Контроль сформированности грамматических навыков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 18:38, курсовая работа

Описание

В лингвистике выделяют два значения этого термина: грамматика как один из основных разделов науки о языке и грамматика как грамматический строй языка.
Грамматический строй языка может быть усвоен чисто практически без усвоения правил о его грамматических явлениях, однако знание этих правил облегчает и ускоряет практическое овладение иностранным языком.
Принцип сознательности лежит в основе всех методов, используемых при овладении грамматикой; в рамках каждого метода устанавливается свое соотношение теории с практикой. Применение чистой теории без ее подтверждения конкретными фактами функционирования грамматического явления. Равно как и чистая практика без ее осмысления не приняты при овладении грамматикой в школьном курсе ИЯ.

Содержание

Содержание обучения
Термины, имеющие отношение к формированию грамматических навыков
Системное обучение: за и против
Этапы и способы введения грамматического материала
Планирование урока на формирование грамматического навыков

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа 2.docx

— 39.02 Кб (Скачать документ)

Муниципальное автономное образовательное учреждение

Дополнительного образования «Институт повышения  квалификации» 
 
 

Творческая  разработка

«Средства контроля  сформированности  грамматических навыков на примере УМК М.З. Биболетовой» 
 
 
 
 
 

Выполнил:  Сабаева Валерия Юрьевна

Учитель английского языка

МОУ «  Лицей №76» 
 
 
 
 
 

Новокузнецк,

2011

Содержание:

  1. Содержание обучения
  2. Термины, имеющие отношение к формированию грамматических навыков
  3. Системное обучение: за и против
  4. Этапы и способы введения грамматического материала
  5. Планирование урока на формирование грамматического навыков
 

Литература:

  1. Пассов Е. И. Основы методики обучения иностранным языкам. – М.: Русский язык, 1977. – 216 с.
  2. Пассов Е. И. Условно-речевые упражнения для формирования грамматических навыков. – М.: Просвещение, 1978. – 128 с.
  3. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – Сп.: Питер Ком, 1999. – 120 с.
  4. Гез Н. И., Ляховицкий М. В. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. – М., 1982
  5. Пассов Е. И. Колова Т. И. Беседы об уроке иностранного языка. – Л., 1975, С. 45-69, 148
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Содержание  обучения

В лингвистике  выделяют  два значения этого  термина: грамматика как один из основных  разделов науки о языке и грамматика как грамматический строй языка.

Грамматический  строй языка может быть усвоен чисто практически без усвоения правил о его грамматических явлениях, однако знание этих правил облегчает  и ускоряет практическое овладение  иностранным языком.

Принцип сознательности лежит в основе всех методов, используемых при овладении грамматикой; в  рамках каждого метода устанавливается  свое соотношение теории с практикой. Применение чистой теории без ее подтверждения  конкретными фактами функционирования грамматического явления. Равно  как и чистая практика без ее осмысления не приняты при овладении грамматикой в школьном курсе ИЯ.

В содержание обучения данному  аспекту речи условно  можно выделить следующие компоненты:

- грамматический  минимум – активный, рецептивный

- объективные  трудности его усвоения определенной  языковой категорией учащихся

- психологические  характеристики навыков и специфика  их взаимодействия с лексическими  и фонетическими навыками в  речевой деятельности

- грамматические  понятия и явления, отсутствующие  в родном языке.

Учитывая, что  основными источниками трудностей в усвоении грамматического материала  являются межъязыковая и внутриязыковая интерференция, необходимо использовать приемы сравнительно-сопоставительного  анализа грамматических явлений  ИЯ и РЯ с целью выявления их сходства и различия в их форме, значении и особенностей их употребления, а  также сравнительный анализ грамматических явлений ИЯ и РЯ..

Два вида навыков: экспрессивные и рецептивные. ГН можно определить как стабильно правильное, автоматизированное, ситуативно и контекстно обусловленное использование и понимание грамматических, т.е. морфологических и синтаксических , языковых средств во всех видах речевой деятельности – экспрессивной и рецептивной.

2. Терминологическая  справка

В отечественной  и зарубежной методике используют различные термины, имеющие отношение к формированию грамматического навыка

Usage – усвоение норм употребления. Использование языка в искусственных ситуациях (в тренировочных упражнениях) с целью повторения структур и моделей. В этом случае учащиеся демонстрируют свои знания языка, а не практические умения его использования в реальных ситуациях общения.

Use – реальное использование

Использование языка в реальных условиях, в целях  подлинного речевого обще-ния/взаимодействия

Drill – тренировка

Использование тренировочных упражнений на усвоение и закрепление языкового материала  путем повторения, изменения или  трансформирования выделенных и  отрабатываемых моделей

Meaningfull drill – тренировочные упражнения, имеющие смысловую значимость для обучаемых

Такие упражнения предусматривают частое повторение отрабатываемых моделей, структур, но не бессознательное, а с учетом смысловой  значимости, при достаточно высокой степени мотивации обучаемых. Так, например, в играх на отгадывание, учащиеся будут постоянно использовать однотипные вопросительные структуры, но делать это будут не механически, а сознательное выбирая и частично видоизменяя их по собственному усмотрению для решения речевой задачи. Важной особенностью такой тренировки является возможность выбора, хотя и ограниченная определенными рамками.

Controlled exercises – тренировочные упражнения с жесткой установкой, заданным механизмом выполнения

Упражнения данного  типа обычно предполагают один правильный ответ и направлены на отработку  языковых навыков, доведение их до автоматизма. Часто такие упражнения ассоциируются с механической отработкой, выполнением действий по образцу, на подстановку с заданным выбором.

Guided exercises – тренировочные упражнения условно-коммуникативного характера.

Упражнения, где  помимо установки даются советы и  разъяснения о том, как это  упражнение выполнять. В этих советах  акцент может быть сделан как на чисто грамматические правила, так  и на композиционные умения оформлять  высказывание и т.д.. в упражнениях данного типа имеют определенную свободу, могут принимать самостоятельные решения, их творчество не ограничено одним жестко запланированным ответом

3. Системное  обучение: за и против 

Аргументы в  защиту системного изучения грамматики в курсе иностранного языка Аргументы против усиленного изучения грамматики в курсе иностранного языка

1. начиная с младшего подросткового возраста (9-10 лет) у людей начинает преобладать категориальное мышление. Изучение грамматики в системе, через освоение грамматических категорий, позволяет установить системные связи в языке и сделать речь грамматически правильной и чистой без сверхъестественных усилий 1. овладевая родным языком, человек не изучает правила грамматики, а усваивает закономерности построения речи в процессе общения

2. изучение грамматики  очень интересно и увлекательно. вводит людей в мир новых понятий 2. многие носители языка допускают большое количество грамматических ошибок и оговорок, но это не считается чем-то недопустимым. Слишком правильная речь отсутствие грамматических  ошибок выдает образованного иностранца

3. изучение грамматики в системе позволяет лучше понять культурные особенности людей, говорящих на этом языке, их менталитет 3. объяснение грамматики в грамматических  справочниках строится с использованием такого количества специфических грамматических терминов, что понять что-либо с первого раза практически невозможно. Такое объяснение, скорее запутывает неподготовленного читателя, чем обеспечивает необходимую помощь.

4.изучение грамматики иностранного языка помогает лучше понять особенности системы родного языка 4. эффективность речевого взаимодействия  определяется не только соблюдением норм грамматики, но и другими языковыми и речевыми умениями и навыками

5. изучение грамматики  способствует раз-витию логики  и памяти, дисциплинирует мышление 5. надо стараться избегать тех ошибок, которые кардинально препятствуют эффективному речевому взаимодействию, но при этом не обязательно иметь полное представление о всей грамматической системе языка

6.хорошо сформированные  грамматические навыки облегчают процесс взаимодействия в устной и письменной речи. 6. Обучение грамматики путем механического записывания правил и их отработки в системе  подстановочных  упражнений на абстрактных, ничего не значащих примерах, в отрыве от реальных коммуникативных ситуаций, мало что дает для  формирования реальной грамматической грамотности.

7. при  э том что в любом языке насчитывается немало грамматических явлений, они могут быть объединены в рамках вполне дискретных категорий. В отличие от  лексики грамматический материал обозрим. Еще академик Л. В. Щерба говорил:  «Лексика – дура, грамматика – молодец». 7. даже в системе международных экзаменов  требования к уровню сформированности    грамматических навыков не занимают большого места, так как в отечественной практике обучения ИЯ,  грамматика является мерилом грамотности и успешности овладения ИЯ 

4. Этапы и  способы введения грамматического  материала

Этапы работы с  грамматическим материалом:

1-й этап –  введение нового материала

2-й этап –  тренировка и автоматизация нового  материала

3-й этап –  использование этого материала  в различных видах речевой  деятельности.

Подход –  это наиболее общие, стратегически  положения обучения ИЯ

Метод – предполагает наличие определенных принципов, использование конкретных  приемов.

1) В обучении грамматики традиционно определились два подхода: имплицитный (чисто практический (лексический)) и эксплицитный (теоретико-практический (грамматический))

Наиболее распространенным в настоящее время в практике школьного обучения грамматики является дифференцированный подход, построенный  на основе выборочного использования положений двух традиционно сложившихся подходов.

Имплицитный подход осуществляется двумя методами: структурным  и коммуникативным.

В основу структурного метода положены упражнения на отработку  структурных моделей. Очень часто  данные методы ассоциируются с именем Х. Пальмера,  автора первых подстановочных таблиц, изданных в 1916 г.. данный метод предполагает примерно следующую  последовательность действий:

1) аудирование речевых образцов с грамматической структурой в той или иной  последовательности. Например:

This is a book/pen/a ruler/a boy

This is not a book/ a pen/ a ruler/ a boy

This is my book/ pen/ ruler/

Is this a book/ pen/ ruler

2) хоровое и  индивидуальное проговаривание  образцов за учителем или диктором

3) вопросно-ответные  упражнения с учителем и в  парах с использованием отрабатываемых  структур

4) учебный диалог  с несколькими структурами.

Плюсы  Минусы

- грамматическая  структура становится объектом длительной и специальной отработки

- у учащихся  формируется динамический стереотип,  готовность и способность  автоматизировано употреблять готовую  грамматическую структуру в речи, поскольку частота повторения однотипных действий с ней фиксирует ее в памяти как неделимое целое - упражнения носят механический,  монотонный характер

- учащимся скучно, они быстро устают

- упражнения  исключают речевой характер отработки

- содержательная и речевая ценность  предложений, как правило, невысока, поскольку все внимание направлено только на отработку формы

В коммуникативном  методе существует множество частных методов, начиная с метода  гувернантки и заканчивая различными интенсивными методами.

1) Предваряющее  слушание подлежащего к усвоению  материала в конкретной  речевой ситуации. Так, в курсах интенсива учитель проигрывает текст или полилог, где все лексические и грамматические единицы объединены сюжетной линией (первое знакомство, расселение и т.д.)

2)  имитция в речи при наличии речевой задачи, что исключает чисто механическое,  бездумное повторение. Здесь можно попросить произнести фраз хором и индивидуально с определенным чувством, обращаясь к разным людям, в различных ситуациях. Часто это сопровождается  мимикой, жестами, движениями, рифмуется, проговаривается под музыку и т.д.

3) группировка  схожих по смыслу (форме) фраз, одновременная отработка однотипных фраз, создание структурного образа речевой ситуации

What is your/his/her name?

Where are you/he/she / they from?

4) разнообразие  обстоятельств автоматизации

одни и те же структуры будут встречаться  в разнообразных ситуациях

Информация о работе Контроль сформированности грамматических навыков