Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 03:17, контрольная работа
1.Дидактика, понятие, сущность, содержание.
2.Общее и профессиональное образование. Уровни профессионального образования.
1.вопрос.
Дидактика, понятие, сущность, содержание.
1. Понятие о дидактике……………………………………….…………………..3
2.Принципы дидактики………………………………………….………………..4
3.Структура дидактики……………………………………………………….…..5
4.Основные понятия дидактики………………………………………………….6
2.вопрос.
Общее и профессиональное образование. Уровни профессионального образования.
Общее образование……………………………………………………………….8
Профессиональное образование………………………………………………..9
Уровни профессионального образования…………………...…………………..9
Ситуационная задача №1……………………………………………………….15
Итоговый тестовый контроль по дисциплине: « Педагогика»……………….16
Список литературы……………………………………………………………....27
ГОУ ВПО «Северный государственный медицинский университет»
факультет клинической психологии и социальной работы
Отделение социальной работы
заочное обучение
ЭКЗАМЕНАЦИОННАЯ РАБОТА
по дисциплине «Педагогика»
Выполнила: студентка 3курса, 12потока Стрекаловская Ирина Сергеевна шифр зачетной книжки№47 Проверила: к.м.н. Селезнева Дина Алексеевна |
Архангельск, 2011
Содержание.
1.вопрос.
Дидактика, понятие, сущность, содержание.
1. Понятие о дидактике……………………………
2.Принципы дидактики………………………………………….…………
3.Структура
дидактики………………………………………………………
4.Основные понятия дидактики………………………………………………….6
2.вопрос.
Общее и профессиональное образование. Уровни профессионального образования.
Общее образование…………………………………………………
Профессиональное
образование……………………………………………….
Уровни профессионального
образования…………………...…………………..
Ситуационная задача №1……………………………………………………….15
Итоговый тестовый контроль по дисциплине: « Педагогика»……………….16
Список литературы…………………………………
Билет № 7
1.Дидактика, понятие, сущность, содержание.
2.Общее и профессиональное образование. Уровни профессионального образования.
1. Понятие о дидактике
В переводе с греческого «дидактикос» означает «поучающий». Дидактикой называется общая теория обучения. Это особая часть педагогики, изучающая закономерности общего процесса образования и воспитания в обучении. Целью дидактики является разрешение целого ряда проблем в теории.
1. Установление целей и задач теории. Это важно потому, что без них обучение не будет полноценным.
2. Анализ процесса обучения и открытие его закономерностей.
3. Обоснование принципов и правил обучения, опираясь на закономерности.
4. Определение
содержания обучения. Сюда входит
в первую очередь отбор того
материала, который ученик
5. Конкретизация базисных суждений о формах организации обучения.
6. Разъяснение учителям методов обучения, способов, как различными путями достичь основной цели – качественного обучения учащихся.
7. Характеристика
материальных средств, с
Здесь
следует уточнить, что дидактика
занимается общими проблемами
обучения, не затрагивая особенностей
каждого отдельно взятого
Предмет дидактики - определение и формулировка закономерностей процесса обучения, а также конструирование более эффективного, чем существующие, процесса обучения (И.И. Логвинов).
Дидактика является неотъемлемой частью педагогики. За основу дидактика берет основные положения, сформулированные в рамках педагогики в общей теории образования. Почему она основывается на уже изученных фактах?
Во–первых,
потому что они считаются
Самой главной функцией дидактики остается научное обоснование практики обучения. В тесной связи с дидактикой находятся методики преподавания, цель которых – конкретное обучение по отдельным учебным дисциплинам. С одной стороны, методики берут за основу обучения какие–то теоретические наработки дидактики, а с другой стороны, дидактика использует исследования методик в качестве материала для своей работы.
Дидактика тесно
взаимосвязана с другими
2.Принципы дидактики
Дидактические принципы являются определяющими при отборе содержания образования, при выборе методов и форм обучения.
Все принципы
дидактики в своем единстве
объективно отражают важнейшие
закономерности процесса
Принцип наглядности. Выражает необходимость формирования представлений и понятий на основе чувственных восприятий предметов и явлений.
Принцип сознательности и активности. В процессе обучения передаются только знания, а убеждения свои каждый человек вырабатывает самостоятельно, т.е. сознательно. В процессе обучения необходимо учитывать общие признаки сознательного усвоения знаний. Знания должны облекаться в правильную словесную форму, сознательность выражается в положительном отношении к изучаемому материалу, в заинтересованности. Признаком сознательного усвоения материала является степень самостоятельности, чем она выше, тем сознательнее усваиваются знания. Учащимся должен быть интересен сам процесс познания. «Убеждения не купишь в лавке, они формируются в процессе познавательной деятельности» (Д.И.Писарев).
Принцип доступности заключается в необходимости соответствия содержания материала, методов и форм обучения уровню развития обучающихся. Доступность определяется многими факторами: соблюдением принципов дидактики, тщательным отбором содержания материала, использованием наиболее эффективной системы его изучения, более рациональными методами работы, мастерством обучающего и т.д.
Принцип научности.
Главной целью принципа является
то, чтобы учащиеся понимали, что
все подчинено законам и что
знание их необходимо каждому живущему
в современном обществе. Предлагаемый
учебный материал должен отвечать современным
достижениям науки. Поэтому необходимо
постоянно знакомить учащихся с
новейшими достижениями научной
мысли в соответствующем
Принцип индивидуального подхода. Осуществляя индивидуальный подход необходимо учитывать восприимчивость обучаемых к учебе т.е. обучаемость. К признакам обучаемости относится: запас знаний и навыков, умение осмысливать учебный материал, самостоятельно применять его при решении разнообразных задач, уметь обобщать, выделять существенные признаки нового материала и т.д.
Принцип
систематичности и
Принцип
прочности в овладении
Принцип связи теории с практикой. Практика является основой познания. Теоретические изыскания осуществляются не ради самой науки, а для совершенствования практической деятельности. Обучение всегда носит воспитательный характер. Обучение и воспитание - целостный процесс. Процесс обучения это процесс передачи знаний, а процесс воспитания - это процесс воздействия на систему отношений учащегося к окружающей его действительности.
3. Структура дидактики
Что касается структуры дидактики, то она включает в себя 7 разделов.
4. Основные понятия дидактики
Существует несколько основных понятий, или категорий, дидактики. Рассмотрим каждую из них более подробно. Первой важной категорией является образование. Образованием принято называть целенаправленный процесс и конечный результат приобретения способов деятельности, познавательных навыков и научных знаний. Процесс их формирования базируется на мировоззрении и нравственных качествах личности, а также на результате развития творческих способностей.
Исследователей
дидактики интересует образование,
накапливаемое в результате обучения.
Но интересно им и самообразование.
Более того, хотя и существуют другие
источники образования
Не менее важным в дидактике является и обучение. Обучением называется целенаправленный процесс познания окружающего мира в результате взаимодействия школьника и учителя при достижении определенных целей образования. Высшей целью обучения и воспитания является всесторонне развитая личность. Иными словами, должны быть развиты как умственные, так и физические способности. Как правило, школьное обучение осуществляется на уроках, хотя есть и другие варианты, например внешкольная и внеклассная работа. Обучение тесным образом связывает два важнейших процесса: преподавание и учение.
Третьей категорией дидактики принято считать преподавание. Это процесс деятельности учителя в рамках обучения. Целью преподавания является передача школьникам необходимых навыков, знаний и умений. Долгое время дидактику не интересовал сам процесс учения, внимание уделялось лишь рассмотрению преподавания.
Еще одно дидактическое понятие – учение. Учением принято называть познавательную деятельность школьника в период обучения. Процесс познавательной деятельности может осуществляться в результате самообразования. Однако дидактикой оно не совсем полно изучено. Интересен тот факт, что процесс учения интересует не только дидактику и педагогику, но и психологию. Несмотря на такое тщательное и всестороннее изучение дидактики, процессу учения не уделяли должного внимания на протяжении долгого времени. Лишь в XX в. этой проблемой всерьез заинтересовались исследователи. Связано это с зарождением науки под названием «педология».
Принципы обучения – это еще одна категория дидактики. Здесь рассматриваются основополагающие требования, которые возникают в рамках рассмотрения законов и закономерностей обучения. Более того, обучение оптимально лишь в том случае, если будут соблюдаться его принципы. Таких принципов в дидактике довольно много. Но много не означает хорошо. Это является лишь признаком неизученности самого понятия. В качестве примеров дидактических принципов можно назвать принципы доступности, наглядности, прочности и многие другие.
Важной категорией
в дидактике считаются закономе
Знания – это еще одно понятие дидактики. Знаниями принято называть научные факты, понятия, схемы, образы, правила, законы, теории, которые нашли свое отражение в сознании и сохранились в памяти учащегося. Обычно говорят о нескольких видах знаний: эмпирических и теоретических. Первые человек приобретает из опыта, а вторые появляются в результате рассмотрения закономерностей, связей, отношений как между предметами, так и между явлениями.