Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 12:39, курсовая работа
Целью данной курсовой работы ставилось изучение понятия школьной неуспеваемости, психологических особенностей неуспевающих школьников, причин возникновения и путей преодоления данной проблемы. Для достижения этой цели необходимо решение следующих задач:
а) раскрытие сущности неуспеваемости при данных целях и содержании образования;
б) выявление структуры неуспеваемости, признаков, по которым могут опознаваться ее компоненты;
в) разработка научно обоснованных приемов обнаружения этих признаков. Без этого невозможно научное изучение факторов неуспеваемости и разработка мер борьбы с нею.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1.КОРРЕКЦИЯ ШКОЛЬНОЙ НЕУСПЕВАЕМОСТИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ………………………………………………..6
1.1.ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ШКОЛЬНОЙ НЕУСПЕВАЕМОСТИ…………...6
1.2.ВИДЫ НЕУСПЕВАЕМОСТИ И ПРИЧИНЫ ЕЕ ПОРОЖДАЮЩИЕ……...10
1.3.МЕТОДЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ
НЕУСПЕВАЕМОСТИ……………………………………………………………..22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..29
БИБЛИОГРАФИЯ………………………………………………………..………...
Практика показывает, что неуспехи в учебе могут привести к чувству неполноценности, а оно в свою очередь формирует отрицательное отношение к учебе. Вот эту цепь неуспехов, неверия в себя и необходимо разорвать.
Диагностику неуспеваемости необходимо проводить на ранней стадии неуспеваемости в доступных для детей формах, а также заинтересовывать и включать в работу родителей неуспевающих школьников. Успехи и неудачи в учении вызывают эмоции не сами по себе, а только в связи с возможностью или невозможностью получить желаемую отметку. Радость познания нового, удовольствие от коллективного труда, удовлетворение от преодоленных трудностей — все заслоняется отметкой. Урон наносится не только успеваемости, но и всему нравственному воспитанию школьника. У некоторых учащихся цель получения отметки выступает как средство самоутверждения, удовлетворения самолюбия, средство для получения обещанной дома награды. Во всех этих случаях имеет место внеучебная мотивация, и это препятствует развитию познавательных интересов, возникновению стремления совершенствовать свои умения и навыки, углублять и расширять знания, мешает формированию ценностного отношения к образованию. Проведенная диагностика подтвердила, что наиболее распространенными причинами школьной неуспеваемости являются низкая мотивационная сфера, конфликтные отношения с учителями. Наиболее эффективными методами педагогической диагностики неуспеваемости методом диагностики неуспеваемости являются тестирование, анкетирование, анализ школьной документации, наблюдение, которые проводятся учителем. Диагностика должна осуществляться в самом процессе обучения и проводиться систематически.
Самым главным и, несомненно,
самым печальным последствием ранней
неуспеваемости является то, что ребенок в самом начале своих
школьных лет теряет интерес и стимул
к учению. Если ребенок не любит учиться,
а познавательные интересы у него не сформированы,
то ему нужно найти что-то взамен. Некоторые
отстающие в учебе дети с флегматичным,
по преимуществу, темпераментом могут
проводить целые дни дома перед телевизором,
компьютером или складывая детали конструктора.
Но большинство этим не ограничивается.
И их основная эмоциональная и умственная
жизнь начинает протекать где-то вне пределов
школы, среди таких же, как они детей. Чтобы
это предотвратить, необходимо как можно
раньше, пока он еще податлив и управляем,
предложить неуспевающему ребенку другие,
отличные от школьных интересы.
Если ребенок музыкален, пусть занимается
музыкой (не обязательно серьезно, в музыкальной
школе, можно и попроще - кружок при каком-нибудь
клубе, Доме детского творчества и т. д.).
Если подвижен, гиперактивен - пусть танцует,
занимается скаутингом, спортом. Если
ребенок флегматичен и мешковат, и мысль
о подвижных играх вызывает у него скуку
или головную боль, пусть занимается авиа-
или судомоделированием, строгает, пилит,
паяет, шьет, вяжет или лепит горшки в соответствующей
студии или секции. Вполне вероятно, что
это не станет делом его жизни или даже
сколько-нибудь долговременным и серьезным
увлечением, но это отвлечет его от драк,
подвалов и бесцельного шатания по улицам.
Какую бы педагогическую задачу учителя
ни решали, в общении с ребенком, прежде
всего, необходимо хорошо понять его, вникнуть
в его душу, в суть его переживаний и никогда
не ставить себя выше ребенка.
Каждому педагогу необходимо знать как причины, так и содержание развивающей работы. Для более эффективного процесса преодоления трудностей в учебной деятельности младшего школьника необходима интенсивная совместная работы с родителями, и, как следствие, участие родителей в процессе коррекции.
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Бабанский Ю.К. Об изучении причин неуспеваемости школьников//Советская педагогика. – 1972. - № 1.- с.39-49.
2. Блонский П.П. Школьная успеваемость. Избр. пед. произв. – М., 1961.
3. Бударный А.А. Пути и методы предупреждения и преодоления неуспеваемости и второгодничества. Автореферат. Канд. Дис. М., 1965.
4. Волков Б.С.
Психология младшего школьника:
Проект, 2005. – 208 с.
5. Венгер А.Л., Цукерман Г.А. Психологическое обследование младших
школьников. М.: Владос-пресс, 2001.- 160 с.
6. Вопросы предупреждения неуспеваемости школьников. Сб. статей. под. ред.
Ю.К. Бабанского. - Ростов-на-Дону, 1972.- с.192-209.
7. Выготский Л.С. Антология гуманной педагогики. – М., 1996.- с.224.
8. Гельмонт А.М. О причинах неуспеваемости и путях ее преодоления. - М.,
1954.
9. Екжанова Е.А. Школьная неуспешность: вопросы терминологии и системного психолого-педагогического сопровождения детей//Логопед в детском саду.- 2008.-№ 4(29).- с.5-17.
10. Жигулева Л.Вечная головная боль – неуспеваемость. Как избавиться от нее?//Директор школы.- 2009.- № 6.- с.58 – 65.
11. Завельский Ю.В. Лень и ленивые дети// Управление современной школой. Завуч.- 2009.- № 5.- с.99.
12. Ионцева О. Диагностика как метод преодоления неуспеваемости учащихся//Педагогическая диагностика.- 2008.- № 3.- с. 123-126.
13. Коменский Я. А. Великая дидактика//Изб. пед. соч. – М., 1982. – Т. 1. –
с. 309-311
14. Кудяшев Ю., Савиных В. Без второгодников и трудных//Народное образование.- 1992.- № март-апрель.- с. 5-9.
15. Локалова Н.П. Слабоуспевающий школьник: психологическое изучение и
коррекционная работа//Начальная школа. – 1992. - № 11-12.- с.59-61.
16.Люблинская А.А. Учителю о психологии младшего школьника. М., «Просвещение»,- 1977.
17. Менчинская Н.А. Психологические проблемы неуспеваемости школьников.
Избранные психологические труды. М.: Педагогика 1989. 340 с.
18. Монина Г.Б. Панасюк Е.В. Тренинг взаимодействия с неуспевающими
учениками. СПб., 2003.- с.39-43.
19. Мурачковский Н.И. Типы неуспеваемости школьников//Советская
педагогика. - 1965. - № 7
20. Прохорова Г.А. Откуда приходят двойки?//Образование в современной
школе. – 2005. - № 12.- с. 29-32.
21. Психологические проблемы неуспеваемости школьников/под ред. Н. А.
Менчинской. - М., 1971
22. Психолого-педагогический словарь. – Ростов-на - Дону,1998.
23. Сафаров М.А. Причины неуспеваемости школьников: анализ
отечественного
опыта//Образование в
с. 52-57.
24.Славина С.С. Индивидуальный поход к неуспевающим и
недисциплинированным школьникам. – М.: Просвещение, 1986. – 217 с.
25. Ризванова Е. Экспертная оценка причин неуспеваемости// Директор
школы.- 2005.- № 9.- с. 70-74.
26. Цетлин В.С. Неуспеваемость школьников и ее предупреждение. - М., 1977.
27. Яшнова О.А.
Успешность младшего школьника.
139 с.
Информация о работе Коррекция школьной неуспеваемости в педагогическом процессе