Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 15:01, контрольная работа
На протяжении всей истории, в разной степени выраженности, в России происходили социально-экономические, политические, экологические и другие изменения, которые приводили к резкому увеличению разного рода патологий у детей и взрослых, в том числе и речевых. Наше время не стало исключением - статистические данные последних десятилетий показывают, что число детей с речевой патологией увеличилось до 40-50 % от общего числа детей дошкольного и младшего школьного возраста (А.Г. Прытко, Е.А. Соболева, Т.Б. Филичева и др.), тогда как на конец 50-х годов ХХ в. данное число детей не превышало 17 % (Б.М. Гриншпун, М.Е. Хватцев и др.).
Введение
Предмет, цель и задачи логопедии
Принципы логопедического воздействия
Методы логопедического воздействия при индивидуальных логопедических занятиях
Структура и содержание индивидуальных логопедических занятий
Заключение
Список литературы
НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«МОСКОВСКИЙ ПСИХОЛОГО-СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Филиал в г. Красноярске
Контрольная работа
по дисциплине: «ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ФОРМЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ»
Выполнил:
студент группы ЛС/С 09
Фролова Ирина Александровна
Проверил:
к.п.н., доцент: Брюховских Л.А.
г. Красноярск, 2013 г.
Содержание
Введение
Заключение
Список литературы
Введение
На протяжении всей истории,
в разной степени выраженности, в
России происходили социально-
Исключительно важное значение в области научных исследований логопедии и дефектологии имеет раннее распознавание речевого недоразвития и его более ранняя и эффективная коррекция, что позволяет предупреждать дальнейшие затруднения детей при обучении в школе (Т.А. Власова, 1972).
Своевременная коррекционно-воспитательная
работа с детьми дошкольного возраста
при выраженных нарушениях речи приводит
к значительной их компенсации. Дошкольное
образовательное учреждение и специализированные
группы для детей с нарушениями
речи являются первой ступенью непрерывного
образования и входят в систему
общественного дошкольного
Логопедическое воздействие при проведении коррекционно-воспитательной работы осуществляется в форме групповых и индивидуальных занятий. Обе формы проведения логопедического занятия являются дополнением друг к другу, так как повышают эффективность воздействия на речевое нарушение у ребёнка. Но, в отличие от групповых, индивидуальные занятия по устранению дефекта речи, предоставляют логопеду больше времени на изучение речевого нарушения, выбор более эффективного метода лечения и закрепление положительного результата у конкретного ребёнка.
Основная цель индивидуальных занятий - подбор комплекса артикуляционных упражнений, направленных на устранение специфических нарушений звуковой стороны речи, на помощь при затруднении звукового анализа. При этом логопед обязан установить эмоциональный контакт с ребенком, привлечь его внимание к контролю над качеством звучащей речи логопеда и ребенка, подобрать индивидуальный подход с учетом личностных особенностей ребенка. Должны учитываться речевой негативизм, фиксация на дефекте, невротические реакции.
Индивидуальные занятия носят опережающий характер и готовят к усвоению усложненного фонетико и лексико-грамматического материала на последующих подгрупповых и фронтальных занятиях.
Можно выделить основные задачи, которые решают индивидуальные занятия:
- развитие артикуляционного праксиса;
- фонационные упражнения;
- уточнение артикуляции правильного произношения звуков в различных звукослоговых сочетаниях;
- вызывание и постановка отсутствующих звуков или коррекция искаженных звуков;
- первоначальный этап автоматизации исправленных звуков в облегченных фонетических условиях.
На индивидуальных занятиях осуществляют закрепление навыков произношения изученных звуков, отработку навыков восприятия и воспроизведения сложных слоговых структур, состоящих из правильно произносимых звуков, воспитание к готовности к звуковому анализу и синтезу слов, состоящих из правильно произносимых звуков, расширение лексического запаса в процессе закрепления поставленных ранее звуков, закрепление доступных возрасту грамматических категорий с учетом исправлений на индивидуальных занятиях.
В данной работе будет освещена теоретическая база этапов построения индивидуального занятия для детей с нарушением речи.
1.Предмет, цель и задачи логопедии
Логопедия - это наука о нарушениях речи, о методах их предупреждения, выявления и устранения средствами специального обучения и воспитания.
Логопедия изучает причины,
механизмы, симптоматику, течение, структуру
нарушений речевой
Предметом логопедии как
науки являются нарушения речи и
процесс обучения и воспитания лиц
с расстройством речевой
Логопедия рассматривает расстройства речи с позиций предупреждения и преодоления средствами специально организованного обучения и воспитания, поэтому ее относят к специальной педагогике.
Основной целью логопедии является разработка научно обоснованной системы обучения, воспитания и перевоспитания лиц с нарушениями речи, а также предупреждения речевых расстройств.
Логопедическое воздействие
должно быть направлено как на внешние,
так и на внутренние факторы, обуславливающие
нарушения речи. Оно представляет
собой сложный педагогический процесс,
направленный, прежде всего, на коррекцию
и компенсацию нарушений
Исходя из определения логопедии как науки, можно выделить следующие ее задачи:
- Изучение онтогенеза речевой деятельности при различных формах речевых нарушений.
- Определение распространенности, симптоматики и степени проявлений нарушений речи.
- Выявление динамики спонтанного и направленного развития детей с нарушением речевой деятельности, а также характера влияния речевых расстройств на формирование их личности, на психическое развитие, на осуществление различных видов деятельности поведения.
- Изучение особенностей формирования речи и речевых нарушений у детей с различными отклонениями в развитии (при нарушении интеллекта, слуха, зрения и опорно-двигательного аппарата).
- Выяснение этиологии, механизмов, структуры и симптоматики речевых нарушений.
- Разработка методов педагогической диагностики речевых расстройств.
- Систематизация речевых расстройств.
- Разработка принципов, дифференцированных методов и средств устранения речевых нарушений.
- Совершенствование методов профилактики речевых расстройств.
- Разработка вопросов организации логопедической помощи.
В указанных задачах логопедии
определяется как теоретическая, так
и практическая ее направленность.
Теоретический ее аспект - изучение
речевых расстройств и
Решение данных задач определяет
ход логопедического
Основным направлением логопедического воздействия при проведении индивидуальных занятий, является развитие речи, коррекция и профилактика ее нарушений. В процессе логопедической работы предусматривается развитие сенсорных функций; развитие моторики, особенно речевой моторики; развитие познавательной деятельности, прежде всего мышления, процессов памяти, внимания; формирование личности ребенка с одновременной регуляцией, а также коррекцией социальных отношений; воздействие на социальное окружение.
Правильная организация индивидуальных занятий позволяет устранить или смягчить как речевые, так и психологические нарушения, способствуя достижению главной цели педагогического воздействия - воспитанию человека.
Речевая функция является одной из важнейших психических функций человека. В процессе речевого развития формируются высшие формы познавательной деятельности, способности к понятийному мышлению. В процессе психического развития ребенка возникает сложное, качественно новое единство - речевое мышление.
Овладение ребенком речью
способствует осознанию, планированию
и регуляции его поведения, а
способность к речевому общению
создает предпосылки для
Понимание сложной структуры
речевого дефекта, опора на имеющиеся
классификации речевых
В основе системы логопедической
работы лежит индивидуально-
2. Принципы логопедического воздействия
При устранении речевых нарушений
используются понятия: "коррекция",
"компенсация", "обучение", "коррекционно-
Логопедическое воздействие
представляет собой педагогический
процесс, направленный на коррекцию
и компенсацию нарушений
Принципы логопедической работы - это общие исходные положения, которые определяют деятельность логопеда и детей в процессе коррекции нарушений речи.
Логопедическое воздействие опирается на специальные принципы: учета этиологии и механизмов речевого нарушения, системности и учета структуры речевого нарушения, комплексности, дифференцированного подхода, поэтапности, развития, учета личностных особенностей, использования обходного пути, формирования речевых навыков в условиях естественного речевого общения.
При устранении речевых нарушений,
логопеду необходимо учитывать совокупность
этиологических факторов, обусловливающих
их возникновение. Это внешние, внутренние,
биологические и социально-
Содержание логопедического воздействия зависит от механизма речевого нарушения. При одинаковой симптоматике нарушений речи возможны различные механизмы.
Целью логопедической работы является не просто стимулирование и активизация речевого процесса, а формирование нормальных речевых механизмов. В своей работе логопед должен опираться на принцип системного подхода, который предполагает необходимость учета структуры дефекта, определения ведущего нарушения, соотношения первичных и вторичных симптомов. Сложность организации речевой системы обусловливает расстройство речевой деятельности в целом, даже при нарушении отдельных ее звеньев. Это и определяет значимость воздействия на все компоненты речи при устранении речевых расстройств.
В процессе логопедического воздействия необходимо учитывать уровень развития речи, познавательной деятельности, особенности сенсорной сферы и моторики ребенка.
Построение индивидуального логопедическое занятия представляет собой целенаправленный, сложно организованный процесс, в котором выделяются различные этапы. Каждый из них характеризуется своими целями, задачами, методами и приемами коррекции. Формирование правильных речевых навыков, форм и функций речи осуществляется от простых к сложным, от конкретных к более абстрактным, от ситуативной речи к контекстной. Большое место в логопедической работе занимает коррекция и воспитание личности в целом, учитываются особенности формирования личности у детей с различными формами речевых расстройств, а также возрастные особенности.