Контрольная работа по "Дидактике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 03:17, контрольная работа

Описание

1.Дидактика, понятие, сущность, содержание.
2.Общее и профессиональное образование. Уровни профессионального образования.

Содержание

1.вопрос.
Дидактика, понятие, сущность, содержание.
1. Понятие о дидактике……………………………………….…………………..3
2.Принципы дидактики………………………………………….………………..4
3.Структура дидактики……………………………………………………….…..5
4.Основные понятия дидактики………………………………………………….6
2.вопрос.
Общее и профессиональное образование. Уровни профессионального образования.
Общее образование……………………………………………………………….8
Профессиональное образование………………………………………………..9
Уровни профессионального образования…………………...…………………..9
Ситуационная задача №1……………………………………………………….15
Итоговый тестовый контроль по дисциплине: « Педагогика»……………….16
Список литературы……………………………………………………………....27

Работа состоит из  1 файл

педагогика(3).docx

— 55.55 Кб (Скачать документ)

 

Не менее  значимой категорией в дидактике  считают умения. Умениями называют способы применения приобретенных знаний и жизненного опыта на практике. Умения можно сформировать при помощи упражнений.

 

Одно из присущих для дидактики понятий – это навыки, т. е. действия, которые выполняются человеком почти автоматически, поскольку они доведены до абсолютного совершенства. Навыки человек приобретает в результате постоянного повторения. Одними из основополагающих навыков, формирующихся на начальных этапах обучения, принято считать беглое чтение, счет, письмо, решение задач и выполнение измерений.

 

Форма обучения – не менее значимая категория в дидактической системе. Формой обучения называют способ внешней организации процесса обучения. Это урок, лекция, семинар, факультатив, экскурсия, домашняя работа и т. д.

 

Категорией  дидактики считается и технология обучения, являющаяся своеобразной системой приемов, способов и шагов. Последовательность их выполнения призвана обеспечить как наилучшее решение задач обучения, так и развитие личности каждого школьника.

 

Не менее  значимым понятием считается и сама дидактическая система. Ею называют совокупность методов, выделяющихся по некоторым признакам, а также средств и процессов, направленных на обеспечение всеобъемлющего и полноценного образования. Такую систему отличают определенные особенности, обеспечивающие внутреннюю целостность структуры, содержание обучения, его методы и формы.

 

Все перечисленные  понятия тесно взаимосвязаны. Но они являются и самостоятельными элементами всей дидактической системы. Категории дидактики носят исторический характер. Связано это прежде всего  с потребностями общества, изменяющимися  в соответствии с его развитием  и формированием самой дидактики.

 

 

 

2.Общее и профессиональное образование. Уровни профессионального образования.

 

1.Общее образование.

Общее образование  человек приобретает как в  школе, так и в профессиональных средних и специальных учебных  заведениях. Иногда оно может быть получено посредством самообразования.

Общее образование  включает в себя три ступени, соответствующие  уровням образовательных программ: начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование.

 Обучение детей в образовательных учреждениях, реализующих программы начального общего образования, начинается с достижения ими возраста шести лет шести месяцев при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья, но не позже достижения ими возраста восьми лет. По заявлению родителей (законных представителей) учредитель образовательного учреждения вправе разрешить прием детей в образовательные учреждения для обучения в более раннем возрасте.

 Нормативные  сроки освоения основных образовательных  программ начального общего, основного  общего и среднего (полного) общего  образования определяются федеральным  законом.

 

  Общее образование является обязательным.

 

 Требование обязательности общего образования применительно к конкретному обучающемуся сохраняет силу до достижения им возраста восемнадцати лет, если соответствующее образование не было получено обучающимся ранее.

 По согласию  родителей (законных представителей), комиссии по делам несовершеннолетних  и защите их прав и органа  местного самоуправления, осуществляющего  управление в сфере образования,  обучающийся, достигший возраста  пятнадцати лет, может оставить  общеобразовательное учреждение  до получения общего образования.

Комиссия  по делам несовершеннолетних и защите их прав совместно с родителями (законными  представителями) несовершеннолетнего, оставившего общеобразовательное  учреждение до получения основного  общего образования, и органом местного самоуправления в месячный срок принимает  меры, обеспечивающие трудоустройство  этого несовершеннолетнего и  продолжение освоения им образовательной  программы основного общего образования  по иной форме обучения.. По решению органа управления образовательного учреждения за совершенные неоднократно грубые нарушения устава образовательного учреждения допускается исключение из данного образовательного учреждения обучающегося, достигшего возраста пятнадцати лет.

 Исключение обучающегося из образовательного учреждения применяется, если меры воспитательного характера не дали результата и дальнейшее пребывание обучающегося в образовательном учреждении оказывает отрицательное влияние на других обучающихся, нарушает их права и права работников образовательного учреждения, а также нормальное функционирование образовательного учреждения.

 Решение  об исключении обучающегося, не  получившего общего образования,  принимается с учетом мнения  его родителей (законных представителей) и с согласия комиссии по  делам несовершеннолетних и защите  их прав. Решение об исключении  детей-сирот и детей, оставшихся  без попечения родителей, принимается  с согласия комиссии по делам  несовершеннолетних и защите  их прав и органа опеки и  попечительства. Образовательное учреждение незамедлительно обязано проинформировать об исключении обучающегося из образовательного учреждения его родителей (законных представителей) и орган местного самоуправления.

 

Особенностями  общего образования являются широта и всесторонность. В нем гармонично сочетаются как естественные, так и гуманитарные предметы. Их изучение дает возможность обеспечить формирование познавательных интересов и основу для дальнейшего обучения.

 

2. Профессиональное образование дает возможность получить квалификацию для той или иной профессиональной деятельности. Начинается оно еще в школе, а затем продолжается в профессиональных технических училищах, в средних специальных, а также в высших учебных заведениях. Параллельно с профессиональным осуществляется и общее образование, обеспечивающее общее развитие учащихся.

 

3.Уровни профессионального образования.

 

 

Начальное профессиональное образование

 

Учебные заведения  начального профессионального образования  выпускают квалифицированных рабочих  и служащих.

 Прием  в государственные и муниципальные  учреждения начального профессионального  образования осуществляется по  заявлениям от поступающих на  конкурсной основе в порядке,  установленном учредителем и  Уставом образовательного учреждения.

 Длительность  обучения на этой ступени зависит  от уровня образования принятого  учащегося. Учащиеся, поступающие  после 9-го класса школы, проходят  двух- или трёхгодичную подготовку. Учащиеся, поступающие после 11-го  класса, проходят одно- или двухгодичную  подготовку. Тем не менее, в  некоторых начальных профессиональных  заведениях наблюдается смещение  к профилю техникумов. Это проявляется  в продлении сроков обучения  до 3-х или 4-х лет, в зависимости  от уровня образования учащегося. 

 

Формы обучения — дневная и вечерняя.

 

Традиционные  типы учебных заведений этой ступени  образования — профессиональные училища (профессионально-технические  училища (ПТУ)). В последние годы сформировалась сеть образовательных учреждений начального профессионального образования  нового типа — профессиональных лицеев, готовящих рабочие кадры высшей квалификации.

 

Несмотря  на то, что за последнее 10-летие наметилась явная тенденция к снижению общей  численности учащихся, до сих пор  начальные профессиональные учреждения остаются важным звеном системы образования, которое предполагает получение  профессии до окончания средней  школы. Как правило, такое образование  востребовано молодежью из неполных или неблагополучных семей, когда  требуется дополнительный источник доходов. Для детей этого социального  слоя, когда перспектива получения  аттестата о среднем образовании  закрыта, появляется шанс продолжить учебу.

 

За короткий отрезок времени система начального профессионального образования  пережила значительные изменения в  специализации. В соответствии с  потребностями рынка труда введен новый, интегрированный перечень профессий (в настоящий момент подготовка ведется  более чем по 280 интегрированным профессиям). На первый план выдвинулись профессии сектора услуг, транспорта, питания и торговли. Появились совершенно новые, востребованные обществом профессии социальных работников, организаторов малого бизнеса, экологов, дизайнеров, которые повысили конкурентоспособность выпускников данных образовательных учреждений на рынке труда. При этом удельный вес профессий промышленности и строительства снизился.

 

Разработаны государственные образовательные  стандарты начального профессионального  образования, базисные учебные планы. Значительно усилилась преемственность  образовательных программ этого  уровня с программами среднего профессионального  образования.

 

Среднее профессиональное образование

 

Среднее профессиональное образование является качественно  определенным уровнем системы профессионального  образования, занимающим значительное место в удовлетворении образовательных  потребностей личности и общества. В настоящее время это образование  имеют 22 % населения России. В экономике  и социальной сфере занято около 20 млн. специалистов со средним профессиональным образованием, что составляет 33 % от общей численности занятых или 62 % от численности занятых специалистов.

 

В соответствии с Международной стандартной  классификацией образования ЮНЕСКО среднее профессиональное образование  приравнивается к практико-ориентированному высшему или доуниверситетскому высшему образованию.

 

Среднее профессиональное образование в России реализуется  по двум основным образовательным программам — базового уровня и повышенного  уровня. После освоения программы  базового уровня выпускнику присваивается  квалификация «техник». Повышенный уровень  среднего профессионального образования  обеспечивает углубление или расширение подготовки по сравнению с базовым  уровнем (при этом срок обучения увеличивается  на 1 год).

Обучающиеся в среднем специальном учебном  заведении — студенты (курсанты), слушатели и другие категории  обучающихся.

 

Содержание  образовательных программ среднего профессионального образования  регламентируется Государственным  образовательным стандартом среднего профессионального образования (ГОС  СПО), который состоит из 2 частей: федерального компонента, определяющего  общегосударственные требования к  минимуму содержания и уровню подготовки выпускников, и национально-регионального  компонента.

Среднее профессиональное образование реализуется в различных  формах: очная, очно-заочная (вечерняя), заочная, экстернат на базе основного  общего образования (9 классов общеобразовательной  школы) или среднего (полного) общего образования (11 классов общеобразовательной  школы). Поступление в учреждения среднего профессионального образования  осуществляется на конкурсной основе по результатам вступительных испытаний. Ежегодно студентами средних специальных  учебных заведений становятся около 11 % выпускников основных общеобразовательных  школ и около 23 % выпускников средних (полных) школ.

 

Срок обучения по программе среднего профессионального  образования базового уровня по очной  форме на базе среднего (полного) общего образования составляет 2–3 года в  зависимости от профиля подготовки.

 

Срок обучения по очно-заочной и заочной формам увеличивается на 1 год по сравнению  со сроком обучения по очной форме. При реализации среднего профессионального  образования на базе основного общего образования срок обучения увеличивается  на 1 год по сравнению со сроком обучения на базе среднего (полного) общего образования.

 

Существуют  два основных вида средних специальных  учебных заведений: техникум (училище) и колледж.

 

Техникум (училище) реализует основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования  базового уровня; колледж — основные профессиональные образовательные  программы среднего профессионального  образования базового и повышенного  уровня. Реализация образовательных  программ среднего профессионального  образования может также осуществляться в высших учебных заведениях.

 

Лица, имеющие  среднее профессиональное образование  соответствующего профиля, могут получать высшее профессиональное образование  по сокращенным ускоренным программам. При этом сокращение срока обучения в вузе составляет, как правило, 1 год при наличии среднего профессионального  образования базового уровня, 1–2 года — при наличии среднего профессионального  образования повышенного уровня.

 

Система среднего профессионального образования  включает в себя 2,6 тыс. государственных  и муниципальных средних специальных  учебных заведений и подразделений  вузов, реализующих образовательные  программы среднего профессионального  образования.

 

В настоящее  время в Российской Федерации  функционирует более 2650 государственных  и муниципальных средних специальных  учебных заведений и подразделений вузов, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования. Численность студентов составляет 2,1 млн. человек, образовательный процесс обеспечивают 123 тысячи штатных преподавателей.

Информация о работе Контрольная работа по "Дидактике"