Любовь как основа позитивных отношений в современной семье

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 19:58, реферат

Описание

Семья составляет существенное звено в цепи социального бытия, ведь каждая нация и государство слагаются из отдельных семей: семья является первым базисом государства. Семья — это первичная ячейка общества, объединяющая супругов и их потомство. В семье отдельная личность, поступаясь некоторыми своими особенностями, входит в качестве члена в некое целое. Жизнь семьи связана с половым и возрастным разделением труда, ведением домашнего хозяйства, взаимной помощью людей в быту, интимной жизнью супругов, продлением рода, а, следовательно, воспроизведением рода, воспитанием нового поколения, а также с нравственно-правовыми и психологическими отношениями. Семья — важнейший инструмент индивидуального становления личности.

Работа состоит из  1 файл

МОЙ РЕФЕРАТ.doc

— 187.50 Кб (Скачать документ)

  Таким образом, любовь, прежде всего сексуальная любовь, является, по Фрейду, базисом человеческой культуры. Она не просто связывает одного человека с другим. Эрос объединяет семьи, племена, народы, нации в одно большое целое — человечество. 
 
 
 
 
 
 

  ТЕМА  ЛЮБВИ В РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ 

  Тема  любви всегда была очень близка русской  философии, много глубоких и удивительных страниц посвящено ей в произведениях В. Соловьева, В. Розанова, Н. Бердяева, С. Франка. Любовь, по общему мнению русских мыслителей, — это феномен, в котором наиболее адекватно проявляется богочеловеческая сущность личности. Любовь — важнейшая составляющая человеческого духа. Уже в физиологических основаниях любви — в половых особенностях человека, в брачных отношениях — русские мыслители открывают трансцендентные бездны, подтверждающие основную идею философии: человек есть самая великая и самая глубокая тайна Вселенной.

  Так, удивительный, яркий и неповторимый писатель и философ В.В. Розанов считал, что пол — это не функция и не орган, иначе не было бы любви, целомудрия, материнство и дитя не были бы само излучающими явлениями. Пол — это второе, едва просвечивающее в темноте лицо — потустороннее, не от мира сего. Никто, по Розанову, и не считает источники жизни потусторонними. Касание мирам иным гораздо более непосредственно происходит через пол и половое общение, более чем через разум или через совесть. Секунда зачатия человека — естественное построение ноуменального, глубинного плана его души. Тут и более нигде и никогда, хоть на секунду, но соединяются «пуповиной» земля и таинственное, не астрономическое, небо. Огонек новой зажигаемой жизни не от мира сего.

  Исходя  из такой метафизики пола, Розанов  создает и свою картину мира, которая предстает как живая связь всех вещей: человека, природы, истории, Бога, трансцендентного. Но связывает все это любовь, именно чувственная любовь, которая, несмотря на ее грозовые и временами разрушительные воздействия, драгоценна, велика и загадочна тем, что пронизывает все человечество какими-то жгучими лучами, но одновременно и нитями прочности.

  Брак, согласно Розанову, должен быть основан на любви, на половом инстинкте в самом глубоком метафизическом его смысле. Теперь же зачастую он является продолжением холостых удовольствий. Его строгая и действительная, в самом сердце зиждущаяся моногамия, или «вечность», теперь, по Розанову, вовсе недостижимы, они реально не осуществляются. Стоит ли удивляться, что пол, исключенный из «дыхания», из религии, не пронизываемый этим дыханием, не высвечиваемый религиозно, лег в основу «пассивной» семьи и номинально религиозного (лишь в минуту венчания) брака. Отсюда очень малое количество счастливых семей. Это, согласно Розанову, семьи, где сильно «животное» (в вышеприведенном смысле) начало, где члены семьи сбиты в «кучу», копаются друг около друга, живут в теплой атмосфере дыхания, у них есть чувство серьезности, если не религиозности, разлившееся на самый ритм брака, его реальное и длительное существо. В такой семье дети почитают своих родителей, почитают именно религиозно, а не благодарят за квартиру и стол. Дети — религиозные существа и находятся в религиозной связи с родителями. Это как разбежавшиеся слова одной молитвы, связь которых уже непонятна. Но лишь в этой связи постигается существо ребенка, неразрывная связь мужа и жены, любовь до гроба.

  Пренебрежение полом, его бездонной трансцендентностью, постепенно, по Розанову, ведет к  вырождению, к потере связи с «землей», с «материнством». Великая задача женщины, по его мнению, — переработать нашу цивилизацию, увлажнить ее сухие черты влажностью материнства, а «деловитость» ее — безгрешностью и святостью.

  Любовь, по мнению другого видного русского мыслителя Н. Бердяева, лежит уже в ином плане бытия, не в том, в котором живет и устраивается человеческий род. Любовь вне человеческого рода, она не нужна ему, перспективе его продолжения и устроения. В любви нет перспективы устроенной в этом мире жизни. В любви есть роковое семя гибели Ромео и Джульетты, Тристан и Изольда погибли от любви, и неслучайно их любовь несла с собой смерть. Любви всегда присущ безысходный трагизм в пределах этого мира. Над любовью нельзя ни богословствовать, ни морализировать, ни социологизировать, ни биологизировать, она вне всего этого, она не от мира сего, она нездешний цветок, гибнущий в среде этого мира. Любовь скинута со всех мирских расчетов, и поэтому проблема пола, брака и семьи решалась вне проблемы любви.

  Любовь  — свободное художество. В творческом акте любви раскрывается твор ческая тайна лица любимого. Любящий прозревает любимого через оболочку при родного мира, через кору, лежащую на всяком лице. Это есть путь к раскрытию тайны лица, к восприятию лица в глубине его бытия. Любящий знает о лице любимого то, чего весь мир не знает, и любящий всегда более прав, чем весь мир.

  Не  любящий знает лишь поверхность  лица, но не знает его последней  тайны.

  Права любви абсолютны и безусловны. И нет такой жертвы, которая  не была бы оправдана во имя любви. В любви нет произвола личности, нет безудержного личного желания. В любви воля более высокая, чем человеческая. Именно божественная воля соединяет любящих, предназначает их друг другу. Поэтому любовь всегда космична, нужна для мировой гармонии, для божественных предназначений. Поэтому не может быть, не должно быть неразделенной любви, ибо любовь выше человека. Неразделенная любовь — грех против мировой гармонии, против начертанного в мировом порядке андрогинического образа. И вся трагедия любви — в мучительном искании этого образа, космической гармонии.

  Одно  из самых больших и доступных  человеку чудес, говорит Семен Франк, — это непостижимое чудо явления  другого, второго «я».

  В любви человек действительно  может «выскочить из собственной  кожи», прорвать скорлупу своего эгоизма, своего абсолютного, ни с чем несравнимого значения. В любви «ты» — не просто мое достояние, разъясняет Франк, не про сто реальность, находящаяся в моем владении и существенная лишь в пределах моего само бытия. Я не вбираю «ты» в себя, напротив, сам «переношусь» в него, оно становится моим только в том смысле, что я сознаю себя принадлежащим ему. Здесь впервые открывается возможность познания изнутри, познания другого в его знаковости и единственности через сопереживание. Это познание есть тем самым и признание. Лишь на этом пути, через любовь «ты» становится для меня вторым «я». В любви «ты» открывается как личность, нам становится доступным откровение святыни личности, которую мы не можем не любить благоговейно даже в самом преступном, извращенном, озверелом человеке.

  Конечно, не существует совершенной, «чистой» любви, потому что никогда до конца не снимается момент чуждости «ты». Капля  горького разочарования содержится в самом интимном и счастливом отношении «я — ты». Всегда остается не преодоленным некоторый осадок несказанного, невыразимого, лишь самому себе молчаливо открывающегося одиночества. Мое внутреннее одиночество — это мое своеобразие, это моя субъективность, от которой нельзя изба виться никаким трансцендированием, никакой сверхсильной любовью. В этом смысле и самая интимная любовь даже не имеет права пытаться проникнуть в это одиночество, вторгнуться в него и преодолеть его через его уничтожение, ведь это значило бы разрушить само внутреннее бытие любимого. Любовь должна быть — Франк приводит слова P.M. Рильке — нежным сбережением одиночества любимого человека

  В самой своей сути любовь есть религиозное  восприятие конкретного живо го существа, видение в нем некоего божественного  начала. Всякая истинная любовь есть, с  точки зрения Франка, религиозное  чувство, и именно это чувство христианское сознание признает основой религии вообще. Все остальные виды любви — эротическая, родственная — суть лишь зачаточные формы истинной любви, цветок на стебле любви, а не ее корень. Любовь как религиозное чувство в своей основе не есть просто любовь к Богу. Любовь к Богу, купленная ценой ослабления или потери любви к живому человеку, вовсе не есть настоящая любовь. Любовь, наоборот, постепенно научает любящего воспринимать абсолютную ценность самой личности любимого. Через внешний, телесный и душевный облик любимого мы, по Франку, проникаем к тому глубинному его существу, которое этот облик выражает — к тварному воплощению божественного начала в человеке. Иллюзорное обоготворение эмпирически-человеческого преобразуется в благоговейно-любовное отношение к индивидуальному образу Божию, к богочеловеческому началу, которое есть в любом, самом несовершенном и порочном человеке.

  Религиозная, христианская суть любви не имеет ничего общего с рационалистическим требованием всеобщего равенства и альтруизма, который постоянно вновь и вновь возрождался во многих идейных течениях — от софистов пятого века до коммунистического «Интернационала». Нельзя любить как человечество, так и человека вообще, можно любить только данного, отдельного, индивидуального человека во всей конкретности его образа. Любящая мать любит каждого своего ребенка в отдельности, любит то, что есть единственного, несравнимого в каждом из ее детей. Универсальная, всеобъемлющая любовь не есть ни любовь к «человечеству» как некому сплошному целому, ни любовь к «человеку вообще»; она есть любовь ко всем людям во всей их конкретности и единичности каждого из них.

  Такая любовь объемлет не только всех, но и  все во всех, она объемлет полно  ту многообразия людей, народов, культур, исповеданий и в каждом из них — всю полноту их конкретного содержания. «Любовь, — говорил Франк, — есть радостное приятие и благословение всего живого и сущего, та открытость душ и, которая открывает свои объятия всякому проявлению бытия как такового, ощущает его божественный смысл»'.

  Как общая установка любовь впервые  открыта христианским сознанием. В  христианстве сам Бог есть любовь, то есть сила, преодолевающая ограниченность, замкнутость, обьединенность нашей души и все субъективные ее пристрастия. В любви к другому человеку дело обстоит так, как если бы обретенное мною через самоотдачу «ты» даровало мне мое «я», пробуждало его к истинно обоснованному, положительному, бесконечно богатому бытию. «Я «расцветаю», «обогащаюсь», «углубляюсь», впервые начинаю вообще подлинно «быть» в смысле опытно-осознанного внутреннего бытия, говорит Франк, когда я «люблю», то . есть самозабвенно отдаю себя и перестаю заботиться о моем замкнутом в себе «я». В этом и заключается чудо или таинство любви, которое при всей его непостижимости для «разума» самоочевидно непосредственному живому опыту».

  Любовь  к людям как природное расположение и сочувствие, не имеющее религиозного корня и смысла, есть нечто шаткое и слепое, поскольку, считает Франк, истинное основание любви к ближнему заключается в благоговейном отношении к божественному началу личности, т.е. в любви к Богу. Если Бог есть любовь, то иметь и любить Бога и значит иметь любовь, т.е. любить людей. Следовательно, наше отношение к ближнему, ко всякому человеческому и ко вся кому живому существу вообще совпадает, по Франку, с нашим отношением к Богу. И то и другое суть единый акт преклонения перед Святыней. Любовь и вера здесь совпадают между собой. Любовь — радостное и благоговейное видение божественности всего сущего, непроизвольный душевный порыв служения, удовлетворение тоски души по истинному бытию через отдачу себя другим — эта любовь, говорит Франк, есть сама сердцевина веры.

  Христианство, будучи поклонением Богу, есть одновременно религия Богочеловека и Богочеловечности, и оно является религией любви, ибо открывает в таком естественном чувстве, как любовь, великое универсальное начало, норму, идеал и цель жизни. После распространения христианства мечта о реальном осуществлении всеобщего царства братской любви не может уже исчезнуть. Чело век, утверждает Франк, часто попадает на ложные пути в стремлении установить это царство, чаще всего видит этот путь через принудительный порядок, но любовь может — вплоть до просветления мирового бытия — лишь несовершенно и частично реализовываться в мире, оставаться лишь путеводной звездой. И тем не менее, считает Франк, если душа узнала, что любовь есть оздоровляющая, благодарствующая сила Божия, никакое глумление слепцов, безумцев и преступников, никакая холодная жизненная мудрость, никакие приманки ложных идеалов — идолов — не могут поколебать ее, истребить это знание спасительной истины.

  Стремление  к установлению всеобщего царства  любви через принудительный порядок  обнаруживает, что вера русского интеллигента-революционера  обязывает его к ненависти — ненавидеть всех и все, что мешает осуществлению его утопических идеалов. Ненависть, по Франку, способствует разрушению и является двигателем разрушения, тогда как любовь есть двигатель творчества и укрепления. Разрушительные силы иногда нужны в человеческой жизни и могут служить творческим целям, но замена всего творчества разрушением, вытеснение всех социально-гармонизирующих аффектов дисгармонирующим началом ненависти есть на рушение и искажение нормального соотношения сил в нравственной жизни. Конечно, человеческая жизнь пронизана борьбой, человек часто наталкивается на препятствия, встречается с врагами, но борьба всегда должна рассматриваться как временное, необходимое зло, она не может без вреда для общества долго препятствовать социальному сотрудничеству. Литература, искусство, наука, религия вырождаются, когда в них борьба с чужими взглядами вытесняет самостоятельное творчество новых идей. Нравственность гибнет, когда отрицательные силы порицания, осуждения, негодования начинают преобладать в моральной жизни над положительными мотивами любви, одобрения, признания сосредоточенность на недостатках и слабостях «любимого» человека. Индивид прекрасно видит даже маленькие слабости другого человека и, беспощадно обличая их, охотно закрывает глаза на свои собственные пороки. Если два человека делают это одновременно, то их любовные отношения превращаются в пытку постоянного взаимного разоблачения.

  Состояние постоянной борьбы в сегодняшнем  российском обществе, борьбы всех против всех, привело к неслыханному общему ожесточению, к забвению того факта, что любовь — это не сентиментальное чувство, не каприз настроения и не ослепляющая болезнь, это вообще не только и не столько человеческое качество или способность, а объективный закон существования человеческого мира. Любовь — это усилие во что бы то ни стало остаться живым, не поддаться омертвляющему воздействию «мира»: ненависти, насилию, автоматизму мышления и поведения, сохранить в себе искру божественного начала. 
 
 
 
 
 

  ЛЮБОВЬ – ОСНОВА СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬИ, ТАК ЛИ ЭТО? 

  Семья - это союз мужчины и женщины, основанный на доверии и понимании, сопереживании различных аспектов жизни, позитивном эмоционально-чувственном восприятии друг друга. Соединяющей силой в семье является взаимная привлекательность супругов, способность удовлетворять физические и духовные потребности. 
    Любовь - основа романтических взаимоотношений между мужчиной и женщиной, основа восторгов и восхищений. Любовь - высшее блаженство. Состояние любви естественно для человека, оно прекрасно, ибо раскрывает в нас самое лучшее, облагораживает и одухотворяет. Еще Платон утверждал: “Кто любит за высокие нравственные достоинства, тот остается верен всю жизнь, потому что он привязывается к чему-то постоянному”. Непередаваемы страдания, стремления и надежды влюбленных, когда они вдали друг от друга, радости и наслаждения, когда они близки. Мечта всех влюбленных соединиться друг с другом, жить вместе, заключить брак. И, казалось бы, такой брак должен быть самым красивым, самым прочным и счастливым. Что же становится причиной для разрушения счастливой пары? Не всегда однозначно можно ответить на этот вопрос. Конечно, взаимодействие мужчины и женщины в состоянии любви прекрасно. Трудно возражать тем, кто проповедует и пытается жить только по принципу любви, ибо это прекрасно. В повседневной же жизни, мы постоянно убеждаемся в том, что многое в этом реальном мире делается не по большой любви. Суровая действительность такова, что мужчина и женщина соединяется по самым разным мотивам, в числе которых любовь занимает очень небольшой процент. 
     Двадцать лет занимаясь семейными проблемами, как врач-сексолог, психотерапевт, разбирая различные преграды на пути любви, здоровья и крепкой семьи, я все больше и больше вижу неблагополучные, неустроенные, проблемные семьи, а вместе с тем самые разные расстройства здоровья, в том числе и сексуального как у мужчин, так и женщин. Вижу, что браки, которые заключаются по обоюдной любви, очень часто, к сожалению, распадаются, в отличие от тех браков, которые заключаются по расчету. Что же является причиной неудач?  
     Конечно же, влюбленные, находясь в эмоциональном состоянии, зачастую идеализируют друг друга, наделяют свою половинку несуществующими качествами характера. Желание быть с любимым, особенно когда любовь взаимна, это прекрасно, вместе с тем иррациональная природа романтической любви часто туманит наше сознание, что является причиной того, что мы не замечаем потенциальных проблем и не задумываемся над тем, что произойдет, когда страсть угаснет. К сожалению, нередко любовь в браке может погаснуть. Это тот случай, когда любовь не выдерживает проверки браком, бытом, повседневностью. Когда с высоты романтических грез влюбленные уже спускаются на землю не только с определенными правами, но и массой обязанностей друг перед другом, родственниками, друзьями, то встают новые проблемы, решать которые надо только им. 
     И поэтому очень редко брак соответствует красивому окончанию сказки “…и с тех пор они жили счастливо…”. Куда труднее любить, когда нужно вставать в три часа ночи к плачущему ребенку, когда в очередной раз обед не готов, а рубашка не поглажена, когда веет табачным перегаром, а ночной футбольный матч по телевизору существенно портит всю идиллию ночи… В реальной жизни лишь не многие супружеские пары сохраняют отношения, полные любви и тепла. Даже в браках по взаимной любви сила ее со временем угасает в зависимости от того, как супруги воспринимают самые заурядные бытовые проблемы. Периодически и муж, и жена могут даже ненавидеть друг друга, долго держать обиду, а затем снова воспылать любовью. 
     Любовь можно укрепить, сохранить, постоянно привнося в нее свои чувства и прилагая определенные усилия. Постоянно лелея и ухаживая, отдавая друг другу тепло, разделяя взаимные интересы и ответственность, супруги имеют больше шансов на долгую любовь. Вместе с тем обещания любить, которые нередко дают влюбленные друг другу, формальны, так как никто не имеет способности волевым актом их выполнить. Это всегда пожелание, которое никто не может гарантировать, - как получится. Заключение брака, узаконенные отношения, также не могут спасти любовь, оживить ее, когда она умирает. 
     Несмотря на то, что для достаточно многих молодых людей любовь является первостепенной для создания семьи, родители все же “устраивают” брак традиционно: согласно обычаям, традициям и др. Родительский выбор, скорее расчет, особенно в нашей республике все же играет главную роль при выборе невесты или жениха. Это во многом помогает стабилизировать социально-экономический уклад, создать прочные устои семейной жизни. Обе стороны перед бракосочетанием, (иногда даже с момента рождения могут уже принять решение о замужестве дочери, женитьбе сына) и не рассчитывают, что брак их детей будет строиться на основе любви. Не уделяя этому большого значения. Рассчитывать приходиться лишь на то, что с годами их взаимная ответственность и преданность возрастут. “Стерпится, - слюбится”, повторяют они чужие слова, особенно на них и не рассчитывая. Молодые же во внимание берут необходимость, прежде всего, угодить родителям, которые уже имеют жизненный опыт, а также как им кажется, проявляя при этом заботу и любовь к старшим, сохраняя и почитая традиции, обычаи рода (тухума). 
    Очень распространенными в Дагестане являются близкородственные браки, когда для сохранения чистоты рода (тухума) негативно относятся к браку на стороне и стараются не допускать этого. Именно близкородственные браки позволили многим малочисленным народам выжить и продолжить свой род. Издревле существуют обычаи, когда младший в семье (брат, сестра) не может создать семью, покуда не определится старший. Еще в некоторых аулах нередко встречается обычай брать в жены ближайшую родственницу (двоюродную сестру) сразу после достижения ее совершеннолетия. Иначе девушка рискует засидеться в старых девах. “Свои не взяли, может порок какой у невесты”, - рассуждают женихи и их родители. Весьма скрупулезно “выбирается” невеста, поскольку это не только хранительница очага, мать будущих детей, но и хозяйка дома, которая обязана уметь все: создать уют, встретить гостей, накрыть искусно стол (ничуть не хуже других). Немало традиций и обычаев, связанных с бракосочетанием по любви, канули в прошлое. Что это – эволюция? Любовь уступает прагматизму и расчету? 
    “О времена, о нравы”, - говорили раньше мудрецы. Действительно в нашей стране идут демократические преобразования, многих людей привлекает свободное общество. Все чаще мы слышим не только о свободных взаимоотношениях между мужчиной и женщиной, то есть гражданском браке, и все меньше, к сожалению, о браках по любви. Познать любовь и обрести спутника жизни, до самого конца жизни, это бесспорно, прекрасно. Однако суровая реальность такова, что большинство из нас куда активнее учатся играть на компьютере, чем повышать свой культурный уровень, а также быть терпимым по отношению друг к другу. Любовь, часто не выдерживает, к сожалению, испытаний браком, потому так много разводов. Напротив же, браки по расчету оказываются более стойкими. Материальное благополучие в таких семьях, постоянная опека родителей, близких, тех, кто благословил этот союз (а значит, ответственны за все сложности на их пути) способствуют его прочности. 
     Подобно многим встречающимся в жизни явлениям, выбор спутника в значительной степени основан на здравом смысле и интуиции в сочетании с долей везения. Удачный брак - это не столько умение находить подходящего человека, но и способность самому быть таким, постоянно адаптироваться и учиться. 
     Семья в нашем проблемном обществе испытывает сегодня различные сложности. Требования к семье меняются, возможно, от того что мы стали другими и общество стало другим. Наиболее сложными представляются стабильные романтические отношения между мужчиной и женщиной, потому что разрушаются этические, нравственные ценности, элементарные нормы культуры, которые всегда так почитались на Востоке. Люди все больше перестают жить сердцем, душой, все меньше доверяют интуиции, любви, Богу.  
      Поэтому, все больше людей создают семьи не по любви. Все больше мужчин и женщин взаимодействуют между собой по самым разным мотивам. Любовь становиться редкостью. Ее игнорируют. К чему движется общество, к отчужденности, прагматизму, расчетливости. О чем свидетельствуют наблюдения врачей, сексологов, психологов, социологов. Воспитание любви, половое просвещение, духовное развитие, привитие общечеловеческих норм морали, нравственности, культуры - все вместе, позволит облагородить наше общество, сделать его восприимчивым к любви, следовательно, и научит прощать. Ведь чем благополучнее наше общество, тем крепче семья, счастливее люди, здоровее поколение.  
 
А всему основа, все же любовь! Нам хочется, чтобы было так. Хотя повседневная реальность, к сожалению, иная. 
    За основу берется, особенно для жениха, материальная обеспеченность (наличие долга, работы), происхождение (тут имеет большое значение национальность, вплоть с какого села и тухума), в определенной степени возраст (все же родители желают выдать дочь за молодого человека, хотя это удается не всем). Редко слышишь требование, чтобы у него было высшее образование. Для невесты же важным является – скромность, умение оставаться в тени, под этим очень часто подразумевают целомудрие, девственность, очень часто большое значение придают хозяйственности, под которым понимают умение вести всю домашнюю работу (готовить, стирать, убирать, ходить за продуктами, копать огород и т.д.)так на плечи жены накладывается вся работа по дому – способность ее выполнять, одно из основных требований при подборе невесты. Еще одним из важных требований к невесте является беспрекословная подчиняемость, непререкаемость мужу, вплоть до рукоприкладства со стороны мужа, при неподчинении жены и это, как бы, оправдывается со стороны общества. В этом списке требований красота, внешний вид девушки имеет не самое первостепенное значение, как и физические данные, внешний вид жениха. Не часто жених и невеста имеют возможность подробно изучить и понять друг друга. Иногда даже браки заключаются, когда жених и невеста лишь издали, видели друг друга или даже не виделись до первой брачной ночи. И все эти требования к жениху и невесте разбираются родителями и родственниками, не всегда привлекая молодых к обсуждению.  
    Большинство браков заключаются таким образом по родительскому расчету, часть браков заключаются также по расчету, но уже по инициативе молодых, где имеет место в основном те же требования. Браки по любви, особенно у молодых, в первый раз создающих семью, случаются реже. Еще меньше таких случаев, когда люди живут вместе, и только потом сознательно оформляют брак. 
    С одной стороны старые традиции и обычаи, которые применяют сегодня, создают много трудностей для создания и благополучия семьи. С другой стороны, те преобразования, происходящие в обществе (политические, экономические, падение духовно-нравственных ценностей) пытаясь подрывать старые традиции, прежде всего, к сожалению, помогают их позитивные аспекты. Те, кто видят свободу сексуальных взаимоотношений с экранов телевизора, других СМИ, пытаются защитить себя с ужесточением требований к браку, контролем над молодыми. Все больше начинает играть свою роль экономический фактор, делая брак зависимым в первую очередь от материального благополучия.
 
 
 
 

Информация о работе Любовь как основа позитивных отношений в современной семье