Конфликты в воинском коллективе, пути их предупреждения и урегулирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 20:29, реферат

Описание

Одной из характерных черт состояния Вооруженных Сил, в том числе сил и средств Военно-морского флота, в современных условиях стало заметное увеличение количества и разнообразия конфликтов между военнослужащими. В них чаще, чем раньше, вступают не только военнослужащие по призыву, но также прапорщики и офицеры. Эта тенденция, на первый взгляд кажущаяся следствием стихийного развития событий, на самом деле достаточно закономерна.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
1. Конфликт, особенности конфликта, социально-психологическая характеристика конфликта……………………………………………………..4
1.1 Сущность и особенности конфликтов……………………………………4-5
1.2 Конфликт как тип трудной ситуации……………………………………5-8
1.3 Причины возникновения конфликтов……………………………………8-9
1.4 Виды конфликтов………………………………………………………….9-10
1.5 Общая характеристика конфликтов………………………………………10
1.6 Классификация конфликтов……………………………………………..10-11
2. Пути предупреждения и урегулирования конфликтов……………………..12
2.1 Социальные условия предупреждение конфликтов…………………...12-14
2.2 Психологические аспекты предупреждения конфликтов…………….14-16
2.3 Стратегия разрешения конфликта………………………………………16-20
2.4 Технология преодоления конфликта………………………………….20-24
Заключение……………………………………………………………………….25
Список использованной литературы…………………………………………..26

Работа состоит из  1 файл

реферат ПСП.doc

— 167.50 Кб (Скачать документ)

     Один  из самых центральных моментов данного этапа – определение основных причин конфликта. Как правило, их несколько, но важно выделить доминирующую.

     Важно суметь дать оценку отношений «первого оппонента-объекта конфликта» и «второго оппонента-объекта конфликта».

     Необходимо  выяснить характер доконфликтных отношений оппонентов и в каком состоянии они находятся в рассматриваемый момент. Не менее важно оценить, кто поддерживает каждую из конфликтующих сторон, отношение окружающих к конфликту.

     Надо  уточнять социально-демографические  данные, индивидуально-психологические особенности оппонентов, их формальные и неформальные статусы в коллективе.

     Проводя аналитическую работу, необходимо постоянно  проверять достоверность получаемой информации, уточнять и дополнять  ее, используя личные наблюдения и встречи с разными людьми.

     Параллельно с анализом конфликтной ситуации руководитель проводит ее оценку. Оценивается степень правоты оппонентов, возможные исходы конфликта и его последствия при различных вариантах развития. Руководителю необходимо рассмотреть возможности по урегулированию или пресечению конфликта. Кроме того, оцениваются личные возможности оппонентов, возможности общественности, а также временные и пространственные возможности.

     Ключевым  вопросом, влияющим на эффективность процесса урегулирования конфликта, является выбор руководителем способа его разрешения. Обладая властными полномочиями по отношению к своим подчиненным, руководитель может реализовать любую из ролей третьей стороны в конфликте (третейский судья, арбитр, посредник, помощник, наблюдатель), а также предложить примирение без разбирательства или отложить решение проблемы на определенное время.

     Опыт  регулирования руководителями конфликтов свидетельствует, что модель «арбитр» более оптимальна в случаях:

     – когда руководитель имеет дело с резко нарастающим конфликтом;

     – одна из сторон явно не права (недобросовестное выполнение обязанностей, безответственность, грубость и т.д.);

     – конфликт протекает в экстремальных условиях (аварийная ситуация, боевая обстановка);

     – служебные обязанности определяют его действия именно как арбитра (взаимодействие в условиях Вооруженных Сил или других силовых структур);

     – отсутствует время на детальное разбирательство;

     – имеет место кратковременный незначительный конфликт.

     Кроме того, руководителю целесообразно использовать модель арбитра при урегулировании конфликтов по вертикали, особенно если конфликтующие стороны разделены несколькими ступеньками иерархической пирамиды.

     Руководитель  может выступать в роли посредника при урегулировании конфликтов в случаях:

     – равенства должностных статусов участников конфликта (например, конфликт между двумя заместителями руководителя);

     – сложных и запутанных взаимоотношений оппонентов;

     – наличия у оппонентов высоких коммуникативных навыков общения и культуры поведения;

     – отсутствия четких критериев разрешения проблемы.

     Реализация  выбранного способа зависит от роли третьей стороны конфликта. Однако в любом случае она включает беседы с оппонентами, подготовку к совместному обсуждению проблемы, совместную работу с оппонентами и фиксацию окончания конфликта.

     Кроме того, с согласия оппонентов руководитель может вынести проблему на общее собрание подразделения (управления) или привлечь к посредничеству неформальных лидеров или друзей оппонентов.

     Так как послеконфликтный период обычно характеризуется сильными эмоциональными переживаниями участников, осмыслением своих позиций и поведения, то неизбежно происходит коррекция самооценок, притязаний, отношения к партнеру. Поэтому руководителю в целях снятия послеконфликтного напряжения целесообразно подойти индивидуально к каждому оппоненту, учесть их доконфликтные интересы, помочь осуществить самокритичный анализ происшедшего, чтобы не допустить образования негативных установок в отношениях, предвзятости. Необходим искренний, объективный и конструктивный разбор происшедшего с четким определением перспектив дальнейшего развития взаимодействия.

     Важно в той или иной степени контролировать поведение лиц, выведенных из конфликта, и корректировать их поступки, побуждая к проявлению порядочности. Сформировавшаяся отрицательная установка может сохраняться определенное время, и человек будет непроизвольно испытывать антипатию к своему бывшему оппоненту, невольно высказывать о нем отрицательное мнение и даже действовать в ущерб ему. Поэтому руководителю следует создавать условия для сопереживания успеха в задаче, выполненной совместными усилиями ранее конфликтовавших военнослужащих, поощрять их на кооперативное взаимодействие.

     В повседневной жизни появление конфликта  рассматривается как симптом неблагополучия отношений, и все силы заинтересованных сторон направляются на быстрейшее его «свертывание», часто без серьезного предварительного анализа причин возникающих противоречий, временное состояние, сохраняющееся до ближайшего серьезного инцидента. Кроме того, он совершенно неизбежен в той или иной своей форме. Сложнее решать не только объективные конфликтные ситуации на стадии их возникновения, но и конфликты с субъективными причинами: в группе всегда найдутся люди, для которых почти естественно решать многие противоречия через конфликт. Анализ, проведенный в каждом конкретном случае, позволяет офицеру аккумулировать положительный опыт регулирования конфликта, нарабатывать систему оптимальных решений стандартных и нестандартных конфликтных ситуаций, корректировать алгоритм своей деятельности по их разрешению. 
 

 

      Заключение 

     На  конфликтах учатся не только их участники, но и те, кто является свидетелем разрешения конфликта. Они делают свои выводы. О содержании этих выводов офицер-руководитель должен заботиться не меньше, чем о конструктивном разрешении конфликта. Для разрешения конфликта между подчиненными командир (начальник) должен понять суть конфликта, определить истинные причины, вызвавшие его. Важно определить, в чем каждый из оппонентов прав, а в чем не прав. К разрешению конфликта бывает полезно привлечь сторонников обоих конфликтующих, других военнослужащих, пользующихся авторитетом в коллективе. Офицер-руководитель должен помнить о том, что предупредить возникновение конфликта обычно легче, чем разрешить его.

     Поддержание в подразделении крепких уставных взаимоотношений является важным условием крепкой воинской дисциплины, поддержания подразделения в постоянной боевой готовности.

     В современных условиях, когда меняются коренные устои нашего общества, когда до предела накалена социальная обстановка в государстве Вооруженные Силы должны оставаться оплотом стабильности и уверенности. В значительной мере это зависит от командного состава Вооруженных Сил. Важнейшим условием поддержания уставных взаимоотношений в части и подразделении является совершенствование организаторской деятельности командного состава, его профессиональная компетентность, ответственное отношение к выполнению воинского долга, высокая требовательность к себе и людям, сочетаемая с заботой о них. Сплочению воинских коллективов способствует целенаправленная повседневная работа по воинскому, правовому и нравственному воспитанию личного состава, строгое выполнение правил, установленных законами и воинскими уставами Российской Федерации, постоянная забота командиров и начальников об улучшении быта своих подчиненных, совершенствовании их культурного, бытового и медицинского обслуживания, борьба за нравственную чистоту отношений, незамедлительная реакция на малейшее проявление «дедовщины», «землячества» и других негативных традиций.

     Командиры частей и подразделений призваны и впредь вести активную работу по повышению уровня дисциплинированности и организованности личного состава. Все это является надежным гарантом способности Вооруженных Сил выполнять возложенную на них ответственную задачу по защите нашей Родины. 
 

 

      Список использованной литературы 

1). Анцупов А., Шипилов А. Конфликтология: учебник для вузов, 1999 г.

2). Шипилов  А. Психология разрешения конфликтов  между военнослужащими

ми –  2000 г.

3). Анашкин О., Лебедев О. Конфликты в воинских коллективах

Ориентир. –2004. – №5

4). Морозов А.В. Психология личности. СПб. 2002 г.

5). Козлов А.С. Регулирование и разрешение конфликтов: Стратегии, подходы и индивидуальные стили Прикладная психология. – 1999 г.

6). Маклаков А.Г. Военная психология 2005 г.

7). Статьи  из Интернета.

Информация о работе Конфликты в воинском коллективе, пути их предупреждения и урегулирования