Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2011 в 19:14, контрольная работа
Начиная рассмотрение истории ученического коллектива, безусловно, просто необходимо обратиться, прежде всего, к самому термину и его определению, что бы с точностью знать предмет рассмотрения.
Введение…………...……………………………………………….……..3
1.Историко-философский аспект проблемы взаимоотношений коллектива и личности ………………………..………..……………………..….4
2.История ученического коллектива……………..……………………….7
3.Российская традиция коллективного воспитания………..……..…….13
Заключение………………………………………….……………….….23
Список использованной литературы………………………….…..……..24
После разработки классно-урочной системы она начала распространяться и вытеснять индивидуальные формы обучения. Таким образом, в Европе, началось повсеместное формирование ученических коллективов. Что касается России, то и она также не осталась в стороне. Первая половина 18века стала революционной для развития процесса обучения в Российском государстве, где реформы в области образования не прошли мимо рассматриваемой в данной работе темы. Если до этого периода обучение происходило в семье, то в результате пересмотра отношения к нему и обращению к западному опыту стали внедрять и коллективные формы обучения. Подтверждением этого служит и тот факт, что к концу XVII века Россия, не располагавшая системой регулярных учебных заведений, создала её на протяжении 1700-х гг. Создание системы регулярных учебных заведений повысило заинтересованность к коллективу, потому что возникла необходимость эффективной организации классов. Какой-либо единой политики и шаблонов не было. Вследствие чего, появилось множество учебных заведений, в которых применялись разные подходы к организации ученических коллективов. Единственное, что многих из них объединяло, так это равнение на западный опыт с привлечением для его внедрения западных специалистов, которые им обладали в силу того, что к первой половине 18 века опыт применения коллективных форм воспитания в их странах уже был.
Ростки
реформы образования ко второй половине
18 века взошли, и на территории России
окончательно утвердилась классно-урочная
система. При этом класс уже воспринимался
как единый коллектив, и работа с
ним велась как с единым целым.
И поэтому учитель был обязан
вести обучение не с отдельно взятым
учеником, а с целым классом. В
результате чего, когда ученик читал
или отвечал, весь класс должен был
за ним следить. Это нововведение
в России стало переломным моментом
для организации
Но,
тем не менее, в этот период основные
центры педагогической науки, а значит
и центры исследования коллективных
форм и методов формирования коллектива,
находились вне пределов России. И
здесь нужно отметить, что совершенно
не однозначным было отношение видных
учёных к коллективным формам воспитания,
а значит и к самому ученическому
коллективу как их необходимой составляющей.
Так, например, видный учёный Ж.Ж.Руссо,
живший в 18 веке, достаточно негативно
относился к классно-урочной
Несколько
другой точки зрения придерживался
Клод Анри Гельвеций (1705 1771гг.). Он
высказывался за «преимущество
общественного воспитания перед
семейным». И с ним можно согласиться,
так как основная масса населения
Европы не могла дать своим детям
соответствующее воспитание. И внедрение
классно-урочной системы уже
3.Российская традиция коллективного воспитания.
В
этот же период на территории России
каких – либо коренных перемен
в рассмотрении коллектива не происходило.
Продолжалось введение регулярных учебных
заведений, а значит и количественное
внедрение классно-урочной
-приходские школы для низших сословий,
-уездные школы для детей купцов, ремесленников, прочих городских обывателей,
-гимназии для чиновничества и детей дворян.
Такое
положение показывало некоторый
застой в отношении к формированию
коллектива. И было видно, что
Россия в данной области лишь следовала
за Западом, идя уже по проторенной
дорожке. Безусловно, это не могло
радовать российскую интеллигенцию, и
поэтому находились люди, которые
мыслили иначе, одним из которых
был В.Г. Белинский, выступавший против
сословного образования и воспитания.
Но, несмотря на такое мнение Белинского
и других видных деятелей продвинутой
части российского общества, каких-либо
подвижек в изменении подхода
к образованию ученических
Тем
временем во второй половине девятнадцатого
века на Западе групповая форма организации
воспитания в школе получает широкое
распространение и
По мнению ряда видных деятелей, уже в этот период воспитание в духе коллективизма становится ведущим принципом педагогики, а формирование коллектива – целью воспитательной работы. Средством и формой достижения этой цели также провозглашался коллектив.
Такие коренные изменения в странах Запада не могли обойти стороной и их восточного соседа, в результате чего наиболее значительное развитие педагогической мысли в России Нового времени пришлось на вторую половину XIX века. Но, к сожалению, бурного развития, в области изучения коллектива, подхода к его образованию и тем более взаимоотношений внутри него не произошло. Причиной, по-видимому, было преобладание в образовании консервативных сил и вся та же российская неповоротливость. Как и в первой половине 19 века в основном политика по отношению к ученическому коллективу заканчивалась на его образовании. Всех опять волновал состав коллектива в определённых школах. Опять же для того, что бы добиться однородности коллектива, происходило деление школ: на классово-сословном и материальном положении учеников. Но даже в этом единой политики со стороны государства не было всё по тем же причинам, что и в первой половине 19века – частая смена министров просвещения и разногласия среди отдельных педагогов. Так, например, в Уставе средних школ (1864 г.) отвергалась классово-сословная дискриминация обучения. При очередной же смене министра всё возвращалось на круги своя в другом виде. И, тем не менее, стало очевидным, что основным критерием при образовании ученических коллективов во второй половине 19века становилось материальное положение учеников. И даже для того, чтобы ограничить доступ к престижному образованию для детей из народа, в первую очередь использовались такие меры как повышенная плата за учёбу.
Пришедшие с Запада идеи о том, что школа должна строиться на общественной основе, способствовали обучению детей из народа. Вместе с этими идеями пришло понимание того, что всеобщее образование необходимо не только отдельной личности, но и обществу в целом для его развития, культуры, экономики….. Следствием этого стало появление ученических коллективов, состоящих из детей малоимущих родителей, которые освобождались от оплаты за их обучение.
Так, одну из таких школ (Яснополянская школа (1859 г.)) содержал Толстой Лев Николаевич. На примере этой школы можно сказать, что своей деятельностью добиваясь прекрасных результатов, она внесла немалый вклад в изучение ученического коллектива. Её общешкольный ученический коллектив состоял из 40 мальчиков и 5 девочек. В школе применялись различные методы обучения типа коллективных творческих сочинений, что помогало детям учиться совместному выполнению работы и получать другие навыки невозможные для осуществления вне коллектива.
Одним из самых ярчайших педагогов не только рассматриваемого периода, но и всей истории педагогики является Константин Дмитриевич Ушинский (1824 – 1870). Этот разносторонне развитый человек оставил след и в вопросе изучения коллектива. Если соотнести его высказывания: «единство обучения и воспитания при формировании гуманной личности» и «педагог должен не учить, а помогать учиться», то можно сделать вывод о признании им одной из ведущих ролей в воспитании и обучении за коллективом. Он не мог упустить из внимания, что снижение в то время авторитарного характера влияния педагога на обучение и воспитание личности в то время, приведёт к восполнению её ученическим коллективом. Что же касается первого высказывания, которое является основополагающим принципом Ушинского, то действительно «нельзя обучать, не воспитывая». Так как обучение личности происходит для всего общества и в конечном счёте для неё самой, то воспитание гуманной - личности направленной на благо других, человеколюбивой и отзывчивой - является одной из первостепенных задач. Воспитание гуманной личности при индивидуальном и даже при семейном обучении сомнительно и если возможно, то в качестве исключения. Что же касается её формирования в коллективе при грамотном участии педагога уже не вызывает сомнений. Более того, К.Д.Ушинский поддерживал классно-урочную систему. При этом оговаривал условия, при которых должен был существовать коллектив:
Первое
позволяло возникновению более
развитых взаимоотношений внутри него.
Второе уже воспитывало
Что же касается состава ученического коллектива, он не был приверженцем элитарного образования, какого–нибудь отдельного класса или сословия. Потому он высказывался за обязательное школьное образование для всех. Кроме этого он стоял на позиции, что ученические коллективы должны состоять из детей одного возраста, благодаря чему при организации им учебного процесса переводы из одного класса в другой стали ежегодными.
Что же касается Казахстана то он, являясь составной частью России, со временем перенимал её опыт, идеи и отношение к образованию. Потому изменения в отношении к коллективу не смогли обойти и Казахстан. Конечно, нельзя сказать, что до соединения с Россией, каких либо коллективных форм обучения в Казахстане не было, они были, но на протяжении ряда лет с момента появления самого Казахского ханства особых изменений не претерпели. Так до 19 века обучение казахский детей осуществлялось в мектебах. Обучение в подобных учебных заведениях имело явно религиозный уклон и ещё одну особенность в формировании ученического коллектива. Дело в том, что обучение, как правило, было доступно детям наиболее состоятельных лиц, и сами группы учащихся мектебов формировались из мальчиков. Но как уже отмечалось выше с момента присоединения к России ситуация начала меняться и впоследствии стали открываться светские учебные заведения. Это обстоятельство помогло образованию и формированию ученических коллективов, не только основываясь на религиозном подходе, но и на светском, что не заставило себя ждать. Так в 1887 году было открыто женское училище в Иргизе, в последующие года были отрыты ещё 5 учебных заведений для девушек, где обучались к 1896 году 211 воспитанницы. Такие успехи были достигнуты благодаря преодолению реакционных традиций ислама.
Тем временем западная педагогика не стояла на месте. Трансформации в области образования и воспитания были вызваны, происходящими, изменениями в общественных отношениях, экономике, политике и других сферах человеческой деятельности. В этот период уже утвердились рыночные законы, один из которых гласил: «спрос рождает предложение» следуя ему от педагогики требовались новые подходы к образованию, которые бы могли удовлетворить возросшие требования к объёму получаемых знаний, умений и навыков. Становилось очевидным, что развитие промышленности без образования работников, повышения уровня их знаний невозможно. Тот же работник, по крайней мере, должен был знать грамоту, что бы иметь возможность ознакомиться с инструкцией по обслуживанию, эксплуатации оборудования и техники безопасности. Учитывая то, что главными экономическими критериями является оптимальное соотношение цены и качества, совсем не кажется удивительным то, что коллективные формы воспитания и обучения оказались вне конкуренции при широком внедрении образования. В связи с этим ученический коллектив получил не только новый трамплин для совершенствования, но и новые масштабы распространения. Где с использованием коллективных форм стало возможным обучение малообеспеченных слоёв населения.
Информация о работе Личность и коллектив в педагогической теории: история и современность