Контрольная работа по "Педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 15:01, контрольная работа

Описание

На протяжении всей истории, в разной степени выраженности, в России происходили социально-экономические, политические, экологические и другие изменения, которые приводили к резкому увеличению разного рода патологий у детей и взрослых, в том числе и речевых. Наше время не стало исключением - статистические данные последних десятилетий показывают, что число детей с речевой патологией увеличилось до 40-50 % от общего числа детей дошкольного и младшего школьного возраста (А.Г. Прытко, Е.А. Соболева, Т.Б. Филичева и др.), тогда как на конец 50-х годов ХХ в. данное число детей не превышало 17 % (Б.М. Гриншпун, М.Е. Хватцев и др.).

Содержание

Введение
Предмет, цель и задачи логопедии
Принципы логопедического воздействия
Методы логопедического воздействия при индивидуальных логопедических занятиях
Структура и содержание индивидуальных логопедических занятий
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Индивидуальные формы логопедической работы.docx

— 48.28 Кб (Скачать документ)

Логопеду недостаточно отобрать целесообразные движения, нужно научить  ребёнка правильно их применять, т.е. предъявлять определенные требования к качеству движений: точность, чистоту, плавность, силу, темп, устойчивость переход  от одного движения к другому.

Не менее важным является развитие фонематического слуха  и фонематического восприятия. Эта  задача может оказаться первоочередной в том случае, если дефекты звукопроизношения  обусловлены несформированностью  операций переработки фонем по их акустическим параметрам, когда нарушено или затруднено различение входящих в состав слова фонем. Задания  на выработку умений слышать, узнавать звук, выделять его из потока речи, различать  сходные по акустическим и артикуляционным  признакам звуки, упражнения на формирование навыков элементарного звукового  анализа и синтеза - неотъемлемая часть коррекционной работы по устранению дефектов звукопроизношения.

Процесс исправления неправильного  звукопроизношения делится на три  этапа: постановка звука, автоматизация  звука и дифференциация смешиваемых звуков.

Специалистами отмечается, что постановка звука в большинстве  случаев более сложный искусственный  процесс, чем самостоятельное появление  звука у ребенка, поскольку с  физиологической точки зрения постановка звука - это создание нового условного  рефлекса.

Дошкольники часто подражают  звукам окружающего мира или артикуляции  логопеда в ходе включения детей  в игровую ситуацию. В других случаях  в качестве обходного пути используются сохранные звуки, близкие по месту, способу артикуляции тем звукам, правильному произношению которых  необходимо научить ребенка. В более  сложных случаях требуется механическая помощь.

Автоматизация звука с  точки зрения высшей нервной деятельности - это введение вновь созданной  и закрепленной относительно простой  связи речевого звука в более  сложные последовательные структуры - слова и фразы. Работу на этом этапе  следует рассматривать как затормаживание старых, неправильных динамических стереотипов  и выработку новых. Эта работа трудна для нервной системы и  требует очень большой осторожности и постепенности, которые выражаются в переходе от изолированного звука  к различным типам слогов и  звукосочетаний, затем к словам с  данным звуком, предложениям, а в  дальнейшем к различным видам  развернутой речи.

Если дефекты звукопроизношения  проявлялись в виде замен или  смешения звуков, необходимо переходить к этапу дифференциации вновь  выработанного звука со звуком, который  употребляется в качестве его  заменителя. Работа над дифференциацией  может быть начата только тогда, когда  оба звука могут быть правильно  произнесены в любом звукосочетании. Последовательность и постепенное  усложнение речевых упражнений при  дифференциации те же, что и при  автоматизации звуков: дифференциация в слогах, затем в словах, фразах и различных видах развернутой  речи. В тех случаях, когда у  ребенка наблюдалось искаженное произношение звука, а не его замена другим звуком, дифференциация не нужна.

У детей с общим недоразвитием  речи нарушение произношения в "чистом виде" не встречается. Понятие "общее  недоразвитие речи" применяется  к такой форме патологии речи у детей с нормальным слухом и  первично сохранным интеллектом, когда  нарушается формирование всех компонентов  речевой системы. В основу коррекционной  системы обучения и воспитания детей  с ОНР положены следующие принципы:

раннее воздействие на речевую деятельность с целью  предупреждения вторичных отклонений;

развитие речи и опоры  на онтогенез (учет закономерностей  развития детской речи в норме);

взаимосвязанное формирование фонетико-фонематических и лексико-грамматических компонентов языка (единство названных  направлений и взаимоподготовка); - дифференцированный подход в логопедической работе к детям с ОНР, имеющим  различную структуру речевого нарушения;

связь речи с другими сторонами  психического развития, которые раскрывают зависимость формирования отдельных  компонентов речи от состояния других психических процессов. Поэтому содержание индивидуальных логопедических занятий с детьми, имеющими ОНР, должно быть намного шире, чем только устранение нарушений звукопроизношения.

На занятиях логопеду большое  внимание необходимо уделять обогащению, активизации словаря, развитию навыков  словоизменения и словообразования, формированию грамматического строя. На начальных этапах эта работа ведется  на материале сохранных звуков. В  дальнейшем в лексические и грамматические упражнения вводятся слова с поставленным и автоматизируемым звуком.

Активизация мыслительной деятельности детей, развитие внимания и памяти - необходимые условия для успешного  и разностороннего обучения дошкольников. А в силу специфического состояния  психических процессов у детей  с ОНР развитие памяти, внимания, мышления, воображения - обязательная составляющая индивидуального логопедического  занятия.

У детей с ОНР наблюдаются  особенности в формировании мелкой моторики рук, проявляемые прежде всего  в недостаточной координации  пальцев рук, точности и ловкости движений. Целенаправленная работа по развитию мелкой моторики пальцев рук  ускоряет созревание речевых областей и стимулирует развитие речи ребенка, позволяет быстрее исправить  дефектное звукопроизношение. Поэтому  логопед должен включать в свои занятия  упражнения, направленные на развитие мелкой моторики, которые, с одной  стороны, могут играть роль физкультминуток, а с другой - будут способствовать более эффективной автоматизации  звука при сочетание их с речевой  работой.

Таким образом, к целям  индивидуального логопедического  занятия следует отнести:

развитие артикуляционной  моторики, формирование правильных артикуляционных  укладов;

формирование произносительных навыков (в зависимости от этапа  работы над звуком);

развитие фонематического  восприятия, навыков звукового анализа;

совершенствование лексико- грамматических конструкций;

развитие неречевых психических  процессов;

развитие мелкой моторики пальцев рук.

При подготовке и проведении индивидуального занятия очень  важно помнить о том, что на протяжении всего занятия у ребенка  должен быть стойкий положительный  эмоциональный настрой, который  выражается в желании заниматься. Это достигается использованием сюрпризных моментов, игровых фрагментов, увлекательных заданий и упражнений, при выполнении которых процесс  обучения и научения превращается в  интересную игру. В ходе занятия  выстраиваются интересные сюжеты, участниками  которых нередко становятся сами дети.

На протяжении занятия  у ребенка воспитывается умение слушать, слышать и оценивать  не только речь окружающих, но и собственную. Для этого эффективным оказывается запись во время занятия отдельных упражнений на магнитофон. В этом случае ребенок получает возможность слышать себя не только в момент высказывания, но и как бы со стороны услышать и оценить свою речь.

При составлении конспекта  занятия, продумывания его содержание следует учитывать, что речевой  материал в ходе занятия нужно  усложнять постепенно, последовательно, в зависимости от этапа работы над звуком (например, на этапе автоматизации  в словах звук сначала должен отрабатываться изолированно, затем в слогах, а  потом в словах). При подборе  лексического, грамматического материала, игр и упражнений на развитие психических  процессов необходимо учитывать  речевые возможности ребенка, т.е. на этапе постановки звука или  на этапе автоматизации звука  в слогах речевую работу нужно  строить на материале сохранных  звуков. На дальнейших этапах все речевые  упражнения должны включать отрабатываемый звук. (Приведенные в пособии конспекты  занятий позволят читателям наглядно проиллюстрировать этот подход автора к подбору речевого материала.)

Определяя содержание индивидуального  логопедического занятия, подбирая речевой и практический материал, следует стремиться к тому, чтобы  занятие было не только интересным, но и максимально продуктивным, с  высокой речевой активностью  ребенка. Важно включать в занятия  серии тренировочных упражнений, приучая детей свободно пользоваться в спонтанных высказываниях новыми звуками.

Если структура занятия  на этапе автоматизации определяется последовательным усложнением речевого материала, то при индивидуальном занятии  подходы к постановке звука осуществляются в течение занятия неоднократно (не менее 3 раз). Они должны чередоваться с заданиями по реализации других целей. 3анимательная форма занятия, игровые приемы, смена видов заданий, система поощрений позволяют  поддерживать интерес детей на протяжении определенного отрезка времени. 

Заключение

 

Своевременное овладение  правильной речью имеет огромное значение для формирования полноценной  личности ребенка и успешного  обучения его в школе. Разнообразные  нарушения устной речи, затрудняющие овладение правильным чтением и  грамотным письмом, - одна из распространенных причин неуспеваемости учащихся начальных  классов.

Согласно статистике количество речевых нарушений в последние  годы имеет тенденцию к увеличению, поэтому работе по коррекции речи необходимо уделять большее внимание.

Наиболее часто речевые  дефекты наблюдаются в произношении, правильно формировать которое  довольно сложно, поскольку ребенку  необходимо научиться управлять  своими органами речи, осуществлять контроль за собственной речью и речью  окружающих.

Дефекты звукопроизношения  сами собой не исчезают.

Своевременно не выявленные и не устраненные нарушения закрепляются, становятся стойкими.

Дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития и формирования речи у детей, а ее недостатки в  это время легче и быстрее  преодолеваются. Это создает благоприятные  условия для полноценного речевого и психического развития подрастающего  человека. От того, насколько эффективно проводится работа в логопедической группе дошкольного образовательного учреждения, зависит дальнейшее обучение ребенка в школе.

Индивидуальные логопедические занятия - основная форма коррекционного обучения, способствующая постепенному развитию всех компонентов речи и  подготовке к школе. Обучение правильной речи требует регулярных, последовательных занятий, которые позволяют сформировать у ребенка определенный динамический стереотип. Часто логопеды, и не только начинающие, вздыхают, как только речь заходит об индивидуальных занятиях. Действительно, многократные повторения одного и того же материала утомляют не только ребенка, но и взрослого. Но повторения очень важны, когда нужно отработать правильный артикуляционный уклад, научить ребёнка слышать, узнавать звук, а затем правильно его произносить. А если этап автоматизации звука растягивается на длительное время, тогда логопеду, в прямом смысле этого слова, приходится ломать голову над тем, как и чем разнообразить занятия, чтобы отрабатываемый изо дня в день речевой материал не наскучил малышу, был для него интересен. Ведь только положительная мотивация будет способствовать эффективной работе, что приведет впоследствии к желаемому результату.

Таким образом, можно сделать  вывод, что при устранении дефектов звуковой стороны речи и формировании навыков правильного звукопроизношения  необходимы индивидуальные занятия, структура, содержание и форма построения которых - основа положительного результата логопедической работы.

 

 

Список литературы

 

1. Беккер К. П., Совак М. Логопедия. - М., 1981.

2. Борисова Е.А. Индивидуальные логопедические занятия с дошкольниками / Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2008.

3. Основы теории и практики логопеда. / Под ред. Р. Е. Левиной. - М., 1968.

4. Фомичева М. Ф. Воспитание правильного произношения. - М.: 1971.

5. Хватцев М. Е. Логопедия. - М.: 1959.

6. Хрестоматия по логопедии. / Под ред. Л.С. Волковой, В.И. Селиверстова - М.: 1997. - Ч. I, II.


Информация о работе Контрольная работа по "Педагогике"