Контрольная работа по "педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 07:11, контрольная работа

Описание

Цель: изучить виды и характеристику эмоций.

Работа состоит из  1 файл

КР по физиологии DYL.docx

— 47.16 Кб (Скачать документ)

 

ВВЕДЕНИЕ

Эмоциональные проявления, на мой взгляд, являются интересной сферой психики человека. Эти проявления играют важную роль в любом из видов межличностного общения и не только, т.к. они выражают реакцию и отношение человека к той или иной ситуации, явлению и т.п. Через эмоции мы проявляем своё отношение к окружающему миру. Если в восприятии, ощущениях, мышлении и представлениях отражаются многообразные предметы и явления, их различные качества и свойства, всевозможные связи и зависимости, то в эмоциях и чувствах человек проявляет свое отношение к содержанию познаваемого.

 Чувства  и эмоции зависят от особенностей  отражаемых предметов. Между человеком  и окружающим миром складываются  объективные отношения, которые  становятся предметом чувств  и эмоций.

 В  эмоциях и чувствах проявляется  также удовлетворенность или  неудовлетворенность человека своим  поведением, поступками, высказываниями, деятельностью.

 Эмоции и чувства — это своеобразное личностное отношение человека к окружающей действительности и к самому себе.

Мир чувств и эмоций очень сложен и многообразен. Тонкость его организации и многогранность выражения нередко не осознаются самим человеком. Эмоции не всегда ярко выражены и имеют однозначный смысл. Существуют оттенки эмоций, которые не всегда легко распознать. По моему мнению, чем лучше человек распознаёт эмоции, тем проще ему понять другого человека и самого себя.

Цель: изучить виды и характеристику эмоций.

Задачи: -рассмотреть причины разнообразий эмоций;

-рассмотреть наиболее часто встречаемые эмоции в жизни человека;

-рассмотреть  связь эмоций с чувствами и  мотивами.

 

 

Глава 1.История исследования и  разнообразие эмоций.

1.1 История исследования эмоций

Термин  «эмоции» (франц. Emotion – волнение ,возбуждение, эмоция, от лат. Emoveo – потрясаю, волную) используется для обозначения психических процессов переживания человеком отношения к тем или иным явлениям окружающей действительности.1

В 18 и 19 вв. не было единой точки зрения на эмоции. Так, согласно трёхкомпонентной теории эмоций В. Вундта, эмоции выражают: удовольствие – неудовольствие (приятное – неприятное); напряжение – расслабление, освобождение от напряжения, возбуждение – успокоение. Эмоции представляют собой внутренние изменения, характеризующиеся непосредственным влиянием чувств на течение представлений  и в некоторой степени влиянием последних на чувства. Телесные же реакции  являются лишь следствием эмоций, но вместе с тем эти телесные следствия  эмоций влияют на духовную жизнь. Подобная эклектичность взглядов дала повод  одному из оппонентов В. Вундта американскому  психологу сделать критическое  замечание в адрес трёхкомпонентной теории: «Теория Вундта – червяк. Разрежь пополам – каждая половина поползёт в свою сторону» (У. Джемс).

Современная история исследования эмоций начинается с появления в 1884 г. Статьи Джемса «Что такое эмоция». В следующем году немец Г. Ланге опубликовал работу «Эмоции», в которой излагались идеи, близкие идеям Джемса.

По теории Джемса – Ланге, эмоция определяется как «восприятие телесных изменений» (в основном, висцеральной природы), производимых стимульной ситуацией. Данная теория подтверждается следующими фактами:

  • если из какой либо эмоции как состояния сознания одно за другим вычесть все ощущения, представленные в телесных симптомах, то, в конце концов, от эмоции ничего не останется;
  • невозможно выполнение движений, соответствующих оной эмоции, и одновременное переживание другой;
  • имеется соответствие между определёнными переживаемыми эмоциями и типичными для них мимическими и телесными реакциями.2

Однако  периферическая теория не была лишена недостатков. Сам Джемс указывал на то, что в рамках его теории остаётся необъяснимым тот факт, что  эмоция усиливается, если задерживается  её физиологическое проявление (например, часто невозможно сдержаться от смеха, даже если очень стараешься это сделать).

Теория  Джемса – Ланге была подвергнута  критике со стороны У. Кеннона, которому после серии экспериментов с  денервацией висцеральных органов  экспериментальных животных удалось  показать, что:

  1. отделение внутренних органов от центральной нервной системы не изменяет эмоциональное поведение;
  2. внутренние органы реагируют слишком интенсивно и слишком медленно для того, чтобы быть источником эмоциональных ощущений;
  3. одни и те же висцеральные изменения возникают при различных эмоциональных состояниях;
  4. искусственно вызванные висцеральные изменения, типичные для определённых эмоций, этих эмоций не вызывают.

Таламическую  теорию У. Кеннона и Ф. Барда, предложенную авторами в 1927 – 1928 гг., можно считать  в определённом смысле альтернативной теории Джемса – Ланге, так как  её авторы считают, что не эмоция есть осознание двигательной и вегетативной реакции, напротив, «вегетативные изменения  и мышечные реакции организма  являются следствием переживания эмоций». В основе интерпретации центральной нервной системой эмоциональной ситуации лежит работа таламуса, который одновременно посылает и к автономной нервной системе, и к полушариям головного мозга, где осознаётся значение эмоциогенной ситуации.3 Центром эмоций является таламус, а кора больших полушарий головного мозга выполняет следующие функции: во-первых, благодаря ей значительно увеличивается число ситуаций, вызывающих эмоцию, сочетание в коре множества рецепторных и ассоциативных зон повышает возможности различения стимула и обеспечивает эффективность условных раздражителей; во-вторых, благодаря коре эмоциональные реакции отличаются большей адекватностью ситуации.

Несмотря  на очевидные достоинства, теория Кеннона  – Барда страдает механистичностью, сводя сложный механизм действия эмоций к рефлекторной деятельности. Безусловно, физиологические корреляты  являются фактором, детерминирующим  эмоциональные реакции, но не единственным, как удалось доказать авторам  двухфакторной теории эмоций Э. Шехтеру  и Д. Сингеру  (1962 г.). Уровень активации, составляющий физиологическое возбуждение, ещё не определяет эмоцию. Для этого необходимо когнитивная интерпретация связанных с конкретной ситуацией причин внутреннего состояния возбуждения. Уровень активации – физиологический компонент – обладает энергетической функцией. Когнитивный компонент сообщает переживанию эмоции содержание, окраску и направленность. Таким образом, согласно данной теории, эмоциональное реагирование обусловлено двумя факторами – физиологическим и когнитивным. Например, одна и та же ситуация – дождливая погода – может рассматриваться в различных смысловых контекстах и вызвать, соответственно различные эмоциональные реакции: если рассматривать дождливую погоду в контексте планов на прогулку, то это вызовет реакцию огорчения, если же в контексте открывшейся возможности остаться дома и почитать интересную книгу, то, как минимум, реакцию удовлетворения. Подобный приём в нейролингвистическом программировании носит название «рефреминга» (смены рамки, изменение смыслового контекста, в который включается то или иное событие).4

1.2 Причины разнообразия эмоций.

Зачем человеку и животным такое разнообразие эмоциональных  реакций? Чем отличаются механизмы  возникновения одной эмоции от другой? Почему данный объект, сигнал, данная ситуация вызывает в нас именно эту, а не другую эмоцию? Является ли это «заслугой» раздражителя или спецификой работы определенных мозговых структур?

У. Джемс (1991), исходя из своего понимания механизма  возникновения эмоций, видел причину  разнообразия эмоциональных реакций  в бесчисленности рефлекторных актов, возникающих под влиянием внешних  объектов и немедленно осознаваемых нами. Поскольку в рефлекторном акте нет ничего неизменного, абсолютного, и рефлекторные действия могут варьировать  до бесконечности, то варьируют до бесконечности  и психические отражения этих физиологических изменений, т. е. эмоции.

Нельзя  не отметить, что часто разнообразие эмоций является следствием некорректного  расширения их списка, отнесения к  эмоциям феноменов, никакого отношения  к ним не имеющих. Например, в работе С. О. Бердниковой и др. (2000) к эмоциям  отнесены желание завоевать признание  и уважение, желание взять реванш, чувство напряжения; чувство дали, которая манит; желание общаться, желание достичь успеха в своем  деле, желание что-то неоднократно приобретать, стремление что-то сделать, проникнуть в суть явлений, преодолеть разногласия  в собственных мыслях.

 

 

Глава 2. Эмоции. Виды и характеристика эмоций.

2.1Понятие об эмоциях

В психологии эмоции определяются как переживание  человеком в данный момент своего отношения к чему-либо (к настоящей  или будущей ситуации, к другим людям, к самому себе и т.д.). Помимо этого узкого понимания понятие  «эмоция» используется и в широком  смысле, когда под ней имеют  в виду целостную эмоциональную  реакцию личности, включающую не только психический компонент – переживание, но и специфические физиологические  изменения в организме, сопутствующие  этому переживанию. В этом случае можно говорить об эмоциональном  состоянии человека. Эмоции имеются  и у животных, но у человека они  приобретают особую глубину, имеют  множество оттенков и сочетаний.

2.2 Виды эмоциональных состояний

В зависимости  от глубины, интенсивности, длительности и степени дифференцированности можно выделить следующие виды эмоциональных  состояний: чувственный тон, собственно эмоции, аффект, страсть, настроение.

1.Чувственный тон – это простейшая форма эмоций, элементарное проявление органической чувствительности, сопровождающие отдельные жизненно важные воздействия и побуждающие субъекта к их устранению или сохранению. Может быть сравним с примитивными психическими тропизмами (приближение к приятному стимулу малой интенсивности и удаление от стимула большей интенсивности). Нередко подобные переживания в силу их слабой дифференцированности невозможно выразить вербально (например, «здесь чувствуешь себя как-то не так»). Осознаются как эмоциональная окраска, своеобразный качественный оттенок психического процесса, как свойство воспринимаемого предмета, явления, действия и т.п. (например, «приятный собеседник», «скучная книга»).5

2.Собственно эмоции – психическое отражение в форме непосредственного пристрастного переживания жизненного смысла явлений и ситуаций, обусловленного отношением их объективных свойств к потребностям субъекта. Это мене сильные и более длительные, чем аффект, состояния, отражающие совершающиеся, вспоминаемые и вероятные события в форме переживаний, сопровождающих субъективную оценку этих событий. Или, словами А. Н. Леонтьева: «Они имеют отчётливо выраженный ситуационный характер, т.е. выражают оценочное личностное отношение к складывающимся или возможным ситуациям, к своей деятельности и своим проявлениям в них. Собственно эмоции способны предвосхищать ситуации и события, которые реально ещё не наступили, и возникают в связи с представлением о пережитых или воображаемых ситуациях. Их важнейшая особенность состоит в их способности к обобщению и коммуникации; поэтому эмоциональный опыт человека гораздо шире, чем опыт его индивидуальных переживаний».6

Традиционным  считается деление эмоций на положительные  и отрицательные. Хотя эта, весьма общая, классификация эмоций в целом  правильна и полезна, понятия  положительности и отрицательности  в приложении к эмоциям требуют  некоторого уточнения. Например, такие  эмоции, как гнев, страх, стыд не могут  быть безоговорочно отнесены к категории  отрицательных, негативных. Гнев иногда прямо соотносим с приспособительным  поведением и ещё чаще – с защитой  и утверждением личностной целостности. Страх также связан с выживанием и наряду со стыдом способствует регуляции  разрешительной агрессивности и  утверждению социального порядка. Вместо того чтобы говорить об отрицательных  и положительных эмоциях, более  точно было бы считать, что существуют такие эмоции, которые способствуют психологической энтропии, и такие, которые облегчают конструктивное поведение. В этом смысле будет ли данная эмоция положительной или отрицательной, зависит от интраиндивидуальных процессов взаимодействия субъекта и окружающей среды.7

Не менее  популярной является классификация  эмоций по отношению к деятельности и, соответственно, их деление на стенические (побуждающие к действию, вызывающие напряжение) и астенические (тормозящие действие, угнетающие).

Также известны классификации эмоций: по происхождению  от групп потребностей – биологические, социальные и идеальные эмоции, по характеру действий, от которых зависит  вероятность удовлетворения потребности,- контактные и дистантные.8

3.Аффект – стремительно и бурно протекающий эмоциональный процесс взрывного характера, который может дать неподчинённую сознательному волевому контролю разрядку в действии. Основное в аффекте – это неожиданно наступающее, резко испытываемое человеком потрясение, характеризующееся изменением сознания, нарушением волевого контроля над действиями. В аффекте резко изменяются параметры внимания: снижается его переключаемость, нарушаются концентрация, память вплоть до частичной или полной амнезии. Аффект оказывает дезорганизующее влияние на деятельность, последовательность и качество выполнения, при максимальной дезинтеграции – ступор или хаотичные нецеланправленные двигательные реакции. Различают нормальные и патологические аффекты. Главные признаки патологического аффекта: изменённость сознания (дезориентация во времени и пространстве); неадекватность интенсивности реагирования интенсивности раздражителя, вызвавшего реакцию; наличие постаффектационной амнезии.

4.Страсть – интенсивное, обобщённое и продолжительное переживание, доминирующее над другими побуждениями человека и приводящее к сосредоточению на предмете страсти. Причины, вызывающие страсть, могут быть различны – начиная от телесных влечений и до осознанных идейных убеждений. Она может быть принята, санкционирована личностью, а может переживаться как нечто нежелательное, навязчивое. Характерными чертами страсти являются сила чувства, выражающаяся в соответствующей направленности всех помыслов личности, устойчивость, единство эмоциональных и волевых моментов, своеобразное сочетание активности и пассивности.

Информация о работе Контрольная работа по "педагогике"