Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2011 в 19:14, контрольная работа
Начиная рассмотрение истории ученического коллектива, безусловно, просто необходимо обратиться, прежде всего, к самому термину и его определению, что бы с точностью знать предмет рассмотрения.
Введение…………...……………………………………………….……..3
1.Историко-философский аспект проблемы взаимоотношений коллектива и личности ………………………..………..……………………..….4
2.История ученического коллектива……………..……………………….7
3.Российская традиция коллективного воспитания………..……..…….13
Заключение………………………………………….……………….….23
Список использованной литературы………………………….…..……..24
На
западе обеспечением возросших потребностях
в области образования и
Наиболее известный из её представителей Эмиль Дюркгейм6 придерживался концепции стадий цивилизаций и коллективных представлений. По этой концепции человечество прошло исторические стадии, каждой из которых присущи свои идеалы воспитания - «коллективные представления». Под процессом обучения – он понимал приобщение каждого члена общества к «коллективным представлениям» данного времени. И ввиду этого Э.Дюркгейм был убежден в общественном характере педагогического процесса. Он полагал, что воспитанием является - методическая социализация ученика. Что же касается школы, то роль её заключалась в развитии набора интеллектуальных, нравственных и физических качеств, которые требует общество и среда. Основываясь на его трудах можно видеть что, по его мнению, в итоге воспитания должна была произойти индивидуальная социализация.
Кроме вышеупомянутого, Э.Дюркгейм был за дозированное управление процессом воспитания, чем поднимал вопрос о снижении роли учителя. В его время учителю отводилось первостепенное место, чем, по его мнению, наносился ущерб развитию самостоятельности у учащихся. В тоже время, выступая за снижение роли учителя, в качестве первостепенного фактора воздействия на ребёнка Э. Дюркгейм выдвигал школьный класс.
Такой подход был связан с пониманием роли ученического коллектива как целесообразной среды воспитания и становления нравственных сил личности.
Выдвигая на такую роль ученический коллектив, за педагогом, Э. Дюркгейм признавал обязанность бесстрастно и без личных эмоций исполнять общественный заказ по воспитанию отдельных личностей для всего общества.
Среди
остальных направлений в
Как видно из вышеописанного, коллективные формы в странах запада получили ещё большее распространение. Но, к сожалению развития идей, более глубокой проработки коллективных форм воспитания и тем более нового прорыва в данной области, не произошло. И поэтому утверждение, о переходе западной педагогической мысли в области изучения коллективных форм на экстенсивный путь, возможно, не будит звучать слишком смело.
Но если в странах запада произошло охлаждение интереса к коллективным формам воспитания, то в России напротив, они продолжили своё развитие. Работа в области изучения коллективных форм тесно связывалась с практикой.
Так,
в этот период, появляется множество
экспериментальных учебно-
Значительным
достижением С.Т. Шацкого стала
реализация, на деле единства педагогов
и детей в коллективе, а
также преодоления между ними
«смыслового барьера». Более того,
педагогическому коллективу удалось,
без применения административных мер
наказания, организовать взаимное, разумное
положительное влияние детей
друг на друга. Достижение таких
результатов кажется
К
началу 20века коммунистические идеи воспитания,
через которые красной нитью
проходила тема коллектива, были широко
распространены. И потому вызывает
интерес отношение к ним
Так
Зеньковский В.В. о коммунистических
идеалах воспитания писал: «Это воспитание
далеко от гуманизма, поскольку чуждо
пацифизму, взаимопомощи, симпатии ко
всему живому, любви к малой
родине и всей отчизне. Любовь к человечеству
заменяется служением классу, национальное
– интернациональным, духовное –
материальным». Более того, он
утверждал, что коммунистическое воспитание
изначально не может быть человеколюбивым,
поскольку делит детей по классовой принадлежности.
И с ним нельзя не согласиться, так как
при таком воспитании явно нарушалась
гармония между коллективом и личностью.
При таком воспитании интересы коллектива
ставились превыше личных, тогда как оптимальным
сочетанием было бы доминирование лишь
отдельных интересов коллектива, а в остальных
случаях должны были преобладать интересы
личности.
Заключение
Столь
обширная цитата приведена здесь
для того, чтобы определить основную
философскую предпосылку
Список использованной литературы
1. Бондаревская Е. В., Кульневич С. В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания. М., 1999.
2. Бордовская Н. В., Реан А. А. Педагогика. СПб., 2000.
3. Вульфов Б. З., Иванов В. Д. Основы педагогики в лекциях, ситуациях, первоисточниках. М., 1997.
4. Гессен
С. И. Основы педагогики. Введение в прикладную
философию / Отв. ред. и сост. П. В. Алексеев.
М., 1995.
Информация о работе Личность и коллектив в педагогической теории: история и современность