Контрольная работа по "педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 07:11, контрольная работа

Описание

Цель: изучить виды и характеристику эмоций.

Работа состоит из  1 файл

КР по физиологии DYL.docx

— 47.16 Кб (Скачать документ)

5.Настроение – сравнительно продолжительное, устойчивое психическое состояние умеренной или слабой интенсивности. Причины, вызывающие настроение, многочисленны – от органического самочувствия (тонуса жизнедеятельности) до нюансов взаимоотношений с окружающими. Настроение имеет субъективную направленность, по сравнению с чувственным тоном оно осознаётся не как свойство объекта, а как свойство субъекта (например, по поводу музыкального произведения эмоциональное сопровождение в форме чувственного тона будет звучать как «прекрасная музыка», а в форме настроения – «у меня прекрасное настроение» (от музыки)). Определённую роль играют индивидуально – личностные особенности (например, личностные акцентуации, гипертимия- склонность к повышенному настроению, дистимия – склонность к пониженному настроению и депрессивному реагированию, эмотивность – высокая эмоциональная чувствительность и глубина эмоциональных реакций и др.).9

2.3 Характеристика отдельных эмоций.

История изучения эмоций включает в себя многочисленные попытки выделения так называемых базовых или фундаментальных  эмоций, различные комбинации которых  порождают широкий спектр эмоциональных  состояний человека. Так, Кэрролл  Еллис Изард выступает за то, что  каждая фундаментальная эмоция является системой, образованной следующими тремя компонентами: «(а) специфический внутренне детерминированный субстрат, (б) характерные мимические или нервно-мышечные выразительные комплексы, (в) отличающееся субъективное переживание или феноменологическое качество» 10. На этих основаниях Изард выделяет десять эмоций, определяемые им как фундаментальные.

Интерес - волнение

Положительная эмоция, стимулирующая  внимание, любознательность и увлечённость объектом интереса; мотивирует обучение

Радость

Максимально желаемая эмоция, продукт  определённых «радостных» событий, условий

Удивление

Мимолётное состояние, возникающее  в результате внезапного события, направляет все когнитивные процессы на это  событие

Горе - страдание

Переживается как падение духа, как чувство одиночества, жалости  к себе

Гнев

Эмоция, возникающая в результате обиды ил нанесённого ущерба и  мобилизующая индивида на ответные действия; играла большую роль в процессе эволюции, а в процессе социализации современного человека усилия направляются на воспитание снижения проявлений гнева

Отвращение

Эмоция, возникающая при восприятии физической или психологической  изнашиваемости (по формулировке Изарда: когда что-нибудь портится»); мотивирует желание «избавиться от кого-либо или чего-либо»

Презрение

В процессе эволюции играло функцию  подготовки к встрече опасного противника, сегодня считается непродуктивной эмоцией; проявляется в желании  чувствовать превосходство в  различных жизненных аспектах

Страх

Вызывается вестью о реальной или  воображаемой опасности; может парализовать, а может мобилизовать энергию

Стыд

Появление этой эмоции обусловлено  потребностью человека в социальных связях; мотивирует желание спрятаться, исчезнуть; при одних обстоятельствах  может способствовать появлению  конформности, при других – нарушению  групповых норм

Вина

Родственная стыду эмоция, однако, если стыд может возникать из-за любых ошибок, то вина проявляет  себя при совершении человеком промахов морального, этического, религиозного характера.11


 

Задолго до К. Е. Изарда Карл Георг Ланге, датский  медик и физиолог, из всего спектра  душевных движений выделил и подробно исследовал то, что называл «наиболее  резко выраженными и характерными эмоциями»12: радость, печаль, страх, гнев, а также с некоторыми допущениями: смущение, нетерпение, разочарование. Ланге описывал основные черты «физиологии» и «физиогномии» эмоций, их физиологические и поведенческие компоненты.

Радость, по мнению Ланге, вызывает «повышенную функциональную деятельность произвольного двигательного аппарата и расширение мельчайших кровеносных сосудов»12. Эти изменения влекут за собой следующие наблюдаемые последствия: «радующийся человек чувствует усиленную потребность в движении, двигается быстро и живо, сильно жестикулирует. Лицевые мускулы сокращаются, лицо делается округленным. В радости глаза блестят, сверкают. Наиболее заметный результат от общего расширения мелких сосудов у весёлого человека составляет усиленный приток крови к коже…все те, у кого кожа бела и прозрачна, краснеют, горят от радости; весёлому человеку жарко, его коже делается полной и гладкой, он весь приободряется»12.

Наиболее  «резкая» черта печали, считал исследователь, заключается в её парализующем действии на произвольный двигательный аппарат»12: «движения, которые раньше совершались легко, теперь делаются с трудом и усилием, медленно, лениво, вяло. Печальный человек часто так легко узнаётся по своему наружному виду: он ходит медленно, пошатывается, плетётся с опущенными вниз руками; его голос слаб и беззвучен вследствие слабой деятельности выдыхательных и гортанных мышц; охотнее всего он сидит, не шевелясь, расслабленный и молчаливый. Осунувшиеся его черты в связи с его вялостью именно и придают лице печального человека то характерное выражение, которое часто производит впечатление исхудания; печальный человек с трудом согревается и очень чувствителен к холоду…», у него «возникает чувство недостатка воздуха (одышка) и стеснения в груди. Эти «мучительные» и «тягостные» ощущения содействуют увеличению страдания у печального человека, который поэтому старается избавиться от них посредством долгих и глубоких вдыханий, вздохов»13.

Страх близок к печали, он также сопровождается «парализованием произвольного двигательного аппарата, судорожным состоянием сосудосжимающих мышц», но и, дополнительно, судорожным сокращением «всех остальных мышц»14. Однако, страх парализует в гораздо большей мере, чем печаль. «Парализование мускулов органов речи затрудняет или полностью прекращает способность произносит слова; голос делается хриплым и надорванным, язык не может повернуться, мускулы лица расслабляются, широко раскрытые глаза вследствие паралича сжимательных мускулов становятся неподвижны, пристальны и упорны. Если мускульная иннервация неправильна и прерывиста, то человек начинает дрожать, трепетать, заикаться от страха»14.

Физиологическими  признаками гнева Ланге называет расширение больших жил или вен, и усиленную иннервацию произвольных мускулов. Эти явления внешне проявляются в «раздувании» вен лба, тела, шеи, рук, а также в преобладании сильных и быстрых движений: «человек впадает в неистовство. Он вскакивает, сжимает кулаки, размахивает вокруг себя руками; он делает большие шаги, стискивает зубы, «скрежещет» ими, грозит, кричит, топает ногами, гремит, стучит, рычит от ярости. Ему хотелось бы разрушить весь мир, и в самом деле он может в своей ярости развить такую силу, которая решительно превышает всё, что он мог бы совершить в спокойном состоянии», однако, «его мышечная иннервация так неустойчива, что его удары не попадают туда, куда он метит, он «бьёт зря» и вследствие этого является не особенно опасным врагом для хладнокровного противника»15. «Когда гнев доходит до своей высшей точки, до бешеной ярости, то он часто принимает комический характер, потому что заставляет свою жертву скакать, кружиться и походить на беспутного весельчака»16.

2.4 Эмоции и чувства

Многообразие  проявлений эмоциональной жизни  человека ставит психологию перед необходимостью их более чёткой дифференциации. Процесс  решения этой сложной проблемы нельзя считать завершённым, что подтверждается наличием разногласий между специалистами  в обозначении качественных различий эмоций и чувств. Некоторые психологи  склонны отождествлять эмоции и  чувства. Одни полагают, что чувства  являются неразложимыми, конечными  явлениями, изменяющимися лишь количественно. Другие же, напротив, утверждают, что  чувство представляет собой сложную  целостность и содержит в себе различные нюансы.

В своей  фундаментальной работе «Основы  общей психологии» С. Л. Рубинштейн рассматривает три основных уровня эмоциональных переживаний.

Первый – это уровень органической аффективно-эмоциональной чувствительности. Эти состояния могут выступать в качестве эмоциональной окраски отдельного процесса ощущения или выражать разлитое органическое самочувствие индивида.

Второй уровень составляют предметные чувства, соответствующие предметному восприятию и предметному действию. Опредмеченность чувства означает более высокий уровень его осознания. На этом уровне чувство является выражением в осознанном переживании отношения человека к миру. Дифференциация чувств происходит в зависимости от предметной сферы, к которой они относятся. Их можно подразделить на интеллектуальные, эстетические и моральные чувства.

На третьем уровне находятся обобщённые чувства, выражающие более или менее устойчивые мировоззренческие установки личности. Сюда можно отнести чувство юмора, чувство возвышенного и т.п.17

Согласно  традициям отечественной психологии, принято выделять чувства как  особый подкласс эмоциональных процессов. Основанием для выделения служит их предметный характер, который возникает  в результате специфического обобщения  эмоций, связывающегося с представлением (идеей) о некотором объекте. А. Н. Леонтьев также указывает, что чувства  образуют ряд уровней: от непосредственных чувств к определённому объекту  и до высших социальных чувств, относящихся  к общественным ценностям и идеалам.

Чувство переживается и обнаруживается в  конкретных эмоциях. Так, выражая чувство  любви по отношению к нашим  детям, мы можем радоваться их успехам, беспокоится об их здоровье, досадовать, если они не оправдывают наших  надежд и т.д. Однако, в отличие  от собственно эмоций и аффектов, связанных  с конкретными ситуациями, чувства  выделяют в окружающей действительности явления, имеющие стальную потребностно-мотивационную  значимость. В иерархической системе  чувств ведущее положение занимают те из них, которые соответствуют  актуально действующим мотивам. Другие же остаются потенциальными, нереализованными. В содержании доминирующих чувств человека выражаются его установки, идеалы, интересы и т.д. Возникающие чувства могут предопределяться преобладающими фантазиями, сонмом воображаемых образов.

Чувства - это устойчивые эмоциональные отношения, выступающие как своеобразная «привязанность» к определённому кругу явлений действительности, как стойкая направленность на них, как известная «захваченность» ими. В процессе регуляции поведения чувствам отведена роль ведущих эмоционально-смысловых образований личности.

Существуют  чувства исключительной стойкости, длительности, характеризующиеся более  высоким уровнем возбудимости, что  обусловливает смещение всех иных чувств на второй план. Такие эмоциональные  состояния называют страстями. С  качественной точки зрения страсть  полностью захватывает человека, она полна энергии и сконцентрирована на своей цели. Страсти не обязательно  ведут к непосредственной разрядке; страстный человек постоянно  находится в напряжении. Позитивное значение страсти состоит, прежде всего, в том, что она выступает в  качестве мощного двигателя человеческого  поведения, а её реализация приводит, по образному выражению Ж. П. Сартра, к «спонтанному преобразованию мира».18

2.5 Эмоции и мотивы.

Эмоции  сопровождают практически любые  проявления активности субъекта и определяют её характер. Положительные эмоции, вызываемые полезными воздействиями, побуждают субъекта к их достижению и сохранению. Отрицательные эмоции инициируют активность, направленную на избегание вредных воздействий. Эмоции – особый класс психических процессов и состояний, отражаемых в форме непосредственного переживания значимость действующих на индивида явлений и ситуаций для осуществления его жизнедеятельности. Возникая в ответ на воздействие жизненно значимых событий, эмоции способствуют направлению на них поведения.

Эмоции  не только указывают на важность и  модальность явлений действительности. Они поддерживают установку на тот  или иной функционально-энергетический уровень жизнедеятельности: активный или пассивный, спокойный или  тревожный и т.п. Выполняя любимую  работу, мы склонны трудиться с  полной отдачей. При отрицательном  эмоциональном отношении работоспособность  человека ухудшается.

Качественная  специфичность эмоций во многом зависит  от той потребности, на базе которой  они формируются. Эта закономерность убедительно продемонстрирована в  потребностно-информационной теории эмоций П. В. Симонова. В соответствии с этой теорией, эмоция есть отражение мозгом человека и животных какой-либо актуальной потребности (её качества и величины) и вероятности (возможности) её удовлетворения, которую мозг оценивает на основе генетического и ранее приобретённого индивидуального опыта. Симонов  предложил свою информационную теорию эмоций, в которой доказывал, что  ситуация, о которой у субъекта достаточно информации, помогающей реализации потребности, вызывает положительные  эмоции. Ситуация, о которой информации недостаточно, вызывает отрицательные  эмоции, т.к. субъект на знает, не уверен в возможности удовлетворения потребности.19

А. Н. Леонтьев считал, что сами эмоции не являются мотивами, и в качестве иллюстрации  этого вывода использовал высказывание Дж. Ст. Милля о «хитрой стратегии  счастья»: чтобы испытать эмоции удовольствия, счастья, нужно стремиться не к переживанию  их, а к достижению таких целей, которые порождают эти переживания. Мотивационные теории эмоций признаю побуждающую функцию субъективных переживаний. 20Согласно Р. У. Липеру, эмоции представляют собой одну из форм мотивации наряду с такими «физиологически обусловленными» мотивами, как голод или физическая боль.

Полагая эмоцию в качестве компонента мотивации, Б. И. Додонов подчёркивает двойственность её психологической сущности: эмоции есть одновременно и оценка других ценностей, и ценности сами по себе. Как оценки эмоции направляют деятельность человека не те или иные объекты  или отвращают от них. Как ценности они определяют склонность индивида к каким-то одним деятельностям  и безразличие к другим. Эмоции играют роль своеобразного объекта  потребностей: человек хочет испытывать какие-либо переживания, наслаждаться ими.

В работах  В. К. Вилюнаса акцент ставится на неразрывной  связи эмоций и мотивов как  двух сторон мотивационной системы  личности. Чувства личности также  многочисленны, противоречивы и  иерархически организованы, как и  мотивы. Среди них также могут  выделиться одно или несколько ведущих  чувств, подчиняющих себе все остальные. Ведущие эмоции и чувства открывают  субъекту значимость или смысл самого предмета потребности.

Информация о работе Контрольная работа по "педагогике"