Коррекция школьной неуспеваемости в педагогическом процессе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 12:39, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы ставилось изучение понятия школьной неуспеваемости, психологических особенностей неуспевающих школьников, причин возникновения и путей преодоления данной проблемы. Для достижения этой цели необходимо решение следующих задач:
а) раскрытие сущности неуспеваемости при данных целях и содержании образования;
б) выявление структуры неуспеваемости, признаков, по которым могут опознаваться ее компоненты;
в) разработка научно обоснованных приемов обнаружения этих признаков. Без этого невозможно научное изучение факторов неуспеваемости и разработка мер борьбы с нею.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1.КОРРЕКЦИЯ ШКОЛЬНОЙ НЕУСПЕВАЕМОСТИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ………………………………………………..6
1.1.ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ШКОЛЬНОЙ НЕУСПЕВАЕМОСТИ…………...6
1.2.ВИДЫ НЕУСПЕВАЕМОСТИ И ПРИЧИНЫ ЕЕ ПОРОЖДАЮЩИЕ……...10
1.3.МЕТОДЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ
НЕУСПЕВАЕМОСТИ……………………………………………………………..22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..29
БИБЛИОГРАФИЯ………………………………………………………..………...

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ 1.doc

— 179.00 Кб (Скачать документ)

ВЫВОД. Таким образом, неуспеваемость - явление крайне нежелательное и опасное с моральной, социальной, экономической позиций. Существующая система образования ставит перед школьниками в качестве главного условия их социального успеха усвоение обязательного уровня программного материала, не учитывая, что для многих это невозможно по тем или иным причинам. А в итоге – второгодничество. Учащиеся теряют интерес к учебе, постоянно конфликтуют с родителями  и учителями, озлобляются. [14,с. 5]

Неуспеваемость  влечет за собой нежелание ходить в школу. У детей может быть любимый учитель, или может нравиться общение с друзьями, но в целом кажется, что они смотрят на школу как на своего рода тюрьму. Педагогически запущенные дети часто бросают школу, пополняют группы риска.                                                                                                                       

 

1.2. ВИДЫ НЕУСПЕВАЕМОСТИ И ПРИЧИНЫ

ЕЕ ПОРОЖДАЮЩИЕ.

Для выявления причин неуспеваемости, необходимо разобраться в её видах.

В  ряде  своих работ  А. А. Бударный  различает  два  вида неуспеваемости и  указывает, что  неуспеваемость есть понятие условное, конкретное содержание которого зависит от установленных правил перевода учащихся в следующий класс. Поскольку в школе переводят в следующий класс тех, кто удовлетворяет минимуму требований, соотносящихся с баллом «3», то неуспеваемость выражается оценками «2» и «1». Эта та «абсолютная» неуспеваемость, которая соотносится с минимумом требований. Выдвигают и другое понятие, соотнесенное не только с минимумом требований, но и с возможностями отдельных учащихся. Это относительная неуспеваемость — недостаточная познавательная нагрузка тех учащихся, которые могли бы превысить обязательные требования. Определение видов неуспеваемости содержится и в работе А. М. Гельмонта, который выделил три вида неуспеваемости в зависимости от количества учебных предметов и устойчивости отставания:

1 - общее и глубокое  отставание - по многим или всем учебным предметам длительное время;

2 - частичная, но относительно  стойкая неуспеваемость - по одному - трем наиболее сложным предметам (как правило, русский и иностранный языки, математика);

3 - неуспеваемость эпизодическая  - то по одному, то по другому  предмету, относительно легко преподаваемая.

Во всех случаях А. М. Гельмонт имеет в виду фиксированную  неуспеваемость: к неуспевающим он относит тех учащихся, которые «приходят к концу четверти с грузом неудовлетворительных оценок».

По тем же критериям  выделяет виды неуспеваемости и Ю.К. Бабанский. Здесь также в основном имеется в виду фиксированная, сложившаяся неуспеваемость, виды которой связываются автором с порождающими ее причинами. Учёные – педагоги Польши, например, выделяют два вида: фиксированная (проблемы в знаниях) и скрытая (изменение отношения к учащегося к учению).

Как путь проникновения  в сущность неуспеваемости можно  рассматривать и выявление типов  неуспевающих школьников. Имеется целый  ряд попыток научного обоснования  типологии неуспевающих школьников.

В работах Ю.К. Бабанского выделяются определенные типы неуспевающих учеников. В основу  деления на типы, положено два показателя: способности ребенка и его отношение к учению.

Типы неуспевающих учеников:

  1. Низкие способности (слабое развитие внимания, памяти, мышления, несформированность познавательных умений и навыков и т.д.), сочетается с положительным отношением к учению.
  2. Высокие способности  в паре с отрицательным отношением к учению.
  3. Низкие способности сочетаются с отрицательным отношением к учению.

А известный педагог Ян Амос Коменский в основе деления на типы учитывал и степень податливости к педагогическому воздействию. В своей «Великой дидактике» он писал: «…У одних способности острые, у других - тупые, у одних – гибкие и податливые, у других – твердые и упрямые, одни стремятся к знаниям ради знания, другие увлекаются механической работой. Из этого трижды двойного ряда способностей возникает шестикратное сочетание их.

Во-первых, есть ученики  с острым умом, стремящиеся к знанию и податливые; они, преимущественно  перед всеми другими, особенно способны к занятиям. Им ничего не нужно, кроме того, чтобы предлагалась научная пища.

Во-вторых, есть дети, обладающие острым умом, но медлительные, хотя и  послушные. Они нуждаются только в пришпоривании.

В-третьих, есть ученики с острым умом и стремящиеся к знанию, но необузданные и упрямые.

В-четвертых, есть ученики  послушные и любознательные при  обучении, но медлительные и вялые.

В-пятых, есть ученики  тупые и, сверх того, равнодушные  и вялые. Их еще можно исправить, лишь бы только они не были упрямыми.

На последнем месте  стоят ученики тупые, с извращенной  и злобной натурой: большей частью эти ученики безнадежны…Почву бесплодную, говорит Коменский, не следует ни обрабатывать, ни трогать»[13, с. З10].

Н.И. Мурачковский выделил три типа неуспевающих школьников[19, с. 30-45]:

  1. Неуспевающие учащиеся, для которых характерно низкое качество мыслительной деятельности при положительном отношении к учению и сохранении позиции школьника.
  2. Учащиеся с относительно высоким уровнем развития мыслительной деятельности при отрицательном отношении к учению и частичной или полной утрате позиции школьника.                                                                                                    3.     Неуспевающие, для которых характерно низкое качество мыслительной деятельности при отрицательном отношении к учению и полной утрате позиции школьника, проявляющееся в стремлении оставить школу.

Первый  тип неуспевающих школьников.

Для всех школьников этого типа характерна низкая обучаемость, связанная со сниженным уровнем мыслительных операций. Слабое развитие процесса мышления (анализа, синтеза, сравнения, обобщения и конкретизации) вызывает серьезные трудности в усвоении учебного материала, которые способствуют возникновению у школьников упрощенного подхода к решению мыслительных задач. При таком подходе учащиеся стремятся приспособить учебные задания к своим ограниченным возможностям или вообще избегают умственной работы, в результате чего происходит задержка умственного развития и не формируются навыки учебной работы.

Неуспех в учебе и неумение работать вместе с классом не являются для них  источником морального конфликта, так  как в силу ограниченности своих  познавательных возможностей свое отставание они правильно видят в неспособности усваивать отдельные предметы наравне со всеми. Отсутствие морального конфликта способствует сохранению позиции школьника и формированию положительной моральной направленности, так как понимание причин неуспеха при положительном отношении к учению является хорошим стимулом для преодоления недостатков. Об этом говорит тот факт, что школьники этого типа охотно принимают помощь учителей и товарищей.

Второй  тип неуспевающих школьников.

Учащиеся  этого типа в школу приходят с  хорошей интеллектуальной подготовкой, с желанием хорошо учиться. На качестве их учебной работы отражается, прежде всего, то, что они привыкли заниматься только тем, что им нравится при отсутствии более широкой и устойчивой мотивации. В учебном труде эти ученики избегают активной умственной работы по предметам, усвоение которых требует систематического и напряженного труда (языки, математика), задания по устным предметам усваивают поверхностно. В процессе такой работы у них не формируются навыки учения, умения преодолевать трудности. Наряду с этим у них складывается определенный подход к работе: небрежное ее выполнение, низкий темп. У школьников второго типа неуспех в учении неизбежно ведет к моральному конфликту. Он возникает в связи с противоречием между их более широкими интеллектуальными возможностями и слабой реализации этих возможностей, что объясняется отсутствием навыков самостоятельной учебной работы. Моральный конфликт обнаруживается у них на раннем этапе обучения и не только определяет отрицательное отношение к учению, но и ведет к отрыву от классного коллектива, что может стать причиной возникновения отрицательной моральной направленности.

Третий  тип неуспевающих школьников.

Для этого типа, как и для первого  характерна низкая обучаемость. Слабое развитие мыслительных процессов вызывает серьезные трудности в усвоении учебного материала. При выполнении учебных задач у этих школьников отсутствует критичность; манипулируя цифрами, они легко приходят к абсурду. Причем полученные результаты они не пытаются сравнивать с результатами других школьников. Выполнение работы подобным образом свидетельствует не только о трудностях в усвоении и неумении работать, но и о беспечном отношении к учению. У этих школьников весьма отчетливо проявляется узость мышления.

Слабое  развитие мотивационной стороны  познавательной деятельности проявляется в отсутствии познавательных интересов, в характере общей направленности личности. Совокупность этих качеств определяет отрицательное отношение к знаниям, к школе, учителям, а также стремление оставить школу. Общее отрицательное отношение определяет интересы этой категории. В школе их больше всего привлекают такие предметы как физкультура, уроки труда.

 «Неуспеваемость – вечная «головная боль» педагогов, одна из основных школьных проблем, которую пытаются решить самыми разными способами. Но прежде чем бороться с таким явлением, есть смысл выявить причины, приводящие к ней»[25, с. 70].

Также выявление причин неуспеваемости обусловлено необходимостью поиска верных путей преодоления  данной проблемы. Причин, вызывающих школьную неуспеваемость, много. Совсем не обязательно, чтобы они действовали вместе и одновременно, достаточно одной, даже самой слабой. Из этого становится ясно, почему так плохо поддаётся коррекции ранняя школьная неуспеваемость, несмотря на значительные усилия педагогов. Среди причин, влекущих отставания детей в школе, педагогика называет следующие:

  • неблагоприятная наследственность;
  • нарушения нервной деятельности;
  • общая неспособность к интеллектуальному труду;
  • физическая ослабленность;
  • школьная незрелость;
  • педагогическая запущенность;
  • недостаточное развитие речи;
  • боязнь школы, учителей;
  • инфантилизм (т.е. детскость).

Помочь конкретному  ребенку невозможно без понимания  определенных трудностей, которые у  него возникают. А это требует  от педагога умения распознать типичные трудности, вызванные неуспеваемостью, и оказать конкретную помощь.

Одной из причин низкой успеваемости школьников является педагогическая запущенность. Опыт работы учителей, педагогических коллективов свидетельствует о том, что индивидуальный и дифференцированный подход в учебной и воспитательной работе с педагогически запущенными детьми дают положительные результаты, позволяют предупреждать, а в случае необходимости и преодолевать недостатки в учёбе таких учащихся.

 Основную роль в педагогической запущенности играют родители, их педагогическая некомпетентность, низкий уровень образованности, отсутствие педагогических и психологических знаний при подготовке детей к школьной жизни, отсутствие детских дошкольных учреждений.

Выяснено, что для отстающих детей в отношении к ним родителей важна поддержка внимание, ласка, для способных же главное - положительное отношение родителей к образованию. Наблюдения за учащимися в школе, беседы с ними, учителями и родителями привели к выводу, что среди недостатков семейного воспитания, отрицательно влияющих на успешность учения школьников, неправильное стимулирование учения детей — немаловажный момент. Родители в большинстве случаев интересуются учением детей и их успехами, но следят в основном за отметками. Сущность образованности и ценность школьных знаний и умений для становления ребенка как человека, как активного члена общества отходит на задний план, детей не спрашивают, что было интересного в школе, что нового они узнали, каких успехов достигли, не спрашивают о том, довольны ли они своей работой и довольны ли ими учителя. От того, что родители не вникают в содержание деятельности детей, они не могут, естественно, судить о ее качестве (видят только количество - много или мало сидит ребенок за уроками, хорошие или плохие отметки получает), поэтому они не только не содействуют воспитанию у детей адекватной самооценки, но часто и мешают этому. Одни родители мешают тем, что вольно или невольно создают у детей заниженную или завышенную самооценку, сами вступают в конфликты со школой на этой почве. Заниженную оценку создают те родители, которые, желая в душе, чтобы их дети были самыми лучшими, самыми способными, и, видя отдельные неудачи детей, попрекают их. Другие, поддерживая завышенную самооценку сына или дочери, всегда готовы согласиться с тем, что в школе его не оценили по достоинству. Не разобрав сути дела, такие родители приходят в школу, только чтобы предъявить претензии учителям.

Иногда причина кроется, как нам кажется, в учителе. Ушли в прошлое дополнительные бесплатные занятия со слабоуспевающими учащимися после уроков. И причин этому много: отсутствие часов на дополнительные занятия (часто слышим, что учитель не обязан после уроков в своё свободное время заниматься с двоечниками, а факультативы, которых очень мало, используют для углубления знаний учащихся; снижается заинтересованность учащихся и появляется равнодушие к собственным оценкам, и учитель ждёт и часто не дожидается, когда же ученик придёт и сдаст зачёт, относительное материальное благополучие семей и платное высшее образование снижают и роль школьной оценки, а в конечном итоге и учителя в будущем ребёнка.

И ещё одна причина  неуспеваемости учащихся – Её Величество Лень. Не все, очевидно, знают, что лень как состояние бездеятельности, душевной вялости, пассивности тоже имеет разную природу и может быть “нормальной” и патологической. Чаще всего она проявляется в школьном возрасте. «Лень любого человека, в том числе и ребенка, имеет свои причины и является не только виной, но и бедой ребенка»[11, с. 99].

Информация о работе Коррекция школьной неуспеваемости в педагогическом процессе