Коррекционная работа с девиантными детьми в ДОЛ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2010 в 15:25, реферат

Описание

Наибольший всплеск подростковой преступности наблюдается во время школьных каникул. Одной из причин этого является неорганизованность досуга несовершеннолетних, да и родители заняты на работе, зачастую ребенок остается без должного внимания и заботы возникает необходимость обратить особое внимание на организацию досуга несовершеннолетних в каникулярное время, а особенно на категорию детей с асоциальным поведением.

Работа состоит из  1 файл

Моя КУРСОВАЯ Office Word (3).docx

— 37.56 Кб (Скачать документ)

Поведенческие реакции вызываются неблагоприятными обстоятельствами или условиями  жизни, действующими однократно или  систематически. В последнем случае изменения в поведении, приводящие к той или иной реакции, накапливаются  и проявляются постепенно или  приводят к резкому срыву. Примером могут служить реакции отказа, протеста, ухода, агрессии. Форм проявлений этих реакций может быть очень  много. Они всегда возникают в  ответ на ту или иную психологическую  ситуацию и с ее устранением исчезают (23). 

Таким образом, девиантное поведение подразделяется на две большие категории. 

Во-первых, это поведение, отклоняющееся от норм психического здоровья, подразумевающее  наличие явной или скрытой  психопатологии (патологическое). 

Во-вторых, это антисоциальное поведение, нарушающее какие-то социальные, культурные и особенно правовые нормы. Когда такие поступки незначительны, их называют правонарушениями, а когда серьезны и наказываются в уголовном порядке -- преступлениями. Соответственно говорят о делинквентном (противоправном) и криминальном (преступном) поведении. 

Таким образом, девиантное поведение, различающееся и содержанием, и целевой направленностью, может проявляться в различных социальных отклонениях: от нарушений норм морали до правонарушений и преступлений. Асоциальные проявления выражаются не только во внешней поведенческой стороне, но и в деформации внутренней регуляции поведения: социальных нравственных ориентации и представлений. 

1.2 Причины  и факторы появления девиантного поведения у подростков 
 

Во всех случаях девиантного поведения отмечается нарастание эмоциональной напряженности. Оно характеризуется выходом за нормальные пределы чувств, эмоций, переживаний подростков. Напряжение ведет к потере чувства реальности, снижению самоконтроля, неспособности правильно оценивать свое поведение (19). 

Отклонения  в поведении детей могут быть обусловлены следующими группами причин: 

- социально-педагогической  запущенностью, когда подросток  ведет себя неправильно в силу  своей невоспитанности, отсутствия  у него необходимых позитивных  знаний, умений, навыков или в  силу испорченности неправильным  воспитанием, сформированностью у него негативных стереотипов поведения; 

- глубоким  психическим дискомфортом, вызванным  неблагополучием семейных взаимоотношений,  отрицательным психологическим  микроклиматом в семье, систематическими  учебными неуспехами, несложившимися взаимоотношениями со сверстниками в коллективе класса, неправильным (несправедливым, грубым, жестоким) отношением к нему со стороны родителей, учителей, товарищей по классу и т.д.; 

- отклонениями  в состоянии психического и  физического здоровья и развития, возрастными кризами, акцентуациями  характера и другими причинами  физиологического и психоневрологического  свойства; 

- отсутствием  условий для самовыражения, разумного  проявления внешней и внутренней  активности; незанятостью полезными  видами деятельности, отсутствием  позитивных и значимых социальных  и личных, жизненных целей и  планов; 

- безнадзорностью,  отрицательным влиянием окружающей  среды и развивающейся на этой  основе социально-психологической  дезадаптацией, смещением социальных и личных ценностей с позитивных на негативные. 

Особую роль и значение в этой цепи причин играет социально-педагогическая безнадзорность подростков, развивающаяся на фоне равнодушного, невнимательного отношения  к ним окружающих. В итоге зарождаются  чувства одиночества, заброшенности, своей ненужности, незащищенности (5). Возникают чувства протеста, отчуждения, неприязни по отношению к взрослым, стремление к объединению, кооперации, самоорганизации на основе единомыслия, общности судьбы, интересов и склонностей. 

Недостаток  позитивного социального опыта, неразвитость и несформированность мировоззрения, системы ценностных ориентации, этических норм и эстетических вкусов способствуют выбору подростками негативных, противоправных сфер приложения своей активности, что неизбежно отражается на их поведении, на формировании личности, социального облика. Значительную роль в этом процессе играет отсутствие своевременной, необходимой педагогической, психологической, социальной и медицинской помощи подросткам. 

Микросреда, в которой вращается современный  подросток, весьма неблагоприятна. Он сталкивается в той или иной мере с различными формами девиантного поведения и по дороге в школу, и во дворе, и в общественных местах, и даже дома (в семье) и в школе. Особенно благоприятную обстановку для появления отклонений в сфере морали и поведения создает городская среда, с ее анонимностью, безличным характером взаимоотношений между людьми, с большей степенью свободы, с обширным ассортиментом отрицательно влияющих экономических, социальных и культурных факторов. Освобождение от традиционных норм, ценностей, отсутствие твердых образцов поведения и моральных границ, ослабление социального контроля способствуют росту отклоняющегося и саморазрушающего поведения в подростковой среде (16). 

Наблюдающийся кризис системы ценностей, вымывание  общепринятых норм и правил поведения  привели к тому, что в обществе чрезвычайно большое значение стало  придаваться накоплению богатства  как символу успеха. Именно в этом направлении ведется формирование, развитие соответствующих потребностей, ценностных ориентации у подрастающего  поколения (особенно интенсивно через  средства массовой информации). 

Потребительская идеология стала основополагающей в процессе либерализации общества. Престиж в нем зависит уже  не столько от личных качеств, сколько  от обладания теми или иными предметами и ценностями. При этом средствам  и способам достижения такого благополучия не придается значения. Таким образом, подросток часто может видеть или слышать, как происходит незаконное и безнаказанное обогащение определенной группы населения за счет другой, некоторые  же из них достигают не только материального  успеха, но и получают признание  окружающих и даже проникают во властные структуры общества, не встречая соответствующего сопротивления. Все это оказывает  влияние на формирование жизненных  и социальных ориентиров и идеалов  подростков (22). 

Поэтому важно  сегодня в школе создавать  среду, свободную от условий, деформирующих  сознание подростка, порождающих отклоняющееся  поведение. Для развития личности подростка  школа может предоставить ему  возможность общаться с такими взрослыми, с которыми он мог бы идентифицироваться, перенося на себя их положительные  качества, их позитивный социальный опыт. Включая в свой внутренний мир  нормы, ценности и установки любимых  и уважаемых людей как свои собственные, подросток из этих элементов  подражания формирует свой идеал -- внутреннее представление о том, каким он хотел бы стать. Общение с людьми, обладающими высокими нравственными принципами, разделяющими гуманистические ценности и идеалы, поможет изменить отношение подростков к своему поведению. 

Для того чтобы  работа с подростками была успешной, необходимо также выявить факторы, порождающие различные формы  отклонений, с целью выработки  программы по их дальнейшей нейтрализации  или коррекции (13). 

Внешними  факторами, негативно влияющими  на развитие и поведение подростков, которые школа по мере возможности  должна корректировать являются: 

I. Процессы, происходящие в обществе: 

-- отсутствие  ясной позитивной государственной  идеологии, направленной на изменение  иерархии общественных ценностей; 

-- несовершенство  законов и работы правоохранительных  органов, безнаказанность преступлений; 

-- безработица  (явная и скрытая); 

-- отсутствие  социальных гарантий и государственной  поддержки экономически несостоятельных  семей; 

-- разрушение  и кризис традиционных институтов  социализации подрастающего поколения  (детских и юношеских организаций,  семьи, школы); 

-- пропаганда  насилия и жестокости через  средства массовой информации; 

-- отсутствие  своевременной и квалифицированной  диспансеризации, позволяющей выявлять  физические и психические нарушения  здоровья подростков, оказывать  им помощь по итогам диспансеризации; 

-- недоступность  бесплатного качественного дополнительного  образования; 

— доступность  табака, алкоголя, наркотиков. 

II. Состояние  семьи, ее атмосфера: 

-- неполная  семья; 

-- материальное  положение семьи (как бедность, так и богатство); 

-- низкий  социально-культурный уровень родителей; 

-- отсутствие  семейных традиций; 

-- стиль  воспитания в семье; 

-- отрицание  самоценности подростка; 

-- удовлетворение  потребностей детей (их недостаток  и избыток); 

-- злоупотребление  родителями алкоголя, наркотиков; 

--попустительское  отношение родителей к употреблению  детьми, подросткового возраста  психоактивных веществ. 
 

1.3 Особенности  социально-педагогической помощи  подросткам девиантного поведения 
 

Социально-педагогическая помощь детям с девиантным поведением включает в себя различные направления. В первую очередь это воспитательно-профилактическая работа, которая осуществляется в разнообразных формах. Основанием классификации форм могут служить средства, субъект, цели и задачи этой работы. 

Если взять  за основание средства, то можно  выделить следующие педагогические формы воспитательно-профилактической работы: словесную, практическую или  словесно - практическую. 

По признаку субъекта формы работы можно подразделить на государственные и общественные, индивидуальные и групповые. В соответствии с целевым признаком формы воспитательно-профилактической работы можно подразделить на познавательные, позволяющие овладеть различными, способствующими формированию убежденности в правильности той или иной позиции, и практические. Практические призваны сформировать правильное отношение к нормам морали и права, а через них к другим социальным ценностям. 

Совершенствование форм воспитательно-профилактической работы предполагает прежде всего смещение акцентов с общей профилактики на индивидуально-профилактическую работу с подростками и их родителями (7). 

Задачи индивидуально-профилактической работы с подростками: 

- выявление  подростков, склонных к девиациям  или имеющих факты девиантного поведения; 

- постоянный  и всесторонний контроль (по месту  жительства, учёбы, работы) за их  поведением и образом жизни; 

- глубокое  изучение личности и индивидуальности  подростков и источников положительного  и отрицательного влияния на  ребёнка; 

- определение  путей и выработка мер по  созданию обстановки, предотвращающей  или исключающей возможность  совершения правонарушений; 

- воспитательное  воздействие на окружение, отрицательно  влияющее на подростков. 

Индивидуальная  работа ведется по ряду направлений: непосредственная работа с подростками, выявление лиц и условий, положительно влияющих на подростка, вовлечение их в профилактическую и коррекционную  работу, выявление лиц и условий, отрицательно влияющих на подростков, и нейтрализация их негативного  воздействия. 

Важным этапом повышения эффективности как  общей, так и индивидуальной профилактической работы является разработка и осуществление  различных воспитательно-профилактических программ, имеющих общую цель - управление процессом социализации детей и  подростков, создание условий для  нормального развития ребенка, устранение десоциализрующих влияний, работа с возникшими отклонениями, восстановление ребенка в статусе и дееспособности. 

Девиантное поведение подростков сопровождается обычно деформацией социальных связей, отчуждением ребят от основных институтов социализации, прежде всего семьи и школы, которые, в свою очередь, могли посужить причиной девиаций. 

Информация о работе Коррекционная работа с девиантными детьми в ДОЛ