Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 18:38, курсовая работа
В лингвистике выделяют два значения этого термина: грамматика как один из основных разделов науки о языке и грамматика как грамматический строй языка.
Грамматический строй языка может быть усвоен чисто практически без усвоения правил о его грамматических явлениях, однако знание этих правил облегчает и ускоряет практическое овладение иностранным языком.
Принцип сознательности лежит в основе всех методов, используемых при овладении грамматикой; в рамках каждого метода устанавливается свое соотношение теории с практикой. Применение чистой теории без ее подтверждения конкретными фактами функционирования грамматического явления. Равно как и чистая практика без ее осмысления не приняты при овладении грамматикой в школьном курсе ИЯ.
Содержание обучения
Термины, имеющие отношение к формированию грамматических навыков
Системное обучение: за и против
Этапы и способы введения грамматического материала
Планирование урока на формирование грамматического навыков
5) действия по аналогии в схожих ситуациях общения (на таможне – в гостинице, )
Плюсы Минусы
- высокая степень мотивации учащихся
- речевая направленность отработки
- разнообразие
речевых контекстов
- большая подготовка со стороны учителя
- специальный набор речевых «этюдов», что далеко не всегда в арсенале каждого учителя
- продолжительность во времени
Эксплицитный подход осуществляется двумя методами: индуктивным и дедуктивным
Дедуктивный метод – от общего – к частному. От правила – к действию
1) изучается
правило, сформулированное
2) учащиеся находят
данное грамматическое явление
или структуру в предложениях
или в тексте, называют его
форму, объясняют, в каком
3) выполняются подстановочные упражнения по аналогии с образцом
4) затем происходит
переход к упражнениям на
трансформацию в соответствии
с правилом (раскройте скобки, поставьте
глагол в нужную форму,
5) переводные упражнения с родного языка на иностранный
Плюсы Минусы
- осуществляет реализацию принципов сознательности, научности
- обеспечивает
пооперационную отработку
- способствует формированию учебных умений и навыков, большой автономии учащихся
- может быть использован при самостоятельной работе - трудности понимания грамматической терминологии
- часто грамматика
отрабатывается на безликих предложениях,
вне связного речевого контекста, вне
актуализируемой лексики и тематики общения,
что приводит к тому, что грамматический
навык существует словно сам по себе,
вне формируемых речевых умений
Индуктивный метод От единичного – к общему
Учащиеся сами формулируют правило, пытаясь через контекст осмыслить новое грамматическое явление, определить его форму и выяснить закономерности его употребления
1) дается текст
или набор предложений, где
часто встречается новое
2)формулировка
учащимися правило образования,
3) выполнение упражнений на подстановку
4) выполнение упражнений на трансформацию
5) переводные упражнения
Плюсы Минусы
- Обеспечивает реализацию проблемного обучения
- стимулирует самостоятельное языковое наблюдение
- развивает догадку по контексту
-способствует
лучшему запоминанию
- не все языковые явлении можно объяснить индуктивно
- неверно выведенное правило может приводить к устойчивым ошибкам
В начальной и средней школе надо по возможности использовать индуктивный метод:
- именно на
этом этапе активно
- характер грамматического
материала в большинстве
- при корректировке
выведенного правила учитель может избежать
употребления трудных грамматических
терминов.
В старшей школе и на продвинутом уровне как правило используют дедуктивный метод:
- уровень языковой
грамотности и умений
- грамматические
структуры достаточно сложны, их
вряд ли можно понять
В старшей школе акцент делается на дальнейшее развитие автономности учащихся, формирование умений самостоятельно преодолевать возникающие трудности, проводить самооценку и коррекцию полученных знаний и умений.
Система действий учителя на этапе введения и активизации ГМ.
Пассов выделяет следующие этапы формирования грамматического навыка:
1) восприятие структуры происходит во время ее презентации. Учитель демонстрирует использование структуры в целях коммуникации
2) имитация. Здесь
начинает формироваться
3) подстановка. Здесь начинает формироваться поднавык оформления, зарождается осознание обобщенной модели речевого образца
4) трансформация. Поднавык оформления закрепляется. Зарождается механизм самостоятельного вызова структуры
5) целенаправленное изолированное употребление
здесь на основе
репродукции осваивается
6) переключение. На этой стадии формируется механизм выбора и сверхфразового упреждения. Владение структурой, настойчивость навыка
Стадиальность работы по формированию грамматического навыка
1) подготовка учащихся к восприятию нового материала
2) предъявление
нового грамматического
3) контроль понимания
учащимися значения
4) автоматизация
нового грамматического
5) выход в речь
Тренировочный характер упражнений предполагает содержательную, речевую, социокультурную ценность заданий. Формирование языковой компетенции не стоит противопоставлять формированию речевой и социокультурной компетенции.
Виды упражнений (над активным грамматическим минимумом)
1. Упражнения в имитативном воспроизведении грамматических явлений
Благодаря имитативным упражнениям закладывается акустический образ нового явления, развивается способность к прогнозированию. Имитация может осуществляться на слух или на основе печатной опоры, например, подстановочная таблица. Желательно составлять подстановочные таблицы на определенную тему: это усиливает их речевые возможности. Упражнения должны проводиться в быстром темпе и не занимать много времени. Можно использовать хоровую работу.
2. упражнения в видоизменении грамматических явлений ( ответственен за формирование гибкости навыка, здесь происходит усвоение всего многообразия форм, присущих данному явлению) Целью данных упражнений является расчленение и преобразование грамматического материала. Оно знаменует аналитическую стадию.
1) материальной
опорой служат подстановочные
таблицы, при помощи которой
совершаются разнообразные
2) перевод с родного языка на иностранный
Плюсы Минусы
- они способствуют
преодолению межъязыковой
- они позволяют
непосредственно
- они жестко
диктую употребление
- они несут
большое нагромождение
чтобы ослабить минусы надо:
- предлагать для перевода с родного на ИЯ небольшие по объему упражнения
- рекомендовать
строить их по типу
- предпослать их выполнению сравнительный анализ со-причастных форм, что способствует снятию трудностей
- эти упражнения
должны представлять собой
3) упражнения
в видоизменении
учитель (ученику А) Ты не знаешь, читал ли Б книгу?
Ученик А. б., ты читал книгу?
Ученик Б да, я прочитал книгу
Ученик А. Б прочитал книгу
4) упражнения в исправлении смысловых ошибок
3. упражнения
в комбинировании
Методика работы над пассивной грамматикой
Упражнения в овладении ПГ минимумом имеют целью формирование навыков узнавания формы, соотнесение ее со значением и на этой основе – проникновение в смысл читаемого, узнавание иноязычной формы – отправной момент чтения, предполагает владение ее информативными сигнальными признаками. ПГ усваивается на трех этапах: ознакомление, тренировка, применение.
1) для ознакомления широко используются алгоритмы (памятки)
2) тренировочные
упражнения учат автоматически
схватывать признаки
3) преобразовать контекстную форму в словарную
5. Планирование
урока на формирование
Прежде чем планировать урок, необходимо:
I. 1. осуществить методический анализ нового грамматического материала с целью выделения в нем особенностей форм и значений как объектов усвоения, определить характер его связи с ранее пройденным грамматическим материалом и возможные трудности овладения им учащимися с учетом внутриязыковой и межъязыковой интерференции
2. выявить те
виды учебной работы и
3. ознакомиться
с уже имеющимися средствами
обучения, входящими в учебно-
II. С учетом
результатов проведенной
1) ознакомить
учащихся с новым
2) тренировать
учащихся в употреблении
3) научить учащихся
употреблять новый
Информация о работе Контроль сформированности грамматических навыков