Контрольная работа по "Педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 16:25, контрольная работа

Описание

Один из родоначальников диалектики, древнегреческий философ Сократ (470–399 до н. э.), определял цель воспитания не как овладение совокупностью давно установленных моральных норм и нравственных правил, а как развитие мыслительных способностей человека. Как учитель Сократ смог подняться на вершину педагогического мастерства, доведя до совершенства технологию нового по тем временам метода – диалога с учеником, или сократической беседы. Он впервые стал использовать в процессе обучения абстрактные понятия и индуктивные доказательства, заложил основы продуктивных методов обучения.

Содержание

Педагогические учения древнегреческих и древнеримских философов как отражение общего расцвета античной культуры.
Идеи прородосообразного воспитания Демокрита.
Система общественно-государственного воспитания по Платону.
Гармоническое развитие человека как общий принцип природосообразного воспитания в учении Аристотеля.
Вопросы обучения и воспитания в сочинении древнеримского представителя педагогической мысли М.Ф. Квинтилиана.
Влияние идей Античности на дальнейшее развитие педагогической мысли.

Работа состоит из  1 файл

Shtyk_kontrolnaya.docx

— 33.99 Кб (Скачать документ)

Воспитание женщин, считал Платон, должно быть таким, как было в Спарте. Дети рабов к образованию  не допускаются.

Как видим, Платон заботился прежде всего о правильном, с его точки зрения, воспитании и образовании детей рабовладельцев и свободных граждан. Воспитание должно подготовить их к выполнению определенных социальных функций и к управлению государством.

Платон был первым, кто рассматривал вопросы воспитания маленьких детей в системе, что было очень важно для дальнейшего развития теории дошкольного воспитания.

 

    1. Гармоническое развитие человека как общий принцип природосообразного воспитания в учении Аристотеля.

 

Будучи учеником Платона, Аристотель рано,  разошелся во взглядах со своим учителем, не принял его  учения о разделении мира на мир  идей и мир вещей.

Аристотель признавал  единство мира, неотделимость идей вещей от самих вещей, единство вещи и формы. Всякая вещь есть единство материи (вещества) и формы: так, медь — вещество, а медный шар — предмет определенной формы (вещь). Точно так же душа и тело относятся друг к другу, как материя и форма. Аристотель считал мир постоянно развивающимся, качественно изменяющимся, причем процесс развития совершается не под влиянием внешних сил, а как внутреннее развитие. Исходя из своей теории развития Аристотель говорил о трех сторонах души: растительной, которая проявляется в питании и размножении; животной, проявляющейся в ощущениях и желаниях; разумной, которой свойственно мышление и познание, а также способность подчинять себе растительное и животное начала.

Соответственно трем сторонам души, каждая из которых требует  особого воздействия, Аристотель выделил  три стороны воспитания — физическое, нравственное и умственное, составляющий одно целое. Цель – воспитание гармонично развитого человека, единство физического, умственного и нравственного развития человека.

Аристотель видел цель воспитания в гармоническом развитии всех сторон души, тесно связанных  природой, но особенно важным считал развитие высших сторон — разумной и волевой. При этом он полагал необходимым  следовать за природой и сочетать физическое, нравственное и умственное воспитание, а также учитывать  возрастные особенности детей. В народе деление времени соответственно, лунному календарю “по седмицам”, он разделил время воспитания, определив его, в 21 год, на три периода: от рождения до 7 лет, с 7 до 14 и с 14 до 21 года, указал на особенности каждого возраста, определил цели, содержание и методы воспитания в каждый период. Это была первая в истории педагогической мысли возрастная периодизация.

Большое внимание Аристотель уделял воспитанию в дошкольном возрасте, он, причем утверждал, что до 7 лет дети должны воспитываться в семье. Следуя своему принципу природосообразности, Аристотель дал общую характеристику дошкольного возраста. До 7 лет, считал он, в детях преобладает растительная жизнь, поэтому надо в первую очередь развивать их организм. Главное для маленьких — питание, движение, закаливание. Дети должны заниматься подходящими их возрасту играми, им полезно слушать рассказы и сказки (непременно одобренные властями), детей следует обучать речи. С 5 лет родители должны готовить их к школе.

В 7 лет мальчики переходят  в государственные школы (женщинам, считал философ, не нужно давать такого образования, как мужчинам). Аристотель подчеркивал, что школы должны быть именно государственные, а не частные, потому что воспитание граждан —  забота государственная: “Не следует... думать, будто каждый гражданин —  сам по себе; нет, все граждане принадлежат государству, потому что каждый из них является частицей государства. А забота о каждой частице, естественно, должна иметь в виду попечение о всем целом, вместе взятом. В школах дети прежде всего попадают к учителям гимнастики, которые заботятся об их физическом воспитании. Кроме того, в школе дети обучаются чтению, письму, счету, рисованию и музыке. В более старшем возрасте юноши изучают литературу, историю, философию, математику, астрономию. Музыке Аристотель придавал очень большое значение как средству воспитания и эстетического и нравственного.

Нравственное воспитание детей, по Аристотелю, основывается на упражнении в нравственных поступках  — частом повторении желательных  действий, в которых не должно быть крайностей, а наоборот, которые  должны быть продуманными и умеренными. Такое уравновешенное поведение  можно считать добродетельным. Заниматься нравственным воспитанием детей  должны главным образом родители.

Аристотель, как представитель рабовладельческой аристократии заботился в первую очередь о воспитании свободнорожденных граждан, о процветании рабовладельческого государства.

Взгляды Аристотеля оказали  большое влияние на античную педагогику и последующее развитие педагогической науки.

 

    1. Вопросы обучения и воспитания в сочинении древнеримского представителя педагогической мысли М.Ф. Квинтилиана.

 

Марк Фабий Квинтилиан, наиболее известный римский оратор и педагог, был основателем одной из лучших школ риторов в Риме, которая вскоре приобрела широкую известность и стала государственной.

На основе опыта своей  школы и достижений педагогической мысли античного мира Квинтилиан создал первый специальный педагогический труд “О воспитании оратора”, в котором нашли отражение и некоторые общепедагогические проблемы.

Квинтилиан внес свой вклад в понимание вопроса о роли природы человека в его развитии. Он придавал большое значение природным данным, высоко оценивал природные способности детей и не сомневался в том, что уже в раннем возрасте можно определить степень способностей (первые признаки ума маленьких детей — память, быстрая и меткая, восприимчивость и долгое удержание приобретенного, раннее развитие в ребенке стремления к подражанию), однако полагал, что воспитанием можно достигнуть очень многого. Цель – воспитывать человека, полезного обществу.

Квинтилиан критиковал семейное воспитание в высших слоях римского-общества, где дети допускались на пиршества и становились свидетелями неблаговидного поведения взрослых; осуждал родителей за потворство детям и недооценку важности периода детства для становления личности человека. Требовал от родителей, кормилиц и нянь, чтобы они помнили, что ребенок очень восприимчив и в нем легко укореняется как хорошее, так и дурное; следует учитывать это и при выборе товарищей-сверстников и педагогов.

Возраст от 5 до 7 лет Квинтилиан, как и Аристотель, отводил на подготовку к школе. Он считал, что дети до 7 лет должны практически овладеть двумя языками — родным и греческим, причем сначала греческим, а затем параллельно и родным. Он допускал и систематические занятия с детьми при условии, что обучение будет радостным. Советовал поощрять малышей похвалой, просьбами, вызывать их на соревнования со сверстниками, не жалеть и наград.

Римский педагог дал методические советы по обучению детей грамоте. Он настаивал на одновременном ознакомлении их с видом и названием букв с помощью наглядных пособий (буквы из слоновой кости), настаивал на соблюдении систематичности и последовательности в обучении.

Учить надо не многому, говорил Квинтилиан, но основательно, будущему оратору нужна развитая память, чувство художественного слова, ритма, хорошая дикция и интонация, выразительность речи и мимики; все это нужно начинать развивать в дошкольном возрасте. Лучшим средством воспитания оратора считал разучивание стихотворений, которые способствовали бы и нравственному воспитанию. Он заложил основу методики разучивания стихотворений: стихотворение прочитывают целиком, разбивают на логические части и заучивают частями, в заключение оно декламируется целиком.

В истории развития педагогической мысли Квинтилиан занимает важное место как автор первого специального педагогического труда, заложивший основы дидактики и методики, систематизировавший требования к воспитанию детей дошкольного возраста.

 

6. Влияние идей  Античности на дальнейшее развитие  педагогической мысли.

 


Информация о работе Контрольная работа по "Педагогике"