Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 11:57, реферат
Информационные и коммуникативные технологии успели прочно войти в повседневную жизнь: сегодня трудно представить себе рабочее место без компьютера и сопутствующей ему оргтехники, причем они могут быть связаны между собой не только в пределах какой-либо одной организации, но и с компьютерами, находящимися в любой точке земного шара (при наличии там интернета).
Для изучающих иностранный язык несинхронная коммуникация обладает целым рядом преимуществ: процессы составления, пересылки и архивации текста не связаны друг с другом. Полученные сообщения можно перечитывать/прослушивать сколько угодно раз, используя при необходимости словари и другие справочники, распечатывать или сохранять в памяти компьютера. При написании ответа учащиеся не ограничены во времени и справочных материалах. Еще одним достоинством несинхронной коммуникации является ее невысокая цена, так как интернет необходим лишь в течение короткого промежутка времени для пересылки/приема сообщений.
Электронные адреса людей, желающих найти себе партнера по переписке с целью изучения иностранного языка, предлагаются на сайтах организаций, так или иначе связанных с иностранными языками. Наибольший интерес такая форма общения вызывает у взрослых учеников.
Кроме того, имеется возможность групповой коммуникации, в частности интернет-форумы, посвященные определенным темам. Участники подобных форумов работают в группах и рассылают свои сообщения другим группам. Недостатком такого вида работы является то, что каждый конкретный член группы имеет мало возможностей для личной переписки.
Партнеры по переписке могут время от времени назначать друг другу «встречи» в сети (синхронная коммуникация). В то время как общение в чате с помощью клавиатуры и экрана возможно практически через любой компьютер, подключенный к интернету, для устной и визуальной коммуникации (интернет-телефон, аудио- и видеоконференция) требуется современное техническое оснащение и высокое качество интернет-связи. При синхронной коммуникации значительно увеличиваются расходы, так как во время общения оба партнера должны оставаться в режиме «on-line», однако это обходится дешевле, чем международный телефонный разговор.
В настоящее время представлено достаточно много дискуссионных форумов для изучающих иностранные языки, где помимо всего прочего курсы, культурные центры и т.п. предлагают свою помощь по подбору партнеров по переписке, по участию в кратко- и долгосрочных проектах и дают рекомендации по проведению последних.
Новое распределение ролей и новые навыки
Новые информационные и коммуникационные технологии предоставляют изучающим иностранные языки возможность пользоваться мультимедийными обучающими и справочными программами, многочисленными материалами на языке и удобной и доступной электронной почтой.
Однако использование современных компьютерных технологий имеет смысл и приносит пользу лишь в том случае, если применять их осознанно, с учетом основных законов дидактики, преследуемых целей и имеющихся у преподавателя и учеников навыков работы. Заметим, что новые технологии не требуют разработки специальных дидактических концепций, работа с ними строится по тем же правилам, что и работа с традиционными обучающими средствами: учебниками, кассетами и пр.
Параллельно с развитием новых информационных технологий возникали и новые дидактические требования к занятиям иностранным языком, которые можно свести к следующему (преподаватель должен):
- прививать учащимся навык самоподготовки и самоконтроля;
- убеждать их в необходимости постоянного совершенствования своих знаний, так как только тот, кто на протяжении всей жизни приобретает новые знания и умения и стремится углубить уже имеющиеся, имеет хорошие перспективы в условиях нестабильной экономики и политики;
- распределять учащихся по группам таким образом, чтобы в одном коллективе оказались люди с минимальной разницей в языковой подготовке, в преследуемых ими целях и в количестве времени, которое они могут отводить на самоподготовку;
Помимо обучения стратегиям самостоятельной работы и индивидуальных консультаций не стоит забывать и об обеспечении учащихся разнообразными учебными материалами, к которым относятся словари, грамматические справочники, пособия по фонетике и лексике, адаптированная и неадаптированная литература, аудио- и видеозаписи. В этот перечень входят и мультимедийные программы, и интернет. Но использование их далеко не всегда возможно по причине отсутствия соответствующего технического оснащения и выхода в интернет, что весьма печально, так как работа с ними открывает перед учащимися доселе невиданные возможности.
Ученики, решившиеся на автономное изучение иностранного языка, нуждаются, как правило, в иного рода консультациях, чем те, кто занимается на традиционных курсах с преподавателем. Их необходимо постоянно поддерживать в решении учиться самостоятельно, давать советы по планированию учебного процесса и по подбору литературы, демонстрировать различные стратегии самообучения, помогать при оценке достигнутых результатов.
Существует несколько вариантов проведения подобного рода консультаций в рамках курсов иностранных языков:
- преподаватель ограничивается рассказом о существовании и достоинствах автономного обучения при помощи мультимедийных материалов, книг, телевидения, ведения переписки на изучаемом языке и пр.
- преподаватель регулярно уделяет определенное количество времени для отработки стратегий самоподготовки, обсуждения возникающих в этой связи вопросов и обмена опытом.
- некоторые образовательные и культурные центры, библиотеки предлагают консультации для всех желающих независимо от того, являются они слушателями курсов или нет.
- периодически проводятся курсы дистанционного обучения, участники которых занимаются индивидуально, каждый по своей программе, но периодически приглашаются на групповые встречи с куратором, где рассказывают о своих достижениях и проблемах, обсуждают их и получают рекомендации и моральную поддержку от руководителя группы.
Под навыками работы с мультимедийными программами и интернетом очень часто подразумевается умение обращаться с компьютером, т.е. сугубо технические аспекты. Однако значительно важнее компетентность преподавателя в вопросах дидактики, осведомленность в вопросах развития мультимедийной продукции, умение оценить целесообразность использования того или иного продукта исходя из потребностей и возможностей конкретных учеников.
Информация о работе Компьютерные технологии изучения иностранного языка