Коррекционная работа с педагогически-запущенными детьми

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 09:37, реферат

Описание

Педагогическая запущенность является одной из самых распространенных девиаций развития детей и подростков, связанных с особенностями социальной ситуации их развития. Эта ситуация характеризуется преобладанием авторитаризма в воспитательно-образовательной среде

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..2.
Психологическая характеристика причин неуспеваемости младших школьников………………………………………………………………….3.
Организация работы учителя с педагогически запущенными детьми….8.

Программа организации работы с педагогически запущенным ребенком……………………………………………………………………16.
Заключение………………

Работа состоит из  1 файл

ОснПсихоКонс(реф)отпр.docx

— 47.37 Кб (Скачать документ)

ГОУ ВПО  «Новосибирский Государственный Педагогический Университет» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Реферат : 
 

Коррекционная работа с педагогически-запущенными  детьми. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                         Выполнила: Суханова Татьяна Николаевна

                                                  Специальность: Педагогика и методика

                                                                              начального образования 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                              
 

                                                г. Новосибирск 2011г 

Содержание: 

Введение…………………………………………………………………………..2. 

  1. Психологическая характеристика причин неуспеваемости младших школьников………………………………………………………………….3.
  2. Организация работы учителя с педагогически запущенными детьми….8.
 
  1. Программа организации работы с педагогически  запущенным ребенком……………………………………………………………………16.

Заключение………………………………………………………………………..19. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.
 

          Тема педагогической запущенности приобретает в настоящее время все большую актуальность. Атмосфера современного школьного обучения складывается из совокупности умственных, эмоциональных и физических нагрузок, предъявляющих новые, усложненные требования к психической конституции, интеллектуальным возможностям ребенка, но и к его личности.

Педагогическая запущенность является одной из самых распространенных девиаций развития детей и подростков, связанных с особенностями социальной ситуации их развития. Эта ситуация характеризуется преобладанием авторитаризма в воспитательно-образовательной среде, ее противоречивостью, нестабильностью, малой динамичностью по отношению к ребенку, а также слабой активностью ребенка во взаимодействии со средой, его «объектностью», что тормозит развитие субъектных свойств личности детей и подростков, одновременно формируя такие конкурирующие образования как пассивность, инертность, безответственность и мотивации поведения личности. В этих условиях нарушаются процессы идентификации и персонализации личности. С одной стороны, ребенок не может стать «таким, как все» (в силу специфики его индивидуально-личностных особенностей), с другой, все его попытки проявить себя оказываются социально не одобряемыми, что выражается в особенностях самосознания запущенного ребенка (неразвитость Я-концепции, неадекватная самооценка и уровень притязаний, невладение навыками рефлексии), а, значит, проявляется в определенной позиции его личности, характеризующейся неразвитостью всех свойств субъекта самосознания, общения и деятельности, формируя явление педагогической запущенности.

  1. Психологическая характеристика причин неуспеваемости младших школьников.

Среди учащихся, с которыми приходится иметь дело учителю, может быть выделена специальная, хоть и не очень многочисленная категория  трудных детей. К трудным детям  относят обычно тех  подростков и  старших школьников, которые характеризуются  определенными отклонениями в нравственном развитии, наличием закрепленных отрицательных  форм поведения, недисциплинированностью. Все это представляет для нормальной организации учебно-воспитательного  процесса, учителя испытывают затруднения  в работе с этими детьми, а иногда остро переживают свою кажущуюся  беспомощность.

Диапазон поступков, на основании которых подростков и старших школьников считают  трудными весьма велик: от устойчивых  проявлений отдельных отрицательных  качеств и черт до наличия явно асоциальных форм поведения и  проступков типа правонарушений и даже преступлений. 

      Трудные дети – это всегда педагогически  запущенные дети, в отношении которых  где-то, когда-то и кем-то был педагогический просчет, педагогическая ошибка, игнорирован  принцип индивидуального подхода  в воспитании, дети, на которых вовремя  не обратили внимания, не применили  своевременных мер к коррекции  их личности. Иначе говоря в категорию  трудных попадают школьники выпавшие из процесса нормального обучения и  воспитания, дети, у которых не сложились  правильные отношения с учителем, которые не нашли места в коллективе и социально приемлемых способов самоутверждения в нем.

      В этом смысле термин «трудный школьник»  не означает отрицательной характеристики, не содержит в себе осуждения или  порицания, «Трудный» не значит «плохой», «испорченный», «негодный» или тем  более «безнадежный». «Трудный»  – это такой школьник, который  требует особого отношения, пристального внимания воспитателя и коллектива, ученик, которому необходим индивидуальный подход в воспитании.

      В чем же заключаются психологические  основы индивидуального подхода  в воспитании?

      Воспитатель всегда имеет дело с конкретной развивающейся  личностью, которая обладает целым  рядом индивидуально-психологических  особенностей. Этим и объясняется, что  воспитательный меры, с успехом примененные  к одному школьнику, могут не дать ожидаемого эффекта, когда они применяются  по отношению к другому. Поэтому  общие воспитательные мероприятия  должны дополнятся индивидуальным подходом. Индивидуальный подход предполагает чуткость и такт воспитателя по отношению  к учащимся, умения предвидеть психологические  последствия педагогического воздействия. Он требует выбора и осуществления  таких воспитательных мероприятий, которые наиболее соответствовали  бы не только наличной ситуации, но и  особенностям личности школьника, состоянию, в котором он данное время находится, в следствии чего давали бы максимальный эффект.

      Рассматривая  неуспеваемость выделяют различные  причины этого явления. Указывают  две основные группы причин неуспеваемости: объективные (непосильный объем  знаний, несовершенство методов обучения) и субъективные (психологические  особенности учащихся).

      Учителю важно при этом уметь отличать детей умственно отсталых и детей  с дефектами психического развития от учеников, которые не справляются  со школьной программой в силу временных  причин, не связанных сих индивидуальными  дефектами.

Анализируя психологические  особенности учащихся различают  несколько групп неуспевающих. Среди  них особо следует выделить следующие:

1. Педагогически  запущенные дети.

2. Умственно  отсталые дети.

3. Ослабленные,  или целебно-астенические дети.

Наиболее многочисленной является группа педагогически запущенных детей. Л. С. Славина, изучая таких учащихся, обнаружила самые различные причины, порождающие неуспеваемость. Это:

отсутствие нужных общественных мотивов учения

“интеллектуальная пассивность”.

неправильные  навыки и способы учебной работы

неправильное  отношение к труду

Работу с трудными подростками и старшими школьниками  необходимо начинать с тщательного  изучения их индивидуально-психологических  особенностей, стараясь понять, что  привело их на путь асоциального поведения, каковы причины столь серьезных  исправлений их личности. Если воспитатель  не знает или не понимает этих причин, то ему трудно бороться и со следствиями, с результатами. Исследования показывают, что общая причина развития у  ребенка отрицательных форм поведения  – допущенная когда-то ошибка его  воспитании. Иными словами общая  причина лежит в ошибках и  просчетах в воспитательной работе, в неблагополучие семейного окружения, к неправильной организации жизни  и деятельности ребенка на любом  этапе его развития. Об этой причине  надо говорить в первую очередь еще  и потому, что она начинает действовать  задолго до поступления ребенка  в школу, до того, как в работу над формированием личности ребенка  включаются учителя и воспитатели.

      Одна  из наиболее существенных причин –  неблагополучие в семье. Здесь имеется  ввиду не только стиль семейного  воспитания – деспотический, основанный на подавлении, или на оборот, свободный, стиль суровый, аскетический или  тепличный, изнеживающий, когда ребенка  освобождают от забот и обязанностей, стиль основанный на равнодушии и  безразличии к судьбам детей.

      Речь  идет и о прямом неблагополучии, об уродливых отношениях в некоторых  семьях, о бытовой и социальной распущенности, нечистоплотности, о  семьях, где царит разлад, ссоры  между родителями, а порой наблюдается  и полный распад отношений между  членами семьи. Словом, как говорят  педагоги и психологи, «трудные»  дети – это чаще всего дети «трудных»  родителей

      Но  не только такие семьи должны быть отнесены к категории неблагополучных. Опытные учителя отмечают, что  серьёзное беспокойство вызывают внешне благополучные семьи, «где домашняя чаша, где ребёнок сыт, обут, одет, но где он живёт в страшном одиночестве…». В таких семьях родители не интересуются сложным внутренним миром своих детей, не пытаются понять их потребности и интересы, чувства и переживания. Атмосфера глубоко равнодушная приводит к столь же глубокой отчуждённости детей, лишённых открытого и доброжелательного общения со старшим, взрослым, близким человеком.

      Исследования  психологов показали, что в подавляющем  большинстве случаев у подростков и старших школьников отличающихся асоциальным поведением, сложилось  устойчивое отрицательное отношение  к школе и учению на основе отставания в учении, конфликтов с учителями. В дружном коллективе сверстников  такие учащиеся чувствуют себя одинокими, им не интересно учится, читать, у  них не развита потребность в  познании. Такие подростки чужые  дома, чужые в школе, лишь в компании с асоциальными установками, потребностями  и интересами они «свои», там их признают, там они находят «себя». Как отмечает Е. Савонько, специально изучавшая соответствующие материалы, в большинстве случаев подростки  сталкиваются «в подворотнях» с жестокостью, пустотой, пьянством, неравноправием, законом сильного, жёсткой иерархией, с особым моральным климатом. Многие принимают это, другие начинают «прозревать», понимать или сильно ощущать, что  эта жизнь приносит им мало радости, что дружбы там нет, романтики  тоже.

      В итоге ребёнок становится трудным, когда происходит совпадение, наложение  отрицательных внешних влияний (аморальное поведение взрослых, дурное влияние  улицы, компании правонарушителей), неудач в школе и педагогических ошибок учителей, отрицательного влияния семейного  быта и внутрисемейных отношений. Иными  словами, ребёнок выпадает из сферы  воспитания сразу во многих звеньях  и находится в зоне активных отрицательных  влияний.

      Психологи и педагоги предложили несколько  систем типизации трудных детей, оговаривая, что данная типизация, как  и вообще всякая типизация, условна:

дети с нарушениями  в сфере общения,

дети с повышенной или с пониженной эмоциональной  реакцией,

дети с односторонним  умственным развитием,

дети с неправильным развитием волевых качеств.

 «Научное  исследование физического и умственного  развития неуспевающих и отстающих  детей, - писал В.А. Сухомлинский, - привело меня к выводу, что  у 85% неуспевающих и отстающих  главная причина отставания, низкая, неудовлетворительная работа на  уроках и дома, второгодничество  – плохое состояние здоровья, какое-нибудь заболевание или  недомогание, чаще всего совершенно  незаметное для врача и поддающееся  только в результате совместных  усилий матери, отца, врача и учителя…  С каждым годом нам становится  всё яснее и яснее зависимость  духовной жизни ребёнка – интеллектуального  развития, мышления, внимания, памяти, устойчивости от игры его физических  сил».

      Из  всего этого можно сделать  вывод, что причины неуспеваемости младших школьников заключаются  в следующем:

непосильный объём  знаний;

несовершенство  методов обучения;

отсутствие нужных общественных мотивов учения;

«интеллектуальная пассивность»;

неправильные  навыки и способы учебной работы;

неправильное  отношение к труду.

Знание и предотвращение этих причин позволяет сделать процесс  обучения более эффективным с  первых дней обучения школьников.

  1. Организация работы учителя с педагогически запущенными детьми.

        Учителю необходимо знать индивидуальные особенности детей её класса и основные принципы изучения индивидуальных особенностей для того, чтобы организовать работу с этими детьми, строить индивидуальный подход к ним.

      Индивидуализация  учения предполагает организацию учебной  деятельности в соответствии с его  особенностями и возможностями, уровнем развития. При этом чрезвычайно  важно, чтобы у учащихся формировался индивидуальный стиль работы, индивидуально-своеобразные способы действий. В тоже время  эти приёмы должны быть более или  менее равноценны по конечным результатам, усвоенным знаниям, умениям, и навыкам. Обучение должно создавать максимальные условия для расцвета индивидуальности ученика, чтобы и в зрелые годы труд стал действительно творческим.

Информация о работе Коррекционная работа с педагогически-запущенными детьми