Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 21:14, контрольная работа
2. Формы организации обучения изобразительной деятельности
1. Мета та завдання зображувальної діяльності в різновікових групах дошкільного закладу
2. Формы организации
обучения изобразительной
в специальных дошкольных учреждениях
В настоящее время в России наиболее распространенной
формой оказания коррекционной помощи
детям дошкольного возраста с отклонениями
в развитии является их воспитание и обучение
в специальных дошкольных учреждениях,
специальных группах при общеобразовательных
детских садах, группа надомного обучения
и кратковременного пребывания для детей
с отклонениями в развитии в специальных
(коррекционных) общеобразовательных
дошкольных учреждениях. Основными задачами
работы группы надомного обучения и кратковременного
пребывания являются проведение коррекционной
работы с детьми, обучение родителей педагогическим
технологиям сотрудничества со своим
ребенком, приемам и методам его воспитания
и обучения в условиях семьи и оказание
им психотерапевтической помощи.
Интеграция детей с отклонениями в развитии
в массовые образовательные учреждения
(переосмысление обществом и государством
своего отношения к проблемным детям,
признание их прав на предоставление равных
с другими возможностей в разных областях
жизни, включая образование):
- комбинированная интеграция, при которой
дети с уровнем психофизического и речевого
развития, соответствующим или близким
к возрастной норме, по 1-2 человека на равных
воспитываются в массовых группах, получая
постоянную коррекционную помощь учителя-дефектолога
специальной группы;
- частичная интеграция, при которой дети
с проблемами в развитии, еще не способные
на равных со здоровыми сверстниками овладевать
образовательным стандартом, вливаются
в массовые группы лишь на часть дня (например,
на его вторую половину) по 1-2 человека;
- временная интеграция, при которой все
воспитанники специальной группы вне
зависимости от уровня психофизического
и речевого развития объединяются со здоровыми
детьми не реже 2 раз в месяц для проведения
различных мероприятий воспитательного
характера, например, на праздниках, соревнованиях,
отдельных занятиях и т.п.
Большая часть детей с особыми нуждами
воспитываются дома или в общеобразовательных
дошкольных учреждениях.
Занятия по изодеятельности условно делятся
на этапы:
1. Подготовительный период. Цель - формирование
у детей интереса к занятиям и выражение
эмоционального состояния.
2. Следующий период - переход к простейшим
изобразительным упражнениям (рисунок,
лепка, аппликация). Цель - знакомство с
основными материалами (краски, бумага)
и орудиями деятельности (карандаши, кисти),
освоение элементарных технических умений
(правильно держать карандаш, кисть, проводить
линии, раскатывать пластилин и т.п.).
3. Самостоятельное выполнение работ с
минимальной помощью воспитателя – третий
этап организации занятий по изодеятельности.
На занятиях изобразительной деятельностью
необходимо:
- воспитывать положительное эмоциональное
отношение к изобразительной деятельности
и ее результатам;
- учить указывать на называемый воспитателем
признак;
- учить называть предметы и их изображения;
- формировать целостное восприятие предмета
и добиваться его отражения средствами
изобразительной деятельности (лепка,
рисование, аппликация);
- учить соотносить элементы изображения
с частями и деталями реального предмета
и знать их названия;
- формировать правильное восприятие формы,
величины, цвета, пространственных отношений
и умение передать их в изображении;
- развивать моторику руки и зрительно-двигательную
координацию.
Кроме занятий проводятся экскурсии (на
природу, в музей, выставочный зал и т.п.)
с наблюдением за необходимыми явлениями.
ТЕМА: Методы и приемы обучения изобразительной деятельности.
План
1. Влияние изобразительной
2. Классификация методов
3. Методика использования
4. Литература.
Влияние изобразительной деятельности на воспитание и развитие ребенка – дошкольника.
В формировании личности ребенка неоценимое значение имеют разнообразные виды художественно-творческой деятельности: рисование, лепка, вырезание из бумаги фигурок и наклеивание их, создание различных конструкций из природных материалов и т.д.
Такие занятия дарят детям радость познания, творчества. Испытав это чувство однажды, малыш будет стремиться в своих рисунках, аппликациях, поделках рассказать о том, что узнал, увидел, пережил.
Изобразительная деятельность ребенка, которой он только начинает овладевать, нуждается в квалификационном руководстве со стороны взрослого.
Но чтобы развить у каждого
воспитанника творческие способности,
заложенные природой, педагог должен
сам разбираться в изобразитель
Изобразительная деятельность дошкольников как вид художественной деятельности должна носить эмоциональный, творческий характер. Педагог должен создавать для этого все условия: он прежде всего должен обеспечить эмоциональное, образное восприятие действительности, формировать эстетические чувства и представления, развивать образное мышление и воображение, учить детей способам создания изображений, средствам их выразительного исполнения.
Процесс обучения должен быть направлен на развитие детского изобразительного творчества, на творческое отражение впечатлений от окружающего мира, произведений литературы и искусства.
Рисование, лепка, аппликация – виды
изобразительной деятельности, основное
назначение которой – образное отражение
действительности.
Изобразительная деятельность – одна
из самых интересных для детей дошкольного
возраста.
Изобразительная деятельность – это специфическое образное познание действительности. Как всякая познавательная деятельность имеет большое значение для умственного воспитания детей.
Овладение умением изображать невозможно
без целенаправленного
Для умственного развития детей имеет большое значение постепенное расширение запаса знаний на основе представлений о разнообразии форм пространственного расположения предметов окружающего мира, различных величинах, многообразии оттенков цветов.
При организации восприятия при
организации восприятия предметов
и явлений важно обращать внимание
детей на изменчивость форм, величин
(ребенок и взрослый), цветов (растения
в разные времена года), разное пространственное
расположение предметов и частей (птица
сидит, летает, клюет зерна, рыбка плавает
в разных направлениях и т.д.); детали конструкций
также могут быть расположены по-разному.
Занимаясь рисованием, лепкой, аппликацией дети знакомятся с материалами (бумага, краски, глина, мел и др.), с их свойствами, выразительными возможностями, приобретают навыки работы.
Обучение изобразительной
На основе сходства предметов по
форме возникает общность способов
изображения в рисунке, лепке. Например,
чтобы слепить ягоду, орешек, неваляшку,
яблоко или цыпленка (предметы имеющие
круглую форму или части кругло
Способность анализа развивается от более общего и грубого различения до более тонкого. Познание предметов и их свойств, приобретаемое действенным путем, закрепляется в сознании.
На занятиях по изобразительной деятельности развивается речь детей: усвоение и название форм, цветов и их оттенков, пространственных обозначений способствует обогащению словаря; высказывания в процессе наблюдений за предметами, при обследовании предметов, построек, а также при рассматривании иллюстраций, репродукций с картин художников положительно влияют на расширение словарного запаса и формирование связной речи.
Как указывают психологи, для осуществления разных видов деятельности, умственного развития детей большое значение имеют те качества, навыки, умения, которые они приобретают в процессе рисования, аппликации и конструирования.
Изобразительная деятельность тесно
связана с сенсорным
Формирование представлений о
предметах требует усвоения знаний
об их свойствах и качествах, форме, цвете,
величине, положении в пространстве.
Дети определяют и называют эти свойства,
сравнивают предметы, находят сходства
и различия, то есть производят умственные
действия.
Таким образом, изобразительная деятельность содействует сенсорному воспитанию и развитию наглядно-образного мышления. Детское изобразительное творчество имеет общественную направленность. Ребенок рисует, лепит, конструирует не только для себя, но и для окружающих. Ему хочется, чтобы его рисунок что-то сказал, чтобы изображенное им узнали.
Общественная направленность детского изобразительного творчества проявляется и в том, что в своей работе дети передают явления общественной жизни.
Значение занятий
Изобразительная деятельность должна быть использована для воспитания у детей доброты, справедливости, для углубления тех благородных чувств, которые возникают у них.
В процессе изобразительной деятельности
сочетается умственная и физическая
активность. Для создания рисунка, лепки,
аппликации необходимо приложить усилия,
осуществить трудовые действия, овладеть
определенными умениями. Изобразительная
деятельность дошкольников учит их преодолевать
трудности, проявлять трудовые усилия,
овладевать трудовыми навыками.
Сначала у детей возникает интерес к движению
карандаша или кисти, к следам оставляемыми
ими на бумаге; постепенно появляются
новые мотивы творчества – желание получить
результат, создать определенное изображение.
Дошкольники овладевают многими практическими навыками, которые позднее будут нужны для выполнения самых разнообразных работ, приобретают ручную умелость, которая позволит им чувствовать себя самостоятельными.
Освоение трудовых умений и навыков связано с развитием таких волевых качеств личности, как внимание, упорство, выдержка. У детей воспитываются умения трудиться, добиваться желаемого результата. Формированию трудолюбия, навыков самообслуживания способствует участие ребят в подготовке к занятиям и уборке рабочих мест.
Основное значение изобразительной деятельности заключается в том, что она является средством эстетического воспитания.
В процессе изобразительной деятельности
создаются благоприятные
Непосредственное эстетическое чувство,
которое возникает при
Для эстетического воспитания детей и для развития их изобразительных способностей большое значение имеет знакомство с произведениями изобразительного искусства. Яркость, выразительность образов в картинках, скульптуре, архитектуре и произведениях прикладного искусства вызывают эстетические переживания, помогают глубже и полнее воспринимать явления жизни и находить образные выражения своих впечатлений в рисунке, лепке, аппликации. Постепенно у детей развивается художественный вкус.
Классификация методов обучения.
Успех воспитания и обучения во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения, навыки, а также развить способности в той или иной области деятельности.
Под методами обучения изобразительной деятельности и конструированию понимают систему действий педагога, организующего практическую и познавательную деятельность детей, которая направлена на усвоение содержания, определенного «Программой воспитания и обучения в детском саду».
Приемами обучения называют отдельные детали, составные части метода.
Традиционно методы обучения классифицируются
по тому источнику, из которого дети получают
знания, навыки и умения, по тем
средствам, с помощью которых эти знания,
умения и навыки преподносятся. Так как
дети дошкольного возраста приобретают
знания в процессе непосредственного
восприятия предметов и явлений окружающей
действительности и из сообщений педагога
(объяснения, рассказы), а также в непосредственной
практической деятельности (конструирование,
лепка, рисование и т.п.), то выделяют методы:
. наглядные;
. словесные;
. практические.
Это традиционная классификация.
В последнее время разработана новая классификация методов. Авторами новой классификации являются: Лернер И.Я., Скаткин М.Н. она включает следующие методы обучения:
. информативно - рецептивный;
. репродуктивный;
. исследовательский;
. эвристический;
. метод проблемного изложения материала.
В информационно – рецептивный метод включаются следующие приемы:
> рассматривание;
> наблюдение;
> экскурсия;
> образец воспитателя;
> показ воспитателя.
Словесный метод включает в себя:
> беседу;
> рассказ, искусствоведческий рассказ;
> использование образцов
> художественное слово.
Репродуктивный метод – это метод, направленный на закрепление знаний и навыков детей. Это метод упражнений, доводящих навыки до автоматизма. Он включает в себя:
> прием повтора;
> работа на черновиках;
> выполнение формообразующих движений рукой.
Эвристический метод направлен
на проявление самостоятельности в
каком
- либо моменте работы на занятии, т.е. педагог
предлагает ребенку выполнить часть работы
самостоятельно.
Исследовательский метод направлен на развитие у детей не только самостоятельности, но и фантазии и творчества. Педагог предлагает самостоятельно выполнить не какую – либо часть, а всю работу.
Метод проблемного изложения, по мнению дидактов не может быть использован в обучении дошкольников и младших школьников: он применим только лишь для старших школьников.