Контрольная работа по "Педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 15:01, контрольная работа

Описание

На протяжении всей истории, в разной степени выраженности, в России происходили социально-экономические, политические, экологические и другие изменения, которые приводили к резкому увеличению разного рода патологий у детей и взрослых, в том числе и речевых. Наше время не стало исключением - статистические данные последних десятилетий показывают, что число детей с речевой патологией увеличилось до 40-50 % от общего числа детей дошкольного и младшего школьного возраста (А.Г. Прытко, Е.А. Соболева, Т.Б. Филичева и др.), тогда как на конец 50-х годов ХХ в. данное число детей не превышало 17 % (Б.М. Гриншпун, М.Е. Хватцев и др.).

Содержание

Введение
Предмет, цель и задачи логопедии
Принципы логопедического воздействия
Методы логопедического воздействия при индивидуальных логопедических занятиях
Структура и содержание индивидуальных логопедических занятий
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Индивидуальные формы логопедической работы.docx

— 48.28 Кб (Скачать документ)

Коррекция нарушений речи проводится с учетом ведущей деятельности. У детей дошкольного возраста она осуществляется в процессе игровой  деятельности, которая становится средством  развития аналитико-синтетической  деятельности, моторики, сенсорной  сферы, обогащения словаря, усвоения языковых закономерностей, формирования личности ребенка. С учетом ведущей деятельности ребенка в процессе логопедической работы моделируются различные ситуации речевого общения. Для закрепления  правильных речевых навыков в  условиях естественного речевого общения  необходима тесная связь в работе логопеда, учителя, воспитателя, семьи.  

3. Методы логопедического воздействия при индивидуальных логопедических занятиях

 

Логопедическое воздействие, как основа построения индивидуальных логопедических занятий, осуществляется различными методами. Используется метод  обучения, рассматриваемый в педагогике, как способ совместной деятельности педагога и детей, направленный на освоение детьми знаний, навыков и умений, на формирование умственных способностей, воспитание чувств, поведения и личностных качеств.

Существуют различные  классификации методов обучения. В логопедической работе используются следующие методы: практические, наглядные и словесные. Выбор и использование того или иного метода определяется характером речевого нарушения, содержанием, целями и задачами коррекционно-логопедического воздействия, этапом работы, возрастными, индивидуально-психологическими особенностями ребенка и др. На каждом из этапов логопедической работы эффективность овладения правильными речевыми навыками обеспечивается соответствующей группой методов. Так, для этапа постановки звука характерно преимущественное использование практических и наглядных методов; при автоматизации, особенно в связной речи, широко используются беседа, пересказ, рассказ, т. е. словесные методы.

При устранении алалии для  развития сенсорной сферы, моторики, познавательной деятельности ребенка  также используются практические и  наглядные методы. В то же время  при закреплении правильных навыков  грамматических форм словоизменения и  словообразования наряду с наглядными методами применяются и словесные.

При устранении заикания в  дошкольном возрасте эффективность  логопедической работы достигается  практическими и наглядными методами.

К практическим методам логопедического воздействия относятся упражнения, игры и моделирование.

Упражнение - это многократное повторение ребенком практических и умственных заданных действий. В логопедической работе они эффективны при устранении артикуляторных и голосовых расстройств, так как у детей формируются практические речевые умения и навыки либо предпосылки к их развитию, происходит овладение различными способами практической и умственной деятельности. В результате систематического выполнения артикуляторных упражнений создаются предпосылки для постановки звука, для правильного его произношения. На этапе постановки звука формируется навык его изолированного произношения, а на этапе автоматизации добиваются правильного произношения звука в словах, словосочетаниях, предложениях, связной речи.

Освоение правильных речевых  навыков представляет собой длительный процесс, который требует разнообразных, систематически используемых видов  деятельности.

Упражнения подразделяются на подражательно-исполнительские, конструктивные и творческие.

Подражательно-исполнительские  выполняются детьми в соответствии с образцом. В логопедической работе большое место занимают упражнения практического характера (дыхательные, голосовые, артикуляторные, развивающие  общую, ручную моторику). На начальных  этапах усвоения используется показ  действий, а при повторениях, по мере усвоения способа действия, наглядный  показ все более "свертывается", заменяется словесным обозначением. Так, выполнение артикуляторных упражнений вначале осуществляется по наглядному показу, на основе зрительного восприятия выполнения заданий логопедом, в  дальнейшем они только называются.

В логопедической работе используются различные виды конструирования. Например, при устранении оптической дисграфии  детей учат конструировать буквы  из элементов, из одной буквы другую.

В упражнениях творческого  характера предполагается использование  усвоенных способов в новых условиях, на новом речевом материале. Так, при формировании звукового анализа и синтеза, определение последовательности звуков сначала дается с опорой на вспомогательные средства, а в дальнейшем только в речевом плане, так как усвоение действия звукового анализа переносится в новые условия. И, наконец, действие звукового анализа считается сформированным, если оно может выполняться во внутреннем плане (ребенок самостоятельно придумывает слова с определенным звуком, количеством звуков, отбирает картинки, в названии которых имеются звуки и т. д.).

Использование игры, как метода предполагает сочетание различных компонентов игровой деятельности с другими приемами: показом, пояснением, указаниями, вопросами. Одним из основных компонентов метода является воображаемая ситуация в развернутом виде (сюжет, роль, игровые действия). Например, в играх "Магазин", "Вызов врача", "На лесной опушке" дети распределяют роли, с помощью масок, деталей одежды, речевых и неречевых действий создают образы людей или животных, в соответствии с ролью вступают в определенные взаимоотношения в процессе игры.

В игровом методе ведущая роль принадлежит педагогу, который подбирает игру в соответствии с намеченными целями и задачами коррекции, распределяет роли, организует и активизирует деятельность детей.

С детьми дошкольного возраста используются различные игры: с пением, дидактические, подвижные, творческие, драматизации. Их использование определяется задачами и этапами коррекционно-логопедической работы, характером и структурой дефекта, возрастными и индивидуально-психическими особенностями детей. Например, использование  игровых упражнений с имитацией  действия: рубят дрова, деревья качаются от ветра, имитация походки медведя, лисы, вызывает эмоционально-положительный  настрой детей, снимает у них  напряжение.

Моделирование, как метод логопедического воздействия - это процесс создания моделей и их использование в целях формирования представлений о структуре объектов, об отношениях и связях между элементами этих объектов.

Эффективность их использования  зависит от следующих условий: модель должна отражать основные свойства объекта  и быть по структуре аналогичной  ему; быть доступной для восприятия ребенком данного возраста; должна облегчать процесс овладения  навыками, умениями и знаниями. Широкое  применение получило знаково-символическое  моделирование. Например, при формировании звукового анализа и синтеза  используются графические схемы  структуры предложения, слогового  и звукового состава слова.

Использование модели предполагает определенный уровень сформированности умственных операций (анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения).

Наглядные методы представляют собой те формы усвоения знаний, умений и навыков, которые находятся в существенной зависимости от применяемых при обучении наглядных пособий и технических средств обучения. логопедический воздействие индивидуальный нарушение речь

К наглядным методам относятся  наблюдения, рассматривание рисунков, картин, макетов, просмотр видеозаписей, прослушивание аудиозаписей, а также  показ образца задания, способа  действия, которые в ряде случаев  выступают в качестве самостоятельных  методов.

Наблюдение связано с  применением картин, рисунков, профилей артикуляции, макетов, а также с  показом артикуляции звука, упражнений. Наглядные средства должны быть хорошо видны всем; подобраны с учетом возрастных и индивидуально-психологических  особенностей ребенка; соответствовать  задачам логопедической работы на данном этапе коррекции; сопровождаться точной и конкретной речью; словесное описание объекта должно способствовать развитию аналитико-синтетической деятельности, наблюдательности, развитию речи.

Использование пособий может  преследовать различные цели: коррекцию  нарушений сенсорной сферы (представлений  о цвете, форме, величине и т. д.), развитие фонематического восприятия (на картине  найти предметы, в названиях которых  имеется отрабатываемый звук), развитие звукового анализа и синтеза (найти  предметы на сюжетной картине, в названии которых 5 звуков), закрепление правильного  произношения звука, развитие лексического запаса слов, грамматического строя, связной речи (составление рассказа по сюжетной картине, по серии сюжетных картин).

Воспроизведение аудио записей  на дисках сопровождаются беседой логопеда, пересказом. Аудио записи речи самих  детей используются для анализа, для выявления характера нарушения, для сравнения речи на различных  этапах коррекции, для воспитания уверенности  в успехе работы.

Видеозаписи используются при  автоматизации звуков речи во время  беседы, при пересказе содержания, для развития навыков слитной  плавной речи при устранении заикания, для развития связной речи.

Особенности использования словесных методов в логопедической работе определяются возрастными особенностями детей, структурой и характером речевого дефекта, целями, задачами, этапом коррекционного воздействия. В работе с детьми дошкольного возраста словесные методы сочетаются с практическими и наглядными. При устранении дислалии, заикания и других нарушений речи в дошкольном возрасте логопед опирается на использование игрового и наглядного методов с включением словесных.

Основными словесными методами являются рассказ, беседа, чтение.

Рассказ - это такая форма обучения, при которой изложение носит описательный характер. Его используют для создания у детей представления о том или ином явлении, вызова положительных эмоций, для создания образца правильной выразительной речи, подготовки детей к последующей самостоятельной работе, для обогащения словаря, закрепления грамматических форм речи.

Рассказ предполагает воздействие  на мышление ребенка, его воображение, чувства, побуждает к речевому общению, обмену впечатлениями. В дошкольном возрасте рассказ желательно сопровождать демонстрацией серии сюжетных картин. Перед воспроизведением текста можно  провести короткую предварительную  беседу, которая подготовит детей  к его восприятию. После рассказа проводятся беседа, обмен впечатлениями, пересказ, игры-драматизации в зависимости  от задач логопедической работы.

Кроме рассказа, используется пересказ сказок, литературных произведений (краткий, выборочный, развернутый и  т. д.). В зависимости от дидактических  задач организуются предварительные, итоговые, обобщающие беседы. В ходе предварительной беседы логопед  выявляет знания детей, создает установку  на усвоение новой темы.

При проведении беседы ставятся разные задачи: развитие познавательной деятельности, закрепление правильного  произношения, уточнения грамматической структуры предложений, закрепление  навыков плавной слитной речи и т. д.

При оценке деятельности ребенка  необходимо учитывать его возрастные и индивидуально-психологические  особенности. Неуверенных, застенчивых, остро переживающих свой дефект следует  чаще поощрять проявлять педагогический такт при оценке их работы. [3,C.17-24]

Логопедическое воздействие  осуществляется в следующих формах обучения: фронтальное, подгрупповое, урок, индивидуальное занятие.

 

4. Структура и содержание индивидуальных логопедических занятий

Сущность логопедического  воздействия заключается в воспитании правильных и затормаживании неправильных навыков овладения речью, с помощью  специальной системы педагогического  воздействия. Формирование навыков  правильного произношения осуществляется логопедом на специально организованных индивидуальных занятиях.

При их подготовке и проведении логопед должен:

сформулировать тему и  цель занятия;

определить этапы занятия, их взаимозависимость и последовательность;

постепенно усложнять  лексический и грамматический материал, предъявляемый детям;

разнообразить занятие при  помощи игр и игровых приемов;

учитывать зону ближайшего развития ребенка;

осуществлять дифференцированный подход к каждому ребенку с  учетом структуры речевого дефекта, возрастных и индивидуальных особенностей;

кратко и четко формулировать  инструкции, даваемые детям;

использовать разнообразный  и красочный наглядный материал;

уметь создавать положительный  эмоциональный фон занятия, планируя эмоциональные подъемы с учетом увеличения сложности излагаемого материала.

Так как речь связана с  движениями речевого аппарата, большое  место при устранении дефектов звукопроизношения  занимает артикуляционная гимнастика. Значение ее вполне оправдано, так как  произношение звуков речи - сложный  двигательный навык. Выработка правильных, полноценных движений артикуляционных органов и объединение простых движений в сложные артикуляционные уклады различных звуков необходимы для правильного произношения звуков.

В зависимости от формы  звукового дефекта употребляется  тот или иной комплекс артикуляционных упражнений. Их вид, длительность проведения, разовая дозировка зависят от характера и тяжести речевого нарушения. Дозировка количества одного и того же упражнения должна быть строго индивидуальной как для каждого ребенка, так и для каждого периода работы с ним. На первых занятиях можно ограничиваться только двумя повторениями упражнений в связи с повышенной истощаемостью упражняемой мышцы. В дальнейшем число повторений можно увеличивать.

В комплекс основных движений для развития и упражнения артикуляционного аппарата входят самые простые и  наиболее характерные движения всех органов артикуляции во время  речи - губ, челюстей, языка. При коррекции  отдельных звуков используются специальные  комплексы. Принципом отбора движений каждый раз будет служить характер дефектного произношения и целесообразность рекомендуемых движений для правильного  произношения данного звука.

Информация о работе Контрольная работа по "Педагогике"