Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011 - 2015 годы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2013 в 12:35, реферат

Описание

В Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года сделан вывод о том, что в российском образовании начаты системные изменения, направленные на обеспечение его соответствия как требованиям инновационной экономики, так и запросам общества. При этом приоритетными направлениями в этой сфере являются приведение содержания и структуры профессиональной подготовки кадров в соответствие с современными потребностями рынка труда и повышение доступности качественных образовательных услуг.

Работа состоит из  1 файл

Концепция образования до 2015 года.docx

— 50.25 Кб (Скачать документ)

Министерство образования и  науки РФ

Федеральное государственное бюджетное  образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Шадринский государственный педагогический институт»

Факультет коррекционной педагогики и психологии

Кафедра психологии развития и педагогической психологии

 

 

 

 

Реферат на тему:

« Концепция Федеральной целевой программы развития образования 
на 2011 - 2015 годы ». 

 

 

 

 

 

 Выполнил:

студент 1 курса 

(заочного) отделения 

Зыкова Марина Владимировна

Проверил:

          Коротовских  Т.В.

 

 

 

 

 

Шадринск, 2012 г.

I. Обоснование  соответствия решаемой проблемы  и целей Программы приоритетным  задачам социально-экономического  развития Российской Федерации

В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года стратегической целью является достижение уровня экономического и социального развития, соответствующего статусу России как ведущей мировой державы XXI века.

В Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации  на период до 2012 года сделан вывод о том, что в российском образовании начаты системные изменения, направленные на обеспечение его соответствия как требованиям инновационной экономики, так и запросам общества. При этом приоритетными направлениями в этой сфере являются приведение содержания и структуры профессиональной подготовки кадров в соответствие с современными потребностями рынка труда и повышение доступности качественных образовательных услуг.

Целью Федеральной целевой  программы развития образования  на 2011 - 2015 годы (далее - Программа) является обеспечение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного социально ориентированного развития Российской Федерации.

При этом задачами Программы  являются:

  • модернизация общего и дошкольного образования как института социального развития;
  • приведение содержания и структуры профессионального образования в соответствие с потребностями рынка труда;
  • развитие системы оценки качества образования и востребованности образовательных услуг.

II. Обоснование  целесообразности решения проблемы  программно-целевым методом

Первое десятилетие XXI века явилось периодом начала формирования основ для дальнейшего инновационного развития российского образования, значительных институциональных изменений, обеспеченных государственным планово-бюджетным финансированием.

В то же время реакция  системы образования на эти изменения  остается недостаточно оперативной, запаздывает  относительно темпов социально-экономического развития России.

Количество образовательных  учреждений, использующих инновационные  подходы в своей деятельности, невелико, отсутствуют механизмы  конкуренции и распространения  новых подходов к реализации образовательных  программ. Ряд образовательных инициатив  носит локальный характер, и они с трудом распространяются на всю систему образования. Охват качественным образованием, необходимым для обеспечения равных стартовых возможностей карьерного и личностного роста российских граждан, продолжает оставаться, с одной стороны, недостаточным, а с другой - избыточно дифференцированным относительно социально-экономических условий в разных субъектах Российской Федерации.

Решаемая проблема представляет собой комплекс проблем, сохраняющихся  пока на различных уровнях образования. К этим проблемам следует отнести:

  • не включенность значительной части образовательных учреждений в процессы инновационного развития, а также в информационное пространство российского общества;
  • недостаточное использование современных образовательных технологий;
  • низкую динамику кадрового обновления в системе образования;
  • крайне неоднородный охват граждан дошкольным, дополнительным и непрерывным образованием в различных субъектах Российской Федерации;
  • отсутствие действенных механизмов продвижения отечественного образования за рубежом;
  • отсутствие конкурентных механизмов и обратной связи между производителями и потребителями образовательных услуг, обеспечивающих эффективное функционирование системы оценки качества образования.

Таким образом, проблема требует  комплексного решения. Это решение  может быть обеспечено применением  программно-целевого метода (метода целевых  программ).

Программа, разработанная  на основе программно-целевого метода, представляет собой комплекс различных  мероприятий, обеспечивающих достижение конкретных целей и решение задач, стоящих перед российским образованием в 2011 - 2015 годах.

Мероприятия Программы согласованы  по срокам и ресурсам, необходимым  для их осуществления, а также  определены исходя из приоритетов долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, очередности их реализации с учетом ресурсных возможностей на федеральном и региональном уровнях, результатов Федеральной целевой программы развития образования на 2006 - 2010 годы и приоритетного национального проекта "Образование" (далее - проект "Образование").

 

 

 

 

III. Характеристика развития сложившейся проблемной ситуации в рассматриваемой сфере без использования программно-целевого метода.

Результаты анализа современного состояния российского образования  свидетельствуют о том, что отечественная  образовательная система, демонстрируя внешнюю целостность, сохраняет  внутри себя проблемы и противоречия.

В этих условиях необходимы меры по изменению сетей образовательных  учреждений на всех уровнях системы  образования, развитию межвузовской кооперации, обмену ресурсами, повышению академической  мобильности студентов и преподавателей как в Российской Федерации, так  и за рубежом.

В противном случае не будут  в полной мере реализованы такие  важные изменения последних лет, как:

  • переход на двухуровневое образование;
  • развитие академической мобильности студентов и преподавателей;
  • расширение спектра оказываемых вузами услуг дополнительного образования.

Серьезным фактором, влияющим на развитие российского образования, продолжает оставаться демографическая  ситуация. За последние 10 лет (2000 - 2010 годы) численность школьников сократилась более чем на 40 процентов.

Происходит снижение численности  контингента учителей и преподавателей. Это не столь заметно в общем образовании, но в профессиональном образовании прогнозируется снижение численности профессорско-преподавательского состава на 20 - 30 процентов.

Сохраняется большое количество преподавателей пенсионного возраста, при этом лишь 30 процентов выпускников педагогических вузов приходят работать в школы, а в отдельных субъектах Российской Федерации после первых трех лет педагогической деятельности только одна шестая часть молодых педагогов остается работать в системе образования.

Требует решения сохраняющаяся  в профессиональном образовании  проблема неудовлетворенной потребности  образовательных учреждений в учебных  площадях и в объектах социальной направленности. Эта проблема не утрачивает свою актуальность, несмотря на ожидаемое  сокращение численности студентов. Необходима реконструкция библиотек, объектов физкультурно-оздоровительного назначения, общежитий.

Для современного российского  образования характерно рассогласование  номенклатуры предоставляемых образовательных  услуг и требований к качеству и содержанию образования со стороны  рынка труда. Это приводит к низкому  уровню влияния образования на социально-экономическое  развитие, как субъектов Российской Федерации, так и страны в целом. Наиболее явно это выражено в профессиональном и непрерывном образовании.

Дополнительное образование взрослых, являясь важной составляющей непрерывного образования российских граждан, призвано мобильно и эффективно реагировать на новые требования отечественной и мировой экономики, возрастающие запросы населения к дополнительному образованию, в первую очередь к повышению квалификации и профессиональной переподготовке. Сегодня этого не происходит. Более того, для дополнительного образования характерны отраслевая разрозненность, отсутствие эффективных устойчивых прямых и обратных связей с производственной сферой и сферой потребления. Нуждаются в дальнейшем расширении практика финансирования дополнительного образования бизнесом, а также практика использования в дополнительном образовании механизмов государственно-частного партнерства.

Одной из важнейших проблем  современного образования является процесс эффективного использования  информационно-коммуникационных технологий в сфере образования. Вместе с  тем использование информационно-коммуникационных технологий и электронных образовательных ресурсов в сегодняшней образовательной и управленческой практике носит большей частью эпизодический характер. Целостная электронная образовательная среда как фактор повышения качества образования пока не создана. Решением этой проблемы являются мероприятия Программы по созданию технических и технологических условий, которые позволят преподавателям и учащимся получить эффективный доступ к источникам достоверной информации по всем отраслям науки и техники, широко использовать новые электронные образовательные ресурсы и пособия в процессе обучения, в том числе дистанционного.

В силу демографических причин, а также благодаря совершенствованию  системы аккредитации образовательных учреждений, строительству учебных и учебно-лабораторных корпусов, зданий будет существенным образом обновлена сеть вузов, не вошедших в число федеральных и национальных исследовательских университетов.

Предполагается скорректировать  типологию и структуру вузовской  сети в целом с оптимизацией количества филиалов вузов в сторону их сокращения - до нескольких десятков вузовских  филиалов в год. Возможно также сокращение общего числа вузов при условии  увеличения численности студентов, получающих качественное высшее образование  с использованием современного лабораторного  оборудования, в федеральных и  национальных исследовательских университетах.

Государственное задание  на получение высшего образования  будет учитывать потребности  инновационной экономики и необходимость  обучения в полнокомплектных студенческих группах за счет средств соответствующих  бюджетов.

Серьезной проблемой российского  образования является несформированность системы целенаправленной работы с одаренными детьми и талантливой молодежью. В такой работе отсутствуют эффективные механизмы, непрерывность, недостаточно используются возможности высших учебных заведений, научных учреждений, учреждений дополнительного образования детей.

Начальное профессиональное образование продолжает оставаться наиболее проблемным. Попытки реформирования начального профессионального образования, нацеленные на усиление его социальной направленности, не дают должного эффекта.

Среднее профессиональное образование  по сравнению с начальным профессиональным образованием является сегодня более  востребованным и мобильным. Фактически среднее профессиональное образование  разделяет с высшей школой ведущее  место в подготовке кадров для  всех отраслей экономики и социальной сферы. Успешные подходы к развитию учреждений среднего профессионального  образования продемонстрированы в  рамках проекта "Образование".

Образовательные учреждения среднего профессионального образования  сохранят свой кадровый потенциал в  основном за счет слияния с образовательными учреждениями начального профессионального  образования и вузами. При этом подготовка высококвалифицированных  рабочих продолжится как в  данных образовательных учреждениях, так и в специализированных центрах  профессиональной подготовки.

Необходимо добиться максимального  сближения начального профессионального  и среднего профессионального образования, при этом обновление этих уровней  должно идти в рамках создания непрерывного профессионального образования  как важнейшей составляющей образования  российских граждан в течение  всей жизни.

Результаты международных  сравнительных исследований свидетельствуют  о наличии определенных проблем  качества общего и дополнительного  образования. В частности, эти исследования показали, что российские школьники демонстрируют достаточно высокий уровень владения предметными знаниями по математике и естествознанию, но значительно отстают от своих сверстников из многих стран в умении применять эти знания на практике, использовать в различных продуктивных видах деятельности, например, выражать и обосновывать свою точку зрения, работать с различными источниками информации.

Информация о работе Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011 - 2015 годы