Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2010 в 15:25, реферат
Наибольший всплеск подростковой преступности наблюдается во время школьных каникул. Одной из причин этого является неорганизованность досуга несовершеннолетних, да и родители заняты на работе, зачастую ребенок остается без должного внимания и заботы возникает необходимость обратить особое внимание на организацию досуга несовершеннолетних в каникулярное время, а особенно на категорию детей с асоциальным поведением.
Поведенческие
реакции вызываются неблагоприятными
обстоятельствами или условиями
жизни, действующими однократно или
систематически. В последнем случае
изменения в поведении, приводящие
к той или иной реакции, накапливаются
и проявляются постепенно или
приводят к резкому срыву. Примером
могут служить реакции отказа,
протеста, ухода, агрессии. Форм проявлений
этих реакций может быть очень
много. Они всегда возникают в
ответ на ту или иную психологическую
ситуацию и с ее устранением исчезают
(23).
Таким образом,
девиантное поведение подразделяется
на две большие категории.
Во-первых,
это поведение, отклоняющееся от
норм психического здоровья, подразумевающее
наличие явной или скрытой
психопатологии (патологическое).
Во-вторых,
это антисоциальное поведение, нарушающее
какие-то социальные, культурные и особенно
правовые нормы. Когда такие поступки
незначительны, их называют правонарушениями,
а когда серьезны и наказываются в уголовном
порядке -- преступлениями. Соответственно
говорят о делинквентном (противоправном)
и криминальном (преступном) поведении.
Таким образом,
девиантное поведение, различающееся
и содержанием, и целевой направленностью,
может проявляться в различных социальных
отклонениях: от нарушений норм морали
до правонарушений и преступлений. Асоциальные
проявления выражаются не только во внешней
поведенческой стороне, но и в деформации
внутренней регуляции поведения: социальных
нравственных ориентации и представлений.
1.2 Причины
и факторы появления
Во всех
случаях девиантного поведения отмечается
нарастание эмоциональной напряженности.
Оно характеризуется выходом за нормальные
пределы чувств, эмоций, переживаний подростков.
Напряжение ведет к потере чувства реальности,
снижению самоконтроля, неспособности
правильно оценивать свое поведение (19).
Отклонения
в поведении детей могут быть
обусловлены следующими группами причин:
- социально-педагогической
запущенностью, когда
- глубоким
психическим дискомфортом, вызванным
неблагополучием семейных
- отклонениями
в состоянии психического и
физического здоровья и
- отсутствием
условий для самовыражения,
- безнадзорностью,
отрицательным влиянием
Особую роль
и значение в этой цепи причин играет
социально-педагогическая безнадзорность
подростков, развивающаяся на фоне
равнодушного, невнимательного отношения
к ним окружающих. В итоге зарождаются
чувства одиночества, заброшенности,
своей ненужности, незащищенности (5).
Возникают чувства протеста, отчуждения,
неприязни по отношению к взрослым,
стремление к объединению, кооперации,
самоорганизации на основе единомыслия,
общности судьбы, интересов и склонностей.
Недостаток
позитивного социального опыта,
неразвитость и несформированность
мировоззрения, системы ценностных ориентации,
этических норм и эстетических вкусов
способствуют выбору подростками негативных,
противоправных сфер приложения своей
активности, что неизбежно отражается
на их поведении, на формировании личности,
социального облика. Значительную роль
в этом процессе играет отсутствие своевременной,
необходимой педагогической, психологической,
социальной и медицинской помощи подросткам.
Микросреда,
в которой вращается
Наблюдающийся
кризис системы ценностей, вымывание
общепринятых норм и правил поведения
привели к тому, что в обществе
чрезвычайно большое значение стало
придаваться накоплению богатства
как символу успеха. Именно в этом
направлении ведется
Потребительская
идеология стала
Поэтому важно
сегодня в школе создавать
среду, свободную от условий, деформирующих
сознание подростка, порождающих отклоняющееся
поведение. Для развития личности подростка
школа может предоставить ему
возможность общаться с такими взрослыми,
с которыми он мог бы идентифицироваться,
перенося на себя их положительные
качества, их позитивный социальный опыт.
Включая в свой внутренний мир
нормы, ценности и установки любимых
и уважаемых людей как свои
собственные, подросток из этих элементов
подражания формирует свой идеал --
внутреннее представление о том, каким
он хотел бы стать. Общение с людьми, обладающими
высокими нравственными принципами, разделяющими
гуманистические ценности и идеалы, поможет
изменить отношение подростков к своему
поведению.
Для того чтобы
работа с подростками была успешной,
необходимо также выявить факторы,
порождающие различные формы
отклонений, с целью выработки
программы по их дальнейшей нейтрализации
или коррекции (13).
Внешними
факторами, негативно влияющими
на развитие и поведение подростков,
которые школа по мере возможности
должна корректировать являются:
I. Процессы,
происходящие в обществе:
-- отсутствие
ясной позитивной
-- несовершенство
законов и работы
-- безработица
(явная и скрытая);
-- отсутствие
социальных гарантий и
-- разрушение
и кризис традиционных
-- пропаганда
насилия и жестокости через
средства массовой информации;
-- отсутствие
своевременной и
-- недоступность
бесплатного качественного
— доступность
табака, алкоголя, наркотиков.
II. Состояние
семьи, ее атмосфера:
-- неполная
семья;
-- материальное
положение семьи (как бедность,
так и богатство);
-- низкий
социально-культурный уровень
-- отсутствие
семейных традиций;
-- стиль
воспитания в семье;
-- отрицание
самоценности подростка;
-- удовлетворение
потребностей детей (их
-- злоупотребление
родителями алкоголя, наркотиков;
--попустительское
отношение родителей к
1.3 Особенности
социально-педагогической
Социально-педагогическая
помощь детям с девиантным поведением
включает в себя различные направления.
В первую очередь это воспитательно-профилактическая
работа, которая осуществляется в разнообразных
формах. Основанием классификации форм
могут служить средства, субъект, цели
и задачи этой работы.
Если взять
за основание средства, то можно
выделить следующие педагогические
формы воспитательно-
По признаку
субъекта формы работы можно подразделить
на государственные и общественные, индивидуальные
и групповые. В соответствии с целевым
признаком формы воспитательно-профилактической
работы можно подразделить на познавательные,
позволяющие овладеть различными, способствующими
формированию убежденности в правильности
той или иной позиции, и практические.
Практические призваны сформировать правильное
отношение к нормам морали и права, а через
них к другим социальным ценностям.
Совершенствование
форм воспитательно-профилактической
работы предполагает прежде всего смещение
акцентов с общей профилактики на индивидуально-профилактическую
работу с подростками и их родителями
(7).
Задачи индивидуально-
- выявление
подростков, склонных к девиациям
или имеющих факты девиантного
поведения;
- постоянный
и всесторонний контроль (по месту
жительства, учёбы, работы) за их
поведением и образом жизни;
- глубокое
изучение личности и
- определение
путей и выработка мер по
созданию обстановки, предотвращающей
или исключающей возможность
совершения правонарушений;
- воспитательное
воздействие на окружение,
Индивидуальная
работа ведется по ряду направлений:
непосредственная работа с подростками,
выявление лиц и условий, положительно
влияющих на подростка, вовлечение их
в профилактическую и коррекционную
работу, выявление лиц и условий,
отрицательно влияющих на подростков,
и нейтрализация их негативного
воздействия.
Важным этапом
повышения эффективности как
общей, так и индивидуальной профилактической
работы является разработка и осуществление
различных воспитательно-
Девиантное
поведение подростков сопровождается
обычно деформацией социальных связей,
отчуждением ребят от основных институтов
социализации, прежде всего семьи и школы,
которые, в свою очередь, могли посужить
причиной девиаций.
Информация о работе Коррекционная работа с девиантными детьми в ДОЛ