели прочно войти в повседневную жизнь: сегодня трудно представить себе рабочее место без компьютера и сопутствующей ему оргтехники, причем они могут быть связаны между собой не только в пределах какой-либо одной организации, но и с компьютерами, находящимися в любой точке земного шара (при наличии там интернета).
Постепенно границы между компьютерными и иными технологиями стираются:
- с помощью компьютера можно принимать теле- и радиосигналы, смотреть видеозаписи, прослушивать CD-диски, звонить по телефону, отсылать и принимать факсы;
- доступ в интернет возможен не только через телефонный кабель, но и телевизионный, а также через спутник и даже через обычную электророзетку;
- с помощью компьютера и интернета можно покупать необходимые товары, не выходя из дома, причем делать заказ может не только человек, но и техника. Например, некоторые модели холодильников программируются таким образом, что, когда какие-нибудь продукты заканчиваются, они сами заказывают в интернет-магазине недостающее.
Старые, проверенные технологии и средства коммуникации постепенно вытесняются новыми: кто еще 10 лет назад мог предположить, что мы фактически перестанем пользоваться печатными машинками или что общение будет осуществляться преимущественно по электронной, а не по столь привычной нам, традиционной, бумажной почте?
Эти изменения, неразрывно связанные с всеобщей политической, экономической и технологической глобализацией, не только создают новые проблемы, но и открывают новые возможности. Поэтому так важно понять закономерности их развития и научиться максимально эффективно использовать предоставляемые ими возможности.
Политики и экономисты ожидают очень многого от применения новых технологий в сфере образования: это и повышение качества образования при одновременном снижении его стоимости, и возможность индивидуального подхода к каждому ученику, и уменьшение числа персонала, и обучение работе на компьютере, и развитие навыка самостоятельного обучения и т.п. Появляется спрос – появляется и предложение: на сегодняшний день на рынке мультимедийной продукции можно найти достаточно много обучающих программ, в том числе и иностранным языкам.
Целесообразность использования компьютерных технологий при изучении иностранного языка.
Попробуем разобраться, насколько целесообразно использовать компьютерные технологии при изучении иностранных языков, какую пользу они принесут учащимся и преподавателям.
Конечно, данные вопросы сформулированы слишком общо. Что бы ответили преподаватели на вопрос, почему они используют на занятиях учебник? Возможно, они сказали бы, что учебник позволяет по доступной цене наглядно и доходчиво представить важную информацию. В то же время они, безусловно, стали бы работать далеко не с каждым учебником, отвечающим вышеуказанным требованиям, а только с теми, содержание и оформление которых соответствует преследуемым конкретной группой учащихся целям. И поменяли бы один учебник на другой скорее всего лишь в том случае, если бы он позволял проще и быстрее, чем прежний, достичь те или иные цели.
Так же и в случае с компьютерными обучающими программами: необходимо проверять их пригодность не вообще, а для каждого конкретного ученика или группы учеников. При оценке обучающей программы следует обратить внимание на ряд следующих вопросов.
Во-первых, могут ли преподаватели и ученики достичь с помощью компьютерной программы целей, недостижимых каким-либо другим способом?
Ответ на этот вопрос будет утвердительным в большинстве случаев уже потому, что появление компьютерных технологий породило новые цели в изучении иностранного языка: владение языком подразумевает и общение по электронной почте, и поиск информации в интернете.
Во-вторых, становится ли процесс изучения иностранного языка благодаря компьютерной программе проще и интересней?
Большинство учащихся позитивно расценивает тот факт, что с появлением интернета существенно возросла возможность общения с носителями языка, что, несомненно, дополнительно мотивирует учеников и в конечном итоге благотворно сказывается на их языковой подготовке. Кроме того, учащиеся могут найти в телевизионной программе, медиотеках, интернете материалы на интересующие их темы, что также способствует мотивации.
Преимуществом мультимедийных обучающих программ перед печатной продукцией является и то, что в них объединены сразу несколько каналов передачи информации (шрифт, иллюстрации, аудио- и видеоматериалы), что делает изучение иностранного языка интересней и эффективней (за счет одновременной активации нескольких каналов передачи информации). Многие обучающие программы содержат ссылки на разнообразные страницы в интернете, благодаря чему ученики получают актуальную информацию по тому или иному вопросу.
Для некоторых учащихся возможность использовать свое привычное средство работы – компьютер – и для изучения иностранного языка тоже становится веским аргументом в пользу мультимедийных обучающих программ.
К тому же такие программы, которые на протяжении всего учебного процесса предоставляют ученику дополнительную, вспомогательную информацию и комментарии к выполненным заданиям, открывают новые возможности для самостоятельного изучения иностранных языков.
Немаловажным вопросом является и то, облегчает ли преподавателям использование компьютерных программ подготовку к занятиям и их проведение?
Компьютерные технологии упрощают и ускоряют доступ как к аутентичным, так и к дидактизированным материалам, что позитивно сказывается на качестве самих занятий.
Все больше преподавателей убеждаются в том, что с помощью компьютера и соответствующих программ они могут существенно сократить время, затрачиваемое ими на подготовку дополнительных материалов и наглядных пособий.
Как мы смогли убедиться, применение мультимедиа и интернета для изучения иностранного языка имеет широкие перспективы.
Однако каждую мультимедийную программу, каждый коммуникационный проект в интернете необходимо проверить на соответствие современным требованиям дидактики, на целесообразное использование возможностей мультимедиа и, наконец, насколько конкретный продукт подходит для конкретного ученика/группы с позиции преследуемых учебных целей, методики обучения и технических требований.
Ответы на вышеперечисленные вопросы будут скорее всего разными, неоднозначными, так как целевая аудитория под названием «взрослые учащиеся» гораздо более разнородна, чем, например подростковая или детская. Практически по всем параметрам можно наблюдать расхождения: мотивации, цели, языковой подготовке, возрасту, количеству свободного времени для выполнения домашних заданий и т.д. Поэтому важно проверить, не приведет ли использование мультимедийного продукта к еще большей дифференциации в группе.
Мультимедийные технологии: новые возможности для изучения иностранных языков.
Возможности, которые открывает для изучения иностранного языка использование мультимедийных технологий (компьютера), можно условно разбить на три категории:
- Компьютер программируется так, что он реагирует определенным образом на определенные действия пользователя, может обрабатывать и сортировать большое количество информации, и все это неограниченное количество раз. Таким образом, компьютер берет на себя рутинную работу по проверке заданий и краткому объяснению ошибок, что экономит время преподавателя и делает ученика более самостоятельным.
- Компьютер позволяет искать, сохранять и обрабатывать информацию. Например, пользователь может с помощью клавиатуры набрать текст, отредактировать его, соединить с видео- или аудиозаписью, распечатать, сохранить (на жестком диске, на дискете, CD-роме или DVD) и отправить его по электронной почте. В связи с этим высказываются предположения, что компьютерные обучающие программы в недалеком будущем придут на смену учебникам и традиционным пособиям и облегчат доступ к аутентичным материалам.
- Компьютеры могут быть подключены к региональной или международной сети, что позволит учащимся быстро обмениваться информацией любого рода даже на большие расстояния. Компьютер делает возможными доступ к аутентичным материалам, актуальной информации на языке (односторонняя коммуникация) и общение с преподавателем, другими учащимися и носителями языка (двусторонняя коммуникация).
Как мы уже говорили, эти три категории можно разграничить только условно, так как потенциал мультимедийных средств как раз и заключается в возможности их комбинирования. Так, мультимедийная программа, установленная на одном компьютере, может передаваться через электронную сеть на другие компьютеры; по электронной почте можно пересылать не только тексты, но и аудио- и видеодокументы и т.д.
В последующих параграфах мы рассмотрим вышеупомянутые три категории подробнее.
Компьютер в роли преподавателя.
Возможность программировать компьютер и его способность во многих ситуациях самостоятельно принимать решения составляют его основное отличие от других технологий и машин: с помощью компьютера можно автоматизировать весьма сложные процессы. Не случайно высказываются мнения, что достаточно скоро компьтер заменит преподавателя и аудиторные занятия.
Компьютерные самоучители.
На сегодняшний день на рынке мультимедийной продукции предлагается большое количество самоучителей на CD-ромах, представляющих собой курсы для самостоятельного изучения иностранного языка. Как правило, такие программы снабжены ответами к упражнениям, что мало отличает их от традиционных учебников.
Большая часть мультимедийных самоучителей отрабатывает тематическую лексику, лексико-синтаксические конструкции и содержит краткий лингво-страноведческий комментарий. Таким образом, подобные обучающие программы дополняют или заменяют учебник, рабочую тетрадь, а в случае если они сразу же реагируют на ответы учащегося, то и преподавателя. Часто в программе уже заложен стандартный ответ, с которым ученик может сравнить свой вариант. Иногда программа сравнивает решение учащегося со списком возможных ответов и даже анализирует ошибки.
Чем точнее и однозначнее выдаваемые программой оценки и комментарии, тем эффективнее может быть выстроен процесс обучения (определение типа ошибки, постепенное изменение уровня сложностей заданий, варьирование способов презентации материала и упражнений).
Приведем примерный перечень требований к мультимедийному самоучителю иностранного языка, составленный на основе пожеланий пользователей.
Электронный самоучитель должен давать возможность:
- составления индивидуальной программы обучения в зависимости от интересов и возможностей конкретного ученика;
- использования при обучении текстов, отобранных самим учеником (например, газетные статьи, письма и т.п.);
- совместной работы с другими учениками;
- выбора вида корректуры (например, «подчеркнуть ошибки», «подчеркнуть ошибки и исправить их», «подчеркнуть ошибки и дать пояснения»);
- выделения в тексте новых слов и выражений и сортировки их на «совершенно незнакомые», «незнакомые, но понятные из контекста», «знакомые, но забытые».
В последнее время эксперты связывают большие надежды с появлением принципиально новых мультимедийных обучающих систем следующего поколения, которые бы полностью заменили преподавателя и контролировали ученика на протяжении всего процесса обучения. Однако на данный момент широкое использование таких систем маловероятно как минимум по двум причинам:
- во-первых, возможности контакта между учеником и программой весьма ограничены (клавиатура, мышка); качественная оценка устных высказываний невозможна;
- во-вторых, сложная система взаимосвязи между процессом обучения и изучения и учебным материалом еще слишком мало изучена, чтобы выстраивать на ее основе компьютерные обучающие системы.
Тем не менее создаются обучающие программы, которые, благодаря своей вариабельности при составлении плана обучения, превосходят аналогичные аудио-, видео- и печатные материалы. Преимущество мультимедийных учебных программ состоит еще и в том, что они позволяют ученику заниматься в удобное для него время и в удобном для него месте. Но следует помнить, что такие программы, как правило, дают учащемуся лишь очень ограниченную возможность самому выстраивать учебный процесс и что коммуникативные возможности компьютера значительно уступают возможностям общения с партнером-человеком.
Программы для преподавателя иностранного языка и ученика.
Каждый компьютер оснащен стандартным набором программ для обработки текста, графики, звука и изображения, которые могут быть полезны преподавателю при подготовке к занятию.
Так, современные текстовые редакторы позволяют преподавателю гораздо быстрее, чем раньше, подготовить печатные материалы для группы, причем их качество не будет уступать качеству типографской продукции. В уже имеющиеся материалы можно легко внести изменения, например вставить в них отрывки из других текстов. Благодаря этим программам преподавателю становится гораздо легче -- по крайней мере, технически -- обновлять учебные материалы, перерабатывать их в зависимости от потребностей конкретной группы.
Учащиеся могут, используя электронные словари и справочники, легко проверить написанное на наличие орфографических, пунктуационных или грамматических ошибок и исправить их прямо в тексте (и для этого уже не требуется, как раньше, набирать весь текст заново). Заметим, однако, что большинство из распространенных электронных словарей, орфографических и грамматических справочников предназначены в первую очередь для носителей языка и иностранцам зачастую сложно пользоваться ими.
Информация о работе Компьютерные технологии изучения иностранного языка