Контроль сформированности грамматических навыков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 18:38, курсовая работа

Описание

В лингвистике выделяют два значения этого термина: грамматика как один из основных разделов науки о языке и грамматика как грамматический строй языка.
Грамматический строй языка может быть усвоен чисто практически без усвоения правил о его грамматических явлениях, однако знание этих правил облегчает и ускоряет практическое овладение иностранным языком.
Принцип сознательности лежит в основе всех методов, используемых при овладении грамматикой; в рамках каждого метода устанавливается свое соотношение теории с практикой. Применение чистой теории без ее подтверждения конкретными фактами функционирования грамматического явления. Равно как и чистая практика без ее осмысления не приняты при овладении грамматикой в школьном курсе ИЯ.

Содержание

Содержание обучения
Термины, имеющие отношение к формированию грамматических навыков
Системное обучение: за и против
Этапы и способы введения грамматического материала
Планирование урока на формирование грамматического навыков

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа 2.docx

— 39.02 Кб (Скачать документ)

5) действия по  аналогии в схожих ситуациях  общения (на таможне – в  гостинице, )

Плюсы  Минусы

- высокая степень мотивации  учащихся

- речевая направленность  отработки

- разнообразие  речевых контекстов использования - недооценка принципа сознательности

- большая подготовка  со стороны учителя

- специальный  набор речевых «этюдов», что далеко  не всегда в арсенале каждого  учителя

- продолжительность  во времени

Эксплицитный  подход осуществляется двумя методами: индуктивным и дедуктивным

Дедуктивный метод  – от общего – к частному. От правила  – к действию

1) изучается  правило, сформулированное обычно  с использованием специфических  грамматических терминов.

2) учащиеся находят  данное грамматическое явление  или структуру в предложениях  или в тексте, называют его  форму, объясняют, в каком значении  оно употребляется в данном  контексте

3) выполняются  подстановочные упражнения по  аналогии с образцом

4) затем происходит  переход  к упражнениям на  трансформацию в соответствии  с правилом (раскройте скобки, поставьте  глагол в нужную форму, перефразируйте  предложение, используя указанное  слово, найдите ошибки и исправьте  их)

5) переводные  упражнения с родного языка  на иностранный 

Плюсы  Минусы

- осуществляет реализацию принципов  сознательности, научности

- обеспечивает  пооперационную отработку грамматического  навыка

- способствует формированию учебных  умений и навыков, большой автономии  учащихся

- может быть  использован  при самостоятельной работе - трудности понимания грамматической терминологии

- часто грамматика отрабатывается на безликих предложениях, вне связного речевого контекста, вне актуализируемой лексики и тематики общения, что приводит к тому, что грамматический навык существует словно сам по себе, вне формируемых речевых умений 

Индуктивный метод От единичного – к общему

Учащиеся сами формулируют правило, пытаясь через  контекст осмыслить новое  грамматическое явление, определить его форму и выяснить закономерности его употребления

1) дается текст  или набор предложений, где  часто встречается новое грамматическое  явление, в том числе и на  контрасте с известными грамматическими  явлениями, формами, структурами.  Учитель формулирует речевую  задачу: «Ознакомьтесь с данным  текстом и попытайтесь определить, как образуются сравнительная и превосходная степени сравнения прилагательных, сформулируйте правило». В данном случае уместно использовать различные подсказки в тексте, например, подчеркивание или выделение разными цветами особенностей формы, подбор таких предложений, где контекст использования данной структуры настолько однозначен, понятен и  прозрачен, что ученики смогут с легкостью вывести правило.

2)формулировка  учащимися правило образования,  использования грамматической  структуры, корректируемая учителем

3) выполнение  упражнений на подстановку

4) выполнение  упражнений на трансформацию

5) переводные  упражнения

Плюсы  Минусы

- Обеспечивает  реализацию  проблемного обучения

- стимулирует  самостоятельное языковое  наблюдение

- развивает догадку  по контексту 

-способствует  лучшему запоминанию изучаемого  материала - может занимать много времени

- не все языковые  явлении можно объяснить индуктивно

- неверно выведенное  правило может приводить к  устойчивым ошибкам

В начальной  и средней школе надо по возможности  использовать индуктивный метод:

- именно на  этом этапе активно формируется  механизм языковой догадки

- характер грамматического  материала в большинстве случаев  допускает выведение правила  по контексту самими учащимися

- при корректировке  выведенного правила учитель может избежать употребления трудных грамматических терминов. 

В старшей школе  и на продвинутом уровне как правило используют дедуктивный метод:

- уровень языковой  грамотности и умений достаточно  высок и позволяет эффективно  использовать специальную справочную  литературу

- грамматические  структуры достаточно сложны, их  вряд ли можно понять самостоятельно

В старшей школе  акцент делается на дальнейшее развитие автономности учащихся,  формирование умений самостоятельно преодолевать возникающие трудности, проводить самооценку и коррекцию полученных знаний и умений.

Система действий учителя на этапе введения и активизации  ГМ.

Пассов выделяет следующие этапы формирования грамматического  навыка:

1) восприятие  структуры происходит во время  ее презентации. Учитель демонстрирует использование структуры в целях коммуникации

2) имитация. Здесь  начинает формироваться механизм  аналогии в образовании форм

3) подстановка.  Здесь начинает формироваться поднавык   оформления, зарождается  осознание обобщенной модели речевого образца

4) трансформация.  Поднавык оформления закрепляется. Зарождается механизм  самостоятельного вызова структуры

5) целенаправленное  изолированное употребление

здесь на основе репродукции осваивается целенаправленный вызов и использование одной, автоматизируемой структуры

6) переключение. На этой стадии формируется  механизм выбора и сверхфразового  упреждения. Владение структурой, настойчивость навыка

Стадиальность работы по формированию грамматического  навыка

1) подготовка  учащихся к восприятию нового  материала

2) предъявление  нового грамматического явления  в речевом образце и соответствующей  ему ситуации и его семантизация.

3) контроль понимания  учащимися значения грамматического  явления

4) автоматизация  нового грамматического материала  в речи учащихся.

5) выход в  речь

Тренировочный характер упражнений предполагает содержательную, речевую,  социокультурную ценность заданий. Формирование языковой компетенции не стоит противопоставлять формированию речевой и социокультурной компетенции.

Виды упражнений (над активным грамматическим минимумом)

1. Упражнения в  имитативном воспроизведении грамматических явлений

Благодаря имитативным упражнениям закладывается акустический образ нового явления, развивается способность к прогнозированию. Имитация может осуществляться на слух или на  основе печатной опоры, например, подстановочная таблица. Желательно составлять подстановочные таблицы на определенную тему: это усиливает их речевые возможности. Упражнения должны проводиться в быстром темпе и не занимать много времени. Можно использовать хоровую работу.

2. упражнения в видоизменении грамматических явлений ( ответственен за формирование гибкости навыка, здесь происходит усвоение всего многообразия форм, присущих данному явлению) Целью данных упражнений является расчленение и преобразование грамматического материала. Оно знаменует аналитическую стадию.

1) материальной  опорой служат подстановочные  таблицы, при помощи которой  совершаются разнообразные трансформации  вокруг основного костяка. Работу  с подстановочными упражнениями можно проводить в парах, по одной таблице, меняясь ролями, с другой таблицей, без таблицы, по памяти).

2) перевод с  родного языка на иностранный

Плюсы  Минусы

- они способствуют  преодолению межъязыковой интерференции,  так как при их выполнении  происходит наглядное противопоставление  сопричастных форм, что является важным моментом в усвоении языкового материала

- они позволяют  непосредственно сосредоточиться  на форме, мобилизуя произвольное внимание, так как содержание в них задано

- они жестко  диктую употребление определенной  грамматической фор-мы - они нарушают одноязычность процесса обучения, а при отсутствии иноязычной атмосферы нужно бороться за каждый звук на ИЯ

- они несут  большое нагромождение трудностей  разного плана, что мешает выработке  навыка

чтобы ослабить минусы надо:

- предлагать для перевода с родного на ИЯ небольшие по объему упражнения

- рекомендовать  строить их по типу подстановочной  таблицы

- предпослать  их выполнению сравнительный  анализ со-причастных форм, что способствует снятию трудностей

- эти упражнения  должны представлять собой фактически  звено обратного перевода 

3) упражнения  в видоизменении грамматической  формы . они носят более репродуктивный характер, так как дополнения в них делаются в основном по памяти. Например, учитель  рассказывает о себе, ученик рассказывает о брате. Или разговор:

учитель (ученику  А) Ты не знаешь, читал ли Б книгу?

Ученик А. б., ты читал книгу?

Ученик Б да, я прочитал книгу

Ученик А. Б  прочитал книгу

4) упражнения  в исправлении смысловых ошибок

3. упражнения  в комбинировании грамматических  явлений для выражения мысли  в устной речи. Сформированный  при помощи тренировочных упражнений  грамматический навык используется  в речевых умениях, которые  развиваются при помощи метода  применения. Содержанием этого метода  являются упражнения на комбинирование.

Методика работы над пассивной грамматикой

Упражнения в  овладении ПГ минимумом имеют  целью формирование навыков узнавания  формы, соотнесение ее со значением  и на этой основе – проникновение в смысл читаемого,  узнавание иноязычной формы – отправной момент чтения, предполагает владение ее информативными сигнальными признаками. ПГ усваивается на трех этапах: ознакомление, тренировка, применение.

1) для ознакомления  широко используются алгоритмы  (памятки)

2) тренировочные  упражнения учат автоматически  схватывать признаки соответствующих  грамматических явлений (определить  тип предложения по схеме, вычленить  из текста, на основе схем, сложноподчиненные  предложения и определить видовременную форму сказуемого в  придаточном предложении; в какой функции употреблен глагол   to be – вспом. , смысл., связка

3) преобразовать  контекстную форму в словарную

5. Планирование  урока на формирование грамматического  навыки

Прежде чем  планировать урок, необходимо:

I. 1. осуществить методический анализ нового грамматического материала с целью выделения в нем особенностей форм и значений как объектов усвоения, определить характер его связи с ранее пройденным грамматическим материалом и возможные трудности овладения им учащимися с учетом внутриязыковой и межъязыковой интерференции

2. выявить те  виды учебной работы и упражнений, которые уже освоены учащимися  на предшествующих уроках

3. ознакомиться  с уже имеющимися средствами  обучения, входящими в учебно-методический  комплекс, оценить возможность их  использования в работе над ГМ.

II. С учетом  результатов проведенной работы  сформулировать задачи урока:

1) ознакомить  учащихся с новым грамматическим  явлением (явление указать конкретно).

2) тренировать  учащихся в употреблении нового  грамматического явления

3) научить учащихся  употреблять новый грамматический материал в беседе и монологическом высказывании

Информация о работе Контроль сформированности грамматических навыков