Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 15:01, контрольная работа
На протяжении всей истории, в разной степени выраженности, в России происходили социально-экономические, политические, экологические и другие изменения, которые приводили к резкому увеличению разного рода патологий у детей и взрослых, в том числе и речевых. Наше время не стало исключением - статистические данные последних десятилетий показывают, что число детей с речевой патологией увеличилось до 40-50 % от общего числа детей дошкольного и младшего школьного возраста (А.Г. Прытко, Е.А. Соболева, Т.Б. Филичева и др.), тогда как на конец 50-х годов ХХ в. данное число детей не превышало 17 % (Б.М. Гриншпун, М.Е. Хватцев и др.).
Введение
Предмет, цель и задачи логопедии
Принципы логопедического воздействия
Методы логопедического воздействия при индивидуальных логопедических занятиях
Структура и содержание индивидуальных логопедических занятий
Заключение
Список литературы
Логопеду недостаточно отобрать целесообразные движения, нужно научить ребёнка правильно их применять, т.е. предъявлять определенные требования к качеству движений: точность, чистоту, плавность, силу, темп, устойчивость переход от одного движения к другому.
Не менее важным является
развитие фонематического слуха
и фонематического восприятия. Эта
задача может оказаться первоочередной
в том случае, если дефекты звукопроизношения
обусловлены
Процесс исправления неправильного звукопроизношения делится на три этапа: постановка звука, автоматизация звука и дифференциация смешиваемых звуков.
Специалистами отмечается,
что постановка звука в большинстве
случаев более сложный
Дошкольники часто подражают
звукам окружающего мира или артикуляции
логопеда в ходе включения детей
в игровую ситуацию. В других случаях
в качестве обходного пути используются
сохранные звуки, близкие по месту,
способу артикуляции тем
Автоматизация звука с
точки зрения высшей нервной деятельности
- это введение вновь созданной
и закрепленной относительно простой
связи речевого звука в более
сложные последовательные структуры
- слова и фразы. Работу на этом этапе
следует рассматривать как
Если дефекты
У детей с общим недоразвитием речи нарушение произношения в "чистом виде" не встречается. Понятие "общее недоразвитие речи" применяется к такой форме патологии речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом, когда нарушается формирование всех компонентов речевой системы. В основу коррекционной системы обучения и воспитания детей с ОНР положены следующие принципы:
раннее воздействие на речевую деятельность с целью предупреждения вторичных отклонений;
развитие речи и опоры на онтогенез (учет закономерностей развития детской речи в норме);
взаимосвязанное формирование
фонетико-фонематических и лексико-грамматических
компонентов языка (единство названных
направлений и
связь речи с другими сторонами психического развития, которые раскрывают зависимость формирования отдельных компонентов речи от состояния других психических процессов. Поэтому содержание индивидуальных логопедических занятий с детьми, имеющими ОНР, должно быть намного шире, чем только устранение нарушений звукопроизношения.
На занятиях логопеду большое внимание необходимо уделять обогащению, активизации словаря, развитию навыков словоизменения и словообразования, формированию грамматического строя. На начальных этапах эта работа ведется на материале сохранных звуков. В дальнейшем в лексические и грамматические упражнения вводятся слова с поставленным и автоматизируемым звуком.
Активизация мыслительной деятельности
детей, развитие внимания и памяти -
необходимые условия для
У детей с ОНР наблюдаются
особенности в формировании мелкой
моторики рук, проявляемые прежде всего
в недостаточной координации
пальцев рук, точности и ловкости
движений. Целенаправленная работа по
развитию мелкой моторики пальцев рук
ускоряет созревание речевых областей
и стимулирует развитие речи ребенка,
позволяет быстрее исправить
дефектное звукопроизношение. Поэтому
логопед должен включать в свои занятия
упражнения, направленные на развитие
мелкой моторики, которые, с одной
стороны, могут играть роль физкультминуток,
а с другой - будут способствовать
более эффективной
Таким образом, к целям
индивидуального
развитие артикуляционной моторики, формирование правильных артикуляционных укладов;
формирование произносительных навыков (в зависимости от этапа работы над звуком);
развитие фонематического восприятия, навыков звукового анализа;
совершенствование лексико- грамматических конструкций;
развитие неречевых
развитие мелкой моторики пальцев рук.
При подготовке и проведении
индивидуального занятия очень
важно помнить о том, что на
протяжении всего занятия у ребенка
должен быть стойкий положительный
эмоциональный настрой, который
выражается в желании заниматься.
Это достигается использованием
сюрпризных моментов, игровых фрагментов,
увлекательных заданий и
На протяжении занятия у ребенка воспитывается умение слушать, слышать и оценивать не только речь окружающих, но и собственную. Для этого эффективным оказывается запись во время занятия отдельных упражнений на магнитофон. В этом случае ребенок получает возможность слышать себя не только в момент высказывания, но и как бы со стороны услышать и оценить свою речь.
При составлении конспекта
занятия, продумывания его содержание
следует учитывать, что речевой
материал в ходе занятия нужно
усложнять постепенно, последовательно,
в зависимости от этапа работы
над звуком (например, на этапе автоматизации
в словах звук сначала должен отрабатываться
изолированно, затем в слогах, а
потом в словах). При подборе
лексического, грамматического материала,
игр и упражнений на развитие психических
процессов необходимо учитывать
речевые возможности ребенка, т.е.
на этапе постановки звука или
на этапе автоматизации звука
в слогах речевую работу нужно
строить на материале сохранных
звуков. На дальнейших этапах все речевые
упражнения должны включать отрабатываемый
звук. (Приведенные в пособии
Определяя содержание индивидуального
логопедического занятия, подбирая
речевой и практический материал,
следует стремиться к тому, чтобы
занятие было не только интересным,
но и максимально продуктивным, с
высокой речевой активностью
ребенка. Важно включать в занятия
серии тренировочных
Если структура занятия
на этапе автоматизации
Заключение
Своевременное овладение правильной речью имеет огромное значение для формирования полноценной личности ребенка и успешного обучения его в школе. Разнообразные нарушения устной речи, затрудняющие овладение правильным чтением и грамотным письмом, - одна из распространенных причин неуспеваемости учащихся начальных классов.
Согласно статистике количество речевых нарушений в последние годы имеет тенденцию к увеличению, поэтому работе по коррекции речи необходимо уделять большее внимание.
Наиболее часто речевые
дефекты наблюдаются в
Дефекты звукопроизношения сами собой не исчезают.
Своевременно не выявленные
и не устраненные нарушения
Дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития и формирования речи у детей, а ее недостатки в это время легче и быстрее преодолеваются. Это создает благоприятные условия для полноценного речевого и психического развития подрастающего человека. От того, насколько эффективно проводится работа в логопедической группе дошкольного образовательного учреждения, зависит дальнейшее обучение ребенка в школе.
Индивидуальные логопедические занятия - основная форма коррекционного обучения, способствующая постепенному развитию всех компонентов речи и подготовке к школе. Обучение правильной речи требует регулярных, последовательных занятий, которые позволяют сформировать у ребенка определенный динамический стереотип. Часто логопеды, и не только начинающие, вздыхают, как только речь заходит об индивидуальных занятиях. Действительно, многократные повторения одного и того же материала утомляют не только ребенка, но и взрослого. Но повторения очень важны, когда нужно отработать правильный артикуляционный уклад, научить ребёнка слышать, узнавать звук, а затем правильно его произносить. А если этап автоматизации звука растягивается на длительное время, тогда логопеду, в прямом смысле этого слова, приходится ломать голову над тем, как и чем разнообразить занятия, чтобы отрабатываемый изо дня в день речевой материал не наскучил малышу, был для него интересен. Ведь только положительная мотивация будет способствовать эффективной работе, что приведет впоследствии к желаемому результату.
Таким образом, можно сделать
вывод, что при устранении дефектов
звуковой стороны речи и формировании
навыков правильного
Список литературы
1. Беккер К. П., Совак М. Логопедия. - М., 1981.
2. Борисова Е.А. Индивидуальные логопедические занятия с дошкольниками / Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2008.
3. Основы теории и практики логопеда. / Под ред. Р. Е. Левиной. - М., 1968.
4. Фомичева М. Ф. Воспитание правильного произношения. - М.: 1971.
5. Хватцев М. Е. Логопедия. - М.: 1959.
6. Хрестоматия по логопедии. / Под ред. Л.С. Волковой, В.И. Селиверстова - М.: 1997. - Ч. I, II.