Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 12:39, курсовая работа
Целью данной курсовой работы ставилось изучение понятия школьной неуспеваемости, психологических особенностей неуспевающих школьников, причин возникновения и путей преодоления данной проблемы. Для достижения этой цели необходимо решение следующих задач:
а) раскрытие сущности неуспеваемости при данных целях и содержании образования;
б) выявление структуры неуспеваемости, признаков, по которым могут опознаваться ее компоненты;
в) разработка научно обоснованных приемов обнаружения этих признаков. Без этого невозможно научное изучение факторов неуспеваемости и разработка мер борьбы с нею.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1.КОРРЕКЦИЯ ШКОЛЬНОЙ НЕУСПЕВАЕМОСТИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ………………………………………………..6
1.1.ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ШКОЛЬНОЙ НЕУСПЕВАЕМОСТИ…………...6
1.2.ВИДЫ НЕУСПЕВАЕМОСТИ И ПРИЧИНЫ ЕЕ ПОРОЖДАЮЩИЕ……...10
1.3.МЕТОДЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ
НЕУСПЕВАЕМОСТИ……………………………………………………………..22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..29
БИБЛИОГРАФИЯ………………………………………………………..………...
КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ И ЭСТЕТИЧЕСКОГО
ВОСПИТАНИЯ
В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ
ФАКУЛЬТЕТА НАЧАЛЬНОГО
И СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЗАОЧНОГО ОТДЕЛЕНИЯ
НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ
КАНД. ПЕД. НАУК
2010
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА 1.КОРРЕКЦИЯ ШКОЛЬНОЙ НЕУСПЕВАЕМОСТИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ………………………………………………..6
1.1.ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ШКОЛЬНОЙ НЕУСПЕВАЕМОСТИ…………...6
1.2.ВИДЫ НЕУСПЕВАЕМОСТИ И ПРИЧИНЫ ЕЕ ПОРОЖДАЮЩИЕ……...10
1.3.МЕТОДЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ
НЕУСПЕВАЕМОСТИ………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
БИБЛИОГРАФИЯ………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Слабые дети – это не уродливые, а самые хрупкие,
В. А. Сухомлинский
«Значение школьного периода жизни человека трудно переоценить. От того, как он складывается – успешно или неуспешно, зависит многое в жизни человека, в том числе многие личностные качества, которые формируются под влиянием и в результате тех или иных особенностей школьного периода жизни человека. Многие проблемы взрослого человека могут быть лучше поняты, если обратиться к его годам обучения в школе»[15, с.59].
Трудности в учебном
процессе, особенно если они проявляются
еще в начальных классах, существенно
мешают овладению ребенком обязательной школьной программой. Именно
в начальный период обучения у детей закладывается
фундамент системы знаний, которые пополняются
в дальнейшие годы, в это же время формируются
умственные и практические операции, действия
и навыки, без которых невозможны последующие
учение и практическая деятельность. Отсутствие
этого фундамента, невладение начальными
знаниями и умениями приводит к чрезмерным
трудностям в овладении программой средних
классов, в результате такие дети нередко
выпадают из обучения. Подобного положения,
если отсутствуют грубые нарушения развития,
можно было бы избежать, оказав ребенку
своевременную и адекватную его проблемам
помощь, но для этого необходимо знать
возможные причины трудностей в учебной
деятельности, установить, какие из них
действуют в конкретном случае (т.е. диагностировать
трудности в учебной деятельности) и уметь
или устранить их, или корригировать последствия. Актуальность проблемы
неуспеваемости учащихся очевидна для
современной школы. Специально проведенные
диссертационные исследования, массовый
практический опыт преподавания различных
предметов показывают, что значительный
процент школьников имеют разного рода
затруднения в учебной деятельности[23,
с. 52].
В основу курсовой работы легли труды выдающихся отечественных
психологов, основанные на многолетнем
опыте работы по данной проблеме.
Проблема неуспеваемости детей и способы
предупреждения ее издавна волнует педагогов.
Не случайно Я.А.Коменский посвятил им
целый ряд разделов своей «Великой дидактики».
Он настаивал на том, что все дети от природы
имеют расположение, стремление к знанию,
что всех их можно учить. [10, с.63]
Современный уровень разработки проблемы неуспеваемости в педагогике достаточно высок, однако стоит признать, что наиболее фундаментальные труды в данной области были сделаны в советский период. Поэтому, несмотря на изменившиеся социально-экономические и политические условия, большое значение для решения проблемы неуспеваемости имеет обращение к исследованиям советских дидактов, методистов, психологов, дефектологов. Именно в данный период в отечественной науке наблюдается особый интерес к проблеме неуспеваемости, а реализация различных концепций в практике массовой школы привела к положительным результатам. [23, с. 52]
Длительные, стойкие трудности
усвоения программного материала в
массовой школе являются одной из
самых больных проблем для
педагогов, родителей, психологов и
самих неуспевающих детей.
а) раскрытие сущности неуспеваемости
при данных целях и содержании образования;
Объектом исследования является
неуспеваемость как психолого- педагогическое
явление.
Гипотеза: процесс коррекции школьной неуспеваемости будет эффективным при соблюдении следующих условий:
- проведение педагогической профилактики, диагностики и терапии;
- воспитательное воздействие на неуспевающих учеников;
- дифференцированная работа с отстающими.
ГЛАВА 1. КОРРЕКЦИЯ ШКОЛЬНОЙ НЕУСПЕВАЕМОСТИ
В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ.
«Проблема школьной неуспеваемости и ее причины – одна из центральных в педагогике и педагогической психологии. Несмотря на постоянное внимание педагогов и психологов к этой проблеме, она остается актуальной в связи с многообразием причин, ее порождающих»[15, с. 59].
Анализируя проблему неуспеваемости, необходимо определиться со значением термина «неуспеваемость».
Например, П. П. Блонский
под неуспеваемостью понимает ситуацию,
в которой поведение и
Это весьма емкое понятие, определяющее потенциал личности в учебной деятельности и представляющее собой синтез особенностей самой личности и ее взаимодействий с внешними влияниями. К этому можно добавить определение, сформулированное дидактом В.С.Цетлин: «Неуспеваемость – это суммарная, комплексная, итоговая неподготовленность учащегося, наступающая в конце более или менее законченного отрезка процесса обучения»[26, с.10].
В неуспеваемости синтезированы отдельные отставания, она итог процесса отставания. Многообразные отставания, если они не преодолены, разрастаются, переплетаются друг с другом, образуют, в конечном счете, неуспеваемость. Слово «отставание» обозначает и процесс накапливания невыполнений требований, и каждый отдельный случай такого невыполнения, т.е. один из
моментов этого процесса.[22, с. 305]
В.С.Цетлин называет «отставанием» отдельный элемент неподготов-ленности, который соотносится с неуспеваемостью и как часть с целым, и как момент процесса с результатом процесса. Неуспеваемость и отставание взаимосвязаны. «Отставание как момент, если его не устранить, может превратиться в процесс (процесс отставания) и приведет в конечном итоге к неуспеваемости». [26, с. 10]
Не смотря на
пристальное внимание
По данным исследований,
специалисты выявили точки
Анкетирование 104 учителей определило, что педагоги главными причинами неуспеваемости считают:
Родители (опрошено 100 человек) склонны считать, что главные причины неуспеваемости их детей – это:
Неуспеваемость школьников закономерно
связана с их индивидуальными особенностями
и с теми условиями, в которых протекает
их развитие. Важнейшим из этих условий
педагогика признает обучение, и воспитание
детей в школе.
Как нам известно, все дети разные, а раз так, то и школы должны быть разные, и программы, и учебники и т.д. В стране создаются интеллектуальные фонды, диагностические методики для выявления творческой одаренности, разрабатываются проекты положений учебных заведений, работающих с одаренными детьми. Разработано несколько десятков учебных планов, предполагающих углубленное изучение различных предметов. Но все это для одаренных от природы детей. А что же для тех, кто не справляется с программой? [14, с.5]
Неуспеваемость может выражаться в том, что ученик
имеет слабые навыки чтения, счета, слабо
владеет интеллектуальными умениями анализа,
обобщения и др. Систематическая неуспеваемость
ведет к педагогической запущенности,
под которой понимается комплекс негативных
качеств личности, противоречащих требованиям
школы, общества. В качестве элементов
неуспеваемости выступают следующие
недостатки учебной деятельности школьника:
1) не владеет минимально необходимыми
операциями творческой деятельности,
комбинирование и использование в новой
ситуации имеющихся знаний, умений и навыков);
2) не стремится получать новые знания
теоретического характера;
3) избегает трудностей творческой деятельности,
пассивен при столкновении с ними;
4) не стремится к оценке своих достижений;
5) не стремится расширять свои знания,
совершенствовать умения и навыки;
6) не усвоил понятий в системе.
Указанные черты составляют признаки
понятия «неуспеваемость» для тех учебных
предметов, в которых ведущая роль принадлежит
деятельности творческого характера,
основанной на знаниях, умениях и навыках.
Неуспеваемость, как итог, характеризуется
наличием всех элементов. В процессе же
обучения могут возникнуть отдельные
ее элементы, они-то и предстают как отставания.
Дадим описание признаков возможных отставаний
учащихся. Они относятся к тем учебным
предметам, которые характеризуются большим
удельным весом творческой деятельности,
опирающейся на знания, первичные умения
и навыки.
1. Ученик не может сказать, в чем трудность
задачи, наметить план ее решения, решить
задачу самостоятельно, указать, что новое
получено в результате ее решения. Ученик
не может ответить на вопросы по тексту,
сказать, что нового он из него узнал. Эти
признаки могут быть обнаружены при решении
задач, чтении текстов и слушании объяснения
учителя.
2. Ученик не задает вопросов по существу
изучаемого, не делает попыток найти и
не читает дополнительных к учебнику источников.
Эти признаки проявляются при решении
задач, восприятии текстов, в те моменты,
когда учитель рекомендует литературу
для чтения.
3. Ученик не активен и отвлекается в те
моменты урока, когда идет поиск, требуется
напряжение мысли, преодоление трудностей.
Эти признаки могут быть замечены при
решении задач, при восприятии объяснения
учителя, в ситуации выбора по желанию
задания для самостоятельной работы.
4. Ученик не реагирует эмоционально (мимикой
и жестами) на успехи и неудачи, не может
дать оценки своей работе, не контролирует
себя.
5. Ученик не может объяснить цель выполняемого
им упражнения, сказать, на какое правило
оно дано, не выполняет предписаний правила,
пропускает действия, путает их порядок,
не может проверить полученный результат
и ход работы. Эти признаки проявляются
при выполнении упражнений, а также при
выполнении Действий в составе более сложной
деятельности.
6. Ученик не может воспроизвести определений
понятий, формул, доказательств, не может,
излагая систему понятий, отойти от готового
текста; не понимает текста, построенного
на изученной системе понятий. Эти признаки
проявляются при постановке учащимся
соответствующих вопросов.[10, с.59]
Информация о работе Коррекция школьной неуспеваемости в педагогическом процессе