Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 12:39, курсовая работа
Целью данной курсовой работы ставилось изучение понятия школьной неуспеваемости, психологических особенностей неуспевающих школьников, причин возникновения и путей преодоления данной проблемы. Для достижения этой цели необходимо решение следующих задач:
а) раскрытие сущности неуспеваемости при данных целях и содержании образования;
б) выявление структуры неуспеваемости, признаков, по которым могут опознаваться ее компоненты;
в) разработка научно обоснованных приемов обнаружения этих признаков. Без этого невозможно научное изучение факторов неуспеваемости и разработка мер борьбы с нею.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1.КОРРЕКЦИЯ ШКОЛЬНОЙ НЕУСПЕВАЕМОСТИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ………………………………………………..6
1.1.ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ШКОЛЬНОЙ НЕУСПЕВАЕМОСТИ…………...6
1.2.ВИДЫ НЕУСПЕВАЕМОСТИ И ПРИЧИНЫ ЕЕ ПОРОЖДАЮЩИЕ……...10
1.3.МЕТОДЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ
НЕУСПЕВАЕМОСТИ……………………………………………………………..22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..29
БИБЛИОГРАФИЯ………………………………………………………..………...
ВЫВОД. Таким образом, неуспеваемость - явление крайне нежелательное и опасное с моральной, социальной, экономической позиций. Существующая система образования ставит перед школьниками в качестве главного условия их социального успеха усвоение обязательного уровня программного материала, не учитывая, что для многих это невозможно по тем или иным причинам. А в итоге – второгодничество. Учащиеся теряют интерес к учебе, постоянно конфликтуют с родителями и учителями, озлобляются. [14,с. 5]
Неуспеваемость
влечет за собой нежелание ходить
в школу. У детей может быть любимый
учитель, или может нравиться общение
с друзьями, но в целом кажется, что они
смотрят на школу как на своего рода тюрьму.
Педагогически запущенные дети часто
бросают школу, пополняют группы риска.
1.2. ВИДЫ НЕУСПЕВАЕМОСТИ И ПРИЧИНЫ
ЕЕ ПОРОЖДАЮЩИЕ.
Для выявления причин неуспеваемости, необходимо разобраться в её видах.
В ряде своих работ А. А. Бударный различает два вида неуспеваемости и указывает, что неуспеваемость есть понятие условное, конкретное содержание которого зависит от установленных правил перевода учащихся в следующий класс. Поскольку в школе переводят в следующий класс тех, кто удовлетворяет минимуму требований, соотносящихся с баллом «3», то неуспеваемость выражается оценками «2» и «1». Эта та «абсолютная» неуспеваемость, которая соотносится с минимумом требований. Выдвигают и другое понятие, соотнесенное не только с минимумом требований, но и с возможностями отдельных учащихся. Это относительная неуспеваемость — недостаточная познавательная нагрузка тех учащихся, которые могли бы превысить обязательные требования. Определение видов неуспеваемости содержится и в работе А. М. Гельмонта, который выделил три вида неуспеваемости в зависимости от количества учебных предметов и устойчивости отставания:
1 - общее и глубокое отставание - по многим или всем учебным предметам длительное время;
2 - частичная, но относительно стойкая неуспеваемость - по одному - трем наиболее сложным предметам (как правило, русский и иностранный языки, математика);
3 - неуспеваемость эпизодическая - то по одному, то по другому предмету, относительно легко преподаваемая.
Во всех случаях А. М. Гельмонт имеет в виду фиксированную неуспеваемость: к неуспевающим он относит тех учащихся, которые «приходят к концу четверти с грузом неудовлетворительных оценок».
По тем же критериям выделяет виды неуспеваемости и Ю.К. Бабанский. Здесь также в основном имеется в виду фиксированная, сложившаяся неуспеваемость, виды которой связываются автором с порождающими ее причинами. Учёные – педагоги Польши, например, выделяют два вида: фиксированная (проблемы в знаниях) и скрытая (изменение отношения к учащегося к учению).
Как путь проникновения
в сущность неуспеваемости можно
рассматривать и выявление
В работах Ю.К. Бабанского выделяются определенные типы неуспевающих учеников. В основу деления на типы, положено два показателя: способности ребенка и его отношение к учению.
Типы неуспевающих учеников:
А известный педагог Ян Амос Коменский в основе деления на типы учитывал и степень податливости к педагогическому воздействию. В своей «Великой дидактике» он писал: «…У одних способности острые, у других - тупые, у одних – гибкие и податливые, у других – твердые и упрямые, одни стремятся к знаниям ради знания, другие увлекаются механической работой. Из этого трижды двойного ряда способностей возникает шестикратное сочетание их.
Во-первых, есть ученики с острым умом, стремящиеся к знанию и податливые; они, преимущественно перед всеми другими, особенно способны к занятиям. Им ничего не нужно, кроме того, чтобы предлагалась научная пища.
Во-вторых, есть дети, обладающие острым умом, но медлительные, хотя и послушные. Они нуждаются только в пришпоривании.
В-третьих, есть ученики с острым умом и стремящиеся к знанию, но необузданные и упрямые.
В-четвертых, есть ученики послушные и любознательные при обучении, но медлительные и вялые.
В-пятых, есть ученики тупые и, сверх того, равнодушные и вялые. Их еще можно исправить, лишь бы только они не были упрямыми.
На последнем месте стоят ученики тупые, с извращенной и злобной натурой: большей частью эти ученики безнадежны…Почву бесплодную, говорит Коменский, не следует ни обрабатывать, ни трогать»[13, с. З10].
Н.И. Мурачковский выделил три типа неуспевающих школьников[19, с. 30-45]:
Первый тип неуспевающих школьников.
Для всех школьников этого типа характерна низкая обучаемость, связанная со сниженным уровнем мыслительных операций. Слабое развитие процесса мышления (анализа, синтеза, сравнения, обобщения и конкретизации) вызывает серьезные трудности в усвоении учебного материала, которые способствуют возникновению у школьников упрощенного подхода к решению мыслительных задач. При таком подходе учащиеся стремятся приспособить учебные задания к своим ограниченным возможностям или вообще избегают умственной работы, в результате чего происходит задержка умственного развития и не формируются навыки учебной работы.
Неуспех
в учебе и неумение работать вместе
с классом не являются для них
источником морального конфликта, так
как в силу ограниченности своих
познавательных возможностей свое отставание
они правильно видят в неспособ
Второй тип неуспевающих школьников.
Учащиеся этого типа в школу приходят с хорошей интеллектуальной подготовкой, с желанием хорошо учиться. На качестве их учебной работы отражается, прежде всего, то, что они привыкли заниматься только тем, что им нравится при отсутствии более широкой и устойчивой мотивации. В учебном труде эти ученики избегают активной умственной работы по предметам, усвоение которых требует систематического и напряженного труда (языки, математика), задания по устным предметам усваивают поверхностно. В процессе такой работы у них не формируются навыки учения, умения преодолевать трудности. Наряду с этим у них складывается определенный подход к работе: небрежное ее выполнение, низкий темп. У школьников второго типа неуспех в учении неизбежно ведет к моральному конфликту. Он возникает в связи с противоречием между их более широкими интеллектуальными возможностями и слабой реализации этих возможностей, что объясняется отсутствием навыков самостоятельной учебной работы. Моральный конфликт обнаруживается у них на раннем этапе обучения и не только определяет отрицательное отношение к учению, но и ведет к отрыву от классного коллектива, что может стать причиной возникновения отрицательной моральной направленности.
Третий тип неуспевающих школьников.
Для этого типа, как и для первого характерна низкая обучаемость. Слабое развитие мыслительных процессов вызывает серьезные трудности в усвоении учебного материала. При выполнении учебных задач у этих школьников отсутствует критичность; манипулируя цифрами, они легко приходят к абсурду. Причем полученные результаты они не пытаются сравнивать с результатами других школьников. Выполнение работы подобным образом свидетельствует не только о трудностях в усвоении и неумении работать, но и о беспечном отношении к учению. У этих школьников весьма отчетливо проявляется узость мышления.
Слабое развитие мотивационной стороны познавательной деятельности проявляется в отсутствии познавательных интересов, в характере общей направленности личности. Совокупность этих качеств определяет отрицательное отношение к знаниям, к школе, учителям, а также стремление оставить школу. Общее отрицательное отношение определяет интересы этой категории. В школе их больше всего привлекают такие предметы как физкультура, уроки труда.
«Неуспеваемость – вечная «головная боль» педагогов, одна из основных школьных проблем, которую пытаются решить самыми разными способами. Но прежде чем бороться с таким явлением, есть смысл выявить причины, приводящие к ней»[25, с. 70].
Также выявление причин неуспеваемости обусловлено необходимостью поиска верных путей преодоления данной проблемы. Причин, вызывающих школьную неуспеваемость, много. Совсем не обязательно, чтобы они действовали вместе и одновременно, достаточно одной, даже самой слабой. Из этого становится ясно, почему так плохо поддаётся коррекции ранняя школьная неуспеваемость, несмотря на значительные усилия педагогов. Среди причин, влекущих отставания детей в школе, педагогика называет следующие:
Помочь конкретному ребенку невозможно без понимания определенных трудностей, которые у него возникают. А это требует от педагога умения распознать типичные трудности, вызванные неуспеваемостью, и оказать конкретную помощь.
Одной из причин низкой успеваемости школьников является педагогическая запущенность. Опыт работы учителей, педагогических коллективов свидетельствует о том, что индивидуальный и дифференцированный подход в учебной и воспитательной работе с педагогически запущенными детьми дают положительные результаты, позволяют предупреждать, а в случае необходимости и преодолевать недостатки в учёбе таких учащихся.
Основную роль в
Выяснено, что для отстающих детей в отношении к ним родителей важна поддержка внимание, ласка, для способных же главное - положительное отношение родителей к образованию. Наблюдения за учащимися в школе, беседы с ними, учителями и родителями привели к выводу, что среди недостатков семейного воспитания, отрицательно влияющих на успешность учения школьников, неправильное стимулирование учения детей — немаловажный момент. Родители в большинстве случаев интересуются учением детей и их успехами, но следят в основном за отметками. Сущность образованности и ценность школьных знаний и умений для становления ребенка как человека, как активного члена общества отходит на задний план, детей не спрашивают, что было интересного в школе, что нового они узнали, каких успехов достигли, не спрашивают о том, довольны ли они своей работой и довольны ли ими учителя. От того, что родители не вникают в содержание деятельности детей, они не могут, естественно, судить о ее качестве (видят только количество - много или мало сидит ребенок за уроками, хорошие или плохие отметки получает), поэтому они не только не содействуют воспитанию у детей адекватной самооценки, но часто и мешают этому. Одни родители мешают тем, что вольно или невольно создают у детей заниженную или завышенную самооценку, сами вступают в конфликты со школой на этой почве. Заниженную оценку создают те родители, которые, желая в душе, чтобы их дети были самыми лучшими, самыми способными, и, видя отдельные неудачи детей, попрекают их. Другие, поддерживая завышенную самооценку сына или дочери, всегда готовы согласиться с тем, что в школе его не оценили по достоинству. Не разобрав сути дела, такие родители приходят в школу, только чтобы предъявить претензии учителям.
Иногда причина кроется, как нам кажется, в учителе. Ушли в прошлое дополнительные бесплатные занятия со слабоуспевающими учащимися после уроков. И причин этому много: отсутствие часов на дополнительные занятия (часто слышим, что учитель не обязан после уроков в своё свободное время заниматься с двоечниками, а факультативы, которых очень мало, используют для углубления знаний учащихся; снижается заинтересованность учащихся и появляется равнодушие к собственным оценкам, и учитель ждёт и часто не дожидается, когда же ученик придёт и сдаст зачёт, относительное материальное благополучие семей и платное высшее образование снижают и роль школьной оценки, а в конечном итоге и учителя в будущем ребёнка.
И ещё одна причина неуспеваемости учащихся – Её Величество Лень. Не все, очевидно, знают, что лень как состояние бездеятельности, душевной вялости, пассивности тоже имеет разную природу и может быть “нормальной” и патологической. Чаще всего она проявляется в школьном возрасте. «Лень любого человека, в том числе и ребенка, имеет свои причины и является не только виной, но и бедой ребенка»[11, с. 99].
Информация о работе Коррекция школьной неуспеваемости в педагогическом процессе