Контрольная работа по "Дидактике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 03:17, контрольная работа

Описание

1.Дидактика, понятие, сущность, содержание.
2.Общее и профессиональное образование. Уровни профессионального образования.

Содержание

1.вопрос.
Дидактика, понятие, сущность, содержание.
1. Понятие о дидактике……………………………………….…………………..3
2.Принципы дидактики………………………………………….………………..4
3.Структура дидактики……………………………………………………….…..5
4.Основные понятия дидактики………………………………………………….6
2.вопрос.
Общее и профессиональное образование. Уровни профессионального образования.
Общее образование……………………………………………………………….8
Профессиональное образование………………………………………………..9
Уровни профессионального образования…………………...…………………..9
Ситуационная задача №1……………………………………………………….15
Итоговый тестовый контроль по дисциплине: « Педагогика»……………….16
Список литературы……………………………………………………………....27

Работа состоит из  1 файл

педагогика(3).docx

— 55.55 Кб (Скачать документ)

ГОУ ВПО «Северный государственный  медицинский университет»

факультет клинической  психологии и социальной работы

Отделение социальной работы

заочное обучение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЭКЗАМЕНАЦИОННАЯ РАБОТА

 

по дисциплине «Педагогика»

 

 

 

Выполнила: студентка  3курса, 12потока

Стрекаловская Ирина Сергеевна

шифр зачетной книжки№47

Проверила: к.м.н.

Селезнева Дина Алексеевна




 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Архангельск, 2011

Содержание.

 

1.вопрос.

Дидактика, понятие, сущность, содержание.

 

1. Понятие о дидактике……………………………………….…………………..3

2.Принципы дидактики………………………………………….………………..4

3.Структура дидактики……………………………………………………….…..5

4.Основные понятия дидактики………………………………………………….6

 

2.вопрос.

Общее и профессиональное образование. Уровни профессионального  образования.

Общее образование……………………………………………………………….8

Профессиональное  образование………………………………………………..9

Уровни профессионального  образования…………………...…………………..9

Ситуационная задача №1……………………………………………………….15

Итоговый тестовый контроль по дисциплине: « Педагогика»……………….16

Список литературы……………………………………………………………....27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Билет № 7

1.Дидактика, понятие, сущность, содержание.

2.Общее и профессиональное образование. Уровни профессионального образования.

 

1. Понятие о дидактике

В переводе с греческого «дидактикос» означает «поучающий». Дидактикой называется общая  теория обучения. Это особая часть  педагогики, изучающая закономерности общего процесса образования и воспитания в обучении. Целью дидактики является разрешение целого ряда проблем в  теории.

 

1. Установление  целей и задач теории. Это важно  потому, что без них обучение  не будет полноценным.

 

2. Анализ  процесса обучения и открытие  его закономерностей.

 

3. Обоснование  принципов и правил обучения, опираясь на закономерности.

 

4. Определение  содержания обучения. Сюда входит  в первую очередь отбор того  материала, который ученик обязан  усвоить, а также выбор практических  упражнений, которые помогут закрепить  эти знания.

 

5. Конкретизация  базисных суждений о формах  организации обучения.

 

6. Разъяснение  учителям методов обучения, способов, как различными путями достичь  основной цели – качественного  обучения учащихся.

 

7. Характеристика  материальных средств, с помощью  которых выполняются задачи обучения.

 Здесь  следует уточнить, что дидактика  занимается общими проблемами  обучения, не затрагивая особенностей  каждого отдельно взятого предмета.

Предмет дидактики - определение и формулировка закономерностей процесса обучения, а также конструирование более эффективного, чем существующие, процесса обучения (И.И. Логвинов).

 

Дидактика является неотъемлемой частью педагогики. За основу дидактика берет основные положения, сформулированные в рамках педагогики в общей теории образования. Почему она основывается на уже изученных фактах?

 

Во–первых, потому что они считаются основополагающими  для всех воспитательно–образовательных  наук. Но это не единственные задачи, стоящие перед дидактикой. Ко всему  прочему цель дидактики – самостоятельное  исследование проблем образования  и воспитания, а значит, и обучения. В связи с этим ее начинают рассматривать  не как часть педагогики, а в  качестве самостоятельной педагогической дисциплины.

 

Самой главной  функцией дидактики остается научное  обоснование практики обучения. В  тесной связи с дидактикой находятся  методики преподавания, цель которых  – конкретное обучение по отдельным  учебным дисциплинам. С одной  стороны, методики берут за основу обучения какие–то теоретические наработки  дидактики, а с другой стороны, дидактика  использует исследования методик в  качестве материала для своей  работы.

 

Дидактика тесно  взаимосвязана с другими науками, например с философией, социологией, логикой, психологией, кибернетикой, математикой  и пр. Методологическую основу дидактики  представляет теория познания, занимающаяся источниками, закономерностями, формами  и методами познания окружающей действительности. Этим занимается и философия. С социологией  дидактику роднит то, что первая изучает законы функционирования и  развития общества, социальные отношения  – все то, что интересует дидактику.

 

2.Принципы дидактики

 

Дидактические принципы являются определяющими при отборе содержания образования, при выборе методов и форм обучения.

 

 Все принципы  дидактики в своем единстве  объективно отражают важнейшие  закономерности процесса обучения.

Принцип наглядности. Выражает необходимость формирования представлений и понятий на основе чувственных восприятий предметов и явлений.

Принцип сознательности и активности. В процессе обучения передаются только знания, а убеждения свои каждый человек вырабатывает самостоятельно, т.е. сознательно. В процессе обучения необходимо учитывать общие признаки сознательного усвоения знаний. Знания должны облекаться в правильную словесную форму, сознательность выражается в положительном отношении к изучаемому материалу, в заинтересованности. Признаком сознательного усвоения материала является степень самостоятельности, чем она выше, тем сознательнее усваиваются знания. Учащимся должен быть интересен сам процесс познания. «Убеждения не купишь в лавке, они формируются в процессе познавательной деятельности» (Д.И.Писарев).

Принцип доступности заключается в необходимости соответствия содержания материала, методов и форм обучения уровню развития обучающихся. Доступность определяется многими факторами: соблюдением принципов дидактики, тщательным отбором содержания материала, использованием наиболее эффективной системы его изучения, более рациональными методами работы, мастерством обучающего и т.д.

Принцип научности. Главной целью принципа является то, чтобы учащиеся понимали, что  все подчинено законам и что  знание их необходимо каждому живущему в современном обществе. Предлагаемый учебный материал должен отвечать современным  достижениям науки. Поэтому необходимо постоянно знакомить учащихся с  новейшими достижениями научной  мысли в соответствующем разделе  учебной программы.

Принцип индивидуального подхода. Осуществляя индивидуальный подход необходимо учитывать восприимчивость обучаемых к учебе т.е. обучаемость. К признакам обучаемости относится: запас знаний и навыков, умение осмысливать учебный материал, самостоятельно применять его при решении разнообразных задач, уметь обобщать, выделять существенные признаки нового материала и т.д.

Принцип систематичности и последовательности. Изложение учебного материала доводится преподавателем до уровня системности в сознании обучаемых, знания даются в определенной последовательности и они должны быть взаимосвязанными. Реализация принципа систематичности и последовательности предполагает преемственность в процессе обучения т.е. логическую последовательность и связь между изучаемыми учебными предметами, новый материал должен базироваться на усвоенном раннее.

Принцип прочности в овладении знаниями, умениями и навыками. Указанный принцип заключается в том, что прочность это не только глубокое запоминание, но и умение пользоваться тем, чем располагает память.

Принцип связи теории с практикой. Практика является основой познания. Теоретические изыскания осуществляются не ради самой науки, а для совершенствования практической деятельности. Обучение всегда носит воспитательный характер. Обучение и воспитание - целостный процесс. Процесс обучения это процесс передачи знаний, а процесс воспитания - это процесс воздействия на систему отношений учащегося к окружающей его действительности.

 

3. Структура дидактики

 

Что касается структуры дидактики, то она включает в себя 7 разделов.

  • Первый раздел дидактики дает сведения о содержании всего образования и обучения. Сюда же принято включать учебные планы и программы.
  • Второй раздел рассматривает процесс обучения с точки зрения разных дидактических систем в рамках педагогики и в какой–то степени психологии.
  • Третий раздел изучает законы и закономерности процесса обучения, а также те принципы, которые вытекают из этого обучения.
  • Четвертый раздел посвящен методам обучения и его средствам.
  • В пятом разделе исследуются формы организации и осуществления учебного процесса.
  • Шестой раздел рассматривает методы контроля результатов обучения.
  • Сравнительно молодым является седьмой раздел дидактики. Особое внимание в нем уделяется технологиям и системам обучения. Он рассматривает как традиционные, так и новаторские методики и приемы обучения.

 

4. Основные понятия дидактики

 

Существует  несколько основных понятий, или  категорий, дидактики. Рассмотрим каждую из них более подробно. Первой важной категорией является образование. Образованием принято называть целенаправленный процесс и конечный результат приобретения способов деятельности, познавательных навыков и научных знаний. Процесс их формирования базируется на мировоззрении и нравственных качествах личности, а также на результате развития творческих способностей.

 

Исследователей  дидактики интересует образование, накапливаемое в результате обучения. Но интересно им и самообразование. Более того, хотя и существуют другие источники образования человека, например кино, телевидение, социальная среда, дидактов они все–таки не привлекают.

 

Не менее  важным в дидактике является и обучение. Обучением называется целенаправленный процесс познания окружающего мира в результате взаимодействия школьника и учителя при достижении определенных целей образования. Высшей целью обучения и воспитания является всесторонне развитая личность. Иными словами, должны быть развиты как умственные, так и физические способности. Как правило, школьное обучение осуществляется на уроках, хотя есть и другие варианты, например внешкольная и внеклассная работа. Обучение тесным образом связывает два важнейших процесса: преподавание и учение.

 

Третьей категорией дидактики принято считать преподавание. Это процесс деятельности учителя в рамках обучения. Целью преподавания является передача школьникам необходимых навыков, знаний и умений. Долгое время дидактику не интересовал сам процесс учения, внимание уделялось лишь рассмотрению преподавания.

 

Еще одно дидактическое  понятие – учение. Учением принято называть познавательную деятельность школьника в период обучения. Процесс познавательной деятельности может осуществляться в результате самообразования. Однако дидактикой оно не совсем полно изучено. Интересен тот факт, что процесс учения интересует не только дидактику и педагогику, но и психологию. Несмотря на такое тщательное и всестороннее изучение дидактики, процессу учения не уделяли должного внимания на протяжении долгого времени. Лишь в XX в. этой проблемой всерьез заинтересовались исследователи. Связано это с зарождением науки под названием «педология».

 

Принципы  обучения – это еще одна категория дидактики. Здесь рассматриваются основополагающие требования, которые возникают в рамках рассмотрения законов и закономерностей обучения. Более того, обучение оптимально лишь в том случае, если будут соблюдаться его принципы. Таких принципов в дидактике довольно много. Но много не означает хорошо. Это является лишь признаком неизученности самого понятия. В качестве примеров дидактических принципов можно назвать принципы доступности, наглядности, прочности и многие другие.

 

Важной категорией в дидактике считаются закономерности обучения. Ими принято считать связи следствий с причинами, образующиеся между процессом обучения и социальными процессами, отдельными составляющими обучения.

 

Знания – это еще одно понятие дидактики. Знаниями принято называть научные факты, понятия, схемы, образы, правила, законы, теории, которые нашли свое отражение в сознании и сохранились в памяти учащегося. Обычно говорят о нескольких видах знаний: эмпирических и теоретических. Первые человек приобретает из опыта, а вторые появляются в результате рассмотрения закономерностей, связей, отношений как между предметами, так и между явлениями.

Информация о работе Контрольная работа по "Дидактике"