Контрольная работа по "Педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 15:01, контрольная работа

Описание

На протяжении всей истории, в разной степени выраженности, в России происходили социально-экономические, политические, экологические и другие изменения, которые приводили к резкому увеличению разного рода патологий у детей и взрослых, в том числе и речевых. Наше время не стало исключением - статистические данные последних десятилетий показывают, что число детей с речевой патологией увеличилось до 40-50 % от общего числа детей дошкольного и младшего школьного возраста (А.Г. Прытко, Е.А. Соболева, Т.Б. Филичева и др.), тогда как на конец 50-х годов ХХ в. данное число детей не превышало 17 % (Б.М. Гриншпун, М.Е. Хватцев и др.).

Содержание

Введение
Предмет, цель и задачи логопедии
Принципы логопедического воздействия
Методы логопедического воздействия при индивидуальных логопедических занятиях
Структура и содержание индивидуальных логопедических занятий
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Индивидуальные формы логопедической работы.docx

— 48.28 Кб (Скачать документ)

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«МОСКОВСКИЙ ПСИХОЛОГО-СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Филиал в г. Красноярске

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине: «ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ФОРМЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ»

 

 

 

 

Выполнил:

студент группы ЛС/С 09

Фролова Ирина Александровна

Проверил:

к.п.н., доцент: Брюховских Л.А.

 

 

 

 

г. Красноярск, 2013 г. 

Содержание

 

Введение

  1. Предмет, цель и задачи логопедии
  2. Принципы логопедического воздействия
  3. Методы логопедического воздействия при индивидуальных логопедических занятиях
  4. Структура и содержание индивидуальных логопедических занятий

Заключение

Список литературы

 

Введение

 

На протяжении всей истории, в разной степени выраженности, в  России происходили социально-экономические, политические, экологические и другие изменения, которые приводили к  резкому увеличению разного рода патологий у детей и взрослых, в том числе и речевых. Наше время не стало исключением - статистические данные последних десятилетий показывают, что число детей с речевой  патологией увеличилось до 40-50 % от общего числа детей дошкольного и  младшего школьного возраста (А.Г. Прытко, Е.А. Соболева, Т.Б. Филичева и др.), тогда  как на конец 50-х годов ХХ в. данное число детей не превышало 17 % (Б.М. Гриншпун, М.Е. Хватцев и др.).

Исключительно важное значение в области научных исследований логопедии и дефектологии имеет  раннее распознавание речевого недоразвития и его более ранняя и эффективная  коррекция, что позволяет предупреждать  дальнейшие затруднения детей при  обучении в школе (Т.А. Власова, 1972).

Своевременная коррекционно-воспитательная работа с детьми дошкольного возраста при выраженных нарушениях речи приводит к значительной их компенсации. Дошкольное образовательное учреждение и специализированные группы для детей с нарушениями  речи являются первой ступенью непрерывного образования и входят в систему  общественного дошкольного воспитания. Специальным детским садам и  коррекционным группам детских  садов общеразвивающего типа принадлежит  ведущая роль в воспитании и развитии дошкольников при наличии у них  речевого недоразвития и вторичных  психологических отклонений в их преодолении и компенсации (Т.А. Власова, Е.Ф. Рау, М.Ф. Фомичева, Чиркина Г.В.). Поскольку успех ранней коррекции  речевых нарушений у детей  дошкольного возраста зависит во многом от уровня организации логопедической помощи в детском саду (специализированной группе), поэтому встает проблема организации эффективного коррекционно-образовательного процесса в логопедической группе детского сада.

Логопедическое воздействие  при проведении коррекционно-воспитательной работы осуществляется в форме групповых  и индивидуальных занятий. Обе формы  проведения логопедического занятия  являются дополнением друг к другу, так как повышают эффективность  воздействия на речевое нарушение  у ребёнка. Но, в отличие от групповых, индивидуальные занятия по устранению дефекта речи, предоставляют логопеду больше времени на изучение речевого нарушения, выбор более эффективного метода лечения и закрепление  положительного результата у конкретного  ребёнка.

Основная цель индивидуальных занятий - подбор комплекса артикуляционных упражнений, направленных на устранение специфических нарушений звуковой стороны речи, на помощь при затруднении звукового анализа. При этом логопед обязан установить эмоциональный контакт с ребенком, привлечь его внимание к контролю над качеством звучащей речи логопеда и ребенка, подобрать индивидуальный подход с учетом личностных особенностей ребенка. Должны учитываться речевой негативизм, фиксация на дефекте, невротические реакции.

Индивидуальные занятия носят опережающий характер и готовят к усвоению усложненного фонетико и лексико-грамматического материала на последующих подгрупповых и фронтальных занятиях.

Можно выделить основные задачи, которые решают индивидуальные занятия:

- развитие артикуляционного праксиса;

- фонационные упражнения;

- уточнение артикуляции правильного произношения звуков в различных звукослоговых сочетаниях;

- вызывание и постановка отсутствующих звуков или коррекция искаженных звуков;

- первоначальный этап автоматизации исправленных звуков в облегченных фонетических условиях.

На индивидуальных занятиях осуществляют закрепление навыков произношения изученных звуков, отработку навыков восприятия и воспроизведения сложных слоговых структур, состоящих из правильно произносимых звуков, воспитание к готовности к звуковому анализу и синтезу слов, состоящих из правильно произносимых звуков, расширение лексического запаса в процессе закрепления поставленных ранее звуков, закрепление доступных возрасту грамматических категорий с учетом исправлений на индивидуальных занятиях.

В данной работе будет освещена теоретическая база этапов построения индивидуального занятия для  детей с нарушением речи.

 

1.Предмет, цель  и задачи логопедии

 

Логопедия - это наука  о нарушениях речи, о методах их предупреждения, выявления и устранения средствами специального обучения и  воспитания.

Логопедия изучает причины, механизмы, симптоматику, течение, структуру  нарушений речевой деятельности, систему коррекционного воздействия.

Предметом логопедии как  науки являются нарушения речи и  процесс обучения и воспитания лиц  с расстройством речевой деятельности. Объект изучения - человек (индивидуум), страдающий нарушением речи.

Логопедия рассматривает  расстройства речи с позиций предупреждения и преодоления средствами специально организованного обучения и воспитания, поэтому ее относят к специальной  педагогике.

Основной целью логопедии  является разработка научно обоснованной системы обучения, воспитания и перевоспитания лиц с нарушениями речи, а также  предупреждения речевых расстройств.

Логопедическое воздействие  должно быть направлено как на внешние, так и на внутренние факторы, обуславливающие  нарушения речи. Оно представляет собой сложный педагогический процесс, направленный, прежде всего, на коррекцию  и компенсацию нарушений речевой  деятельности.

Исходя из определения  логопедии как науки, можно выделить следующие ее задачи:

- Изучение онтогенеза речевой деятельности при различных формах речевых нарушений.

- Определение распространенности, симптоматики и степени проявлений нарушений речи.

- Выявление динамики спонтанного и направленного развития детей с нарушением речевой деятельности, а также характера влияния речевых расстройств на формирование их личности, на психическое развитие, на осуществление различных видов деятельности поведения.

- Изучение особенностей формирования речи и речевых нарушений у детей с различными отклонениями в развитии (при нарушении интеллекта, слуха, зрения и опорно-двигательного аппарата).

- Выяснение этиологии, механизмов, структуры и симптоматики речевых нарушений.

- Разработка методов педагогической диагностики речевых расстройств.

- Систематизация речевых расстройств.

- Разработка принципов, дифференцированных методов и средств устранения речевых нарушений.

- Совершенствование методов профилактики речевых расстройств.

- Разработка вопросов организации логопедической помощи.

В указанных задачах логопедии  определяется как теоретическая, так  и практическая ее направленность. Теоретический ее аспект - изучение речевых расстройств и разработка научно обоснованных методов их профилактики, выявления и преодоления. Практический аспект - профилактика, выявление и  устранение речевых нарушений. Теоретические  и практические задачи логопедии  тесно связаны.

Решение данных задач определяет ход логопедического воздействия, в частности, построения индивидуальных логопедических занятий.

Основным направлением логопедического  воздействия при проведении индивидуальных занятий, является развитие речи, коррекция и профилактика ее нарушений. В процессе логопедической работы предусматривается развитие сенсорных функций; развитие моторики, особенно речевой моторики; развитие познавательной деятельности, прежде всего мышления, процессов памяти, внимания; формирование личности ребенка с одновременной регуляцией, а также коррекцией социальных отношений; воздействие на социальное окружение.

Правильная организация  индивидуальных занятий позволяет  устранить или смягчить как речевые, так и психологические нарушения, способствуя достижению главной цели педагогического воздействия - воспитанию человека.

Речевая функция является одной из важнейших психических  функций человека. В процессе речевого развития формируются высшие формы  познавательной деятельности, способности  к понятийному мышлению. В процессе психического развития ребенка возникает  сложное, качественно новое единство - речевое мышление.

Овладение ребенком речью  способствует осознанию, планированию и регуляции его поведения, а  способность к речевому общению  создает предпосылки для специфически человеческих социальных контактов, благодаря  которым формируются и уточняются представления ребенка об окружающей действительности, совершенствуются формы  ее отражения.

Понимание сложной структуры  речевого дефекта, опора на имеющиеся  классификации речевых нарушений  позволяет представить характеристику дошкольников с речевым недоразвитием  разного уровня, на основе которой  организуется стратегия и тактика  логопедической работы, при проведении индивидуальных занятий, осуществляется выбор необходимых логопедических и общепедагогических приемов коррекционной  помощи.

В основе системы логопедической работы лежит индивидуально-дифференцированный личностный подход, позволяющий удовлетворять  потребности и интересы каждого  конкретного ребенка, учитывать  его индивидуальные особенности, направленно  и эффективно осуществлять коррекцию  речи у детей дошкольного возраста, в ходе индивидуальных занятий.

 

2. Принципы логопедического воздействия

При устранении речевых нарушений  используются понятия: "коррекция", "компенсация", "обучение", "коррекционно-восстановительное  обучение" и "логопедическое воздействие". Ведущим средством при устранении речевых нарушений является логопедическое воздействие, основными формами  которого являются коррекция, компенсация, адаптация, реабилитация.

Логопедическое воздействие  представляет собой педагогический процесс, направленный на коррекцию  и компенсацию нарушений речевой  деятельности, на воспитание и развитие ребенка с речевым нарушением, что является основой построения логопедического индивидуального  занятия.

Принципы логопедической работы - это общие исходные положения, которые определяют деятельность логопеда и детей в процессе коррекции  нарушений речи.

Логопедическое воздействие  опирается на специальные принципы: учета этиологии и механизмов речевого нарушения, системности и  учета структуры речевого нарушения, комплексности, дифференцированного  подхода, поэтапности, развития, учета  личностных особенностей, использования  обходного пути, формирования речевых  навыков в условиях естественного  речевого общения.

При устранении речевых нарушений, логопеду необходимо учитывать совокупность этиологических факторов, обусловливающих  их возникновение. Это внешние, внутренние, биологические и социально-психологические  факторы. В зависимости от характера  этиологических факторов по-разному  строится работа по устранению речевого дефекта.

Содержание логопедического  воздействия зависит от механизма  речевого нарушения. При одинаковой симптоматике нарушений речи возможны различные механизмы.

Целью логопедической работы является не просто стимулирование и  активизация речевого процесса, а  формирование нормальных речевых механизмов. В своей работе логопед должен опираться на принцип системного подхода, который предполагает необходимость учета структуры дефекта, определения ведущего нарушения, соотношения первичных и вторичных симптомов. Сложность организации речевой системы обусловливает расстройство речевой деятельности в целом, даже при нарушении отдельных ее звеньев. Это и определяет значимость воздействия на все компоненты речи при устранении речевых расстройств.

В процессе логопедического  воздействия необходимо учитывать  уровень развития речи, познавательной деятельности, особенности сенсорной  сферы и моторики ребенка.

Построение индивидуального  логопедическое занятия представляет собой целенаправленный, сложно организованный процесс, в котором выделяются различные  этапы. Каждый из них характеризуется  своими целями, задачами, методами и  приемами коррекции. Формирование правильных речевых навыков, форм и функций речи осуществляется от простых к сложным, от конкретных к более абстрактным, от ситуативной речи к контекстной. Большое место в логопедической работе занимает коррекция и воспитание личности в целом, учитываются особенности формирования личности у детей с различными формами речевых расстройств, а также возрастные особенности.

Информация о работе Контрольная работа по "Педагогике"