Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 20:29, реферат
Одной из характерных черт состояния Вооруженных Сил, в том числе сил и средств Военно-морского флота, в современных условиях стало заметное увеличение количества и разнообразия конфликтов между военнослужащими. В них чаще, чем раньше, вступают не только военнослужащие по призыву, но также прапорщики и офицеры. Эта тенденция, на первый взгляд кажущаяся следствием стихийного развития событий, на самом деле достаточно закономерна.
Введение………………………………………………………………………….3
1. Конфликт, особенности конфликта, социально-психологическая характеристика конфликта……………………………………………………..4
1.1 Сущность и особенности конфликтов……………………………………4-5
1.2 Конфликт как тип трудной ситуации……………………………………5-8
1.3 Причины возникновения конфликтов……………………………………8-9
1.4 Виды конфликтов………………………………………………………….9-10
1.5 Общая характеристика конфликтов………………………………………10
1.6 Классификация конфликтов……………………………………………..10-11
2. Пути предупреждения и урегулирования конфликтов……………………..12
2.1 Социальные условия предупреждение конфликтов…………………...12-14
2.2 Психологические аспекты предупреждения конфликтов…………….14-16
2.3 Стратегия разрешения конфликта………………………………………16-20
2.4 Технология преодоления конфликта………………………………….20-24
Заключение……………………………………………………………………….25
Список использованной литературы…………………………………………..26
Один из самых центральных моментов данного этапа – определение основных причин конфликта. Как правило, их несколько, но важно выделить доминирующую.
Важно суметь дать оценку отношений «первого оппонента-объекта конфликта» и «второго оппонента-объекта конфликта».
Необходимо выяснить характер доконфликтных отношений оппонентов и в каком состоянии они находятся в рассматриваемый момент. Не менее важно оценить, кто поддерживает каждую из конфликтующих сторон, отношение окружающих к конфликту.
Надо уточнять социально-демографические данные, индивидуально-психологические особенности оппонентов, их формальные и неформальные статусы в коллективе.
Проводя
аналитическую работу, необходимо постоянно
проверять достоверность
Параллельно с анализом конфликтной ситуации руководитель проводит ее оценку. Оценивается степень правоты оппонентов, возможные исходы конфликта и его последствия при различных вариантах развития. Руководителю необходимо рассмотреть возможности по урегулированию или пресечению конфликта. Кроме того, оцениваются личные возможности оппонентов, возможности общественности, а также временные и пространственные возможности.
Ключевым вопросом, влияющим на эффективность процесса урегулирования конфликта, является выбор руководителем способа его разрешения. Обладая властными полномочиями по отношению к своим подчиненным, руководитель может реализовать любую из ролей третьей стороны в конфликте (третейский судья, арбитр, посредник, помощник, наблюдатель), а также предложить примирение без разбирательства или отложить решение проблемы на определенное время.
Опыт регулирования руководителями конфликтов свидетельствует, что модель «арбитр» более оптимальна в случаях:
– когда руководитель имеет дело с резко нарастающим конфликтом;
– одна из сторон явно не права (недобросовестное выполнение обязанностей, безответственность, грубость и т.д.);
– конфликт протекает в экстремальных условиях (аварийная ситуация, боевая обстановка);
– служебные обязанности определяют его действия именно как арбитра (взаимодействие в условиях Вооруженных Сил или других силовых структур);
– отсутствует время на детальное разбирательство;
– имеет место кратковременный незначительный конфликт.
Кроме того, руководителю целесообразно использовать модель арбитра при урегулировании конфликтов по вертикали, особенно если конфликтующие стороны разделены несколькими ступеньками иерархической пирамиды.
Руководитель может выступать в роли посредника при урегулировании конфликтов в случаях:
– равенства должностных статусов участников конфликта (например, конфликт между двумя заместителями руководителя);
– сложных и запутанных взаимоотношений оппонентов;
– наличия у оппонентов высоких коммуникативных навыков общения и культуры поведения;
– отсутствия четких критериев разрешения проблемы.
Реализация выбранного способа зависит от роли третьей стороны конфликта. Однако в любом случае она включает беседы с оппонентами, подготовку к совместному обсуждению проблемы, совместную работу с оппонентами и фиксацию окончания конфликта.
Кроме того, с согласия оппонентов руководитель может вынести проблему на общее собрание подразделения (управления) или привлечь к посредничеству неформальных лидеров или друзей оппонентов.
Так как послеконфликтный период обычно характеризуется сильными эмоциональными переживаниями участников, осмыслением своих позиций и поведения, то неизбежно происходит коррекция самооценок, притязаний, отношения к партнеру. Поэтому руководителю в целях снятия послеконфликтного напряжения целесообразно подойти индивидуально к каждому оппоненту, учесть их доконфликтные интересы, помочь осуществить самокритичный анализ происшедшего, чтобы не допустить образования негативных установок в отношениях, предвзятости. Необходим искренний, объективный и конструктивный разбор происшедшего с четким определением перспектив дальнейшего развития взаимодействия.
Важно в той или иной степени контролировать поведение лиц, выведенных из конфликта, и корректировать их поступки, побуждая к проявлению порядочности. Сформировавшаяся отрицательная установка может сохраняться определенное время, и человек будет непроизвольно испытывать антипатию к своему бывшему оппоненту, невольно высказывать о нем отрицательное мнение и даже действовать в ущерб ему. Поэтому руководителю следует создавать условия для сопереживания успеха в задаче, выполненной совместными усилиями ранее конфликтовавших военнослужащих, поощрять их на кооперативное взаимодействие.
В
повседневной жизни появление конфликта
рассматривается как симптом неблагополучия
отношений, и все силы заинтересованных
сторон направляются на быстрейшее его
«свертывание», часто без серьезного предварительного
анализа причин возникающих противоречий,
временное состояние, сохраняющееся до
ближайшего серьезного инцидента. Кроме
того, он совершенно неизбежен в той или
иной своей форме. Сложнее решать не только
объективные конфликтные ситуации на
стадии их возникновения, но и конфликты
с субъективными причинами: в группе всегда
найдутся люди, для которых почти естественно
решать многие противоречия через конфликт.
Анализ, проведенный в каждом конкретном
случае, позволяет офицеру аккумулировать
положительный опыт регулирования конфликта,
нарабатывать систему оптимальных решений
стандартных и нестандартных конфликтных
ситуаций, корректировать алгоритм своей
деятельности по их разрешению.
Заключение
На конфликтах учатся не только их участники, но и те, кто является свидетелем разрешения конфликта. Они делают свои выводы. О содержании этих выводов офицер-руководитель должен заботиться не меньше, чем о конструктивном разрешении конфликта. Для разрешения конфликта между подчиненными командир (начальник) должен понять суть конфликта, определить истинные причины, вызвавшие его. Важно определить, в чем каждый из оппонентов прав, а в чем не прав. К разрешению конфликта бывает полезно привлечь сторонников обоих конфликтующих, других военнослужащих, пользующихся авторитетом в коллективе. Офицер-руководитель должен помнить о том, что предупредить возникновение конфликта обычно легче, чем разрешить его.
Поддержание
в подразделении крепких
В современных условиях, когда меняются коренные устои нашего общества, когда до предела накалена социальная обстановка в государстве Вооруженные Силы должны оставаться оплотом стабильности и уверенности. В значительной мере это зависит от командного состава Вооруженных Сил. Важнейшим условием поддержания уставных взаимоотношений в части и подразделении является совершенствование организаторской деятельности командного состава, его профессиональная компетентность, ответственное отношение к выполнению воинского долга, высокая требовательность к себе и людям, сочетаемая с заботой о них. Сплочению воинских коллективов способствует целенаправленная повседневная работа по воинскому, правовому и нравственному воспитанию личного состава, строгое выполнение правил, установленных законами и воинскими уставами Российской Федерации, постоянная забота командиров и начальников об улучшении быта своих подчиненных, совершенствовании их культурного, бытового и медицинского обслуживания, борьба за нравственную чистоту отношений, незамедлительная реакция на малейшее проявление «дедовщины», «землячества» и других негативных традиций.
Командиры
частей и подразделений призваны
и впредь вести активную работу по повышению
уровня дисциплинированности и организованности
личного состава. Все это является надежным
гарантом способности Вооруженных Сил
выполнять возложенную на них ответственную
задачу по защите нашей Родины.
Список использованной
литературы
1). Анцупов А., Шипилов А. Конфликтология: учебник для вузов, 1999 г.
2). Шипилов
А. Психология разрешения
ми – 2000 г.
3). Анашкин О., Лебедев О. Конфликты в воинских коллективах
Ориентир. –2004. – №5
4). Морозов А.В. Психология личности. СПб. 2002 г.
5). Козлов А.С. Регулирование и разрешение конфликтов: Стратегии, подходы и индивидуальные стили Прикладная психология. – 1999 г.
6). Маклаков А.Г. Военная психология 2005 г.
7). Статьи из Интернета.
Информация о работе Конфликты в воинском коллективе, пути их предупреждения и урегулирования