Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 20:29, реферат
Одной из характерных черт состояния Вооруженных Сил, в том числе сил и средств Военно-морского флота, в современных условиях стало заметное увеличение количества и разнообразия конфликтов между военнослужащими. В них чаще, чем раньше, вступают не только военнослужащие по призыву, но также прапорщики и офицеры. Эта тенденция, на первый взгляд кажущаяся следствием стихийного развития событий, на самом деле достаточно закономерна.
Введение………………………………………………………………………….3
1. Конфликт, особенности конфликта, социально-психологическая характеристика конфликта……………………………………………………..4
1.1 Сущность и особенности конфликтов……………………………………4-5
1.2 Конфликт как тип трудной ситуации……………………………………5-8
1.3 Причины возникновения конфликтов……………………………………8-9
1.4 Виды конфликтов………………………………………………………….9-10
1.5 Общая характеристика конфликтов………………………………………10
1.6 Классификация конфликтов……………………………………………..10-11
2. Пути предупреждения и урегулирования конфликтов……………………..12
2.1 Социальные условия предупреждение конфликтов…………………...12-14
2.2 Психологические аспекты предупреждения конфликтов…………….14-16
2.3 Стратегия разрешения конфликта………………………………………16-20
2.4 Технология преодоления конфликта………………………………….20-24
Заключение……………………………………………………………………….25
Список использованной литературы…………………………………………..26
Выделенные типы трудных ситуаций редко возникают в изолированном виде. Обычно они как бы наслаиваются друг на друга. Трудность ситуации в значительной степени определяется субъективной составляющей:
–объективной угрозы может и не быть, а человек, ошибаясь, воспринимает ситуацию как трудную. Причиной может быть его неподготовленность, искаженное восприятие;
–могут существовать реальные объективные факторы (угроза смерти, опасность здоровью), но человек не знает об их существовании и не осознает ситуацию как трудную;
–военнослужащий может осознавать трудность ситуации, но неоправданно считать ее не слишком трудной для себя;
–ситуация может быть очень значима для личности, но, не находя ее решения, человек может прибегнуть к психологической защите и уйти от ее реального веса.
–ситуация может быть объективно сложной, но наличие знаний и опыта позволят военнослужащему преодолевать ее без особых трудностей.
Специфической реакцией личности на трудную ситуацию можно считать психическую напряженность, которая характеризуется активной перестройкой и интеграцией психических процессов в направлении доминирования мотивационных и эмоциональных компонентов.
В зависимости от влияния напряженности на психические функции выделяют следующие формы внутриличностных конфликтов:
• перцептивную (возникающую при затруднении в восприятии);
• интеллектуальную (человек затрудняется решить задачу);
• эмоциональную (возникают эмоции, дезорганизующие поведение и деятельность);
• волевую (человек не может управлять собой);
• мотивационную (связанную с борьбой мотивов).
Психологическая устойчивость – это характеристика личности военнослужащего, состоящая в сохранении оптимального функционирования психики в условиях фрустрирующего и стрессогенного воздействия трудных ситуаций. Она не является врожденным свойством личности, а формируется одновременно с ее развитием и зависит от:
– типа нервной системы человека;
– опыта военнослужащего, уровня его профессиональной подготовки;
–навыков и умений поведения и военно-профессиональной деятельности;
–уровня развития основных познавательных структур личности.
Среди
компонентов психологической
Эффективность военно-профессиональной деятельности в трудных ситуациях всецело зависит от уровня психологической устойчивости и профессионального мастерства. Однако, с ростом трудности ситуации эффективность деятельности все больше и больше начинает зависеть от психологической устойчивости, а не только от профессионального мастерства военнослужащего.
Конфликт, как считают психологи, – это столкновение несовместимых, противоположно направленных тенденций в межличностных или межгрупповых отношениях.
Конфликты в воинских коллективах, как правило, могут быть порождены целым комплексом причин, среди которых выделяют объективные и субъективные. Рассмотрим объективные причины конфликтов. К их числу военные психологи относят:
• недостаточную обеспеченность подразделения всем необходимым для нормальной жизнедеятельности и выполнения боевых задач;
• нарушения социальной справедливости при распределении материальных и духовных благ;
• слабую разработанность правовых путей разрешения межличностных противоречий, возникающих во взаимоотношениях военнослужащих.
• сложность и динамичность воинской деятельности;
• несоответствие нормативного (закрепленного уставом) характера отношений военнослужащих тому типу отношений, которые возникают в процессе служебной деятельности;
• сложность социальной и профессиональной адаптации командиров к своему должностному статусу.
Среди субъективных причин возникновения конфликтов в военной психологии выделяются управленческие и психологические.
Управленческие причины:
– принятие необоснованных или ошибочных решений;
– излишняя опека старшими начальниками младших в выполнении ими своих должностных обязанностей;
– неумение некоторых военных руководителей подчеркнуть престижность первичных командных должностей;
– примерное равенство начальников и подчиненных (например, «офицер-прапорщик», «сержант-солдат»);
– недостаточная профессиональная подготовка некоторых военнослужащих.
Психологические причины:
– неуставные отношения;
– недостаточность культуры общения, проявление грубости, нетактичности, нетерпимости к чужому мнению;
– стремление командира утвердить свой авторитет среди подчиненных любой ценой;
– предвзятое отношение начальника к подчиненному;
– сложные взаимоотношения между военнослужащими;
– завышенная самооценка отдельных военнослужащих;
– стремление стать лидером в коллективе любыми путями;
– негативизм в поведении;
– повышенная агрессивность и раздражительность;
– эмоциональная неустойчивость, излишняя тревога, низкое самоуважение.
Анализируя
причины возникновения
К сожалению, далеко не всегда конфликты можно предупредить. Поэтому очень важно знать, как их разрешать.
В зависимости от носителей противоречия, являющегося основой конфликта, обычно выделяют внутриличностные, межличностные и межгрупповые конфликты. Внутриличностный конфликт представляет собой столкновение примерно равных по силе, но противоположно направленных мотивов, интересов или потребностей военнослужащего. Каждый из нас не один раз попадал в состояние внутриличностного конфликта, для преодоления которого подчас требуется немало усилий. К примеру, матрос первого периода службы знает о случаях неуставных взаимоотношений в подразделении и понимает, что дня успешной борьбы с ними необходимо доложить о нарушениях командиру. Однако одновременно он опасается неправильной оценки такого доклада со стороны сослуживцев. Если он в этой ситуации колеблется, не знает, как ему поступить, то его состояние является внутриличностным конфликтом.
Конфликт, возникающий между отдельными военнослужащими, называют межличностным. Если он происходит между подчиненным и начальником, то его называют конфликтом «по вертикали».
Молодому офицеру важно знать, с какими конфликтами ему придется сталкиваться чаще всего. Анализ 250 конфликтов в Сухопутных войсках и войсках ПВО показал, что 48% конфликтов между офицерами подразделений происходит в звене подчиненный – непосредственный начальник. Еще 30% конфликтов имеют место в звене подчиненный – прямой начальник. 19% от общего количества конфликтов происходит между офицерами, не находящимися в отношениях подчиненности, а 3% – между временно подчиненными. Из этого следует, что типичным конфликтом для офицеров подразделения является конфликт со своими подчиненными или начальниками.
В межгрупповых конфликтах в качестве противоборствующих сторон выступают не отдельные военнослужащие, а их группы. Типичным межгрупповым конфликтом в подразделении является конфликт между двумя группами воинов различных призывов или возникший на межнациональной почве.
Обычно конфликт считается негативным социально-психологическим явлением, отрицательно влияющим на психологическое состояние и деятельность как конфликтующих, так и коллектива в целом. На самом деле влияние конфликта на оппонентов и коллектив не столь однозначное. В результате изучения военными психологами 130 конфликтов установлено, что практически каждый из них несет в себе и конструктивную, и деструктивную функции. Оказалось, что во время конфликта качество деятельности его участников в той или иной степени ухудшается. Причем сильнее ухудшается деятельность того оппонента, который не прав.
Представление о конфликте как о негативном социально-психологическом явлении, скорее всего, связано с отрицательным влиянием его на настроение оппонента, а также на социально-психологический климат коллектива. Анализ реальных конфликтов показал, что в 85% ситуаций настроение даже правого оппонента в ходе конфликта заметно ухудшается. У неправого оппонента ухудшение происходит в 70% конфликтов. Конфликт продолжает оказывать негативное влияние на настроение участников и после его разрешения примерно в 50% ситуаций. Таким образом, конфликт оказывает заметное негативное влияние на психическое состояние воинов.
Если конфликт оказывает в большей степени отрицательное влияние на жизнь и деятельность оппонентов и коллектива, то он является деструктивным. Если влияние в итоге положительное, то конфликт конструктивен. Какие из этих функций преобладают, зависит от того, как будут вести себя участники конфликта, правильно ли поймет суть конфликта и окажет ли на него регулирующее влияние офицер-руководитель.
Конфликты можно классифицировать по различным основаниям. Например, в зависимости от длительности течения их делят на короткие, конфликты средней длительности и продолжительные. Анализ войсковой и флотской практики показал, что у молодых офицеров примерно 30% конфликтов длятся менее месяца, еще 35% конфликтов продолжаются от одного до шести месяцев, от шести месяцев до полутора лет длится каждый третий конфликт.
Конфликты можно классифицировать и по другим основаниям, например:
– по содержанию: деловые, возникающие в общении, нравственные, бытовые;
– по объему: широкие (затрагивающие интересы значительной части коллектива) и локальные (касающиеся интересов двух или нескольких оппонентов;
– по силе воздействия на участников: сильные – затрагивающие коренные интересы воинов, слабые – не затрагивающие их существенных интересов;
– по основным причинам возникновения: объективные, субъективные, истинные (реальные) и ложные (иллюзорные).
Понимание сущности конфликтов в воинском коллективе и причин их возникновения поможет молодому офицеру более эффективно вести работу по их предупреждению и своевременному разрешению.
2. Пути предупреждения
и разрешения конфликтов
2.1
Социальные условия
предупреждение конфликтов
Одним из таких условий является хорошая организация жизни и деятельности личного состава. Типичной реакцией на плохо, неразумно организованную, материально не обеспеченную, не воспринимаемую как полезную и значимую воинскую деятельность является повышенная раздражительность людей. Важной потребностью военнослужащего любой категории является потребность в интересной и серьезной работе. Если эта потребность не удовлетворяется, если воин считает, что он занимается примитивной или вообще бессмысленной деятельностью, то он гораздо более склонен к конфликтным реакциям, хотя сам может этого и не осознавать. Офицеры-руководители, особенно молодые, часто недооценивают значение хорошей организации воинской деятельности для формирования здорового социально-психологического климата в коллективе, предупреждения конфликтов. Дайте возможность военнослужащему заниматься делом, которое для него интересно и важно, вовремя оцените его успехи, и вы избавитесь от половины нарушений воинской дисциплины и конфликтов.
Информация о работе Конфликты в воинском коллективе, пути их предупреждения и урегулирования