Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 18:11, реферат
Цель исследования – изучение методики формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать методическую литературу по данной проблеме.
2. Разработать комплекс мероприятий по формированию культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.
3. Предложить рекомендации по формированию культурно-гигиенических навыков.
Ниже среднего (39-28 баллов) – один и более навыков не сформированы.
Анализ результатов показал следующее (Таблица 1), что у большинства детей(75%) экспериментальной группы навыки находятся в стадии становления, у одного ребенка(25%),навыки не сформированы.
Так, Минеев Витя, Недуров Саша, Корпова Полина умеют пользоваться столовой и чайной ложками, аккуратно после принятия пищи пользуются салфеткой. Во время принятия пищи за столом не разговаривают, пользуются столовыми приборами; одежду снимают в определенной последовательности, но во время надевания эта последовательность у этих детей нарушается. Дети стараются соблюдать правила личной гигиены: моют руки перед едой и после посещения туалета. Все дети с желанием убирают игрушки, книжки и строительный материал, но не в места их определения.
У Миллер Алины ни один из навыков не сформирован. Для ребенка характерны отказные операции. Девочка очень замкнутая, на замечания реагирует плачем или замыкается. К данной девочке необходимо соблюдать индивидуальный подход.
По результатам проведенного исследования (Таблица 2) у большинства детей(75%) контрольной группы навыки не сформированы. Так, Актаева Катя во время принятия пищи суп ела чайной ложечкой, на вопрос воспитателя почему она ест маленькой ложечкой, девочка ответила, что дома ей дают такую ложку. Вилкой большинство детей не умеют пользоваться. Салфетку применяют по назначению и без напоминания воспитателя только 2 человека (Грехова Маша и Зарубин Богдан). Дети контрольной группы во время принятия пищи разговаривают за столом.
В обеих группах было замечено, что дети не говорят спасибо, выходя из-за стола по окончании еды. Руки дети вытирают не всегда своими полотенцами, вешают их не на свои места. У многих детей как экспериментальной, так и контрольной групп замечено проявление негативной реакции на предложение воспитателя причесаться.
Анализируя
условия, созданные в группе для
формирования у детей культурно-
Для привития культурно-гигиенических навыков педагоги данной группы применяют показ, пример, объяснение. Очень редко используют игровые приемы, а ведь содержание культурно-гигиенических навыков у детей этого возраста осваивается, прежде всего, в дидактических играх и игровых ситуациях.
Формирование
культурно-гигиенических
По результатам
констатирующего эксперимента мы составили
диаграмму (Рис1, Рис.2) из которой видно
формирование каких навыков вызывает
наибольшее затруднение .
Рис1 Показатели сформированности навыков у детей экспериментальной группы (в баллах).
Рис.2. Показатели сформированности навыков у детей контрольной группы (в баллах).
Пояснение к диаграммам.
Для показателей сформированности навыков мытья рук, опрятной еды, снимания и надевания одежды в определенном порядке:
7-10 баллов – формирование навыка вызывает сильные затруднения;
11-17
баллов – формирование навыка
вызывает незначительные
18-21-
формирование навыка не
2.2
Мероприятия по формированию культурно-гигиенических
навыков у детей младшего дошкольного
возраста
Для успешного формирования культурно-гигиенических навыков необходимы следующие условия:
В ходе формирующего этапа эксперимента были разработаны мероприятия по формированию у детей экспериментальной группы культурно-гигиенических навыков. В ходе реализации данных мероприятий использовались такие методы и средства как:
- личный пример работников
- использование художественной литературы, фольклора;
- схемы-модели (последовательность этапов для отдельных режимных моментов);
-
полоскание полости рта после
приема пищи с целью
- обеспечение чистоты среды;
- соблюдение правил этикета;
-
психологическая культура
В процессе работы были применены наглядные приемы обучения навыкам – показ, пример, которые занимают особенно большое место в работе с маленькими детьми. Показы мы сопровождали пояснениями. Показ любого действия давался детям таким образом, чтобы были выделены отдельные операции – вначале наиболее существенные, затем дополнительные. Операции шли в строгом порядке с небольшим интервалом( не более 5-10 секунд). Показ действия малышам обязательно сопровождался проговариванием («Теперь возьмем полотенце и вытрем каждый пальчик»). Это помогает детям видеть наиболее существенные моменты, осмыслить действие в целом.
Объяснение нового действия сначала давалось очень подробно, потом постепенно сужалось и сводилось к напоминанию правила, которое было обращено ко всем или отдельным детям. Особенно удачной являлась косвенная форма, когда мы заранее выражали уверенность в том, что дети правильно выполнят наши указания. Например, «Сейчас я посмотрю, как дети поставят на место свои стулья. Наверное, все это сделают бесшумно». В работе широко использовался прием поощрения, но не злоупотребляя этим, делалось так, чтобы выполнение требований взрослого стало нормой поведения, потребностью ребенка.
В некоторых случаях приходилось использовать порицание, но в косвенной форме, не называя имен детей.
Одним из ведущих приемов, которые использовались, - прием повторения действий, упражнений. Например, перед мытьем: «Покажите, как вы засучили рукава» или после мытья посмотрели, насколько чисто и сухо вытерты руки. Хорошей формой упражнения детей в освоении культурно-гигиенических навыков явились дидактические игры.
Существенной частью педагогического процесса по формированию культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста являются игры-занятия с куклой. Были спланированы и проведены следующие мероприятия: ролевая игра «Моем руки Ане» (Приложение 1); занятия: «Друзья Вода и Мыло» (Приложение 2), «Правила по которым мы живем» (Приложение 3). Была проведена беседа с педагогами и обслуживающим персоналом, работающими на данной группе о необходимости иметь аккуратный внешний вид, подавать пример по соблюдению культурно-гигиенических правил. В противном случае дети никогда не усвоят эти правила и не будут твердо убеждены в том, что они действительно необходимы, а в дальнейшем могут пренебрегать ими совсем.
Обязательным условием для формирования культурно-гигиенических навыков является соблюдение детьми режима дня. Поэтому, совместно с медицинскими работниками мы вели постоянный контроль за выполнением режима дня детьми данной группы. Режим - это твердо установленный, педагогически, физиологически обоснованный распорядок жизни детей, направленный на полноценное физическое и психическое развитие каждого ребенка.
Режимные моменты способствуют воспитанию у детей культурно-гигиенических навыков, привычек, дисциплинирует воспитанников, помогает им быть активными, самостоятельными.
При
рациональной организации обстановки
обязательным условием явился индивидуально-
Знание особенностей состояния нервной системы каждого ребенка позволило использовать наиболее адекватные педагогические приемы индивидуальной работы как на занятиях, так и в свободное время, в процессе игры.
Широко использовались в работе художественное слово, народный фольклор (потешки, прибаутки) для создания положительных эмоций у детей в процессе выполнения действий культурно-гигиенических навыков.
Т.к.
культурно-гигиеническое
На этом
формирующий этап эксперимента был
закончен.
2.3
Проверка эффективности
проделанной работы
на формирующем
этапе эксперимента.
Для
проверки эффективности проделанной нами
работы на формирующем этапе эксперимента
был использован тот же диагностический
материал, что и на констатирующем этапе.
Данные представлены в таблицах 3,4.
Таблица
3. Сформированность культурно-гигиенических
навыков у детей экспериментальной группы.
Имя,
Фамилия ребенка |
Сформированность
навыка мытья рук
(в баллах) |
Сформированность навыка опрятной еды (в баллах) | Сформированность навыка снимания и одевания одежды в определенном порядке (в баллах) | Об-
щее кол- во бал- лов |
Уро-
вень сфо- ти | |||||||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | ||||
Миллер
Алина |
2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 40 | С | |
Минеев Витя | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 62 | В | |
Недуров
Саша |
2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 42 | С | |
Карпова
Полина |
3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 49 | С |