Контрольная работа по "Педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 16:25, контрольная работа

Описание

Один из родоначальников диалектики, древнегреческий философ Сократ (470–399 до н. э.), определял цель воспитания не как овладение совокупностью давно установленных моральных норм и нравственных правил, а как развитие мыслительных способностей человека. Как учитель Сократ смог подняться на вершину педагогического мастерства, доведя до совершенства технологию нового по тем временам метода – диалога с учеником, или сократической беседы. Он впервые стал использовать в процессе обучения абстрактные понятия и индуктивные доказательства, заложил основы продуктивных методов обучения.

Содержание

Педагогические учения древнегреческих и древнеримских философов как отражение общего расцвета античной культуры.
Идеи прородосообразного воспитания Демокрита.
Система общественно-государственного воспитания по Платону.
Гармоническое развитие человека как общий принцип природосообразного воспитания в учении Аристотеля.
Вопросы обучения и воспитания в сочинении древнеримского представителя педагогической мысли М.Ф. Квинтилиана.
Влияние идей Античности на дальнейшее развитие педагогической мысли.

Работа состоит из  1 файл

Shtyk_kontrolnaya.docx

— 33.99 Кб (Скачать документ)

Учреждение образования  «Брестский государственный университет 

им. А.С. Пушкина»

 

 

Кафедра педагогики

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

по педагогике

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

Студент 2 курса

Психолого-педагогического  факультета

Заочной формы обучения

Специальность: Начальное образование

Мешик Александр Сергеевич

Преподаватель:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Брест 2012 г

Содержание

 

  1. Педагогические учения древнегреческих и древнеримских философов как отражение общего расцвета античной культуры.
  2. Идеи прородосообразного воспитания Демокрита.
  3. Система общественно-государственного воспитания по Платону.
  4. Гармоническое развитие человека как общий принцип природосообразного воспитания в учении Аристотеля.
  5. Вопросы обучения и воспитания в сочинении древнеримского представителя педагогической мысли М.Ф. Квинтилиана.
  6. Влияние идей Античности на дальнейшее развитие педагогической мысли.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Педагогические учения древнегреческих и древнеримских философов как отражение общего расцвета античной культуры.

 

В античной философии нашли  отражение мысли о воспитании, организации обучения, значении образования  для развития человека. Так, древнегреческий  философ, ученый и энциклопедист  Демокрит (460–370 до н. э.) предложил развернутую теорию познания.

Один из родоначальников  диалектики, древнегреческий философ  Сократ (470–399 до н. э.), определял цель воспитания не как овладение совокупностью  давно установленных моральных  норм и нравственных правил, а как  развитие мыслительных способностей человека. Как учитель Сократ смог подняться на вершину педагогического мастерства, доведя до совершенства технологию нового по тем временам метода – диалога с учеником, или сократической беседы. Он впервые стал использовать в процессе обучения абстрактные понятия и индуктивные доказательства, заложил основы продуктивных методов обучения.

Ученик Сократа, философ  Платон (427–347 до н. э.) основал Афинскую философскую школу – Академию и проповедовал там всестороннее образование. Педагогические идеи Платона  неразрывно связаны с его философским  учением об особом интеллектуальном мире – мире идей. По мысли философа, цель воспитания состоит в развитии знания, постигающего гармонию между  реальностью и творческой идеей, заложенной в человеке. Таким образом, в педагогике впервые была поставлена проблема факторов, влияющих на развитие личности.

Платон считал, что воспитание, направленное на гармоничное развитие духовных и физических сил, должно начинаться в 7-летнем возрасте и заканчиваться  в 16–17 лет. Весьма прогрессивными были взгляды Платона на образование  женщины, которое, по мысли философа, должно выстраиваться в той же логике и с тем же содержанием, как и образование мужчины.

Крупнейший философ Античности, основатель Ликея Аристотель (384–322 до н. э.) с 343 по 340 г. до н. э. был учителем и духовным наставником Александра Македонского. Впервые в истории педагогики Аристотель предложил возрастную периодизацию воспитания, выделил три периода и определил для каждого из них цели, содержание и методы воспитания.

Идеи Аристотеля оказали  огромное влияние на развитие педагогических взглядов в эпоху Античности и  Средневековья, повлияли на эволюцию образования  в целом.

В древнеримской философии  взгляды на воспитание и образование  нашли отражение в трудах Марка  Фабия Квинтилиана (42-118 гг., в некоторых источниках 35–90 гг.), который, будучи практикующим педагогом и юристом, выстроил стройную методику обучения ораторскому искусству. Его педагогические оказали большое влияние на развитие теории и практики образования в эпоху Возрождения.

Философ Зенон (335–262 гг. до н. э.) основал стоическую школу. Эпикур (341–272 гг. до н. э.) был сторонником сенсуалистического подхода к воспитанию. В Древнем Риме создание первых учебных заведений относится к449 г. до н. э. Одним из известных педагогов этого времени был Цицерон (106–43гг. дон. э.). Его идеи нашли отражение в ряде сочинений: «Оратор», «О природедобраизла». Философ Сенека (IVв до н. э.) являлся сторонником энциклопедического образования и главной задачей считал моральное совершенствование человека.

 Тит Лукреций Кар  (ок. 99–55 гг. до н.е.) написал философскую поэму «О природе вещей», в которой касался и вопросов воспитания.

 

    1. Идеи прородосообразного воспитания Демокрита.

 

Демокрит был выдающимся древнегреческим философом-материалистом, создателем атомистической теории. По дошедшим до нас отрывкам его многочисленных сочинений можно видеть, что Демокрит разрабатывал все отрасли тогдашнего знания: известны его труды по философии, математике, физике, биологии, медицине, психологии, искусству. “Первый энциклопедический ум среди греков - так назвал его К. Маркс.

Демокрит не просто уделял серьезное внимание вопросам воспитания, он приписывал им такую великую силу, что сравнивал с могуществом природы. Цель воспитания – воспитание хорошего человека. Он отождествлял человека со всемирно-космической субстанцией, провозглашал его микрокосмом, т. е. малым миром, повторяющим в менее совершенном виде образ космоса. Демокрит отвергал бессмертие души, чем подрывал устои обычных религиозных представлений: греческие боги лишались сверхъестественных свойств и силы.

С оптимистическим взглядом Демокрита (которого недаром прозвали современники "смеющимся философом") на исторический процесс согласовалась аксиома о воспитуемости человека. Если существует искусность и мудрость, то они достижимы в результате обучения, которое, стало быть, и возможно, и необходимо.

Хорошими люди становятся по преимуществу благодаря упражнению. Отсюда – значимость тренировки в  умелости и добродетели, активности, действования, практикования умений и совершенств. Отмечая роль природных дарований, Демокрит доминирующую роль в выковывании характера и оттачивании ума у человека приписывают обучению и влиянию среды общения.

Хорошее воспитание способно менять к лучшему, а дурное – к  худшему природное состояние  души, преобразуя которое, воспитание создает "вторую природу человека". Идея "второй натуры" как продукта воспитания имела долгую продуктивную историю, пройдя путь до Мильтона, пиетистов, Розенкранца и Таулова.

Демокрит раскрыл определяющую роль раннего воспитания т.к. последствия его сказываются и в старости, от него зависит почти всё умственное развитие личности. Воспитание малых детей поэтому есть ответственное и "рискованное" дело. Но оно еще и очень сложное и требующее большого труда и заботы. Как можно раньше следует предоставить детям самостоятельность, чтобы они научались сами правильно строить свою жизнь.

Поскольку ощущение, практика и разум равно необходимы для  познания, воспитанию (оттачиванию  в ходе тренировки и практикования) подлежат три великие способности: чувствовать, действовать, думать. Еще человеку совершенному вменяется в обязанность и хорошо говорить.

Демокрит считал, что наихудшее, чему может научиться молодежь – это легкомыслию. Ведь самоуверенность и самомнение как виды глупости делают воспитание совершенно невозможным. Школа собственного горького опыта – несчастий, обходится людям очень дорого, но глупцы не желают учиться в другой.

Счастье человека – в  нем самом: в умеренности, внутренней гармонии.

Всему этому приходится учиться  и учить, ибо добродетель и  совершенство (доблесть) тождественны не только нравственным качествам личности, но и техническому умению, искусности, ловкости в выполнении действий.

Стыд рождает только обучение наукам и искусствам – но и отвращение к пороку, к дурному, безобразному. Стыд укрепляется добродетелью, а добродетель есть не что иное, как сознательное исполнение долга. Сознательное – значит по здравому размышлению, а не из страха и не из влечения страстей. Учиться надо также избегать зла и способам, средствам избегать зла. Они содержатся в добре как источнике умений.

Совершенство личности предполагает воспитание мужества и бесстрашия. Страх – причина иллюзий.

Никакие цели хорошего воспитания недостижимы без приучения детей  к труду. Приятности, привлекательности  труда для детей способствует достижение ими доступной, хотя и  не легкой, цели труда – успеха в  труде. Упорные неудачи любой  труд делают тягостным и мучительным.

Демокрит сильно повлиял на педагогические учения Аристотеля, Плутарха, Коменского.

 

    1. Система общественно-государственного воспитания по Платону.

 

Древнегреческий философ-идеалист, идеолог рабовладельческой аристократии, Платон родился в знатной аристократической  семье и получил блестящее  для того времени образование.

Автор многочисленных сочинений, Платон во многих из них говорил  о воспитании. Свою систему взглядов на организацию воспитания он изложил в трактатах «Государство» и «Законы».

Совершенное государство  Платона основывается на разделении труда между четырьмя разрядами  свободных граждан: философами, воинами, ремесленниками и земледельцами. Каждый разряд должен выполнять только свои обязанности и не вмешиваться  в функции других. В учении о делении граждан на разряды Платон руководствовался своей классификацией частей души. В противоположность Демокриту, считавшему мир единым и материальным, Платон выступил с учением о делении мира на мир идей и мир вещей. По его идеалистическому учению, духовная часть человека — душа живет до своего вселения в телесную оболочку в мире идей. Душе свойственны три части: разумная, волевая и чувственная, но одна из них преобладающая, и это зависит от того, среди каких идей обитала душа. Трем частям души у Платона соответствуют три добродетели: мудрость, мужество и умеренность. Вселившись в свое временное обиталище (в тело), бессмертная душа человека определяет возможности его развития и его место в обществе. Имеющие душу с преобладанием разумной части станут правителями – философами, волевой — воинами, чувственной — ремесленниками или земледельцами. Первые два разряда — привилегированные: философы управляют, воины охраняют государственный порядок; функция же ремесленников и земледельцев — материальное обеспечение привилегированных. В государстве Платона сохранялись и рабы, составлявшие низший социальный слой, не имевшие каких-либо прав, удел рабов — физический труд.

В целях укрепления рабовладельческого государства Платон рекомендовал свою систему воспитания, в которой  сочетались некоторые моменты воспитательного  опыта Спарты и Афин.

Воспитание, по мнению Платона, обозначает воздействие взрослых на детей, формирование в детях нравственность и добродетели. Цель – воспитание законопослушных граждан.

Он считал, что внутренней основой воспитания маленьких, детей являются эмоции. Он утверждал, что первые детские ощущения — это наслаждение и страдание и что они окрашивают детские представления о добродетели и благе.

Особое значение как средству воспитания он придавал играм, а также  чтению и рассказыванию детям  литературных произведений, мифов. При  этом он считал необходимым установить законодательно, что именно нужно  читать и рассказывать маленьким  детям.

Платон также требовал, чтобы взрослые следили за детскими играми: дети должны строго выполнять  правила игры, не вносить в них  каких-либо новшеств; иначе, приучившись  к этому в игре, они захотят  внести изменения и в законы рабовладельческого государства, а этого допустить  нельзя. Платон считал в то же время, что “все науки надо преподавать  детям не насильно, играючи”, ибо  “свободный человек никакой науке  не должен учиться рабски”. Большое  место в воспитании он отводил  песням и танцам.

В “Государстве Платон выдвинул идею общественного воспитания детей  с самого младшего возраста и предложил  определенную систему ее организации. С 3 до 6 лет всех детей всех жителей  города или поселка нужно собирать в особых местах для игр. При этом специально назначенные стражами закона женщины должны следить за порядком и руководить играми. С 6 до 12 лет  дети в государственной школе  учатся читать, писать, считать, а также  петь и играть на музыкальных инструментах. С 12 до 16 лет они посещают палестру, где главное внимание уделяется  разностороннему физическому воспитанию. С 16 лет юноши изучают арифметику, геометрию, астрономию, преимущественно  с практическими целями (предвоенная  подготовка). С 18 до 20 лет они в  эфебии получают специальную военно-физическую подготовку. На этом этапе заканчивается образование тех, кто по своим возможностям должен остаться в разряде воинов, ремесленников, земледельцев и купцов. Только лица, у которых разумная часть души, до 30 лет изучают философию, развивают отвлеченное мышление, изучая в этих целях геометрию, арифметику, астрономию, теорию музыки, и готовятся к государственной деятельности. Выделившиеся в этой группе самые сильные в интеллектуальном отношении продолжают свои занятия и, овладев философией, становятся правителями государства.

Информация о работе Контрольная работа по "Педагогике"