Коррекция школьной неуспеваемости в педагогическом процессе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 12:39, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы ставилось изучение понятия школьной неуспеваемости, психологических особенностей неуспевающих школьников, причин возникновения и путей преодоления данной проблемы. Для достижения этой цели необходимо решение следующих задач:
а) раскрытие сущности неуспеваемости при данных целях и содержании образования;
б) выявление структуры неуспеваемости, признаков, по которым могут опознаваться ее компоненты;
в) разработка научно обоснованных приемов обнаружения этих признаков. Без этого невозможно научное изучение факторов неуспеваемости и разработка мер борьбы с нею.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1.КОРРЕКЦИЯ ШКОЛЬНОЙ НЕУСПЕВАЕМОСТИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ………………………………………………..6
1.1.ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ШКОЛЬНОЙ НЕУСПЕВАЕМОСТИ…………...6
1.2.ВИДЫ НЕУСПЕВАЕМОСТИ И ПРИЧИНЫ ЕЕ ПОРОЖДАЮЩИЕ……...10
1.3.МЕТОДЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ
НЕУСПЕВАЕМОСТИ……………………………………………………………..22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..29
БИБЛИОГРАФИЯ………………………………………………………..………...

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ 1.doc

— 179.00 Кб (Скачать документ)

Практика показывает, что неуспехи в учебе могут  привести к чувству неполноценности, а оно в свою очередь формирует  отрицательное отношение к учебе. Вот эту цепь неуспехов, неверия в себя и необходимо разорвать.

Диагностику неуспеваемости необходимо проводить на ранней стадии неуспеваемости в доступных для детей формах, а также заинтересовывать и включать в работу родителей неуспевающих школьников. Успехи и неудачи в учении вызывают эмоции не сами по себе, а только в связи с возможностью или невозможностью получить желаемую отметку. Радость познания нового, удовольствие от коллективного труда, удовлетворение от преодоленных трудностей — все заслоняется отметкой. Урон наносится не только успеваемости, но и всему нравственному воспитанию школьника. У некоторых учащихся цель получения отметки выступает как средство самоутверждения, удовлетворения самолюбия, средство для получения обещанной дома награды. Во всех этих случаях имеет место внеучебная мотивация, и это препятствует развитию познавательных интересов, возникновению стремления совершенствовать свои умения и навыки, углублять и расширять знания, мешает формированию ценностного отношения к образованию. Проведенная диагностика подтвердила, что наиболее распространенными причинами школьной неуспеваемости являются низкая мотивационная сфера,   конфликтные отношения с учителями. Наиболее эффективными методами педагогической диагностики неуспеваемости методом диагностики неуспеваемости  являются тестирование, анкетирование, анализ школьной документации, наблюдение, которые проводятся учителем. Диагностика должна осуществляться в самом процессе обучения и проводиться систематически.

Самым главным и, несомненно, самым печальным последствием ранней неуспеваемости является то, что ребенок в самом начале своих школьных лет теряет интерес и стимул к учению. Если ребенок не любит учиться, а познавательные интересы у него не сформированы, то ему нужно найти что-то взамен. Некоторые отстающие в учебе дети с флегматичным, по преимуществу, темпераментом могут проводить целые дни дома перед телевизором, компьютером или складывая детали конструктора. Но большинство этим не ограничивается. И их основная эмоциональная и умственная жизнь начинает протекать где-то вне пределов школы, среди таких же, как они детей. Чтобы это предотвратить, необходимо как можно раньше, пока он еще податлив и управляем, предложить неуспевающему ребенку другие, отличные от школьных интересы.  
Если ребенок музыкален, пусть занимается музыкой (не обязательно серьезно, в музыкальной школе, можно и попроще - кружок при каком-нибудь клубе, Доме детского творчества и т. д.). Если подвижен, гиперактивен - пусть танцует, занимается скаутингом, спортом. Если ребенок флегматичен и мешковат, и мысль о подвижных играх вызывает у него скуку или головную боль, пусть занимается авиа- или судомоделированием, строгает, пилит, паяет, шьет, вяжет или лепит горшки в соответствующей студии или секции. Вполне вероятно, что это не станет делом его жизни или даже сколько-нибудь долговременным и серьезным увлечением, но это отвлечет его от драк, подвалов и бесцельного шатания по улицам. Какую бы педагогическую задачу учителя ни решали, в общении с ребенком, прежде всего, необходимо хорошо понять его, вникнуть в его душу, в суть его переживаний и никогда не ставить себя выше ребенка.

Каждому педагогу необходимо знать как причины, так и содержание развивающей работы. Для более  эффективного процесса преодоления  трудностей в учебной деятельности младшего школьника необходима интенсивная  совместная работы с родителями, и, как следствие, участие родителей в процессе коррекции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Бабанский Ю.К. Об изучении причин неуспеваемости школьников//Советская педагогика. – 1972. - № 1.- с.39-49.

2. Блонский П.П. Школьная успеваемость. Избр. пед. произв. – М., 1961.

3. Бударный А.А. Пути и методы предупреждения и преодоления неуспеваемости и второгодничества. Автореферат. Канд. Дис. М., 1965.

4. Волков Б.С.  Психология младшего школьника:  учебное пособие. – М.: Акад.

      Проект, 2005. – 208 с.

5. Венгер А.Л., Цукерман Г.А. Психологическое обследование младших

   школьников. М.: Владос-пресс, 2001.- 160 с.

 6. Вопросы предупреждения неуспеваемости школьников. Сб. статей. под. ред.

    Ю.К.  Бабанского. - Ростов-на-Дону, 1972.- с.192-209.

7. Выготский Л.С. Антология гуманной педагогики. – М., 1996.- с.224.

8. Гельмонт А.М. О причинах неуспеваемости и путях ее преодоления. - М.,

    1954.

9. Екжанова Е.А. Школьная неуспешность: вопросы терминологии и системного психолого-педагогического сопровождения детей//Логопед в детском саду.- 2008.-№ 4(29).- с.5-17.

10. Жигулева  Л.Вечная головная боль – неуспеваемость. Как избавиться от нее?//Директор школы.- 2009.- № 6.- с.58 – 65.

11. Завельский Ю.В. Лень и ленивые дети// Управление современной школой. Завуч.- 2009.- № 5.- с.99.

12. Ионцева О. Диагностика как метод преодоления неуспеваемости учащихся//Педагогическая диагностика.- 2008.- № 3.- с. 123-126.

13.  Коменский Я. А. Великая дидактика//Изб. пед. соч. – М., 1982. – Т. 1. –

    с. 309-311

14. Кудяшев Ю., Савиных В. Без второгодников и трудных//Народное образование.- 1992.- № март-апрель.- с. 5-9.

15. Локалова Н.П. Слабоуспевающий школьник: психологическое изучение и   

      коррекционная работа//Начальная школа. – 1992. - № 11-12.- с.59-61.

16.Люблинская А.А. Учителю о психологии младшего школьника. М., «Просвещение»,- 1977.

17. Менчинская Н.А. Психологические проблемы неуспеваемости школьников.

      Избранные  психологические труды. М.: Педагогика 1989. 340 с.

18. Монина Г.Б. Панасюк Е.В. Тренинг взаимодействия с  неуспевающими 

   учениками. СПб., 2003.- с.39-43.

19. Мурачковский Н.И. Типы неуспеваемости школьников//Советская

    педагогика. - 1965. - № 7

20. Прохорова Г.А. Откуда приходят двойки?//Образование в современной

      школе. – 2005. - № 12.- с. 29-32.

21. Психологические проблемы неуспеваемости школьников/под ред. Н. А.

    Менчинской. - М., 1971

22. Психолого-педагогический словарь. – Ростов-на - Дону,1998.

23. Сафаров М.А. Причины неуспеваемости школьников: анализ

      отечественного  опыта//Образование в современной  школе. – 2005. - № 12.-

      с. 52-57.

24.Славина С.С. Индивидуальный поход к неуспевающим и

     недисциплинированным  школьникам. – М.: Просвещение, 1986. –  217 с.

25. Ризванова Е. Экспертная оценка причин неуспеваемости// Директор

     школы.- 2005.- № 9.- с. 70-74. 

26. Цетлин В.С. Неуспеваемость школьников и ее предупреждение. - М., 1977.

 

27. Яшнова О.А.  Успешность младшего школьника.  – М.: Акад. Проект, 2003. – 

     139 с.

 


Информация о работе Коррекция школьной неуспеваемости в педагогическом процессе