Коррекционная работа с педагогически-запущенными детьми

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 09:37, реферат

Описание

Педагогическая запущенность является одной из самых распространенных девиаций развития детей и подростков, связанных с особенностями социальной ситуации их развития. Эта ситуация характеризуется преобладанием авторитаризма в воспитательно-образовательной среде

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..2.
Психологическая характеристика причин неуспеваемости младших школьников………………………………………………………………….3.
Организация работы учителя с педагогически запущенными детьми….8.

Программа организации работы с педагогически запущенным ребенком……………………………………………………………………16.
Заключение………………

Работа состоит из  1 файл

ОснПсихоКонс(реф)отпр.docx

— 47.37 Кб (Скачать документ)

3) нередко  хорошие результаты даёт открыто  выражаемое доверие к нравственным  силам трудных подростков. Подростки  очень ценят то, что им доверяют, несмотря на их плохую славу,  дурную репутацию, доверяют им, которым ещё никто ничего не  доверял! Впрочем, подозрительные  подростки иногда с трудом  верят в то, что им действительно  доверяют, что это доверие искренно. Они относятся к оказанному  доверию настороженно, как к очередной  попытке воздействовать на них,  к очередному воспитательному  приёму. А если у трудного подростка  уже сложилась установка противодействовать  всякому воспитанию, то и доверие  подвергается той же участи.

Существует  три условия, при которых ставка на доверие оказывается оправданной:

первое  условие: как уже отмечалось, - доверие  должно быть естественным и непринуждённым, а не явно искусственным приёмом. Подросток должен поверить в искренность  воспитателя и правильно воспринять сам факт выраженного ему доверия;

второе  условие: учитель должен быть более  или менее уверен в том, что  дурные черты у школьника не укоренились  настолько, чтобы совершенно заглушить  здоровые нравственные тенденции;

третье  условие: учитель, оказав доверие ученику, не должен занимать позицию пассивного созерцателя результатов своего эксперимента, а терпеливо и тактично помогать школьнику освоиться с  новой ролью, постоянно держать  такого ученика в центре внимания, вовремя оказывать ему помощь и поддержку.

На вопрос как же учитель должен организовать свою работу с педагогически запущенными  детьми В.А. Сухомлинский ответил так: «Главное - не допустить переживания  этими детьми своей «неполноценности», воспрепятствовать появлению у  них безразличного отношения  к учебному труду, не притупить чувство  чести и достоинства». Эта цель может быть достигнута комплексом приёмов.

      Во-первых, «учить и воспитывать таких детей  надо в массовой общеобразовательной  школе: создавать для них какие-то специальные учебные заведения  нет нужды». Это необходимо не только для того, чтобы недостаточно способный  ребёнок никогда не чувствовал своей  «неполноценности», тут важно, чтобы  он находился в атмосфере полноценной  духовной жизни школы».

      Во-вторых, на уроке дети с пониженной способностью к обучению должны получать задания, которые гарантировали бы им успех  в работе. Для этого учителю  следует выявить наиболее сильную  сторону в умственных способностях ученика и, опираясь на неё, предлагать соответствующие задания. Успех  в выполнении даже одного дела укрепляет  веру ребёнка в свои силы. В результате к очередному заданию он приступает уже с «предчувствием успеха». Переживание  радости успеха – необходимое  условие нормальной, продуктивной учебной  деятельности.

    3. Программа организации индивидуальной работы с педагогически запущенным ребенком.

      1. Изменение условий семейного  воспитания ребенка:

      а) повышение психолого-педагогической  грамотности родителей, культуры  взаимоотношений;

      б) создание воспитывающей ситуации  в семье, активное включение  родителей в воспитательный процесс; 

      в) индивидуальные консультации, помощь родителям в воспитании;

      г) контроль над организацией  режима ребенка, устранение безнадзорности;                        

    д) помощь ребенку в организации  деятельности ребенка, его общения  в семье;

    е) меры по устранению нарушений семейного  воспитания.

      2. Совершенствование воспитательно-образовательной  работы с классом:

      а) коррекция отношений педагога  к ребенку, снятие психологических  перегрузок;

    б) гуманизация межличностных отношений  в детском коллективе,

    в) рационализация воспитательно-образовательной  работы в классе;

    г) взаимодействие учителей и родителей  в педагогическом процессе.

    3. Помощь ребенку в личностном  росте:

      а) организация психологического  обследования ребенка и оказание  ему необходимой психологической  помощи;

    б) индивидуальная работа по сглаживанию  недостатков интеллектуальной, нравственной, эмоционально-волевой сфер;

      в) включение ребенка в активную  деятельность;

      г) преодоление демотивированности, негативной мотивации учения;

      д) организация успеха ребенка  в условии школьной программы;

      е) руководство общением ребенка  со сверстниками на основе  опоры на положительные качества личности;

      ж) работа по формированию мотивации  достижения.

                  Изучение педагогически запущенных школьников: 
1) Выявление педагогически запущенных школьников; ведение личных дел  
2) Изучение результатов деятельности этих учащихся, пределов в знаниях, отклонений в межличностных отношениях; наметить пути и способы их преодоления. 
3) Положение ученика в классе, характер взаимоотношений с товарищами; наметить пути и способы их улучшения. 
4) Изучение интересов, способностей и склонностей ученика. 
5) Установить, входит ли педагогически запущенный в другие группы сверстников за пределами школы; изучить характер влияния этих групп на данного ученика. 
6) Изучить положение ребенка в семье.

                        Организация педагогической помощи. 
1) Вести учет пробелов в знаниях, умениях и навыков; наметить пути и способы их ликвидации. 
2) Повысить и укрепить интерес к учению, уверенность в свои силы. 
3) Укреплять положение запущенных детей в классе. 
4) Учителям проявлять к детям уважение и доброжелательность, приветливость и дружелюбие. 
5) Показать родителям, как нужно работать с ребенком дома, как организовать его рабочее (учебное) и свободное время, как оказать помощь в учебе. 
6) Вести учет особо неблагополучных семей.

                               Организация медицинской помощи: 
1) Консультации врачей - психоневрологов и дефектологов. 
2) Медицинский учет в рамках школы. 
3) Организовать общеукрепляющее амбулаторное лечение не нуждающихся в нем. 
4) Взять под контроль организацию летнего отдыха ослабленных педагогически запущенных детей, оказывать помощь в получении путевок в лагерь и санатории.

    Организация свободного времени педагогически  запущенных школьников: 
1) Включить школьников в работу кружков, секций, исходя из интересов и возможностей детей. 
2) Задействовать в школьных мероприятиях; отмечать успехи и достижения в области этой деятельности. 
3) Организовать ненавязчивый контроль над свободным временем. 
4) Всех педагогически запущенных детей, не имеющих достаточного ухода и контроля дома, вовлекать в группы продленного дня в школе .

        Положительным моментом  этой  программы является  оказание  разного вида помощи ребенку,  то есть подключение различных  специалистов к решению коррекционных  задач. 

    Заключение.

Основными средствами педагогической коррекции  дисгармоний развития, эмоциональной  нестабильности, неразвитости произвольности поведения, является понимание, сочувствие со стороны педагога, снятие напряжения, рационализация воспитательно-образовательного процесса, выравнивание культурно-образовательных  возможностей детей. И при этом важную роль играет метод личной перспективы, создающий у ребёнка веру в  свои возможности. Доверие к ребёнку, формирование реально осознаваемых и реально действующих мотивов  его поведения, анализ конфликтных  ситуаций, в которые он часто попадает, личный пример педагога, дальнейшее позитивное воздействие педагога своим авторитетом  на отношения ребёнка со сверстниками, помогает корректировать высокую тревожность  запущенных детей, преодолевать трудности  общения, неадекватность поведения  и повышает тем самым социальный статус ребёнка.

      В арсенале педагога обязательно должны быть такие коррекционные методы, как наглядные опоры в обучении, комментируемое управление, поэтапное  формирование умственных действий, опережающее  консультирование по трудным темам. В силу особенностей учебной деятельности запущенных школьников нужны учебные  ситуации с элементами новизны, занимательности, опора на жизненный опыт детей, а  также щадящая учебная нагрузка.

      Решающая  роль принадлежит методу ожидания завтрашней радости, к которому прибегают многие опытные педагоги.

Для преодоления педагогической запущенности необходимо:

держать постоянную связь с семьёй; рекомендовать  ввести строгий режим и постоянные трудовые обязанности для детей  в семье;

включать детей  в работу различных организаций, кружков, давать им на первых порах  несложные, но интересные поручения;

способствовать  установлению дружбы с более сильными, организованными учащимися, учитывая внушаемость и подражательность ребёнка;

повысить требования к ученику, не пропускать ни одного случая нарушения дисциплины и невыдержанности;

контролировать  приготовление домашних заданий, всякое улучшение поощрять.

Необходимо постоянно  помнить, что осуществление индивидуального  подхода невозможно без педагогического  тата по отношению к учащимся, т.е. способности находить, правильный, умелый подход к ученику.

      Работа  с запущенными в воспитательном отношении детьми представляет большие  трудности, требует времени, сил, настойчивости  и терпения. Но результат обычно целиком оправдывает затраченное  время и силы. При этом всегда надо помнить: легче предупредить возникновение  отрицательных привычек и проявлений личности, нежели потом ликвидировать  уже укоренившиеся привычки и  проявления, корректировать личность. И если мы сумеем правильно поставить  воспитательную работу со школьниками  с первых дней их пребывания в школе  и нейтрализовать отрицательное  влияние семьи, то не будет ни трудных  детей, ни неудач, ни провалов, в благородном  деле формирование личности человека.

      Поэтому учителю в обязательном порядке  необходимо знать причины неуспеваемости младших школьников, индивидуальные особенности этих детей, а также  учитель должен знать как организовывать свою работу с педагогически запущенными  детьми, чтобы процесс обучения и  воспитания был более эффективен.

    Библиографический список:

  1. Алемаскин, М.А. Воспитательная работа с подростками/ М.А. Алемаскин –   М, 1979.
  2. Баженов, В.Г. Воспитание педагогически запущенных подростков/ В.Г. Баженов– Киев, 1986.
  3. Мудрик, А.В. Социальная педагогика/ А.В. Мудрик – М, 1999.

    Материалы сайтов:

    1. http://www.petaref.com/?page=viewref&id=609
    2. http://www.referats.net/pages/referats/rkr/page44953.html
    3. http://www.zadachi.org.ru/?n=46026
    4. http://referatwork.ru/refs/source/ref-3872.html
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Информация о работе Коррекционная работа с педагогически-запущенными детьми