Коррекционная работа с девиантными детьми в ДОЛ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2010 в 15:25, реферат

Описание

Наибольший всплеск подростковой преступности наблюдается во время школьных каникул. Одной из причин этого является неорганизованность досуга несовершеннолетних, да и родители заняты на работе, зачастую ребенок остается без должного внимания и заботы возникает необходимость обратить особое внимание на организацию досуга несовершеннолетних в каникулярное время, а особенно на категорию детей с асоциальным поведением.

Работа состоит из  1 файл

Моя КУРСОВАЯ Office Word (3).docx

— 37.56 Кб (Скачать документ)

Важными направлениями  совершенствования работы с детьми подросткового возраста в рамках социально-педагогического аспекта  является организация работы по преодолению  негативных воздействий социальной среды, главнейшим элементом которой, является семья подростка. Организация  и совершенствование работы с  семьей - важное направление повышения  эффективности профилактической работы с подростками. Главный ориентир в этой работе - направленность семьи  на «живое» общение с подростком, совместную деятельность и организацию  совместного досуга . 

Следующим направлением совершенствования воспитательно-профилактической работы является организация досуга подростков. 

Досуговая сфера жизнедеятельности подростков может выполнять следующие функции: восстановление физических и духовных сил подростков, развитие их способностей и интересов (20). Отличительная особенность сферы досуговой деятельности - добровольный, в зависимости от интересов и потребностей подростка, выбор форм досуговой деятельности. 

Профилактика  девиаций через включение детей  подросткового возраста в деятельность подкрепляется возможностью создания ситуаций самореализации, самовыражения  и самоутверждения. Цель дополнительного  образования в решении проблем  занятости подростков, учитывая его  своеобразие, - органическое сочетание  видов организации досуга с различными формами образовательной деятельности. 

На базе школ возможна реализация программ индивидуальной и групповой социально-педагогической профилактики и коррекции, которые  должны быть рассчитаны как на взрослых - учителей, родителей, так и на подростков. Для педагогов и родителей  это прежде всего тренинги, психодрамы и социодрамы, позволяющие преодолеть консервативность педагогического мышления, социальные стереотипы в оценке детей подросткового возраста, установки на доминантность, затруднения в общении. 

Для подростков, наряду с групповыми социотренингами, эффективно использование индивидуальных занятий по преодолению дурных привычек, коррекции негативных социальных установок, самооценки, снятию синдрома тревожности, различных нарушений во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками. 

Таким образом, можно выделить основные направления  совершенствования воспитательно-профилактической работы с подростками (социально - педагогический аспект): 

- организация  воспитательно-профилактической работы  с ориентацией на более широкие  возрастные границы, начиная с  младшего школьного возраста; 

- смещение  акцентов на позицию индивидуализации  этой работы; 

- учёт позиции  ребёнка как активного субъекта  организации воспитательно-профилактической  работы; 

- целесообразность  применения методов, тормозящих  развитие отрицательных качеств  личности и стимулирующих развитие  положительных; 

- организация  работы с семьей на федеральном,  региональном уровнях, уровне отдельных микрорайонов и образовательных учреждений через реализацию программ, направленных на мобилизацию нейтрализующего потенциала семейной среды; 

- организация  досуга детей через включение  их в деятельность учреждений  дошкольного образования; 

- создание  и расширение сети школ-комплексов  в отдаленных городских микрорайонах  и сельской местности (14). 

Рассмотрев  первую главу, мы раскрыли психолого-педагогическую сущность девиантного поведения детей подросткового возраста, причины и факторы появления девиантного поведения у подростков, особенности социально-педагогической помощи подросткам девиантного поведения. 
 
 
 
 
 

2. Рабочая  программа «Летний отдых учащихся»  в практике социального педагога 

Основные  цели комплексног подхода к организации отдыха:

  1. Оказание помощи в социализации и социальной адаптации детей и подростков из замещающих семей, развитие их социально-положительной активности, оказание помощи в подготовке к жизни в обществе.
  2. Разработка системы социально-педагогической, психологической, диагностической и коррекционной работы с детьми из замещающих семей в условиях загородных детских центров.

    В соответствии с этими целями задачи по реализации комплексного подхода могут быть сформулированы следующим образом:

1 блок:

- Создание  условий для социальной адаптации  детей и подростков, воспитание  социально приемлемого поведения,  включение детей и подростков  в социально значимую деятельность.

- Развитие  интнресов, способностей, склонностей, отношений.

- Востановление, формирование и развитие коммуникативных навыков общения.

- Анализ  и самооценка поведения и поступков.

- Формирование  жизненных планов подростка.

- Умение  разрешать межличностные конфликты.

2 Блок:

- Организация  комплексного психолого-педагогического  сопровождения детей и подростков  девиантного поведения.

- Разработка  диагностического инструментария  для психолого-педагогического сопровождения  детей и подростков.

- Помощь  подросткам в кризисных ситуациях.

- Социальная  и психологическая реабилитация.

- Консультирование  детей, подростков и их родителей.

Направления:

Методическая  и аналитическая работа, психолого-педагогическая помощь и социальная работа.

Реализация работы по данному направлению проходила с помощью тренингов:

«Здравствуй, это Я!»-знакомство и установление комфортной обстановки.

«Чувства  и эмоции в жизни»-формирование позитивного отношения к жизни.

«Я и мои  способности»-помощь в том, что бы найти и открыть свои способности.

«В мире профессий»-помощь в диагностике наиболее успешной сферы профессиональной  деятельности, профориентация.

«Успех в  общении»-развитие навыков  успешной коммунакации.

«Вместе-дружная семья»-выявление позитивных семейных ресурсов, развитие близости.

«Творческая мастерская»-развитие умения передавать эмоции художественными средствами.

«Лидер»-формирование лидерских качеств, привитие умений принимать коллективные решения, уважать чужое мнение. 

Коррекционная работа велась по отдельным проблемам:

- Коррекция  позновательных процессов-мелкая моторика (лепка, аппликация)

- Коррекция  эмоциональной сферы-снижение эмоционального напряжения, создание эмоционального фона.

- Развитие  социальных эмоций-умение видеть и использовать разные варианты поведения в типичных и не типичных социальных ситуациях, разные стратегии поведения в конфликтах.

Социальная  работа:

В рамках этого  направления решались такие задачи:

- Развитие  индивидуальных способностей детей  и подростков.

-создание  условий для накопления опыта  общения со сверстниками, старшими  и младшими детьми, взрослыми.

- Оказание  помощи в развитии умения адаптироваться  к разным социальным средам, поиске  и определении собственного социального  статуса. 
 
 
 
 

2.1 Организация  системы летнего отдыха 
 
 

Летний лагерь, центр, турбаза, спортплощадка, детский  клуб поэтому рассматриваются не только как временное местонахождение ребёнка, где он приобретает те или иные навыки и знания, где занимательно проводит своё свободное время, но как необходимое бытие, позволяющее раскрыться всем его потенциальным, скрытым духовным и физическим возможностям. Ведь лето в лагере равняется иногда году в жизни ребёнка, после него он и на год, и на класс старше и взрослее. 
 
 
 
 

Библиографический список 
 
 

5. Гуров  В.Н., Шинкаренко Н. «Открытая» школа и социально-педагогическая работа с детьми. // Воспитание школьника. - 1994. - №2. 
 

9. Мудрик  А.В. Социальная педагогика. - М., 1999. 

10. Нагавкина Л.С., Крокинская О.К., Косабуцкая С.А. Социальный педагог: введение в должность: Сб. материалов - СПб.: КАРО, 2000. - 272 с. 

11. Некоторые  аспекты деятельности социально-педагогических  учреждений / Сост. Н.А. Карасева, Г.И. Руденкова и др. - Мн., 2004 г. - с. 28-36. 

12. Никитина  Л. Содержание работы социального  педагога в образовательном учреждении // Воспитание школьников. - №1. - 2001. - С. 33-36. 
 

18. Социальная  педагогика: курс лекций /Под общей ред. М.А. Галагузовой. - М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2000. - 416 с. 
 

21. Фролова  Н. Дети. Лето. «Чайка» // Народное  образование. - 2002. - №3. 
 
 
 
 

1. Баженов  В.Г. Воспитание педагогически  запущенных подростков. - Киев, 1992. - 228 с. 
 

4. Василькова  Ю.В. Методика и опыт работы  социального педагога. - М., 2002. - 160 с. 

5. Вульфов  Б.З., Семенов В.Д. Школа и социальная  среда: взаимодействие. - М., 1981. 

6. Воспитание  трудного ребёнка: Дети с девиантным поведением / Под ред. М.И.Рожкова. - М., 2001. - 240 с. 
 

9. Девиантное поведение детей и подростков: проблемы и их пути решения / Под ред. В.А.Никитина. - М., 1996. - 218 с. 
 

11. Заика  Е.В., Крейдун Н.П., Ячина А.С. психологические характеристики личности подростка с отклоняющимся поведением // Вопросы психологии. - 1990. - №4. 
 

20. Социальная  педагогика: Курс лекций / Под общей ред. М.А.Галагузовой. - М., 2000. - 416 с. 

21. Социальная  педагогика / Под ред. В.А. Никитина. - М., 2000. - 272 с. 

22. Социальная  работа: Российский энциклопедический  словарь. Т.1. - М., 1997. - 483 с. 

Информация о работе Коррекционная работа с девиантными детьми в ДОЛ