Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011 - 2015 годы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2013 в 12:35, реферат

Описание

В Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года сделан вывод о том, что в российском образовании начаты системные изменения, направленные на обеспечение его соответствия как требованиям инновационной экономики, так и запросам общества. При этом приоритетными направлениями в этой сфере являются приведение содержания и структуры профессиональной подготовки кадров в соответствие с современными потребностями рынка труда и повышение доступности качественных образовательных услуг.

Работа состоит из  1 файл

Концепция образования до 2015 года.docx

— 50.25 Кб (Скачать документ)

Для обеспечения равных стартовых  возможностей готовности граждан к  получению начального общего образования  прорабатываются законодательные  изменения, обеспечивающие обязательность образования детей старшего дошкольного  возраста. Реализация инициативы "Наша новая школа" закладывает основы обеспечения прав граждан на выбор  образовательного учреждения, дающего  современное качественное общее  образование. При этом гражданам  будет обеспечено право выбора как  между государственными (муниципальными), так и негосударственными образовательными учреждениями общего образования. В соответствии с инициативой "Наша новая школа" в любой школе должна быть обеспечена успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, дети-инвалидов, а также детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, при этом в каждом образовательном учреждении должна быть создана универсальная безбарьерная среда, позволяющая обеспечить полноценную интеграцию детей-инвалидов.

Выполнение Программы  взаимосвязано с реализацией  инициативы "Наша новая школа" и проекта "Образование". Программой предусмотрен механизм предоставления субсидий из федерального бюджета на софинансирование участия субъектов Российской Федерации в реализации Программы. При этом предоставление субсидий не заменяет, а дополняет подходы к финансированию Федеральной целевой программы развития образования на 2006 - 2010 годы.

 

 

 

 

IV. Оценка рисков, возникающих при решении проблемы программно-целевым методом, ориентировочные сроки и этапы решения проблемы

Программно-целевой метод (метод целевых программ) основан  на подчинении распределения ресурсов и намечаемых мероприятий по достижению определенной цели.

В то же время использование  этого метода при решении проблемы связано с определенными рисками.

Один из рисков - риск сокращения ранее выделенного бюджетного финансирования Программы в процессе ее реализации. В этом случае нужно будет реструктуризировать  Программу, разрабатывать и реализовывать  механизмы приостановления ряда уже начатых изменений. При этом придется, исходя из новых бюджетных  параметров, пересмотреть задачи Программы  с точки зрения или их сокращения, или снижения ожидаемых эффектов от их решения.

Одним из последствий результатов  структурных и содержательных изменений  в Программе станут сложности  в ее управлении, что негативно  скажется на эффективности Программы  в целом. Возникнут также серьезные  административно-управленческие трудности, связанные с необходимостью пересмотра ранее заключенных договоров  между государственным заказчиком и исполнителями проектов Программы, а также соглашений о предоставлении субсидий из федерального бюджета.

Решение о сокращении бюджета  Программы, независимо от времени его  принятия, приведет к падению эффективности  расходов как действующей, так и  предыдущих целевых программ развития образования.

К рискам программно-целевого метода следует также отнести  риск неэффективного управления Программой. В свою очередь, этот риск представляет собой совокупность таких рисков, как:риск неэффективных управленческих решений в ходе выполнения Программы и риск отсутствия необходимой координации при реализации Программы и др.

Возникновение риска неэффективного управления Программой может привести к экономическим потерям, негативным социальным последствиям, а также  к невыполнению основных задач, поставленных перед системой образования в  среднесрочном и долгосрочном периодах.

Другим риском является риск неразвитости механизмов управления субсидиями в сфере образования, однако этот риск может быть существенно минимизирован  путем использования имеющегося опыта предоставления субсидий в  рамках проекта "Образование".

Среди рисков использования  программно-целевого метода следует  отдельно рассмотреть риск, связанный  с тем, что одна или несколько  задач Программы могут быть не решены, например из-за сокращения расходов на Программу за счет средств федерального бюджета.

Невыполнение отдельных  задач Программы помимо прямых экономических  потерь, связанных с неэффективным  расходованием бюджетных средств, существенно снизит положительные  эффекты, полученные на предыдущих этапах модернизации образования.

Для минимизации рисков необходимо наличие своевременной, адекватной и объективной информации о ходе выполнения Программы. При этом отсутствие такой информации само по себе является существенным фактором риска.

Отдельно следует остановиться на группе рисков, связанных с последствиями  реализации Программы. Социально-экономические  последствия ее реализации должны быть ясны и понятны образовательному сообществу, обществу в целом. В противном  случае в обществе может возникнуть безразличие, а в крайнем своем  проявлении - неприятие и негативное отношение граждан как к самой  Программе, так и к отдельным  ее элементам. Это приведет к тому, что результаты Программы окажутся невостребованными.

Предполагается, что проблема будет решена программно-целевым  методом с 2011 по 2015 год.

При этом решение проблемы будет осуществлено в 2 этапа.

Первый этап решения проблемы будет осуществлен в 2011 - 2013 годах. В результате реализации этого этапа будут получены устойчивые модели для дальнейшего массового внедрения преобразований и оценки их результативности, разработаны сценарии для различных типов учебных заведений, регионов и социально-экономических условий.

В результате выполнения второго  этапа решения проблемы (2014 - 2015 годы) будут сформированы новые институты образования, модели управления в условиях широкомасштабного использования информационно-коммуникационных технологий, будут закреплены ключевые институциональные и нормативные правовые изменения.

По завершении второго  этапа будет достигнута цель и  решены задачи Программы.

Ответственными за формирование Программы являются Министерство образования  и науки Российской Федерации  и Федеральная служба по надзору  в сфере образования и науки.

Ответственным за реализацию Программы является Министерство образования  и науки Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

V. Предварительная оценка ожидаемой эффективности и результативности предлагаемого варианта решения проблемы

Реализация Программы  обеспечит всем гражданам России независимо от их места жительства, социального и имущественного статуса, а также состояния здоровья доступность  качественного образования, соответствующего современным образовательным стандартам и требованиям инновационного социально-ориентированного развития Российской Федерации.

В результате выполнения Программы  ожидается увеличение доли образовательных  услуг в валовом внутреннем продукте, а также снижение уровня безработицы  среди граждан, имеющих высшее, среднее  и начальное профессиональное образование, на 16 процентов.

Предлагаемые в рамках Программы мероприятия позволят реализовать комплексные механизмы, формирующие в субъектах Российской Федерации качественные системы  профессионального образования, эффективно взаимодействующие с рынком труда. Это даст возможность привести квалификацию рабочей силы в соответствие с  потребностями рынка труда, а  также обеспечит сокращение времени  поиска и устройства на работу выпускников  образовательных учреждений профессионального  образования не менее чем на 20 процентов.

Реализация Программы  позволит снизить затраты на реализацию механизмов социальной адаптации для  социально уязвимых групп населения  на 8 - 12 процентов за счет внедрения  новых механизмов социализации этих групп во время получения общего образования.

Одним из важных показателей  социально-экономической эффективности  реализации Программы будет являться повышение жизненного уровня российских граждан путем предоставления им на всем протяжении жизни доступных  и качественных образовательных  услуг.

В результате выполнения Программы  в системе образования будут  обеспечены:

  • создание и внедрение новых познавательных программ на всех уровнях системы образования;
  • развитие существующих аппаратно-программных средств;
  • внедрение и эффективное использование новых информационных сервисов, систем и технологий обучения, электронных образовательных ресурсов нового поколения;
  • внедрение процедур независимой оценки деятельности образовательных учреждений и процессов;
  • создание ресурсов и программ для одаренных детей.

В результате реализации Программы:

более 70 процентов детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов получат доступ к качественному общему образованию, включая возможность использования дистанционных технологий;

около 90 процентов школьников получат возможность обучаться в общеобразовательных учреждениях по программам, соответствующим всем современным требованиям;

более 95 процентов детей школьного возраста будут иметь возможность получать доступные качественные услуги дополнительного образования (не менее 3 вариантов на выбор из различных областей знаний и сфер деятельности);

более 85 процентов детей, в том числе детей с ограниченными возможностями, детей-инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей, и детей-сирот, будут охвачены современными программами организации отдыха, оздоровления и временной занятости;

95 процентов детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, будут иметь условия для успешной социализации;

более 50 процентов российских педагогов будут задействованы в деятельности саморегулируемых организаций и сетевых сообществ, где им будут обеспечены квалифицированные консультации и помощь в профессиональной деятельности;

около 50 процентов занятых в экономике специалистов пройдут обучение по программам непрерывного образования;

100 процентов выпускников 9 классов, проживающих в сельской местности, на удаленных и труднодоступных территориях, будут обеспечены возможностью выбора профиля обучения;

80 процентов студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования будут обучаться по программам, в реализации которых будут задействованы работодатели;

60 процентов студентов будут иметь возможность обучаться по программам выбранной подготовки не только на базе своего вуза;

свыше 50 процентов преподавателей вузов будут иметь возможность участия в программах межвузовской кооперации, в том числе проводить исследования и научные изыскания на базе других образовательных учреждений;

будут созданы и поддержаны сетевые сообщества специалистов сферы  профессионального образования  с охватом не менее 30 процентов работников этой сферы;

30 процентов общего числа обучающихся на всех ступенях и уровнях образования будут проходить оценку своих достижений через добровольные и обязательные процедуры оценивания для построения на основе этого индивидуальной образовательной траектории, способствующей успешной социализации личности;

будет обеспечена дифференциация (не менее 20 процентов) начальной заработной платы специалиста, прошедшего процедуры сертификации по сравнению со специалистом, не прошедшим эти процедуры;

будет обеспечено увеличение спроса на услуги непрерывного профессионального  образования не менее чем на 30 процентов;

100 процентов родителей (учащихся), имеющих доступ в сеть Интернет, будут иметь возможность получать электронную информацию об академических достижениях своих детей (о собственных достижениях);

100 процентов граждан, имеющих доступ в сеть Интернет, будут иметь возможность получать электронную информацию о деятельности образовательных учреждений и о качестве предоставляемых ими образовательных услуг;

за счет применения информационно-коммуникационных технологий будет обеспечено сокращение не менее чем на 20 процентов временных и административных затрат образовательных учреждений и органов управления образованием различного уровня при подготовке соответствующей отчетной информации о своей деятельности.

Результатом реализации Программы  будут также являться:

создание общероссийского  кадрового ресурса (900 человек) ведущих консультантов по вопросам развития системы образования;

создание 48 стажировочных площадок для обучения и повышения квалификации 27500 педагогов и управленческих работников сферы образования в области модернизации муниципальных систем дошкольного образования, а также для распространения моделей образовательных систем, обеспечивающих современное качество общего образования;

создание 82 площадок для обучения и повышения квалификации 63500 работников системы образования в целях распространения моделей государственно-общественного управления образованием, а также современных моделей успешной социализации детей;

Информация о работе Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011 - 2015 годы