Логопедическая работа по профилактике нарушений речи у детей раннего возраста в ДОУ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 11:24, курсовая работа

Описание

Речь является средством общения людей и формой человеческого мышления. Различают внешнюю и внутреннюю речь. Для общения друг с другом люди пользуются внешней речью. Разновидностями внешней речи являются устная и письменная речь. Из внешней речи развивается речь внутренняя («думание»), которая позволяет человеку мыслить на базе языкового материала.
Речь не является врожденной способностью человека, она формируется постепенно, вместе с развитием ребенка. Словарь и грамматический строй развиваются и совершенствуются постоянно не только в дошкольном возрасте, но и в процессе обучения в школе. Правильное звукопроизношение формируется у ребенка в основном к четырем-пяти годам. Поэтому воспитание правильного произношения всех звуков родного языка должно быть закончено в дошкольном возрасте

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические аспекты профилактики речевых нарушений у детей раннего возраста в ДОУ
1.1 Общая характеристика развития и становление речи детей раннего возраста
Классификация и причины нарушения речи у детей
Профилактика нарушения речи в ДОУ
1.4 Общие принципы обследования речи детей раннего возраста
Глава 2. Экспериментальный анализ исследования речи детей раннего возраста и профилактика речевых нарушений
Организация экспериментального исследования
Методы обследования речи и профилактики речевых нарушений
Результаты экспериментального исследования
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Диплом.docx

— 86.54 Кб (Скачать документ)

Логопедическая  работа по профилактике нарушений речи у детей раннего возраста в  ДОУ

Введение                                                                                                                   

Глава 1. Теоретические       аспекты профилактики речевых нарушений  у детей раннего возраста в  ДОУ    

               1.1 Общая характеристика развития  и становление речи детей раннего  возраста

    1. Классификация и причины нарушения речи у детей                                          
    2. Профилактика нарушения речи в ДОУ

             1.4 Общие принципы обследования речи детей раннего возраста

Глава 2. Экспериментальный анализ исследования речи детей раннего возраста и профилактика речевых нарушений

    1. Организация экспериментального исследования                                                        
    2. Методы обследования речи и профилактики речевых нарушений                                                       
    3. Результаты экспериментального исследования    

Заключение

Список использованной литературы                         

Глава 1. Теоретические  аспекты профилактики речевых нарушений  у детей раннего возраста в  ДОУ

 

    1. Общая характеристика развития и становление речи детей раннего возраста

          Речь является средством общения людей и формой человеческого мышления. Различают внешнюю и внутреннюю речь. Для общения друг с другом люди пользуются внешней речью. Разновидностями внешней речи являются устная и письменная речь.  Из внешней речи развивается речь внутренняя («думание»), которая позволяет человеку мыслить на базе языкового материала.

Речь не является врожденной способностью человека, она формируется постепенно, вместе с развитием ребенка. Словарь и грамматический строй развиваются и совершенствуются постоянно не только в дошкольном возрасте, но и в процессе обучения в школе. Правильное звукопроизношение формируется у ребенка в основном к четырем-пяти годам. Поэтому воспитание правильного произношения всех звуков родного языка должно быть закончено в дошкольном возрасте.

Для нормального становления  речи ребенка необходимо, чтобы кора головного мозга достигла определенной зрелости, а органы чувств - слух, зрение, обоняние, осязание - были достаточно развиты. Особенно важно для формирования речи развитие речедвигательного и речеслухового анализаторов.

Анализаторы - сложные нервные  механизмы, производящие тончайший  анализ всех раздражений, воспринимаемых организмом высших животных и человека из внешней и внутренней среды. К анализаторам относятся все органы чувств (зрения, слуха, вкуса, обоняния, осязания), а также специальные рецепторные аппараты, заложенные во внутренних органах и мышцах.

Для своевременного развития речи взрослые, окружающие малыша, должны постоянно общаться с ним, стремясь вызвать ответную реакцию. Особое значение в период раннего детства для развития ребенка имеет его взаимодействие с матерью, как с самым близким и важным человеком в его жизни. Многие исследователи, занимающиеся проблемами материнства (И. С. Кон, Е. О. Смирнова, Т. М. Сорокина, Р. В. Овчарова и др.), выделяют характерные особенности такого общения и механизмы его влияния на становление психических функций, эмоциональное развитие ребенка, его познавательную активность. В работах большинства исследователей главный акцент делается  на эмоциональную сферу матери. Мать, воспитывающая ребенка, должна обладать достаточной эмоциональной зрелостью и позитивным отношением к себе и окружающим. Особенности речи матери, то, как она строит свое общение с ребенком, – все  это не может не сказываться на языковом и личностном развитии ребенка. Известно, что даже на самых ранних этапах жизни ребёнка его общение с мамой имеет форму диалога. Малыш отвечает на обращения мамы оживлением общих движений, улыбкой, произнесением разных звуков. Необходимо создавать условия для разнообразных двигательных реакций крохи, способствовать голосовым «играм» младенца. Формирование речевой функции тесно связанно с развитием общей моторики и, в особенности с мелкой моторикой рук. Поэтому полезно делать ребёнку массаж кистей рук, а позже использовать пальчиковые игры и пальчиковую гимнастику.

Понимание речи происходит у ребенка путем установления связи между словами, произносимыми  взрослыми, и предметами, окружающими  ребенка. Необходимо объяснять родителям, что они поступают неправильно  в тех случаях, когда стремятся  по мимике и жестам угадать желания  ребенка. При этом у него не появляется необходимости в голосовых реакциях и произнесении звуков и слов.

 Как уже было отмечено, важным в ранние периоды развития  речи является общение ребенка  с взрослым. Но при этом к  речи взрослого предъявляются  особые требования. Речь взрослого  является образцом для подражания, поэтому она должна быть образцовой во всех отношениях: грамматически правильной, интонационно выразительной, не громкой, не быстрой, четкой и не многословной, богословие затрудняет понимание высказываний взрослого и поэтому тормозит формирование активных реакций у ребенка в ответ на обращенную к нему речь. Исключительно, важное значение имеет интонационная выразительность речи. Бедность интонации отрицательно влияет на развитие понимания значений слов и усвоение активного словаря.

Лингвистическое воспитание ребенка должно начинаться рано и  в первые годы жизни совершаться на родном языке. Усвоение двух языковых систем на раннем этапе развития речи может быть для ребенка трудной задачей. Если малыш слышит кроме родного языка еще и другой язык, то его речь может развиваться медленнее, а в некоторых случаях появляются многочисленные итерации, переходящие иногда в запинки судорожного характера. В этом плане в семье должны быть установлены взаимопонимание и единый подход, которые позволят ребенку в последующем овладеть в совершенстве двумя и более языковыми системами.

Желательно, чтобы члены  семьи были информированы о ходе развития речи в норме и, в соответствии с этим, предъявляли к речи ребенка  реальные, а не завышенные требования. Формировать речевые умения нужно  соответственно возрастной норме. Не нужно в начальном периоде развития речи перегружать ребёнка усвоением трудных для произношения и малопонятных слов, заучиванием стихов и песен, не соответствующих возрасту.

При общении с ребенком, который уже научился говорить, следует  задавать ему простые вопросы  и терпеливо ждать ответа, уметь  выслушать малыша и правильно  ему ответить. Темп развития речи и расширения словарного запаса в немалой степени зависит от того, сколько времени родители и другие взрослые уделяют общению с ребенком. Взрослые должны внимательно вслушиваться в речь малыша и повторять правильно те слова, которые он искажает. Воспроизводя звуки и слова по подражанию, ребенок постепенно исправляет свою речь. Особенно неразумным представляется «сюсюкание» с детьми, выражающееся в подлаживании взрослых под детскую речь с воспроизведением при этом всех имеющихся в ней неправильностей. Здесь ребенок лишается даже необходимого стимула для совершенствования своей речи.

В процессе становления речи дети проходят через так называемые физиологические запинки, что проявляется  в прерывистом речевом потоке, многократном повторении слогов и слов, произнесении слов в период вдоха. Эти  явления, так же как и ненормативное для родного языка звукопроизношение, связаны главным образом с незрелостью координаторных механизмов в деятельности периферического речевого аппарата и исчезают сами собой к 4-5 годам. Однако эти запинки могут перейти в настоящую речевую патологию, если в этот период ребёнка будет окружать напряжённая психологическая обстановка в семье или его речевое воспитание будет неправильным.

Ребенок в этот период должен быть огражден от пребывания в конфликтных  ситуациях, от участия в эмоционально значимых для него мероприятиях. Социально-психологическая  среда должна быть специально организована в целях стабилизации его эмоционального состояния. Помочь становлению нормальной речи можно, разучивая с ребёнком короткие ритмичные стихи и песни, пением и декламацией сопровождая движения (например, маршировка).

Большое значение для развития речи имеет сенсорное воспитание и развитие игровой деятельности. Формирование речевой функции должно осуществляться параллельно с изучением  окружающей среды. Правильное восприятие предметов, накопление представлений  и знаний о них происходит благодаря  теснейшему взаимодействию речевого и  сенсорного развития.

Известно, что нарушения  речи отражаются на психическом развитии ребёнка, формировании его личности. Иногда с детьми, у которых есть нарушения речи, родители стараются  меньше разговаривать. Этим они наносят  вред речевому и психическому развитию ребёнка. Если ребёнок не говорит, то все окружающие должны как можно больше разговаривать с ним.

Важно вовремя предупредить и устранить целый ряд вредных последствий неисправленной речи у ребенка, которые могут выражаться в следующем:

  1. Задержка в умственном развитии ребенка, так как речь не только обогащает мышление содержанием, но и формирует его.
  2. Тяжелые психические переживания ребенка из-за недостатков своей речи (проявляющиеся уже к 5 годам).
  3. Затруднения в школьном обучении (вторичные речевые нарушения: дислексия, дисграфия).
  4. Нарушение стройного течения занятий в классе при наличии плохо говорящих, из-за смеха одноклассников, слезы и отказ отвечать.
  5. В будущем - личные проблемы и ограничения в выборе профессий.

         Процесс становления у детей первой функции речи, т.е. овладения речью как средством общения, в течение первых лет жизни проходит несколько этапов.

         На первом этапе ребенок еще не понимает речи окружающих взрослых и не умеет говорить сам, но здесь постепенно складываются условия, обеспечивающие овладению речью в последующем. Это довербальный этап. На втором этапе осуществляется переход от полного отсутствия речи к ее появлению. Ребенок начинает понимать простейшие высказывания взрослых и произносит свои первые активные слова. Это этап возникновения речи. Третий этап охватывает все последующие время вплоть до 7 лет, когда ребенок овладевает речью и все более совершенно и разнообразно использует ее для общения с окружающими взрослыми. Это этап развития речевого общения.  

        Анализ поведения детей раннего возраста проведенный Лубовским В.И.  показывает ничто в их жизни и поведении не делает для них необходимым употребление речи. Лишь присутствие взрослого, который постоянно обращается к детям со словесными высказываниями и требует адекватной на них реакции, в том числе речевой, заставляет ребенка овладевать речью (16).

          Мищерекова С.Ю., Авдеева Н.Н.  выделяют следующие этапы развития речи детей в процессе общения (1).

          Довербальный этап развития речи

       Подготовительный этап охватывает 1-й год жизни детей. Он имеет чрезвычайное значение в генезисе вербальной функции ребенка.

      На протяжении первого года ребенок, меняет по крайней мере две формы общения с окружающими взрослыми. К двум месяцам у него складывается ситуативно-личностное общение с близкими взрослыми. Оно характеризуется следующими чертами:

- общение находится на  положении ведущей деятельности  детей, опосредуя все их остальные  отношения с миром.

- содержание потребности детей в общении сводится к нужде в доброжелательном внимании взрослых, ведущим среди мотивов общения является личностный мотив.

- основным средством общения с окружающими людьми, служит для младенцев категория выразительных движений и поз.

        В конце первого полугодия ребенок, овладевший хватанием, переходит на уровень второй, более сложной формы общения со взрослыми. Это ситуативно-деловое общение. Оно отличается такими особенностями:

1. общение разворачивается  на фоне предметных манипуляций,  составляющих новый вид деятельности  ребенка, которая занимает положение ведущей.

2. содержание потребности  детей в общении обогащается  новым компонентом стремлением  ребенка к сотрудничеству, к совместному  действию с окружающими взрослыми,  этот компонент не отменяет  прежней нужды детей в доброжелательном  внимании взрослых, а соединяет  с ней.

3. ведущим среди мотивов  общения становится деловой мотив,  так как дети, побуждаемые практическими  задачами манипулятивной деятельности, ищут теперь контактов с взрослыми.

4. основным средством  общения с окружающими людьми  для младенцем служит категория изобразительных движений и позпредметных действие преобразованных для функционирования в качестве коммуникативных сигналов (14).

         Эмоциональные и первые простые практические контакты, замыкающиеся между детьми и взрослыми в рамках двух первых форм общения, не требуют от ребенка владения речью, он ею и не овладевает. Однако сказанное не обозначает, что младенец вообще никак не сталкивается с речью. Как раз наоборот: словесные воздействия составляют большую и значительную часть поведения взрослого по отношению к ребенку. Поэтому можно предполагать, что у младенцев рано появляется особое отношение к звукам речи вследствие их неразрывной связи с фигурой взрослого человека, составляющей для ребенка центр мира на этапе ситуативно-личностного общения и. весьма важную его часть на этапе ситуативно-делового общения (13).

Информация о работе Логопедическая работа по профилактике нарушений речи у детей раннего возраста в ДОУ