Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 09:37, реферат
Педагогическая запущенность является одной из самых распространенных девиаций развития детей и подростков, связанных с особенностями социальной ситуации их развития. Эта ситуация характеризуется преобладанием авторитаризма в воспитательно-образовательной среде
Введение…………………………………………………………………………..2.
Психологическая характеристика причин неуспеваемости младших школьников………………………………………………………………….3.
Организация работы учителя с педагогически запущенными детьми….8.
Программа организации работы с педагогически запущенным ребенком……………………………………………………………………16.
Заключение………………
Индивидуализация учения предполагает, что для каждого ученика есть своя мера трудности, нижний её предел, который каждый ученик должен в силу своих повышающихся возможностей стремится превзойти.
Индивидуализация
учения не исключает, а предполагает
коллективные, фронтальные, групповые
формы деятельности, коллективистически
мотивационное учение, усиление в
обучении связей «ученик-ученик» большой
акцент на самостоятельность в
Индивидуализация
учения в начальных классах состоит
в том, чтобы увидеть не только
недостатки подготовки ребёнка к
школе, но и особенности его
Раскрытие
и совершенствование
Нельзя признать правильным и решение вопроса об индивидуализации учения посредствам сокращения программы для одних учеников и видоизменения её для других учеников. Приспосабливаться к уровню развития учащихся – значит следить за имеющимися в ребёнке слабыми сторонами, отказаться от средств их преодоления, свести на нет систему воздействия учителя.
Каковы же основные пути и способы работы с педагогически запущенными детьми?
Перевоспитание педагогически запущенных подростков и старших школьников должно осуществляться в соответствии со следующими принципиальными положениями:
Во-первых, поскольку деформации в развитии есть в следствие комплекса причин:
а). отрицательного
влияния неблагоприятных
б). неудач в школе, отрыва от школьной жизни и школьного коллектива,
в). асоциального окружения,
То общая
стратегия воспитательного
Во-вторых, ликвидировать педагогическую запущенность. Корректировать личность невозможно силами одних лишь учителей, силами только школы. К этой работе, помимо школы, должны быть привлечены семья, детские организации, внешкольные учреждения, актив классов, общественные организации. И при всех условиях надо лишь опираться на здоровый детский коллектив, действовать сообща с ним, через него. Только совместными усилиями при единстве воспитательных воздействий можно решить указанную задачу.
В-третьих,
основным средством перевоспитания
должна быть правильная организация
жизни и деятельности трудного ребёнка.
Надо помнить, что нравоучения, нотации
не очень действенные средства воспитания
педагогически запущенного
В-четвёртых, перевоспитание нельзя понимать только как устранение искоренение чего-то, борьбу с недостатками и пороками. Перевоспитание – это и формирование развития положительных привычек, черт и качеств, тщательное культивирование здоровых нравственных тенденций.
В-пятых
необходимо вовлечь трудного школьника
в процесс самовоспитания, организовать
борьбу его самого с собственными
недостатками. А.И. Кочетов, раскрывал
систему воспитательных воздействий
на трудных школьников, отмечает, что
формирование личности трудновоспитуемого
есть сочетание перевоспитания с
обычными мерами воспитания и самовоспитания.
Иначе говоря, трудный подросток
не должен быть пассивным объектом
воспитательных воздействий, необходима
активизация его личности, использование
её здоровых нравственных сил для
борьбы с собственными недостатками.
Как подчёркивает А.И. Кочетов, надо
показать трудному школьнику истинную
романтику нравственного
Этот же автор показывает, как с помощью школы для перевоспитания трудных учащихся можно воздействовать на семью, нормализовать, оздоровить семейную обстановку, как восстановить положительное влияние семьи на трудного ребёнка, а если это не удаётся, как нейтрализовать вредное влияние родителей или других взрослых членов семьи.
Что
касается групп с асоциальной
направленностью, которые состоят
из трудных подростков, то возможны
в отношении их две линии поведения.
Можно противопоставить этим стихийным
малым группам увлекательные
дела организованных групп в тех
же дворах и на тех же улицах, которые
обладали бы притягательной силой в
отношении подростков. Можно, как
советует Кочетов не противопоставлять
организованную жизнь во дворе стихийной
жизни группы, а привлечь её целиком
к интересному, увлекательному делу,
способному зажечь подростков, не разрушая
установившихся дружеских связей между
ребятами, переключить активность и
энергию группы тоже в активное,
но общественно полезное русло. Конкретные
меры зависят от характера и направленности
стихийно сложившихся групп, от её устойчивости,
закрепившейся системы
Конечно,
нельзя рассчитывать на то, что за сравнительно
короткое время можно полностью
выправить личность трудных ребят,
ликвидировать такие
Нельзя недооценивать и роли индивидуального шефства как одного из методов перевоспитания трудных школьников. Условия успешности работы таковы: шеф должен быть авторитетным человеком для трудного подростка, примером для подражания в нравственной области, обладать именно такими качествами, которых не хватает данному школьнику, быть хорошо информированным о жизни, учении, интересах, друзьях своего подопечного, обладать известными педагогическими качествами: тактом, чуткостью, педагогическими знаниями и умениями и, наконец, иметь время и желание, чтобы шефство носило характер систематических встреч, постоянного общения шефа и подшефного.
Индивидуальный подход и воспитание в коллективе, через коллектив не противоречат друг другу. А.С. Макаренко, призывая строить учебно-воспитательную работу с учётом индивидуальных особенностей учащихся, говорил о педагогике «индивидуального действия», рассчитанной на каждую конкретную личность со всем её индивидуальным своеобразием. Вместе с тем он подчёркивал, что индивидуальный подход – это не «парная педагогика», не камерное воспитание, не «разрозненная возня с каждым воспитанником». Индивидуальный подход осуществляется в коллективе и с помощью коллектива и в этом смысле гармонично дополняет общий воспитательный процесс.
Педагогу
прежде всего необходимо хорошо знать
детей, видеть в каждом из них индивидуальные,
своеобразные черты. Чем лучше разбирается
воспитатель в индивидуальных особенностях
школьников, тем правильнее он может
организовать учебно-воспитательный процесс,
применяя воспитательные меры в соответствии
с индивидуальностью
Индивидуальный подход предполагает в первую очередь знание и учёт индивидуальных, специфических условий, которые повлияли на формирование той или иной черты личности. Это нужно знать потому, что только понимая природу того или иного личностного проявления, можно правильно реагировать на него.
Индивидуальный подход предполагает и знание побудительных причин поступков школьников. Различия в мотивах действий определяют и различия воспитательных мероприятий, которые должны быть осуществлены в связи с тем или иным поступком учащегося. Школьник ударил товарища. Можно ли правильно реагировать, не выяснив мотива этого поступка. Конечно, такой поступок требует осуждения. Но квалифицировать его следует по-разному, в зависимости от того, например, ударил ли ученик дежурного по классу за сделанное замечание, реагировал ли на оскорбление со стороны одноклассника или, наконец, пытался защитить доброе имя девочки-одноклассницы.
Осуществляя
индивидуальный подход, следует помнить,
что на учащихся по-разному влияют
поощрения. Одного ученика полезно
похвалить, так как это укрепляет
его веру в свои силы; по отношению
к другому от похвалы лучше
воздержаться, чтобы не привести его
к самоуспокоению, самоуверенности.
Равно и подчёркивание
Индивидуальный
подход выражается и в применении
меры и формы наказания. На одних
школьников действует простое осуждение,
на других подобные формы осуждения
впечатления не производят и воспринимаются
как снисходительность или
Особое значение в работе с педагогически запущенными школьниками имеют три момента:
1) в
общении с ними очень важно
тёплое, сердечное, доброжелательное
отношение. Озлобленности,
2) воспитателю
необходимо уметь выявлять то
положительное, что имеется в
личности каждого школьника,
Выявить
и использовать то положительное, что
имеется в личности любого трудного
подростка, не всегда легко, зато этот
приём воспитания весьма эффективен
и полностью вознаградит
Информация о работе Коррекционная работа с педагогически-запущенными детьми